Существует мудрая мысль: древо человеческого бытия вырастает из тонкого, гибкого ростка детства. И от того, как за ним ухаживать, зависит будущая стать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Advertisements

Воспитательная система класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих.
г. Заседание МО классных руководителей Тема: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных.
Воспитательная система класса Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий.
Воспитательная система класса. Сущность и структура воспитательной системы Воспитательная система класса- Воспитательная система класса- это комплекс.
Воспитательная система класса как педагогическое явление. Моделирование воспитательной системы в условиях патриотического воспитания. Педагогический совет.
Солнечный город. Цель воспитательной системы Развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, которые способствуют становлению.
Воспитательная система класса: теория и практика Теория. Сущность и структура.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Воспитательная система 5 класса С оциальная адаптация пятиклассников в среднем звене в форме интеграции Автор: Учитель моу сош 2 Скроботова С.Г.
Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе Гущина Марина Евгеньевна МБОУ СОШ 139.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Представление опыта работы классного руководителя Николаева Владимира Арсеньевича «Воспитательная система класса «Стань Человеком, Гражданином, Патриотом!»
Воспитательная система класса Андреева Саргылана Ивановна – учитель начальных классов Сунтарской НОШ-ДС им. И.С. Иванова с. Сунтар, Республика Саха (Якутия)
Методическое объединение классных руководителей старшего звена (8-11 классы ) Руководитель МО Струкова Н. А.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Транксрипт:

Существует мудрая мысль: древо человеческого бытия вырастает из тонкого, гибкого ростка детства. И от того, как за ним ухаживать, зависит будущая стать его и стройность.

Школьный учитель. Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Он в ответе за своего ученика, а значит, за будущее полновластного гражданина своей страны. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Педагогу необходимо найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Это главные категории, которые являются главными в работе с детьми.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ( по Е.Н. Степанову) В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, пробующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и самое важное эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике. Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя (воспитателя), но и объективной необходимостью. Подтвердим сказанное примерами из воспитательной практики.

. Как известно, на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса. Однако в теории не существует понятия «воспитательная система класса». Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы. Большинство исследователей склонны считать, что понятие «воспитательная система» отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего образовательного учреждения и не может характеризовать процесс воспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения - в классе, кружке, клубе, секции. Но верна ли эта общепринятая точка зрения? Несколько лет назад на этот вопрос последовал бы, наверное, утвердительный ответ, ведь тогда воспитательная система школы являлась основным и фактически единственным предметом исследования условий и возможностей использования системного подхода в воспитательной практике. А сейчас следует дать отрицательный ответ. Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что и на уровне структурного подразделения учреждения образования можно и необходимо моделировать и создавать воспитательную систему.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Она относится к социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально- педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Однако следует заметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы проблема выявления всех ее элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Если сможем это установить, то станет очевидным перечень элементов и компонентов, на которых следует сосредоточить внимание при моделировании, построении и функционировании системы. Создатели теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи».

Выявление основных компонентов осуществляется посредством изучения научно-методической литературы; ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности; проведения опытно-экспериментальной работы; применения теоретических методов исследования. С помощью перечисленных методов выделяют компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов:

1.Индивидуально – групповой 2.Ценностно – ориентационный 3.Функционально – деятельностный 4.Пространственно – временной 5.Диагностико-аналитический

Перейдём к моделированию воспитательной системы класса. Первый компонент воспитательной системы класса – индивидуально – групповой компонент. Вашему вниманию предлагается таблица, которую нужно наполнить необходимым содержанием: Схема 1 Кто, по вашему мнению, должен участвовать в создании, управлении, развитии воспитательной системы класса? Какова роль каждого в создании, управлении и развитии воспитательной системы?

В результате работы мы можем сделать вывод, что в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют: классный руководитель; учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Замечено: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен туризмом, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса.

Учащиеся - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. «Ни один воспитатель не имеет права, - по мнению А.С. Макаренко, - действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там. не может быть никакого воспитательного процесса».

Второй компонент воспитательной системы класса – ценностно – ориентационный. Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность; целеустремлённость; целенаправленность. Сейчас мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся целей воспитания ту, которая является приоритетной для вас. Если среди предложенных вы не найдёте таковой, то допишите сами.

Выберите приоритетные задачи работы: формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой; способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей; создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям; интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся; сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся; выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах; развитие навыков поискового мышления; формирование экологической культуры; воспитание у детей патриотических чувств гражданина России; укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенствование; способствовать роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе; другое (дописать).

Второй компонент воспитательной системы класса - это ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным фактором функционирования и развития воспитательной системы. К сожалению, практики часто недооценивают важность ценностно-ориентационного компонента, поэтому в планах работы классных руководителей можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные цели или вовсе их отсутствие. Нередко у педагогов не доходят руки до разработки принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, до определения совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Не подвергаются анализу ценностные ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит нецеленаправленный, хаотичный, спонтанный характер и приводит к неутешительным итогам в развитии личности учащихся и формировании ученического коллектива. В теории и практике воспитания различают три основные цели! идеальная цель это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; результатная цель - это прогнозируемый результат, часто вы­раженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника.

В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идей замысла системы. Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы. Ключевая идеяНазвание системы Овладение младшими школьниками умениями и навыками самообслуживания, самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности «САМОУМЕЙКА» Формирование экологической культуры учащихся «ЭКОГРАД» Содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении «Найди себя в себе» Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и традициях родного края «ЗВОННИЦА» Развитие индивидуальности учащихся «Зажги свою звезду»

Успешно работающие классные руководители определяют, как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельности, но и совокупность задач, решение которых гарантирует достижение поставленной цели. Например, целевой блок плана воспитательной работы включает две составляющие: Цель – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника; 2. Задачи: развитие субъектности ребёнка; создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника; педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.

Следующий целевой ориентир – воспитание трудолюбия и любознательности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей. Перечень соответствующих ему задач: воспитание уважительного и ответственного отношения к труду; создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим; развитие любознательности и познавательных интересов учащихся; сплочение классного коллектива

« Воспитывать человека, подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути». Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но должны способствовать росту личности и коллектива. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития классного коллектива перспективы могут быть следующими: близкая - поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия; средняя коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка; далекая - успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п. На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

Чаще всего принципы формулируются в виде заповедей жизни в классе. Например: 1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально!

Мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся принципов воспитания те, которые являются приоритетными для вас. Если среди предложенных вы не найдёте таковых, то допишите сами. Выберите приоритетные принципы построения воспитательной системы класса: Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей; Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций; Принцип индивидуализации и дифферентации; Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса; Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы; Принцип сотворчества детей и взрослых; Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки; Принцип открытости и доброжелательности; Принцип равенства всех участников воспитательного процесса; Другое (дописать).

Третий компонент, воспитательной системы класса ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.

От чего, по вашему мнению, зависит выбор содержания деятельности вашего класса? от ваших возможностей как классного руководителя; от потребностей ребят; целей воспитания, поставленных перед собой коллективом. Мы вновь предлагаем вам выбрать то содержание деятельности вашего коллектива, которое подойдёт коллективу учащихся, которым вы руководите. Здесь можно выделить несколько направлений деятельности. Перед тем как начать выделять приоритетные направления деятельности ответьте на вопрос: считаете ли вы, что деятельность вашего класса должна носить общественную направленность? Да; Нет; Не знаю.

1. Перед тем как начать выделять приоритетные направления деятельности ответьте на вопрос: считаете ли вы, что деятельность вашего класса должна носить общественную направленность? да; нет; не знаю. 2. Содержание деятельности классного коллектива (выбрать не более 5-7): серия классных часов с определённой тематикой; работа литературного клуба; совместные трудовые дела; встречи с интересными людьми; проведение народных праздников; подготовка концертов; проведение походов, экскурсий; подготовка выставок творчества; проведение олимпиады знаний; спортивные игры; выпуск еженедельной газеты; театральные постановки; посещение выставок; посещение музеев; дискуссии, диспуты, спор - клубы; благоустройство класса, школы, микрорайона; озеленение класса, школы, микрорайона; развлекательные мероприятия; свободное общение; деловые игры; внеклассные мероприятия по отдельным предметам; поручения в классе; работа органов ученического самоуправления в классном коллективе; поисковая деятельность; шефская помощь младшим; забота о людях (помощь ветеранам, пожилым в микрорайоне); экологический марафон; изобретательство; техническое творчество; охрана, благоустройство памятников. 3. А теперь ответьте: могут ли носить общественную направленность те дела, которые вы выбрали? да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. Сравните свой ответ с ответом на 1-й вопрос.

Изучение воспитательной практики классных руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо») классного коллектива. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания - тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются: разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом); объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским); систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана); формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные воздействия во временном пространстве.

Различные виды воспитательных систем - некоторые учёные выделяют 4 основных типа в зависимости от доминирующей ориентации: рационально-познавательной, нравственно-культурной, социальной, индивидуально-личностной выделяют следующие роли классного руководителя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно- воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися,игнорирующими учебно-воспитательный процесс); «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться(информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся;проведение воспитательных мероприятий познавательного характера;оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

«нравственный наставник»,содействующий соблюдению учащимися норм и правил,разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету;проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы;оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении); «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности. На основе которых организован учебно-воспитательный процес (проведение экскурсий, коллективных походов в музей. Театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома); «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности. Берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация колективной творческой деятельности); «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребёнка, формирование навыков социальной жизни; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренинингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

Тип воспитательной системы и характерный для неё вид совместной деятельности оказывает влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классе. Например: воспитательная система индивидуально –личностной ориентации – орган самоуправления – совет клуба, клубная деятельность является системоообразующим фактором; воспитательная система социальной ориентации – совет дела, коллективная творческая деятельность является приоритетной; воспитательная система рационально-познавательной ориентации – институт дежурных командиров или старост.

В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений. Нередко увлеченность классного руководителя туризмом или спортом, театром или художественной самодеятельностью перерастает в общее увлечение членов классного сообщества и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Часто в гимназических и лицейских классах избрание системообразующего вида деятельности связано с профилем (специализацией) учебного коллектива: в биологическом классе - экологическая деятельность, в спортивном-физкультурно- оздоровительная, в классе с углубленным изучением иностранного языка - познавательно-страноведческая и т.п. В последние годы наряду с деятельностью стали чаще использоваться в воспитании учащихся формы и методы общения. Классные руководители стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

Четвертый компонент воспитательной системы класса - это ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов, как: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы. Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса. Правильно поступают те классные руководители, которые пытаются создать в классном коллективе более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем социуме.

Однако это не означает, что воспитательная система класса должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения.

Классному руководителю гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если им будут известны цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общешкольном коллективе. Успешность развития воспитательной системы класс зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

Этапы развития воспитательной системы класса: 1. Проектирование системы. Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива. 2.Становление системы. У деляется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива. Призыв классного руководителя «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива. 3. Стабильное функционирование системы. На третьем, этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу её создателей, доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе. 4. Завершение функционирования системы. Характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса, стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»);, вторая – искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.

Давайте попытаемся ответить на вопрос, как можно сделать учебный кабинет таким, чтобы заходя в него, ребята вспоминали о своём коллективе, о тех делах, которые совместно готовили и проводили, о друзьях, чтобы один кабинет не был похож на другой. Сейчас я попрошу классных руководителей написать на листке ответы на два вопроса: 1.Как сделать так, чтобы у каждого класса было своё «место жительства»? 2. Какую информацию о классе и в какой форме должен содержать в себе кабинет?

В каждом классном коллективе нашей школы уже сформированы какие-то элементы воспитательной системы: у кого-то хорошо прописаны цели деятельности, у кого-то продумано содержание деятельности и т.д. Сейчас важно определить на каком этапе развития ваша система, и на основе этих выводов посмотреть: верно ли сформулированы задачи деятельности, правильно ли подобрано содержание, и вовремя скорректировать работу.

Пятый компонент воспитательной системы класса – это ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. Следует также заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Общепринятыми «мерилами» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») класса;

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики как: Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»; Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; Методика БП. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; Методика А.А. Андреева Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью; Анкета «Я и моя школа» ; Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина; Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова. Использование классным руководителем в своей деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.

В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и родителями: 1.Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классе. 2.Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 3.Сплочение и развитие классного коллектива. Создание развивающей среды личности ребёнка. В ходе опытно-педагогической работы нами определены формы, методы и приёмы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы.

Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение». Тестирование сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе». Смотр сочинений «Моя семья», «Огонек» «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи». Организационно - деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться» Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети = ?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»

Таким образом, здесь названы и охарактеризованы основные компоненты и элементы воспитательной системы класса. Основные элементы и компоненты воспитательной системы класса Индивидуально-групповой компонент 1.Классный руководитель (воспитатель) 2.Учащиеся класса 3.Родители учащихся 4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе класса. Ценностно-ориентированный компонент 1.Цели и задачи воспитания 2.Перспективы жизнедеятельности классного коллектива 3.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса Функционально-деятельный компонент 1.Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения 2.Основные функции воспитательной системы 3.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества Пространственно-временной компонент 1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда 2.Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых 3.Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения 4.Этапы становления и развития воспитательной системы Диагностико - аналитический компонент 1.Критерии эффективности воспитательной системы 2.Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы класса 3.Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать: с кем он работает; что хочет получить от своей работы; сколько времени займёт у него достижение поставленных задач; в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен: суметь вовремя скорректировать свою деятельность; грамотно оценить результаты своей работы.

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс,, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребёнка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. Его оптимальная продолжительность – 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может явиться составной частью плана работы классного руководителя. Форма плана может быть следующей:

Направления работы по моделированию воспитательной системы Деятельность по моделированию воспитательной системы класса сентябрьоктябрьноябрьдекабрь Изучение класса, его учащихся, внутреннее и внешней среды класса. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества Деятельность по сплочению и развитию коллектива

Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа её развития. Существуют различные формы моделей. Наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель). Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как: краткая психолого-педагогическая характеристика класса; цели и задачи воспитательной системы класс; перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества; механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы); критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Примерная схема описания воспитательной системы класса состоит из следующих разделов: 1. Класс, его наименование и тип (общеобразовательный, гимназический, лицейский, коррекционный и т.п.), год создания, количество в нем учащихся, девочек и мальчиков. 2. Классный руководитель, его фамилия, имя и отчество, образование, педагогический стаж, продолжительность работы с данным классом; наиболее характерные черты данного педагога, его увлечения, интересы, ценностные ориентации; наличие званий и наград.

3. Цель воспитательной системы класса: как формулируется; кто участвовал в её выдвижении; интересы и потребности учащихся и родителей; соответствие поставленной цели выдвинутым школой задачам воспитания; принципы построения воспитательной системы класса. ценности, наиболее значимые для классного руководителя, учащихся и родителей, их влияние на жизнедеятельность класса; наиболее важные идеи, которые составляют кредо классного руководителя и могут являться правилами (заповедями) построения жизни класса; образ учащегося класса, его отличие от образа выпускника школы;значимость и привлекательность этого образа для детей и родителей.

4. Коллектив класса, уровень и особенности его развития. 5. Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса. 6. Педагоги и другие взрослые, которые играют важную роль в воспитании учащихся класса. 7. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классном сообществе: приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса; другие виды деятельности, которые имеют существенное значение для жизнедеятельности классного сообщества; взаимосвязь учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности(в каких формах проявляется); отношения в коллективе класса между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми, одноклассниками и учащимися других классов; наличие лидеров в детском сообществе, влияние их ценностных ориентации на жизнедеятельность класса; существование самоуп- равленческих начал, роль самодеятельности и самоуправления в жизни класса; комфортность и защищенность ребенка в классном коллективе, наличие в нем условий для самоутверждения и самореализации личности учащегося; стиль, формы и способы работы классного руководителя по управлению и развитию воспитательной системы класса: «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями; владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу

8. Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива класса: учебный кабинет, который является «местом жительства» данного класса; друзья класса из школьного коллектива и ближайшего социального окружения; место и роль класса в общешкольном коллективе. 9. «Лицо» и репутация класса, наличие символики (герб, флаг, любые другие отличия, атрибуты), наличие традиций в его жизнедеятельности; достоинства, трудности и проблемы в создании классной воспитательной системы; новации и перспективы в развитии воспитательной системы класса.

Какой должна быть программа воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.

Решение педагогического совета. 1.Классным руководителям продолжить работу по развитию и становлению воспитательной системы класса - разработать воспитательную систему класса, используя материалы педагогического совета, используя свои наблюдения, идеи, результаты многолетней работы. Приступить к реализации задач развития классных воспитательных систем. срок: февраль-март 2008 г. 2.Классным руководителям совместно с Советом класса разработать символику класса (герб, флаг, гимн, девиз). срок: февраль – март 2008 года 3. Классным руководителям обратить внимание на включенность родительской общественности в управление воспитательной системой класса. Привлечь представителей родительского комитета классов к процессам целеполагания, планирования и анализа жизнедеятельности классного коллектива. срок: в течение года 4. Активизировать деятельность школьных и классных органов ученического самоуправления. Создать условия для участия детей и подростков в построении, управлении и развитии воспитательной системы класса. срок: в течение года отв. зам.директора по ВР, классные руководители

На основе использования этой схемы были подготовлены описания воспитательных систем классов. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7«г» КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 4 г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ (КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И.В. РИССАМАКИНА) В 7 «г» классе обучаются 32 человека, из них 17 мальчиков и 15 девочек. Окончательно он был сформирован 2 года назад - к началу 6-го класса. Классным руководителем этой учебной группы является Риссамакина Ирина Васильевна - опытный педагог (педагогический стаж работы составляет 22 года), учитель первой квалификационной категории, представитель известной в городе педагогической династии Григорьевых-Риссамакиных. За время работы в школе показала себя талантливым педагогом, который умело, использует свои знания, силы, способности и накопленный с годами опыт в воспитании и обучении учащихся. Ее уроки отличаются профессионализмом, эмоциональностью. Особый интерес вызывает практика ее работы в качестве классного руководителя. Ирина Васильевна всегда добивается высоких результатов в воспитательной деятельности, независимо от состава учащихся и их родителей. Она находит ключ к каждому ребенку, помогая ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Основой ее педагогической деятельности является индивидуальный подход. Заботливое и внимательное отношение классного руководителя к каждому воспитаннику способствовало становлению в 7 «г» классе воспитательной системы гуманистического типа. Цель созданной системы - формирование творческой личности учащихся, обладающей и проявляю щей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека. Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:

Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «творчество», «знания», «культура», «ответственность», «доброта», «терпимость», «совесть». В этом классе воспитательный процесс строится таким образом, чтобы перечисленные ценности становились неотъемлемой частью совместной и индивидуальной жизнедеятельности учащихся. Роль основного системообразующего фактора в классном сообществе играет работа созданного в классе литературного клуба «У лукоморья». В деятельности клуба реализуются такие целевые установки, как: создание сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного субъекта воспитательного процесса; изучение памятников русской культуры и формирование на этой основе нравственной позиции учащихся. Вся работа литературного клуба строится в соответствии со следующими принципами: во-первых, принцип сотворчества детей и взрослых. Например, загоревшись идеей инсценирования сказок А.С. Пушкина, и педагог, и учащиеся, и родители проделали огромную творческую работу во время поиска народных источников этих сказок, изготовляя декорации и костюмы, разрабатывая сценарии, играя различные роли; во-вторых, принцип индивидуализации. Руководитель клуба постоянно заботится о создании условий для проявления твор­ческой индивидуальности, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть свои оформители, чтецы, певцы, сценаристы, исследователи и т.п.;

Вся работа литературного клуба строится в соответствии со следующими принципами: во-первых, принцип сотворчества детей и взрослых. Например, загоревшись идеей инсценирования сказок А.С. Пушкина, и педагог, и учащиеся, и родители проделали огромную творческую работу во время поиска народных источников этих сказок, изготовляя декорации и костюмы, разрабатывая сценарии, играя различные роли; во-вторых, принцип индивидуализации. Руководитель клуба постоянно заботится о создании условий для проявления твор­ ческой индивидуальности, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть свои оформители, чтецы, певцы, сценаристы, исследователи и т.п.; в-третьих, принцип ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Надо не только хорошо сделать свое дело, но и помочь остальным членам коллектива.

Основным материалом для пробуждения интереса к познавательной деятельности стала книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». В 5-м классе прочитали письмо Д.С. Лихачева «О русской природе». Работа клуба в этом году была построена на основании этой статьи. Изучались произведения русских поэтов и писателей о природе, о взаимосвязи человека с природой. Говорили о том, что без любви к родной природе не может быть любви к своему Отечеству. Было введено понятие «малой родины», где находятся истоки, корни каждого человека. Обсуж­дали отношение русских деятелей культуры к своей родине. Говорили о литературе, музыке, художественных пейзажах. Узнали, что такое наука экология, говорили о ее огромном значении в жизни человека. Эту же те­му продолжали и в походах, и на экскурсии по родному краю, где на фоне нашей родины звучали произведения русских писателей и собственные стихи учеников. В конце года в результате работы провели два итоговых заседания «Свет русских берез» и «Как не любить мне эту землю», где каждый рассказал о том, что взял для себя. В 6-м классе, прочитав статью Д.С. Лихачева «Память культуры», говорили о том, что человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды и приумножение ее памятников - задача очень важная. Ведь культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни, для его духовной «оседлости». Так узнали, что есть еще экология культурная. Определили для себя понятие «нравственной оседлости». Человек не должен быть растением перекати-поле, он должен быть привязан к родной земле, где его корни, где жили его предки. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. В связи с этим начали по-новому изучать жизнь и творчество А.С. Пушкина. Решили понять, почему для всех, особенно для нас, жителей Псковщины, его произведения и места, где он жил, являются памятника­ми культуры, которые надо изучать, сохранять и передать следующим поколениям. Несколько занятий клуба было посвящено этим вопросам: изучали произведения, написанные в Михайловском и о нем; проводили первые исследовательские опыты; инсценировали произведения А.С. Пушкина, где многие роли играли родители. Затем совершили экскурсию в Пушкинские Горы, и стихотворения поэта в исполнении школьников звучали в тех местах, которым они были посвящены. Обсуждая поездку, школьники говорили о том, что у них появилось чувство гордости за свою малую родину, где есть места, святые для каждого русского человека. Эта работа проводится и в 7-м классе и будет продолжаться дальше, поскольку она очень важна для формирования нравственной позиции.

Таким образом, работа в клубе стала приоритетным видом деятельности, который способствует формированию индивидуальности класса. Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. За три года не пропустили ни одного: везде участвовали и достигали неплохих результатов. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Члены классного коллектива посещают городские спортивные клубы, музыкальную школу, театральную студию, «комнату школьника» и другие внешкольные учреждения. Заметными событиями в жизни класса являются классные часы. Они не проходят спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. Большинство из них объединено в единый цикл «Поговорим о воспитанности», который включает в себя серии классных часов для пятиклассников «Для чего человеку зеркало», для учащихся 6-го класса - «Культура поведения», для семиклассников -«Человеческие взаимоотношения». В их подготовке участвуют не только дети, но и родители, которые рассказывают о различных ситуациях и совместно с учащимися разыгрывают сцены из своей жизни. В 7 «г» классе хорошо развита самоуправленческая деятельность. Для того чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности, действует институт сменных командиров звеньев, постоянно изменяется состав совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные «огоньки» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива. Классный руководитель и учащиеся гордятся своим «местом жительства» в школе - уютным кабинетом русского языка и литературы. Этот кабинет фактически создан руками родителей и детей. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить. Члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте, стремятся сделать классную комнату еще лучше.

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе; в классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости; большинство детей хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение ; семиклассники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы. Основой своего успеха И.В. Риссамакина считает использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.

Концептуальные положения воспитательной системы 1 класса Краткая психолого-педагогическая характеристика класса В 1 «в» классе обучается 27 учащихся, из них 14 девочек и 13 мальчиков. Все учащиеся были зачислены на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу 26 детей воспитывались в детском саду, 1 - дома. При медицинском осмотре всего лишь 10 детей были признаны практически здоровыми и определены в 1-ю группу; остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко 2-ой: у них обнаружены заболевания сердечно-сосудистой системы, сколиоз, желудочно-кишечные заболевания. 14 человек во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготовленности к школе, 13 – средний. У них выявлен недостаточный словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и моторики правой руки. При прохождении 10 –дневного курса «Введение в школьную жизнь» все ученики адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. У 7 человек проявились признаки низкой самооценки. Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но часть родителей предпочитает занимать позицию зрителей при поведении коллективных творческих дел в классе. Использование в совместной работе с учащимися и родителями разнообразных форм, приемов и методов (творческая мастерская «Давайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя семья», социометрические методы, методики «Герб класса» и «Цветок настроения», организационно- деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», анкетирование «Проектируем образ класса» и др.) позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса. Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка. Цель воспитательной системы класса заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника. Для достижения данной цели стремились решить следующие задачи: - Развитие субъектности личности каждого школьника; - Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника; - Оказание педагогической поддержки творческим устремлениям и действиям каждого школьника.

Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие ключевые понятия, как «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Следует сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребенка. Механизм построения и функционирования воспитательной системы Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская « День знаний», осенний поход, новогодний праздник, папин праздник, праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игра-путешествие «До свидания, 1 –й класс», день именинников, марафон знаний. Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся сыграла работа творческих мастерских с участием детей и взрослых. которая строилась на основе следующих педагогических идей (И.А.Мухина): равенство всех участников, включая мастера; добровольное привлечение к процессу деятельности; отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием; чередование индивидуальной и коллективной работы; ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества; выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Основная цель работы творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству. Развитию субъектности личности младшего школьника способствовало формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

Самоуправление осуществляется через деятельность и смену (один раз в месяц) дежурного командира класса, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Воспитательная система класса максимально открыта, и родители, и педагоги школы – наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей. В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал города: краеведческий музей, библиотека, детский экологический центр, музыкальные школы, спортивные секции, танцевальные коллективы «Калинка» и «Юнона». Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители - другие учителя - другие классы) базируются на следующих принципах: Много знать - престижно. Помогать друг другу – нормально. Готовить дело по чужому сценарию – невозможно. Жить в неуютной обстановке - нельзя.

Изучение эффективности воспитательной системы Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из потенциалов личности: нравственного (ценностного): восприятие учениками таких ценностей, как «семья», «школа»», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения; познавательного потенциала: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию; коммуникативного: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, природе), сформированность первичных навыков саморегуляции; художественного: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства; физического: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным. Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям: сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; развитости креативных способностей учащихся; проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; сформированности классного коллектива.

В соответствии с данными критериями использовала такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса: исследование познавательных процессов личности младшего школьника; модифицированный тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; мастерская общения «Давайте познакомимся» методика «Герб класса»; социометрические методы; анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»; краткий тест творческого мышления П. Торренса; организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»; тест «Цветок настроения»; сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»; творческая мастерская «Я и клас, в котором я живу»; коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия; года). Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям: сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; развитости креативных способностей учащихся; проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; сформированности классного коллектива.

Детские организации в воспитательной системе школы. «Единство». Первичная организация учащихся 8-11 классов. Эта организация работает по следующим программам. « Юные патриоты России» Цель программы : формирование у детей и подростков любви к родной земле, краю. Всестороннее развитие и совершенствование личности молодого человека, воспитание патриотов Отечества. Организация туристических поездок и спортивного туризма; Создание патриотических клубов и объединений; Встреча с ветеранами ВОВ и воинами - интернационалистами ; Проведение вечеров, митингов и «вахт памяти». Создание тимуровских отрядов для оказания помощи пожилым людям. Изучение истории родного края. «Досуговая деятельность». Цель программы: выявление и развитие детской творческой инициативы, поддержка юных талантов во всех жанрах искусства. Предоставление возможности каждому молодому человеку проявить себя. Реализовать свои способности в коллективном творчестве. 1. Организация и проведение фестивалей (конкурсы рисунков, игрушек, декоративно-прикладного творчества, выставки). 2. Организация и проведение фестивалей эстрадной песни; 3. Разработка и проведение игровых, развлекательных программ для молодежи; 4. Организация и проведение игр команд КВН; 5. Организация литературных праздников и вечеров; 6. Проведение заседаний, «проблемных столов» и « Пресс- конференций»; 7. Создание клубов по интересам; 8. Организация и проведение конкурса программ «Молодая семья»; 9. Выявление талантливых организаторов, ведущих праздников,смотров. «Возвращение к истокам». Цель программы: объединение детей и взрослых на основе общего интереса к истории своего края для изучения и сохранения народных традиций и обычаев, содействие сплочению семьи, укрепление патриотических идеалов молодых людей. 1. Проведение сбора и изучение краеведческого материала. 2. Создание краеведческого музея. 3. Организация фольклорных праздников и фестивалей. 4. Организация турпоходов. 5. Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых земляков (экскурсии в музей, по местам боевой славы). 6. Изготовление и ведение рукописной книги с записью песен, поговорок и частушек.

В организацию младших школьников «Ромашата» входят учащиеся 1-4 классов. В названии этой программы каждый знак, каждая цифра говорящая : цифра «4» сообщает о том, что дети очень самостоятельные, и главное правило у них - «четыре - сами». 1. Сами продумывают 2. Сами решают 3. Сами делают 4. Сами ставят себе оценку за работу. Знаки «+» и «-» говорят следующее: - будем делать вместе, если ты пришел к нам. Младшие + старшие + взрослые, и мы все равны, у нас одни правила игры и работы; - все делаем не «за» младших ребят, а вместе с ними; - играем, пока хочется; - играем весело и дружно, не спорим по пустякам, не ссоримся с товарищами, распределяем роли по справедливости: Итак «3 + 4 = 7». 7 – это столько лет тебе должно быть, чтобы старшие ребята и взрослые взяли тебя в свои дела и игры, которые предлагает тебе эта программа. Семь – столько премудростей ты знаешь, столько тропинок можешь пройти, чтобы стать лучшим на свете мастером разгадывания загадок, придумывания игр. Тропинка 1. « Вот мой дом родной». Тропинка 2. «Хочу встать взрослым». Тропинка 3. «Приходи к нам». Тропинка 4. «Не опаздывай». Тропинка 5. «Сами с усами». Тропинка 6. «Девчонок не берем». Тропинка 7. «Марья искусница». Организация работает по развивающей программе «3+4=7».