Докл.- проректор по УР Волосникова Л.М. ТюмГУ, 2009 О разработке ООП на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Докл.- проректор по УР Волосникова Л.М. ТюмГУ, 2009 О разработке ООП на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

Федеральное законодательство 232-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования). 309-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)». ФЗ 260 Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет (о продлении действия ГОС ВПО 2го поколения до 31 декабря 2010 г.)

Федеральный закон 309-ФЗ изменил подход к структуре и сущности ГОС: 1.привел нормы действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией РФ (ст.43, п.5), установив понятие «федеральных государственных образовательных стандартов»; 2.исключено деление образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально- региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения; 3.циклы ФГОС состоят из базовой и вариативной частей 4.Требования не только к условиям, но и результатам образовательного процесса

В целях обеспечения связи содержания ВПО с реальными потребностями промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства: разработан Федеральный закон в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС, предусматривающие участие в их разработке работодателей; создан Совет по ГОС профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей; разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС с учетом требований работодателей

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проект ФГОС (2009 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 % С-Б-М: %

Права студентов- ФГОС ВПО право на выбор дисциплин и модулей в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения, -возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ, -право быть ознакомленным с с правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, право получить консультацию; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации; право на доступность к учебно-методической документации и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения; -доступ каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки к системе Интернет, к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) магистерской программы; возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Основные термины ФГОС вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы; компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения; направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области; объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие; область профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции; учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

О профилях во ФГОС бакалавра п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Перечень профилей- в приложении в ФГОС

Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Общие требования к условиям реализации магистра, специалиста Требования к ООП бакалавра (магистра, специалиста)

Перераспределение компетенций в процессе становления макета ФГОС 3-го поколения на примере бакалавриата «Управление персоналом) К О М П Е Т Е Н Ц И И Общекультурные(всего 22 ОК) Профессиональные(Всего 66 ПК) Социально- личностные Инструментальные Профессиональные Общенаучные

Структура ФГОС бакалавра Структура ФГОС бакалавра 240 кредитов Структура ФГОС бакалавра Структура ФГОС бакалавра 240 кредитов Циклы Разделы ОП кр. МЕН кр. Физическая культура-2 кр Практика-6-10 кр. ГАК (ИАК)-12 кр. ГСЭ кр.

Структура ООП бакалавра (пример) Код УЦ ОО П Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.3Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, уметь выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию, конструировать элементы машин и конструкций, владеть навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга, … Безопасность жизнедеятельности, ….. ПК-1, ПК-2, ПК10, … Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

Цикл ГСЭ для бакалавров и специалистов Общая трудоемкость единиц. Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история) Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла

Требования к условиям реализации ООП Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение учебного процесса

Требования к кадровому обеспечению ООП- остепененность не менее 60%, в том числе докторов наук-не менее 8% Профессиональный цикл –остепененность не менее 60%, в том числе докторов наук-не менее 8% К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Объем учебной нагрузки 1. Максимальный объем учебной нагрузки оставлять более 54 академических часов в неделю 2. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения составляет не более 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально- личностных компетенций выпускников. Ср. П ФГОС бакалавра: При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно- деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально- воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Требования к учебным программам В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять учебные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Требования к технологиям обучения широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, организаций, мастер- классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составлять не менее % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

Требования к аттестации обучающихся Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Требования к информационному обеспечению учебного процесса Содержание каждой из учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и. одним учебно-методическим печатным и/или электронным, изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Схема реализации ФГОС-3 ФГОС по направлению подготовки ВПО ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки (единая для всех профилей подготовки), разрабатывается УМО ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки, разрабатывается вузом / факультетом

Определение ООП: Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФГОС Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Определение ПООП: Статья 5 п. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре), включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Определение вузовской ООП: ФГОС ВПО (бакалавриат), п.7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативные документы для разработки вузовской ООП: Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года 125-ФЗ); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 ; ФГОС по направлению подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки; Устав университета

Алгоритм разработки ООП. 1. Определение социального заказа и требований работодателей к выпускниками предполагаемого профиля подготовки (при отсутствии соответствующих профессиональных стандартов). 2. Формулировка цели (миссии) программы и результатов обучения по ней: какой конкретный «продукт» предполагается получить по окончании обучения; к каким видам деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник, 4. Уточнение компетенций (общекультурных и профессиональных), которые должны быть сформированы 5. Соотнесение формируемых в процессе подготовки компетенций с необходимым набором изучаемых дисциплин и практик и разработка матрицы соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

Структура матрицы Ком - пет ен- ции Дисциплины цикла Б.1 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.2 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.3… Назв. Назв. Назв. ОК- 1 + ОК- 2… ++++ ПК ПК ПК- 3… ++++

Алгоритм разработки ООП. 6. Составление учебного плана на основе ФГОС (базовая часть) и ПООП (вариативная часть). Определение объема дисциплин, практик, ИГА в зачетных единицах, составление перечней курсов по выбору. 7. Определение форм отчетности с учетом их сбалансированности по семестрам. 8. Построение календарного учебного графика: определение вида, объема и сроков проведения учебных и производственных практик; последовательности реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. 9. Создание программ учебных дисциплин и практик в компетентностном - кредитном формате

Алгоритм разработки ООП. 10. Разработка следующих учебных документов : Программы учебной и производственной практик Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Методические рекомендации для преподавателей про применению образовательных технологий Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана Требования к итоговой государственной аттестации Требования к выпускной квалификационной работе. Требования к итоговому государственному экзамену. Примерный перечень тем ВКР. Программа итогового государственного экзамена.

Web-сайт Минобрнауки:

Спасибо за внимание!