ЭРГОНОМИКА СЕРГЕЕВ Сергей Федорович СПбГУ ИТМО ИММЕРСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД Лаборатория дизайна интерфейса
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ образовательные среды методология проектирования сложных активных социальных систем психологические феномены порождения иммерсивных социальных сред образование в естественных и искусственных средах
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ методологическое, теоретическое и практическое обоснование эргономического базиса искусственных иммерсивных сред для проектирования эффективных систем социального интерфейса
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Провести теоретический анализ феномена «образовательная среда» Сформулировать основные положения теории иммерсивных образовательных сред Выделить факторы, влияющие на формирование образовательных сред
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА М.К. Мамардашвили – «живая реальность существует для нас лишь в той мере, в какой мы воссоздали ее нашей мыслью» Н.Б. Крылова – социальное пространство, в котором реализуется непосредственная активность индивида, его ближайшее развитие и действия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В.А. Ясвин – система влияний и условий формирования человека как субъекта деятельности, личности, члена общества в соответствии с некоторым более или менее очерченным (сложившимся в данном обществе) идеалом, образцом или хотя бы номинальным нормативом, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении
ПРОЕКТИРОВНИЕ СРЕДЫ эргономическое обеспечение проектирования сложных социальных систем, обладающих искусственным интеллектом формирование социального интерфейса, включающего ученика в социальные миры с высокой интерактивностью и глубоким погружением в их содержание создание методологической и теоретической базы проектирования иммерсивных (погружающих) социальных сред
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСТУПАЕТ В ВИДЕ АКТИВНОЙ АУТОПОЭТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЕ Результат взаимной ориентации аутопоэтических коммуникаций социальной (образовательной) среды и ученика
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Наличие границы различения Самореферентность Переменная структура при постоянной организации Закрытость системы и ее описаний Редукция сложности Преемственность Зрелость
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Является продуктом конструирующей деятельности социальной коммуникации в рамках ее границы различений и не связана со свойствами ее элементов Отражает феномен динамической целостности циклически формирующихся цепей коммуникаций оказывающих ориентирующее действие на учеников
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Особый вид объективной реальности – место действия субъектов образования Это динамические процессы формирования сетей отношений в субъекте обучения и одновременно в социальной коммуникации, в которые избирательно вовлекаются элементы внешнего и/или внутреннего окружения с целью обеспечения аутопоэзиса образовательной среды и личности ученика
ПРИНЦИПЫ АУТОПОЭЗИСА ОС самоорганизации, селективности, погружения, присутствия, конструирующей активности среды, взаимной ориентации (человек- коммуникация, человек-человек) в процессе образования
Образовательная среда является динамическим системным самоорганизующимся психологическим конструктом, обладающим свойствами: иммерсивность; присутствие; интерактивность; избыточность; наблюдаемость; доступность когнитивному опыту (конструируемость); насыщенность; пластичность; целостность; мотивогенность
ПРИСУТСТВИЕ В СРЕДЕ - динамический процесс включения человека в среду образовательной коммуникации, сопровождаемый чувством присутствия
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Обоснована психологическая концепция образовательной среды, отражающая процессы самоорганизации в системах социальных коммуникаций 2. Предложена теория образовательных иммерсивных сред 3. Показана целесообразность введения в концептуальный базис педагогики постклассических интерпретаций понятий «образовательная среда», «знание», «обучение»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!