Плата за загрязнение окружающей среды Практическое занятие 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие 9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды.
Advertisements

Практическое занятие 8 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды К.М. Костырев 2012г. Томский политехнический университет.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
ГБУ КО «РАЭБ КО» Калуга, ул.Заводская, д. 57, кабинет 100 Тел: начальник отдела - Вишняков Артем Павлович , 8 (4842) ведущий инженер.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Экологический налог.. Плата за загрязнение окружающей среды установлена законом 7 ФЗ от г. «Об охране окружающей природной среды» и отчисляется.
Оценка воздействия на атмосферу. Источники загрязнения атмосферы. Источники загрязнения атмосферы имеют различную природу и происхождение.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
1 Проект утилизации нефтесодержащих шламов на ОАО «Московский НПЗ» Москва 2007.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Докладчег: студент группы 5015/5 Ламов А.В. Преподаватель: Ефремов С.В.
Федеральным законом от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) установлены следующие нормативы: технические нормативы выбросов (ТНВ),
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Лекция 8 Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды.
Савельева О.И. Генеральный директор ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Практика реализации инвестиционных программ в сфере утилизации.
Транксрипт:

Плата за загрязнение окружающей среды Практическое занятие 7

Законодательная база Постановление Правительства РФ от N 632 (ред. от , с изм. от ) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия " Постановление Правительства РФ от N 344 (ред. от ) " О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (утв. Минприроды РФ от ) (ред. от , с изм. от ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 190)

Плательщики Природопользователи: Юридические лица (предприятия, организации, учреждения); Физические лица, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельностью на территории РФ

Виды негативного воздействия, по которым взимается плата выброс в атмосферу загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных и передвижных источников; сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение ЗВ; размещение отходов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения: мероприятий по ООС, уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения возмещения вреда, причиненного загрязнением ОС народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы ЗВ Базовый норматив платы = У × А i × К инд У– удельный экономический ущерб от выбросов и сбросов ЗВ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов А i – показатель относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для ОС и здоровья населения (А i =1/ПДК i ) К инд – коэффициент индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение отходов Базовый норматив платы = З × А × К инд З – удельные затраты за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности А – показатель, учитывающий класс токсичности отхода К инд – коэффициент индексации платы.

Виды базовых нормативов за выбросы, сбросы ЗВ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы ЗВ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

Источники платежей за загрязнение ОС себестоимость продукции (работ и услуг) платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов ЗВ, размещения отходов платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты, ВСВ, ВСС, размещения отходов и их превышение ) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

Дифференцированные ставки платы за загрязнение ОС Коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек могут увеличиваться: для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях национальных парков, ООПТ, эколого- курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - до 2 раз; для природопользователей, осуществляющих выбросы ЗВ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20%;

Категории масс загрязняющих веществ предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС); временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС; превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Определение массы ЗВ, поступающих в ОС данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов ГЭК, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; данные о расходе топлива, сырья, материалов; данные о временном режиме работы оборудования за год; данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования; нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции; нормативы и характеристики выноса веществ с мелиоруемых объектов, селитебных и иных территорий.

Определение массы ЗВ, поступающих в атмосферу при определении валового выброса учитывается нормативное время работы ИЗА, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти ИЗА; при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год; в случае простоя технологического оборудования, ИЗА может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой; масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность при определении платы по итогам года не учитывается; если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации и др.

Определение массы ЗВ, поступающих в водные объекты из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения части этих веществ в составе суммарных; в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте; масса ЗВ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года и др.

Корректировка платежей Корректировке подлежат 90 % платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов в части затрат: на природоохранные мероприятия; по международным соглашениям по охране природы; осуществляемых в рамках региональных экологических программ

Не подлежат зачету текущие затраты на: газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья; средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей; газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно- гигиенических условий на рабочих местах; санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д.

Понижение размера платы за загрязнение ОС по инициативе администрации края, области, города по обращению природопользователей с необходимыми обоснованиями и расчетами

Понижение размера платы за загрязнение ОС Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты ЗВ хозяйственно- бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы Природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах ТБО, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил, могут освобождаться от платы. Природопользователи, осуществляющие выбросы ЗВ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения

Освобождение от платы за загрязнение ОС природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований РФ Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Минобороны РФ, МВД России и т.п.

Расчет платы за загрязнение ОС Р = Σ(Н i × М i ) × Кэк.с. × К инд., где Н – ставка платы за выброс, сброс, размещение отходов; М i – фактический выброс i-го ЗВ; Кэк.с. – коэффициент экологической ситуации; Кинд - коэффициент индексации (инфляции)

Расчет платы за сверхлимитное загрязнение ОС Р = Σ(5 × Н i × М i ) × Кэк.с. × К инд., где Н – ставка платы за выброс, сброс, размещение отходов; М i – фактический выброс i-го ЗВ; Кэк.с. – коэффициент экологической ситуации; Кинд - коэффициент индексации (инфляции)

Расчет платы за загрязнение ОС Р = Р А + Р Г + Р Л, где Р А, Р Г, Р Л плата за негативное воздействие на атмосферу, водные объекты и за размещение отходов

Расчет платы за выбросы ЗВ в атмосферу от передвижных источников Р = Σ(С i × Q i )× Кэк.с. × Кинд. × Кгор., где С i – удельная плата за допустимые выбросы ЗВ, образующиеся при сжигании 1 тонны i-го вида топлива, руб/т; Q i – количество топлива i-го вида, использованного на предприятии за отчетный период; Кгор – коэффициент, учитывающий образование ЗВ в городе

Расчет платы за выбросы ЗВ в атмосферу от передвижных источников При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива годовая плата определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (в тыс. руб./год за 1 транспортное средство).

Расчет платы за выбросы ЗВ в атмосферу от передвижных источников При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателей устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо ; для остальных транспортных средств

Расчет платы за сброс сточных вод Вид сброса сточных водПлата Плата при несоблюдении условий, правил эксплуатации на поля фильтрации при соблюдении установленных норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений Не взимаетсяВзимается, в пределах установленных лимитов или как за сверхлимитное загрязнение (нарушение правил эксплуатации) на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных норм нагрузки сточных вод и ЗВ Взимается, в пределах допустимых нормативов Взимаются как за сверхлимитное загрязнение в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект Взимается, в пределах допустимых нормативов Взимаются как за сверхлимитное загрязнение (сброс на рельеф)

Виды отходов промышленные бытовые сельскохозяйственные токсичные нетоксичные За отходы, накопленные до 1991 года, плата не взимается

Размещение отходов производства и потребления полигоны захоронения ТБО, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).

Задача 1 Рассчитать для московской фабрики сумму платы за загрязнение атмосферного воздуха оксидами азота, выброшенными стационарным источником в количестве 300 кг. Установленная величина ПДВ – 0,2 т, а величина временно согласованного сверхнормативного выброса ВСВ – 0,105 т.

Задача 2 Для служебных поездок в пределах города Томска сотрудников фирмы «Каскад» в 2010 г. израсходовано л неэтилированного бензина марки АИ-95. Плотность бензина кг/л. Какова величина платы за загрязнение атмосферы?

Задача 3 Рассчитать величину платы за размещение на своей территории в 2012 г. обрезков бумаги (отходы 5 –го класса опасности), образовавшихся до 2002 г. в подмосковной типографии 2, в количестве 18,5 м 3, если у предприятия отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Плотность отхода обрезки бумаги составляет 30 гр/м 2.

Задача 4 Предприятие Томской обл. ЗАО «Аграрная группа» в процессе своей хозяйственной деятельности в 2011 г. выбросило в атмосферу от стационарных источников и сбросило в р. Томь загрязняющие вещества. На предприятии имеются отходы, не использованные в собственном производстве и не утилизированные в течение года. На балансе предприятия имеются передвижные источники загрязнения окружающей среды. Рассчитать плату предприятия за загрязнение ОС на основании данных, приведенных в табл 1-4

Таблица 1 - Характеристика выбросов ЗВ в атмосферу от стационарных источников предприятия

Таблица 2 - Характеристика сбросов ЗВ предприятием в р. Томь

Таблица 3 - Характеристика отходов предприятия, не использованных в собственном производстве и не переданных на утилизацию в течении года

Таблица 4 - Перечень передвижных источников на балансе предприятия и их годовой расход топлива