Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования. Учитель биологии высшей категории: Косолапова Татьяна Андреевна, биология,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования. 10 класс. Учитель биологии высшей категории: Шестакова Елена Евгеньевна,
Advertisements

«Человек и природа: сегодня и завтра» Глобальные изменения в биосфере.
Основные экологические проблемы современности. Выполнили Зуева Ксения Зверева Светлана 10 «Б» класс.
Антропогенный фактор (греч. «антропос» - человек) - воздействие человека на организмы через изменение их среды обитания как в прошлом, так и в настоящем,
«Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». П.И. Чайковский Мой университет.
Экологические проблемы планеты. Степень воздействия человека на окружающую среду зависит от плотности населения. Однако при современном уровне развития.
Презентацию выполнила Дружинина Надежда Ученица 10 Б класса.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Автор проекта: Григорьева М.А. Автор проекта: Григорьева М.А.
Они глобальны потому, что охватывают все среды жизни всего человечества и отражают противоречия между производством и средой. Охватывают всю биосферу.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Экологическое образование на уроках химии МОУ «Тверской лицей» Преподаватели химии: Капитонова Н.В. Шкляева Е.Б. г.Тверь – ноябрь 2011 г. «Знания без воспитания.
Работа выполнена Русланом Кузиным учащимся 3 «А» класса МОУ СОШ 173.
Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды Пути их ликвидации Полыгалова М.А. учитель биологии МОУ СОШ с. Дубовый Мыс Хабаровский.
Влияния человека на окружающую среду. Что такое окружающая среда? Окружающая среда - совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы,
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское «Томаринский городской.
Мировые природные ресурсы - богатства природы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности; - основа развития экономики любой страны.
Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
Человек как житель биосферы. Впервые слово «биосфера» в науку ввёл во второй половине ХIХ века австрийский геолог Эдуард Зюсс. Учение о биосфере создал.
Взаимодействие общества и природы. Урок обществознания в 6 классе. Учитель МБОУ «АСОШ 2» Нурмихаметова И.И.
Круговорот веществ в природе Биосфера и человек. Цель урока: Изучить круговорот основных химических элементов на примере круговорота углерода и азота.
Транксрипт:

Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования. Учитель биологии высшей категории: Косолапова Татьяна Андреевна, биология, 10 класс муниципальное общеобразовательное учреждение «Чёрнышская средняя общеобразовательная школа»

Эпиграф. «Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права; Ошибки же и заблуждения исходят от людей». Иоганн Вольфганг Гёте.

Проблемный вопрос Что такое рациональное природопользование, в чём его смысл?

Пищевые цепи Задание: На рисунке изображены различные организмы под номерами. Изобразите с помощью стрелок, соединяющих кружочки с номерами, отдельные пищевые цепи. Пример выполнения задания: 4 –

Защита атмосферы 3 Парниковые газы 3 Разрушение озонового слоя 3 Кислотные осадки Главный источник выбросов - производство энергии

Опустынивание и засуха 70% (3,6 млрд. га) засушливых земель Планеты уже пострадали от деградации почв Середина 80-х Африка к югу от Сахары от засухи погибло около 3 миллионов человек

Нехватка, уничтожение и загрязнение источников пресной воды 3 Неочищенные сточные воды и промышленные отходы 3 Утрата естественных водосборных площадей 3 Исчезновение лесных массивов 3 Загрязнение пестицидами и другими с/х химикатами 3 Строительство плотин и регуляция стока рек В развивающихся странах 80% болезней и 1/3 смертных случаев вызваны потреблением загрязненной воды

Уничтожение лесов 3 Лесозаготовки 3 Расширение сельскохозяйственных земель 3 Катастрофические пожары 3 Загрязнение атмосферы Ценности лесов: экологическая, климатоохранная, социальная, экономическая

Потеря биологического разнообразия 3 Разрушение среды обитания 3 Чрезмерная эксплуатация сельскохозяйственных ресурсов 3 Загрязнение окружающей среды 3 Интродукция (расселение) растений и животных Главная причина - деятельность человека

Развитие природы и общества в кризисах (построение графика)

Добыча пищи; Рассеивание людей по территории; Огонь (загонная охота на зверя, выжигание леса, обширные пожары); Охота (гибель большого числа животных).

Возникновение земледелия и скотоводства; Появление крупных населённых пунктов; Увеличение сельскохозяйственных земель; Вырубка лесов под пашни; Выпас скота.

Промышленная революция; Отчуждение земель под промышленность; Загрязнение воздуха; Эрозия почв; Изменение климата; Ухудшение пастбищ; Истощение природных ресурсов.

ХХ век – век научно – технической революции; Открытие новых видов энергии (атомная); Создание новых материалов (нейлон, капрон, ядохимикаты) Выход в космос; Познание законов наследственности; Создание пород животных и сортов растений.

Барри Коммонер «Замыкающийся круг» четыре закона связаны между собой как единый «венок» законов, как «замыкающийся круг»

Изучение основных законов природопользования. Задача 1. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.

Изучение основных законов природопользования. Задача 2. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?

Первый закон Барри Коммонера Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу. Всё связано со всем!

Изучение основных законов природопользования. Задача 3. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

Изучение основных законов природопользования. Задача кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии. Школа собрала за год 15т макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники?

Второй закон Барри Коммонера Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании. Всё Должно куда-то деваться

Изучение основных законов природопользования. Задача 5. Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите. 1) Установите дополнительные фильтры. 2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование. 3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.

Изучение основных законов природопользования. Задача 6. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.

Третий закон Барри Коммонера За все надо платить. Ничего не дается даром!

Изучение основных законов природопользования. Задача 7. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?

Четвёртый закон Барри Коммонера Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать. Природа знает лучше!

Конференция ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро Июнь 1992 Представители 180 государств Повестка дня на XXI век Программа всемирного сотрудничества, направленная на гармоничное достижение 2-х целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

Тест – анкета «Природа. Человек. Общество». 1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу. А) Человек и природа. Б) Природа и человек. 2. Что должно быть положено в основу природопользования. А) Законы природы. Б) Законы общества. В) Человеческие потребности. 3. Почему нужно бережно относиться к природе. А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней. Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека.

Тест – анкета «Природа. Человек. Общество». 4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации. А) Да. Б) Нет. 5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса. А) В несовершенстве производственных технологий. Б) В слабости экономике. В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе). Г) В научно – техническом прогрессе.

Анализ анкеты 1. А) 1 балл Б) 2 балла 2. А) 3 балла Б) 2 балла В) 1 балл 3. А) 2 балла Б) 1 балл 4. А) 2 балла Б) 1 балл 5. А) 2 балла Б) 3 балла В) 4 балла Г) 1 балл Обработка данных: от 12 до 13баллов: человек ясно представляет своё место в системе «Природа. Человек. Общество», уважает природу. От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.

Вывод Отношение к природе – это критерий культуры общества. П.И. Чайковский в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.

Спасибо за урок!