«Человек и природа» Урок обществознания в 8 классе Учитель: Ярось Марина Григорьевна, МОУ «СОШ 20» Город Архангельск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие общества и природы. Урок обществознания в 6 классе. Учитель МБОУ «АСОШ 2» Нурмихаметова И.И.
Advertisements

Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Технология формирующего оценивания при обучении биологии и химии биологии и химии Материал подготовила Агаркова Оксана Николаевна, рук. ШМО учителей естественного.
«Тесты для проведения тематического контроля. Обществознание 5 – 6 класс» Учитель истории и обществознания Чистякова Надежда Фёдоровна МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ.
«Освоение новых образовательных технологий с широким использованием игры как технологии обучения» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Выставка – акция «Современный урок современного учителя для современных детей» « Открытый урок для Президента Республики Саха – Якутия »
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское «Томаринский городской.
Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества Тестовая работа.
Транксрипт:

«Человек и природа» Урок обществознания в 8 классе Учитель: Ярось Марина Григорьевна, МОУ «СОШ 20» Город Архангельск

Тип урока Обобщающее повторение по теме Обобщающее повторение по теме «Человек и природа», подготовка к тематическому контролю знаний.

Цели урока Образовательная: обобщение знаний учащихся о взаимосвязи человека и общества с природой, подготовка к тематическому контролю знаний. Образовательная: обобщение знаний учащихся о взаимосвязи человека и общества с природой, подготовка к тематическому контролю знаний. Воспитательная: воспитание уважения к экологическим нормам, гражданско-правовой и нравственной ответственности. Воспитательная: воспитание уважения к экологическим нормам, гражданско-правовой и нравственной ответственности. Развивающая: формирование компетентностных качеств личности школьников, таких как: умения организовать и планировать свою работу, работать в команде, принимать решения, производить анализ и синтез учебного материала, управлять информацией; умения критики и самокритики; способности к лидерству, инициативности. Развивающая: формирование компетентностных качеств личности школьников, таких как: умения организовать и планировать свою работу, работать в команде, принимать решения, производить анализ и синтез учебного материала, управлять информацией; умения критики и самокритики; способности к лидерству, инициативности.

Используемая технология: работа над проектом по заданной теме. Форма учебной деятельности: кооперированно-групповое обучение.

Этапы работы над проектом (ход урока) I этап (подготовительный): Учитель: 1.Объявляет тему урока, ставит перед учащимися цели и задачи учебной деятельности; поясняет, что активная работа на данном уроке поможет учащимся успешно подготовиться к тестовому контролю по теме «Человек и природа». 2.Делит класс на группы (по 3-4 человека в каждой). 3.Назначает лидера в каждой группе и определяет его функции. 4.Называет тему проекта каждой группы и возможные формы наглядности ( кластер, плакат, комикс – по выбору учащихся. 5.Знакомит учащихся с критериями оценки результатов их деятельности. Учащиеся: 1.Слушают и осмысливают поставленные перед ними задачи. 2.Осуществляют выбор формы наглядности. 3.Распределяют функции между членами группы.

Задачи, которые должны реализовать учащиеся. Подготовить наглядность в форме кластеров (либо плакатов,либо комиксов), в которой отразить ключевые вопросы обозначенной проблемы, подготовиться к защите своего проекта и защитить его, следуя определенным критериям. Подготовить наглядность в форме кластеров (либо плакатов,либо комиксов), в которой отразить ключевые вопросы обозначенной проблемы, подготовиться к защите своего проекта и защитить его, следуя определенным критериям. Функции лидера группы. 1.Координация деятельности членов группы. 2.Определение степени полезного участия каждого и оценка результатов его деятельности с учетом мнения членов группы.

II этап: Работа учащихся над проектом и подготовка к его защите. Учитель Следит за работой групп. В случае необходимости дает консультации, направляет их деятельность Учащиеся Работают над проектом и готовятся к его защите.

III этап: Защита проектов. Учитель. Слушает защиту проекта, в случае необходимости задает уточняющие вопросы, исправляет ошибки. Учащиеся. Представители групп выступают перед классом с сообщениями по ключевым вопросам обозначенной проблемы, демонстрируют подготовленную наглядность, в случае необходимости дают пояснения к свои кластерам (плакатам, комиксам).

IV этап: Подведение итогов работы групп над проектом. Лидеры групп заполняют оценочные листы, оценивая степень полезного участия каждого учащегося по пятибальной системе. Учитель подводит итоги работы над проектами класса в целом. Дает оценку деятельности групп. Критерии оценки результатов деятельности учащихся: Максимальное освещение в проекте ключевых позиций обозначенной проблемы Максимальное освещение в проекте ключевых позиций обозначенной проблемы Лаконичность, четкость, наглядность высказываний Лаконичность, четкость, наглядность высказываний Правильное использование обществоведческих терминов Правильное использование обществоведческих терминов Соблюдение учебной дисциплины Соблюдение учебной дисциплины

V этап: самоконтроль учащихся. Учитель 1.Предлагает учащимся выполнить тренировочные тестовые задания по теме «Человек и природа» и сверить результаты с прилагаемыми к заданиям критериями их оценивания. 2.Подводит итоги урока в целом. 3.Формулирует домашнее задание, которое заключается в подготовке учащихся к тестовому контролю знаний по теме «Человек и природа». Предлагает учащимся при повторении обратить особое внимание на те вопросы, которые по результатам тренировочного тестирования оказались менее усвоенными. Учащиеся 1.Выполняют задания тренировочных тестов. 2.Проводят оценивание результатов своей деятельности в соответствии с критериями, предложенными учителем. 3.Записывают домашнее задание и слушают разъяснение к нему.

Оборудование урока. Наглядность, отражающая картины природы и факты влияния на нее человека, его производственную деятельность. Наглядность, отражающая картины природы и факты влияния на нее человека, его производственную деятельность. Записи на классной доске, отражающие темы проектов и критерии оценки результатов деятельности учащихся. Записи на классной доске, отражающие темы проектов и критерии оценки результатов деятельности учащихся. Листы бумаги, формата А3 и наборы цветных карандашей (фломастеров). Листы бумаги, формата А3 и наборы цветных карандашей (фломастеров). УМК: комплект учебников «Обществознание 8-9 классы» под редакцией Л.Н. Боголюбова; материалы периодической печати и ресурсы Интернета, поднимающие проблемы экологии (по выбору учащихся); разноуровневые тестовые задания, разработанные учителем и критерии к их оцениванию. УМК: комплект учебников «Обществознание 8-9 классы» под редакцией Л.Н. Боголюбова; материалы периодической печати и ресурсы Интернета, поднимающие проблемы экологии (по выбору учащихся); разноуровневые тестовые задания, разработанные учителем и критерии к их оцениванию.

Приложение. Темы проектов: Связь человека (общества) с природой. Связь человека (общества) с природой. Место человека в природе: человек – звено в цепи эволюции. Место человека в природе: человек – звено в цепи эволюции. Место человека в природе: человек – венец природы. Место человека в природе: человек – венец природы. У роковой черты. У роковой черты. Наши экологические права и обязанности. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность Экология и нравственность

Варианты тренировочных тестов. Вариант 1. Выбери правильный вариант ответа. А 1 Общество – это 1)естественные условия существования человека 2) обособившаяся от природы, но тесно взаимосвязанная с ней часть материального мира А 2 Природа – это 1)ресурсы, необходимые человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни 2)неисчерпаемая кладовая ресурсов А 3 Все живое на Земле 1) находится в противоречии друг с другом 2) связано природным родством А 4 Вторжение человека в природу может привести 1) к ее уничтожению 2) к установлению контроля над ней 3) к разрушению единства природных ресурсов А 5 Вступление в эпоху ноосферы предполагает 1) гармонию в развитии природы 2) изменение отношения человека к природе 3) увеличение человеческой активности в природной среде

Вариант 2. Выбери правильный вариант ответа. В 1. Приведи не менее трех аргументов, подтверждающих следующие утверждения: 1) «человек – венец природы» 2) «человек – звено в цепи эволюции» 2) «человек – звено в цепи эволюции» А 1 Современный органический мир является 1)продуктом развития разума 2)продуктом длительного процесса развити А 2 Разум позволил человеку 1)сделать скачок в освоении мира 2)стать творцом природы А 3 Умение накапливать информацию помогло человеку 1)создавать предметы, не существующие в природе 2)подчинить природу своей власти А 4 Знания и труд способствовали формированию 1)морали 2)общественной организации людей А 5 Какое место занимает человек в природе? 1)венец природы 2)звено в эволюционной цепи

Вариант 3. Выбери правильный вариант ответа. А 1 Человек в ходе своей хозяйственной деятельности 1)не имеет права влиять на состояние природы 2)не имеет права нарушать экологическое равновесие А 2 Неразумная деятельность человека может привести 1)к экологической катастрофе 2)к балансу живой и неживой природы А 3 Особенность грозящего экологического кризиса 1)его национально-территориальный характер 2)его всеобщий, глобальный характер А 4 Грозящий экологический кризис можно разрешить 1)с помощью деятельности экологических организаций 2)усилиями человечества А 5 Значительно уменьшить отрицательное воздействие человека на природу возможно с помощью 1)наукоемких и энергосберегающих технологий 2)ограничения роста производства и потребления продуктов А 6 Деградация человека, его духовная и нравственная несостоятельность приводят к 1)деградации природы 2)гибели природных ресурсов

Вариант 4. В 1. Закончи фразы. Безответственное использование природы, равнодушное отношение к ней порождены ______. Экологию нельзя ограничить только задачами сохранения _____. Необходимо возрождать традиции ______. В 2. Сопоставь понятия и их определения. 1) экологическая катастрофа. а) неблагоприятные изменения в природе, ведущие к гибели живых организмов. организмов. 2) экологический кризис. б) изменения окружающей среды, угрожающие биосфере и человеку. В 3. Обозначьте цифрами: 1 – экологические катастрофы, 2 – экологические кризисы. А) увеличение норм содержания выхлопных газов в воздухе Б) пересыхание Аральского моря В) загрязнение рек сбросами вредных веществ Г) использование химического оружия Д) разливы нефти в морях в результате аварий (Образец ответа: А-1, Б-2, В-1…) В 4. Установите причинно-следственные связи процессов и явлений: 1 – массовая вырубка лесов 2 – выпуск неэкологических продуктов питания 3 – увеличение вредных промышленных выбросов 4 – рост заболеваемости населения 5 – отсутствие очистных сооружений на водоемах и реках 6 – загрязнение атмосферы, рек, почв 7 – изменение экологического баланса флоры и фауны 8 – исчезновение отдельных видов рыб (Образец ответа: 1 – 4; 2 – 6; 3 – 8 …)

Критерии оценивания ответов на тестовые задания. А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 Вариант Вариант , 2 Вариант Вариант 4 человеком, биологической среды, вред окружающей среде, бережного отношения к природе. 1 – а 2 - б А – 2 Б – 1 В – 2 Г – 1 Д – 7 2 – 4 3 –

Примечание. Данный урок является одним из видов уроков повторительно- обобщающего типа. Он проводился в классе, процесс обучения в котором организован по БУП – Однако, представленная на уроке технология может успешно применяться в процессе реализации и БУП – 2004, и ФГОС нового поколения. Данный урок является одним из видов уроков повторительно- обобщающего типа. Он проводился в классе, процесс обучения в котором организован по БУП – Однако, представленная на уроке технология может успешно применяться в процессе реализации и БУП – 2004, и ФГОС нового поколения. Основания для выбора кооперированно-групповой формы обучения. Основания для выбора кооперированно-групповой формы обучения. Она является наиболее эффективной при обобщении (изучении, повторении) учебного материала, имеющего большой объем, поскольку разные группы учеников выполняют отдельные части задания. Она является наиболее эффективной при обобщении (изучении, повторении) учебного материала, имеющего большой объем, поскольку разные группы учеников выполняют отдельные части задания. Она позволяет усилить осознанность восприятия и углубить понимание материала. Она позволяет усилить осознанность восприятия и углубить понимание материала. Она создает благоприятные условия для применения частично поисковых методов, ставит учеников в активную позицию. Она создает благоприятные условия для применения частично поисковых методов, ставит учеников в активную позицию. Благодаря сотрудничеству друг с другом возрастает эффективность познавательной деятельности учащихся. Благодаря сотрудничеству друг с другом возрастает эффективность познавательной деятельности учащихся. Она формирует качества личности, необходимые для работы в команде, т. к. достижение единой цели осуществляется в процессе совместной деятельности учащихся и на основе взаимной ответственности. Она формирует качества личности, необходимые для работы в команде, т. к. достижение единой цели осуществляется в процессе совместной деятельности учащихся и на основе взаимной ответственности. На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний эта форма работы позволяет избежать утомительной воспроизводящей деятельности и внести элемент рационализации, организовать деятельность учащихся в нестандартных условиях. На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний эта форма работы позволяет избежать утомительной воспроизводящей деятельности и внести элемент рационализации, организовать деятельность учащихся в нестандартных условиях. Таким образом, кооперированно-групповое обучение, использованное на описанном уроке, позволяет наиболее эффективно организовать работу по реализации компетентностного подхода к обучению и образованию. Таким образом, кооперированно-групповое обучение, использованное на описанном уроке, позволяет наиболее эффективно организовать работу по реализации компетентностного подхода к обучению и образованию.