Зачетная работа по теме: «Виртуальная экскурсия в школьный музей» Автор проекта: Тунденкова Мария Владимировна директор МОУ « Ефимовская средняя общеобразовательная школа» Бокситогорского района Ленинградской области
Давай знакомиться. Я - веселый и любознательный «фотокадрик». Меня все так зовут. Приглашаю тебя и твоих друзей на экскурсию в школьный краеведческий музей
Музей оборудован в виде крестьянской избы конца XIX в. – начала XX в. В экспозиции музея представлены экспонаты, собранные учениками, родителями и педагогами школы. Это подлинные бытовые предметы того времени, сохранившиеся на территории п. Ефимовский, а также близлежащих деревень: Сухая Нива, Радогощь, Климово. Для полноценного образа старинной избы создан макет русской печи.
В народе говорят « Изба о четырех углах строится». Так ли это? Действительно внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось и каждый угол носил свое смысловое значение. В доме были четко определены мужские и женские места.
Пространство около печи служило женской половиной и называлось «бабий кут», что означало «бабий угол». Рядом с печью стоял деревянный ушат с водой и обязательно висело полотенце.
Печь! Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она и путника накормит, и от злой погони укроет. Печь в избе,особое место занимает, с ней связан целый мир представлений, верований и обрядов. Про русскую печь можно сказать, что она универсальна. кормила, спасала от холода и лечила. Служила спальным местом и баней. Печь воспринималась как хранительница жилья, собирательница семьи, защитница брачных и родственных связей.
Хлебная лопата – стояла у печи. Она постоянно соприкасалась с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, поэтому на Руси считалась еще и магическим орудием. Ее использовали в борьбе с небесной водой - дождем и градом. При приближении тучи лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.
Ухват – еще называют рогачом или железными вилами, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Чтобы посадить в печь горшок, нужна была сноровка, так как дело это было непростое. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печки. Их берегли и они долго служили людям. Если семья на длительное время покидала дом, ухватом загораживали печь, чтобы не ушел домовой, который, как считалось, жил в подпечье.
Из дерева изготавливались ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши, а также большие емкости для воды – от ведер до бочек. Дерево легко поддается обработке, поэтому деревянную посуду часто украшали резьбой, красочной росписью. С посудой связано немало поверий и примет. Нельзя оставлять посуду открытой, этим воспользуется нечистая сила. Если нож со стола упал – гость будет, если ложка – гостья. В «бабьем куту» на полках размещалась нехитрая крестьянская посуда. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая. Про запасливую хозяйку говорили: « Из большой посуды не выльется, а из малой проплеснешь»
При выделке посуды крестьянин проявлял необычайную изобретательность и смекалку. Из липовой и березовой коры, из дубовых и сосновых дощечек гнут всевозможные шкатулки и короба. Берестяные туеса используются для хранения жидкостей – они надежно удерживают влагу Пестери, напоминающие заплечные ранцы с крышкой, удобны для переноски вещей, сбора грибов, они легки и не промокают под дождем. Солонки, сплетенные из легкой бересты, крестьянин брал с собой, отправляясь на промысел или на полевые работы.
Без решета или сита не обходилась ни одна хозяйка. Помимо своего прямого предназначения решето широко использовалось в обрядах, и с ним было связано много поверий. Решето уподобляли небесному своду, дождю и солнцу, поэтому в нем была заложена идея богатства и плодородия. Чтобы пошел дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить его, решето переворачивали вверх дном. Воде, пролитой через решето, придавалось целебное свойство - уберечь от возможных болезней.
Немало посуды в крестьянской семье было сделано из глины. Крынки с круглым, похожим на шар корпусом, братины для пива и кваса. Самый распространенный универсальный сосуд для приготовления на огне различной пищи – горшок. В нем и щи, можно было сварить и кашу, репы напарить и кисель приготовить. Стеклянной посудой пользовались редко, ее нужно было покупать, а откуда лишние деньги в крестьянском хозяйстве. Да и слишком хрупкой она казалась для загрубевших от трудной работы рук.
А вот металлическая, главным образом чугунная, встречалась довольно широко, хотя она была распространена гораздо меньше, чем глиняная и деревянная.
Самовар – он привнес в семейную трапезу особый оттенок. Самовар являлся символом семейного достатка и уюта. Он стал символом русской культуры. Он успокаивал, лечил душевные травмы, собирал вокруг себя семью. Его ласково в народе называли « дедушкой», « Иван Ивановичем». А сколько пословиц и поговорок сложили – « Попей чайку – разгони тоску», « Самовар кипит – уходить не велит»
В крестьянском хозяйстве было никак не обойтись без бондарных изделий. Под этим названием объединялись большие емкости для воды. Это – ведра, ушаты, кадки, бочки, лохани. Они долго и верно служили своим хозяевам, а сама профессия дала начало многим фамилиям: Бондарь, Бондарев, Бондаренко…
У заботливой хозяйки на полках в куте и чулане все расставлено по своим местам. И горшки для хранения круп, соли, масла и полотенце чистое ( рукотер) всегда под рукой, и вода свежая в рукомойнике. Не даром в народе говорят « Всякой вещи – свое место»
Спали хозяева на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу ( для этого устраивался более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине – дощатом настиле у печи. Позднее появились кровати.
А для детей кроватью служила - колыбель ( зыбка, люлька, качалка, качка) как только ее не называли. Делались они висячими на гибком шесте, всегда широкими и длинными для того, чтобы дитя могло свободно расти. Только тот дом считали полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших.
У стен стояли сундуки, где сберегалось хозяйское добро. Числом сундуков измерялось богатство владельца дома. Хороший сундук – это уже работа мастера, поэтому в крестьянском доме сундук – вещь покупная. Сундук – простой деревянный ящик с плоской крышкой, всегда с хитроумным замком, часто окованный для прочности полосами железа. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданое.
Угол избы напротив дверей назывался красным ( передним, верхним, святым, божьим, старшим, первым). Это самое главное место в избе. Здесь находились иконы, большой деревянный гладкий стол, скамейки. Иконы украшались тканым или вышитым полотенцем. К ним относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу. У икон горели лампадки – небольшие светильники, заправленные маслом.
В этой части избы происходили самые важные события в жизни людей. Самых дорогих, почётных гостей усаживали в красном углу на лавку за стол. убранный нарядной скатертью - столешником. Размеры стола соответствовали количеству едоков в семье. Стол никогда не должен быть пустым, на нем всегда лежал хлеб и стояла солонка с солью., что обеспечивало достаток и благополучие дома. Недаром есть пословица: « хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».
В свободное от работы время хозяйка занималась рукоделием, хозяин разными поделками и мелким ремонтом. В хозяйственной части избы вы тоже можете увидеть много интересных вещей, и у каждой есть своя история и тайна.
С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины садились за прядение. Веретено и прялка - основные инструменты.Сам процесс прядения несложен, но требует определенных навыков, которые девочки приобретали с десяти лет. В старину именно такие ремесла как: прядение, ткачество, изготовление кружев, получили широкое развитие, ведь женщина должна была обеспечить семью тканями и одеждой.
В последний день Масленицы нередко устраивали катание с ледяных гор на прялках. Считалось, что у девушки, которая дальше всех проедет на донце своей прялки, будет самая лучшая пряжа. А в Святки вечером нельзя мотать нитки, чтобы рожь не спуталась. А коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут, лучше воротись, а то пути не будет.
С наступлением весны, закончив прядение, в избу заносили разборный ткацкий стан ( кросно). Простым видом ткачества владела каждая хозяйка, более сложными – искусные, талантливые мастерицы. Ткали не только тонкую ткань, годную на белье, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки.
Немаловажную роль в ткачестве играли сновальни – приспособление для равномерной отмотки нити.
Вышивка и лоскутное шитье появились чуть позднее. Но работы созданные мастерицами нашего края сегодня занимают почетное место в нашем музее.
Мужские ремесла чаще были связаны с обработкой дерева: плетение корзин, рогож, изготовление посуды, коромысел, починка обуви. Каждый крестьянин умел плести лапти, недолговечную, но удобную, легкую и дешевую обувь, теплую зимой и прохладную летом
Опытный работник мог за день изготовить две пары лаптей, однако и изнашивались эти две пары в рабочий сезон за неделю. Одно плохо: для плетения лаптей изводилось много молодых берез, ив и лип. Отсюда пошло выражение: « Ободрать как липку». Во многих губерниях лапоть использовали для измерения земли при общинных переделах.
Широкое распространение получило кузнечное ремесло.
Вы уже поняли, что мир русской избы был наполнен языческой символикой. С помощью загадочных орнаментов, различных обрядов и поверий, люди стремились обеспечить себе и своему дому безопасность и благополучие. Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя вобрала!