Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонек» Подготовила: педагог дополнительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Advertisements

Земля наш общий дом
МДОУ «Суксунский детский сад «Колокольчик» Автор: Чугина Ю.В. воспитатель.
Ф ОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Воспитатель ГПД МОУ прогимназии 10 «Россияночка» Кленкова.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
«МЫ ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ!» СРЕДНЯЯ ГРУППА 1 «ЗВЕЗДОЧКИ» Воспитатель: Михрлиева Оксана Ахмедовна.
Проект Проект «Птицы – наши друзья» Подготовили: Ромадина И.В. Зуева Т.В. Зуева Т.В.
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
Тема: «Цветы прекрасные друзья – их любят все и ты и я!» Старший дошкольный возраст. Создатель презентации Воспитатель первой квалификационной Категории.
Астанина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 120.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ЖИЗНЬ БЕЗ МУСОРА» Учителя начальных классов Хаптахаева К.С.,Бужгеева Э.Б. и Болотова С.А. и учащиеся 2- 4 классов.
Формирование экологической культуры дошкольников через знакомство с комнатными растениями Подготовила: Воспитатель средней группы Жемкова К.Д.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель первой категории Никишева Галина Ефремовна МДОУ детский сад 155.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом.
ТЕМА: «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры в процессе ознакомления с природой родного села» Торопова Н.В МБДОУ д/с « Росинка»
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Воспитание гуманного осознанного отношения к растительному и животному миру Воспитатель Никеенкова Екатерина Павловна МДОУ «ЦРР – д/с 153 г. Магнитогорска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Брусничка» г. Томмот.
Экологическая культура школьников Автор: Молчанова Елена, ученица10«А» класса ГБОУ СОШ 276, Руководитель: Носова Е.Н., учитель биологии ГБОУ СОШ 276.
Транксрипт:

Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонек» Подготовила: педагог дополнительного образования Антонова Татьяна Анатольевна

Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Формированием экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. [6, 34-37]. Формированием экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. [6, 34-37]. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания, находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. [4;5]. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания, находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. [4;5]. В настоящее время, которое характеризуется повсеместным экологическим кризисом, техногенными катастрофами, необходимо приложить максимум усилий, чтобы воспитать у детей чувство благодарности к природе и чувство ответственности за её состояние. В настоящее время, которое характеризуется повсеместным экологическим кризисом, техногенными катастрофами, необходимо приложить максимум усилий, чтобы воспитать у детей чувство благодарности к природе и чувство ответственности за её состояние.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы. Современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы, её варварское использование, безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы, её варварское использование, безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыт хотя бы одну тайну природы. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыт хотя бы одну тайну природы. Для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы необходимо проводить целевые прогулки и наблюдения. Для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы необходимо проводить целевые прогулки и наблюдения. Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными, умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными, умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Для формирования экологической культуры детей используются различные формы и методы. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как: Для формирования экологической культуры детей используются различные формы и методы. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как: экскурсии; экскурсии; наблюдения объектов в природе; наблюдения объектов в природе; беседы; беседы; игры; игры; праздники; праздники; КВНы, викторины. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее приемлемы игровые формы работы. Игровая деятельность дошкольников и младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. КВНы, викторины. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее приемлемы игровые формы работы. Игровая деятельность дошкольников и младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей[11,25]. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей[11,25].

Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности детей являются игры-экскурсии. «Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды». Ведущий метод получения знаний на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений в природе у младших школьников формируются представления об этих явлениях и объектах, первичные знания о них. Педагогу необходимо направлять процесс наблюдения за объектами и явлениями, для того чтобы у младших школьников правильно формировались экологические сведения. [1, 84]. Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности детей являются игры-экскурсии. «Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды». Ведущий метод получения знаний на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений в природе у младших школьников формируются представления об этих явлениях и объектах, первичные знания о них. Педагогу необходимо направлять процесс наблюдения за объектами и явлениями, для того чтобы у младших школьников правильно формировались экологические сведения. [1, 84]. Среди традиционных форм можно выделить праздники и тематические дни: «День птиц», «Мы – друзья природы», «Покорми птиц зимой», «День защиты природы» и др. Среди традиционных форм можно выделить праздники и тематические дни: «День птиц», «Мы – друзья природы», «Покорми птиц зимой», «День защиты природы» и др.

Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк», объединение «Творчество и природа» мною проведена работа по изучению уровня экологической образованности младших школьников. При поступлении детей 1 класса в объединение был проведён констатирующий этап по выявлению экологической культуры детей. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк», объединение «Творчество и природа» мною проведена работа по изучению уровня экологической образованности младших школьников. При поступлении детей 1 класса в объединение был проведён констатирующий этап по выявлению экологической культуры детей. В ходе него нами были использованы следующие методы: В ходе него нами были использованы следующие методы: анкетирование: «Анкета для выявления уровня начальных основ экологической культуры обучающихся детей». анкетирование: «Анкета для выявления уровня начальных основ экологической культуры обучающихся детей». методика «Узнай, кто это?» методика «Узнай, кто это?» методика «Узнай фигуры». методика «Узнай фигуры». тестовые методики: Тест «креативности Вильямса », тестовые методики: Тест «креативности Вильямса », Методика «Охранная грамота природы» Методика «Охранная грамота природы» Методика « Интерес к природе». Методика « Интерес к природе». В результате обработки данных по выявлению уровня экологической культуры детей оказалось: интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных составил: высокий уровень показали - 20 % детей; средний – 50%, низкий- 30%. Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде, правила поведения в природе: высокий уровень- 15%; средний – 45%; низкий – 40%. Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности: высокий уровень- 20%; средний- 55%; низкий-25%. В результате обработки данных по выявлению уровня экологической культуры детей оказалось: интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных составил: высокий уровень показали - 20 % детей; средний – 50%, низкий- 30%. Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде, правила поведения в природе: высокий уровень- 15%; средний – 45%; низкий – 40%. Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности: высокий уровень- 20%; средний- 55%; низкий-25%.

Практические занятия по экологии Праздник «Мы - друзья природы» Экскурсия – «Покорми птиц зимой»

Анализ результатов констатирующего этапа позволил нам установить, что уровень основ экологической культуры детей достаточно низок. Поэтому назрела необходимость воспитывать экологическую культуру у детей, начиная как можно с более раннего возраста. Анализ результатов констатирующего этапа позволил нам установить, что уровень основ экологической культуры детей достаточно низок. Поэтому назрела необходимость воспитывать экологическую культуру у детей, начиная как можно с более раннего возраста. Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой. Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой.

Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил высокий - 75%; средний -15 %; низкий- 10%. Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде, правила поведения в природе» - высокий – 80%; средний- 15%; низкий – 5%. Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - высокий – 75%; средний – 20%; низкий- 5%. Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил высокий - 75%; средний -15 %; низкий- 10%. Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде, правила поведения в природе» - высокий – 80%; средний- 15%; низкий – 5%. Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - высокий – 75%; средний – 20%; низкий- 5%. 77,00% 16% 7,00% 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% высокийсреднийнизкий Уровень выявления экологической культуры детей Уровень выявления экологической культуры

Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты: ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо; ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо; с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: методика «Узнай, кто это», «Природа благодарит и сердится»; старается выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде Таким образом, экологическое воспитание младших школьниковТаким образом, экологическое воспитание младших школьников – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит их проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира. Таким образом, экологическое воспитание младших школьников

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах - М.: Педагогика, Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах - М.: Педагогика, Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание N 7. С Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание N 7. С Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, Теплов Б. М. "Способности и одаренность".Москва;1961 г 11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", с Теплов Б. М. "Способности и одаренность".Москва;1961 г 11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", с. 304