КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПРИКЛАДНОЙ ЭКОЛОГИИ (КАПЭ) Академик Академии Водохозяйственных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Advertisements

Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра.
ИУВР – инструмент достижения баланса между многочисленными водопользователями Oпыт Казахстана в разработке Национального плана развития и внедрения ИУВР.
Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
Устойчивое развитие общества, то есть процесс не допускающий деградации и направленный на совершенствование, возможно при условии рационального природопользования.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Экологическое нормирование: базовые понятия. Экологическое нормирование Нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду – одна из важнейших составных.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
КАРЛОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОДКОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ
Транксрипт:

КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПРИКЛАДНОЙ ЭКОЛОГИИ (КАПЭ) Академик Академии Водохозяйственных Наук Российской Федерации (РАВН) д.т.н., проф. БУРЛИБАЕВ М. Ж. Алматы

«Любой прогресс, достигнутый в деле сокращения масштабов нищеты и ликвидации голода, улучшения состояния здоровья людей и защиты окружающей среды, вряд ли будет устойчивым, если большая часть экосистемных услуг, от которых зависит само существование человечества, будет продолжать деградировать», говорится в исследовании, озаглавленном «Сводный доклад об Оценке экосистем на пороге тысячелетия». В нем указывается, что происходящая деградация экосистем является главным препятствием на пути достижения Целей тысячелетия, согласованных лидерами стран мира в 2000 году. Если учесть, что устойчивость экосистем лежит в основе так называемой экологической устойчивости и является фундаментом для устойчивого развития, то становится очевидным крайне важное значение задачи по сохранению экосистем. К сожалению, в современном обществе еще отсутствует осознание выполняемой роли и функций (услуг) экосистем. Сохранение экосистем воспринимается сегодня обществом как второстепенная задача, относящаяся только к природоохранным ведомствам. В нормативных документах стран ЦА термин «охрана экосистем» не имеет еще правового статуса, а среди в системе государственного управления стран ЦА даже не определены ответственные за состояние и сохранение экосистем. Имеется два основных антропогенных фактора, оказывающих разрушительное воздействие на экосистемы: чрезмерное использование природных ресурсов и загрязнение природной среды. Имеется два основных антропогенных фактора, оказывающих разрушительное воздействие на экосистемы: чрезмерное использование природных ресурсов и загрязнение природной среды. Известно, что чрезмерный забор воды и развитие орошаемого земледелия в бассейне Аральского моря превысили возможности экосистемы и привели к её разрушению с катастрофическими последствиями. Однако, несмотря на пример с катастрофой Арала, нужды экосистем и их ограниченные естественные возможности по-прежнему не принимаются во внимание. Как следствие ухудшается качество питьевой воды и здоровье населения, снижается плодородие земель и урожайность, сохраняется бедность и миграция. По оценкам экспертов ущерб от разрушения экосистемы Аральского моря в связи с падением уровня моря и загрязнением воды только в Казахстане составил более 45 млрд. долл. США. В последние годы государственные органы признали Аральское море как 6-й потребитель. Но на практике экологический сток в Арал по-прежнему не обеспечивается. Еще некоторое время потребуется, чтобы стало ясно, что сохранение экосистемы и обеспечение экологического стока является задачей более высокого уровня и приоритетной по отношению к хозяйственному водопользованию, т.к. обеспечивает устойчивость благоприятных для жизни параметров качества природной среды и всей системы жизнедеятельности в бассейне. Т.е. Арал должен быть не 6-м, а 1-м и приоритетным потребителем воды.

Вопросы качества вод Другой важный вопрос, незаслуженно отодвинутый на второй план, это вопрос загрязнения воды, хотя, как известно, качество и количество водных ресурсов взаимосвязаны и не отделимы. По мере развития орошения в регионе ЦА и строительства дренажных систем наблюдался постоянный рост формирования возвратных вод, который был особенно интенсивным в период гг. В среднем за период годов суммарный объем возвратных вод составлял от 28.0 до 33.5 км3 в год. От 13.5 до 5.5 км3 ежегодно формировалось в бассейне Сырдарьи и до 19 км3 в бассейне Амударьи. Более 60% от общего объема возвратных вод отводится по коллекторам в реки, около 27% - в понижения. Лишь 13% возвратных вод повторно используется для орошения, что обусловлено их непригодностью из-за загрязненности. В страны, расположенные ниже по течению рек, вода поступает после использования и уже сильно загрязненная химикатами, что приводит к заражению выращиваемой продукции и вторичному загрязнению земель. Поэтому вопросы загрязнения воды должны быть включены в повестку МФСА, а вопросы межгосударственного и межсекторального вододеления должны учитывать не только количественные, но и качественные характеристики вод. Еще одной проблемой являются стоки, сбрасываемых в реки без каких-либо лимитов и ограничений, что нередко превращает хорошие пресные воды в слабоминерализованные и трудно используемые для любых потребностей. Водоемы в пустынных зонах и на периферии орошаемых земель питаются коллекторно-дренажными водами не упорядоченно, в результате чего эти водоемы могут терять свое экологическое значение. В регионе ЦА на базе коллекторно-дренажных и сбросных вод появилось несколько сотен водоемов различных объемов и размеров от таких как Айдар-Арнасайское с объемом более 20 км3, Сарыкамыш с объемом около 100 км3, Денгизкуль, Соленое, Судочье, до мелких в несколько миллионов кубометров, не имеющих проточности. Но ни рыбопродуктивность, ни фауна и флора на таких водоемах не являются стабильными из-за нестабильности водно-солевого режима, формируемого без контроля и под влиянием случайных факторов. Проблема возвратных вод и созданных на них многочисленных водоемов также должна быть рассмотрена особо как на региональном, так и национальном уровне.

Внутригодовое распределение SO 4 по длине р. Сырдарья при Р=50% при ЕГР и НГР

Внутригодовое распределение Cl по длине р. Сырдарья при Р=50% при ЕГР и НГР

Внутригодовое распределение ДДТ р. Сырдарья в створе Кокбулак при различных обеспеченностях стока

Внутригодовое распределение ДДТ р. Сырдарья в створе ниже плотины Шардаринской ГЭС при различных обеспеченностях стока

Внутригодовое распределение ДДТ р. Сырдарья в створе с. Томенарык плотины Шардаринской ГЭС при различных обеспеченностях стока

Внутригодовое распределение ДДТ р. Сырдарья в створе выше г. Кызылорда при различных обеспеченностях стока

Внутригодовое распределение ГХЦГ р. Сырдарья в створе с. Кокбулак при различных обеспеченностях стока

Внутригодовое распределение линдана р. Сырдарья в створе с. Кокбулак при различных обеспеченностях стока

Качественная характеристика питьевой воды г. Кызылорда за годов (по ГОСТ «Вода питьевая)

Результаты исследований качества риса и пшеницы в Кызылординской области

Проблемы и перспективы развития нормативной базы. Существующий механизм нормирования качества вод в странах Центральной Азии не учитывает состояние экосистем водных объектов и их реакцию на антропогенное воздействие, недостаточно эффективен как инструмент по управлению качеством вод, ограничивает возможности региональных органов власти и предприятий в разработке и выполнении реальных, экономически оправданных мероприятий по охране и улучшению качества вод, устойчивого обеспечения потребностей населения, отраслей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т.д. Основными недостатками существующей системы нормирования и требований к качеству вод являются отсутствие: - единой концепции природоохранного нормирования качества вод, определяющей цели и критерии оценок состояния речных экосистем при тех или иных антропогенных воздействиях; - системной законодательной базы и подзаконных актов в области нормирования качества вод; - унифицированных принципов и методов экологического нормирования качества поверхностных вод как на межгосударственном, так и национальном уровнях, четких требований к обоснованности, надежности и периодической коррекции норм и регламентов экологической безопасности; - общих интересов и целей по сохранению водных экосистем и улучшение качества водных ресурсов являются основой для дальнейшего межсекторального и межгосударственного сотрудничества. - пространственно-временной дифференциации и ограничений на использование экологических нормативов применительно к различным природным зонам и для охраны целых речных экосистем, а не только отдельных их компонентов; - достаточных эмпирических данных и адекватных процедур экологической диагностики, как качества поверхностных вод, так и в целом состояния речных экосистем, физических и математических моделей речных экосистем; - организационных и материально-технических условий для широкого развертывания научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам обеспечения экологической безопасности, включая и экологическое нормирование качества вод. - в странах Центральной Азии систем нормирования загрязнения вод стимулирующих снижение загрязнения, сохранение и улучшение состояние водных экологических систем;

- у водопотребителей и водопользователей финансовых, технологических и технических возможностей, которые могли бы обеспечить соблюдение установленных требований, добиться сокращения сбросов; - в некоторых странах ответственности и полномочия среди государственных органов по вопросам качества вод, а министерства и ведомства не имеют достаточных организационных, финансовых и технических возможностей для совершенствования нормативной базы; - наличие в перечнях ПДК наименований смесей и веществ, которые в принципе не могут быть определены аналитическими методами; - практики дифференцированного подхода к нормированию содержания веществ природного происхождения в водных объектах различных физико-географических регионов (региональные или бассейновые нормы); - связи нормирования сброса загрязняющих веществ с реальными экологическими, экономическими и технологическими возможностями природных объектов; - достаточной обоснованности нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты как следствие несовершенства системы стандартов и существующих методик расчета предельно допустимых сбросов (ПДС); - системы комплексного токсикологического контроля качества сточных вод; Немаловажными факторами при разработке нормативов качества вод являются: - ведомственная разобщенность при установлении, применении и контроле нормируемых показателей качества вод; - тенденция к расширению перечней химических показателей и, соответственно, удорожанию контроля для более полной оценки загрязнения в соответствии с принятой системой платежей. - отсутствие разработок единого межгосударственного перечня нормируемых вредных веществ в водных средах и региональных перечней приоритетных загрязняющих веществ; - отсутствие информационного обмена базами данных между трансграничными государствами; - системы поддержки принятия решений, как правило, не используются в процессе нормирования и контроля; - отсутствие приоритетной системы оперативного прогнозирования и ликвидации последствий аварий, связанных с загрязнением водных объектов. - наличие в перечнях ПДК наименований смесей и веществ, которые в принципе не могут быть определены аналитическими методами; Поэтому, современная система регулирования качества вод, существующая в странах ЕС, признается как возможность для поэтапного совершенствования существующей нормативной базы и внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами в странах Центральной Азии.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Республика Казахстан, , г. Алматы, ул. Амангельды, 70а е-mail: