СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БЕЗГОДОВА МАРИНА ПЕТРОВНА – учитель начальных классов ХЛЫСТОВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА – заместитель директора по УВР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция развития универсальных учебных действий группой авторов : А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой.
Advertisements

Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М., Соболева О. В. Общая характеристика учебно-методического комплекта (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Безотметочное оценивание. Оценка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемое преподавателем.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БЕЗГОДОВА МАРИНА ПЕТРОВНА – учитель начальных классов ХЛЫСТОВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА – заместитель директора по УВР МОУ СОШ 14 г Березники МОУ СОШ 14 г Березники

Учитель и методы обучения Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д.Пойа Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д.Пойа Знания, даваемые насильно, душат разум А.Франс Знания, даваемые насильно, душат разум А.Франс Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете И.Гете Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете И.Гете

Понятие деятельностного метода Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готов виде, а добывает их сам в процессе собственно- познавательной деятельности Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готов виде, а добывает их сам в процессе собственно- познавательной деятельности Л.Г. Петерсон

Задачи темы Раскрыть основные психологические закономерности процесса развивающего образования, основываясь на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова Раскрыть основные психологические закономерности процесса развивающего образования, основываясь на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова Установить особенности учебной деятельности в контексте общей теории деятельности А.Н.Леонтьева. Установить особенности учебной деятельности в контексте общей теории деятельности А.Н.Леонтьева. Изучить определения «учебной деятельности», данные разными авторами. Определить общее и отличительное в их позициях Изучить определения «учебной деятельности», данные разными авторами. Определить общее и отличительное в их позициях Выделить основные характеристики учебной деятельности (предмет, средства, способы и продукт (результат)). Выделить основные характеристики учебной деятельности (предмет, средства, способы и продукт (результат)). Рассмотреть внешнюю структуру учебной деятельности (учебная задача и учебные действия). Рассмотреть внешнюю структуру учебной деятельности (учебная задача и учебные действия). Установить влияние полноценной УД на результативность образования и развития школьников. Установить влияние полноценной УД на результативность образования и развития школьников.

Концепция развивающего образования Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социо-культурного опыта сделало обучение фокусом внимания. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социо-культурного опыта сделало обучение фокусом внимания. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно-смысловой сферы. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно- технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего, ведущей. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно- технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего, ведущей. Давыдов В.В. И Эльконин Д.Б. обосновали положение: содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический или теоретический – в зависимости от содержания обучения Давыдов В.В. И Эльконин Д.Б. обосновали положение: содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический или теоретический – в зависимости от содержания обучения Давыдов В.В. считал, что первичная форма существования теоретического знания – это способ действия. Давыдов В.В. считал, что первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.

Теория деятельности А.Н.Леонтьева Деятельность человека представляет собой активность, которую можно рассмотреть по разными углами зрения Деятельность человека представляет собой активность, которую можно рассмотреть по разными углами зрения Мотив –есть реальное, что побуждает и направляет деятельность Мотив –есть реальное, что побуждает и направляет деятельность Деятельность – это движение человека к поставленным целям Деятельность – это движение человека к поставленным целям Человеческое действие всегда целесообразно, хотя перспектива может быть отчётливой, а может – смутной. Человеческое действие всегда целесообразно, хотя перспектива может быть отчётливой, а может – смутной.

Понятие учебной деятельности Учебная деятельность есть психолого- педагогический механизм, обеспечивающий развитие основ теоретического мышления Учебная деятельность есть психолого- педагогический механизм, обеспечивающий развитие основ теоретического мышления В.В.Давыдов В.В.Давыдов

Понятие учебной деятельности Понятие учебной деятельности Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.Д.Б.Эльконин

Понятие учебной деятельности Ведущая деятельность – это декларация намерений: она определяет направление развития, в котором взрослые собираются вести ребёнка Ведущая деятельность – это декларация намерений: она определяет направление развития, в котором взрослые собираются вести ребёнка Цукерман Г.А.

Понятие учебной деятельности Учебная деятельность не может быть понятна только как форма активности индивида. …Она является формой сотрудничества ребёнка и взрослого Учебная деятельность не может быть понятна только как форма активности индивида. …Она является формой сотрудничества ребёнка и взрослогоВ.В.Репкин

Структура учебной деятельности 1. Учебно-познавательные мотивы 1. Учебно-познавательные мотивы 2. Учебная задача. 2. Учебная задача. 3. Учебные операции 3. Учебные операции 4. Контроль 4. Контроль 5. Оценка 5. Оценка 6. Рефлексия 6. Рефлексия 7. Цель УД 7. Цель УД Учебная цель состоит в усвоении способов получения понятий, условий и законов происхождения понятий. Учебная цель состоит в усвоении способов получения понятий, условий и законов происхождения понятий.

Учебная деятельность как общий (универсальный) способ обучения (учения ) Формы учебной работы младших школьников усвоениетренировка Учебная деятельность Др. Активность человека по преобразованию предметной социальной действительности создание нового в преобразовании Задача Ц МКОО действия Поисковая активность Рефлексивная оценка

Учебно-познавательные мотивы Их отличие от широких познавательных интересов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. Их отличие от широких познавательных интересов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. Главная задача учителя при формировании учебной деятельности - перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Главная задача учителя при формировании учебной деятельности - перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий.

Учебная задача Учебная задача - центральное звено в структуре УД. Они имеют операторное содержание. Все остальные звенья обслуживают это основное. Учебная задача - центральное звено в структуре УД. Они имеют операторное содержание. Все остальные звенья обслуживают это основное. Учебная задача - целая система заданий. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области. Учебная задача - целая система заданий. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области.

Виды учебных задач Практическая исследовательская. Практическая исследовательская. Теоретическая исследовательская, связанная с построением понятий. Теоретическая исследовательская, связанная с построением понятий. (Теоретическая) исследовательская, (Теоретическая) исследовательская, с определением границ работы понятия и с построением самостоятельных исследовательских проектов.

Действие контроля Контроль – действие устанавливающее правильность и полноту выполнения операций, входящих в состав действий. Контроль – действие устанавливающее правильность и полноту выполнения операций, входящих в состав действий. Предмет контроля - способы получения учебного действия. Предмет контроля - способы получения учебного действия. Формы контроля: Формы контроля: Пооперационный контроль - контроль за правильностью и последовательностью процесса осуществления способа действия (Главная форма контроля в учебной деятельности). Пооперационный контроль - контроль за правильностью и последовательностью процесса осуществления способа действия (Главная форма контроля в учебной деятельности). Контроль-внимание. Контроль-внимание. Контроль внимание - тщательный контроль процесса действий. Контроль внимание - тщательный контроль процесса действий. Одновременно является - средством формирования внимания. Одновременно является - средством формирования внимания. Контроль по результату может быть в УД? Контроль по результату может быть в УД? Контроль со стороны ребенка должен обязательно иметь диагностико- коррекционный характер. Только в этом случае он имеет смысл и значение. Контроль со стороны ребенка должен обязательно иметь диагностико- коррекционный характер. Только в этом случае он имеет смысл и значение. Другие виды контроля Упреждающий контроль ( так осуществляется в умственном плане) Упреждающий контроль ( так осуществляется в умственном плане) Ретроспективный. Ретроспективный.

Действие оценки Действие оценки определяет меру и качество решения учебной задачи. Действие оценки определяет меру и качество решения учебной задачи. Функция оценки состоит в фиксации соответствия или несоответствия фактического результата деятельностного акта его конечной цели-мотиву. Оценка предполагает содержательный, качественный анализ результатов УД и их сопоставление с целью. Функция оценки состоит в фиксации соответствия или несоответствия фактического результата деятельностного акта его конечной цели-мотиву. Оценка предполагает содержательный, качественный анализ результатов УД и их сопоставление с целью. Совпадение результата и цели служит сигналом того, что данная учебная задача исчерпала себя и санкционирует переход к постановке и решению новой задачи; их несовпадение побуждает субъекта вернуться к учебным действиям и их контролю. Совпадение результата и цели служит сигналом того, что данная учебная задача исчерпала себя и санкционирует переход к постановке и решению новой задачи; их несовпадение побуждает субъекта вернуться к учебным действиям и их контролю. Контрольные работы, которые проводятся в целях оценки, раскрывают степень освоенности действия в целом и отдельных входящих в состав операций. Контрольные работы, которые проводятся в целях оценки, раскрывают степень освоенности действия в целом и отдельных входящих в состав операций.

18 Рефлексия ?

Достижения в деятельностной психопедагогике Заложены основы психодидактики (В.В.Давыдов) Заложены основы психодидактики (В.В.Давыдов) Принципу наглядности следует предпочесть принцип предметности, то есть точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, вычленить содержание будущего понятия, а с другой - изобразить это содержание в виде знаковых моделей... Принципу сознательности целесообразно предпочесть принцип деятельности... "Сознательность" может быть реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения

Что появилось в психопедагогике за последние 15 лет? Разработаны формы совместно-распределенной учебной деятельности (Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов и др.); Разработаны формы совместно-распределенной учебной деятельности (Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов и др.); Созданы диагностические средства оценки качества Созданы диагностические средства оценки качества формирования понятий (В.В.Давыдов,С.Ф.Горбов,Е.В.Чудинова и др.) формирования понятий (В.В.Давыдов,С.Ф.Горбов,Е.В.Чудинова и др.) Разработана педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности младших школьников Разработана педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности младших школьников (Г.А.Цукерман, А.Б.Воронцов) (Г.А.Цукерман, А.Б.Воронцов) Определены подходы к построению учебно- методического обеспечения (образовательная система Эльконина-Давыдова) ит.д. Определены подходы к построению учебно- методического обеспечения (образовательная система Эльконина-Давыдова) ит.д.

Моделирование Схема как основное средство учебной деятельности

Учебная деятельность как средство рефлексивного развития младших школьников Рефлексия как способность: Компоненты учебной деятельности, критичные для развития рефлексии: осознавать цели, способы и средства действия и мысли. Понятия как умственная схема (ремейк) действия. Знаки и символы, опосредующие действия и их умственные схемы. понимать точки зрения других людей, видеть вещи с чужой точки зрения. Учебное сотрудничество со сверстниками и младшими учениками. понимать самого себя: знать свои ограничения и возможности самоизменения. Детская самооценка: умение определять критерии оценки, строить оценочные шкалы…

Рефлексия в сфере самосознания : Почему и как меняются мои способы действия, мышления, эмоционального реагирования? Рефлексия в сфере кооперации и коммуникации: Рефлексия в сфере мышления и деятельности: Почему и как можно чувствовать и думать не так, как я? Почему я вижу вещи такими, какими я их вижу? Что подтверждает мою точку зрения?

Технология обучения ситуация «разрыва» ситуация «разрыва» Ситуация «УСПЕХА» М3 М2 М1 Общий способ (понятие) Постановка задачи Моделирование (поиск решения задачи)

Продолжение схемы технологии: Решение частных задач Диагностика на «входе» Диагностика на «выходе» Проверочная работа с выходом на новую задачу

Что дает школе (ребенку, учителю и администрации) системно-деятельностный метод обучения другой (задачный) способ обучения через формирование учебной деятельности Ш; содержание обучения через освоение общих способов действия (понятий); поляризационность образовательного простран-ства (ОП) Учебное сотрудничество как ведущая форма учебной деятельности Изменяет мотивацию обучения школьника и позицию учителя Позволяет сократить объем репродуктивных знаний и сформировать общие способы решения большого круга частных задач Задает многофункциональность образовательного пространства формирует учебное сообщества класса как коллективного субъекта учения