Зачетная работа по теме: «Виртуальная экскурсия в школьный музей» Автор проекта: Тунденкова Мария Владимировна директор МОУ « Ефимовская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Advertisements

Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
ТЕМА: «ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства ГБОУ «Школа 170» КОСЯН ГОАР САМВЕЛОВНА.
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Русская печь Печной угол Стол Красный угол По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье. Убранство избы Изба для.
Неустройство, голод, беды- Трудно жили наши деды, А зимой, в холодный год, Там, где люди, там и скот. В этих избах печи были Без трубы, не как теперь.
Музей создан к 75- летию школы в 2008 году. Он состоит из двух экспозиций : « Крестьянская изба » и « Купеческий быт », которые контрастируют по отношению.
Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
Внутренний мир русской избы. Домашняя работа Карандаш, ножницы, гуашь, кисти, стакан для воды, салфетка-промокашка, альбом, тетрадь В тетрадь : в чем.
Управление образования Администрации города Киселевска Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «5» Быт русской избы.
Интерьер избы отличался простотой и удобством. Печь играла главную роль в доме. Недаром помещение, где стояла русская печь, называли «избой, истопкой».
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа.
Быт XV-XVI веков Автор: Пивень Анастасия 10 класс, МБОУ СОШ 4.
Быт простых и знатных людей Быт простых и знатных людей.
Интерьер крестьянского дома Подготовила учитель ИЗО Заика Н В.
Проект " Убранство русской избы"
Автор разработки: Югова Ирина Анатольевна, учитель истории МСКОУ VIII вида г. Красновишерска Пермского края Размещено на Внеклассное мероприятие по истории.
Русская изба Филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ » Учитель Голова Марина Николаевна Занятие в группе предшкольной подготовки на тему: Занятие в.
Открываем дверь – перед нами крестьянская изба. В углу русская печь со всем убранством: чугунами, железной заслонкой, деревянной лопатой, ухватами. Раньше.
Транксрипт:

Зачетная работа по теме: «Виртуальная экскурсия в школьный музей» Автор проекта: Тунденкова Мария Владимировна директор МОУ « Ефимовская средняя общеобразовательная школа» Бокситогорского района Ленинградской области

Давай знакомиться. Я - веселый и любознательный «фотокадрик». Меня все так зовут. Приглашаю тебя и твоих друзей на экскурсию в школьный краеведческий музей

Музей оборудован в виде крестьянской избы конца XIX в. – начала XX в. В экспозиции музея представлены экспонаты, собранные учениками, родителями и педагогами школы. Это подлинные бытовые предметы того времени, сохранившиеся на территории п. Ефимовский, а также близлежащих деревень: Сухая Нива, Радогощь, Климово. Для полноценного образа старинной избы создан макет русской печи.

В народе говорят « Изба о четырех углах строится». Так ли это? Действительно внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось и каждый угол носил свое смысловое значение. В доме были четко определены мужские и женские места.

Пространство около печи служило женской половиной и называлось «бабий кут», что означало «бабий угол». Рядом с печью стоял деревянный ушат с водой и обязательно висело полотенце.

Печь! Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она и путника накормит, и от злой погони укроет. Печь в избе,особое место занимает, с ней связан целый мир представлений, верований и обрядов. Про русскую печь можно сказать, что она универсальна. кормила, спасала от холода и лечила. Служила спальным местом и баней. Печь воспринималась как хранительница жилья, собирательница семьи, защитница брачных и родственных связей.

Хлебная лопата – стояла у печи. Она постоянно соприкасалась с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, поэтому на Руси считалась еще и магическим орудием. Ее использовали в борьбе с небесной водой - дождем и градом. При приближении тучи лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.

Ухват – еще называют рогачом или железными вилами, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Чтобы посадить в печь горшок, нужна была сноровка, так как дело это было непростое. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печки. Их берегли и они долго служили людям. Если семья на длительное время покидала дом, ухватом загораживали печь, чтобы не ушел домовой, который, как считалось, жил в подпечье.

Из дерева изготавливались ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши, а также большие емкости для воды – от ведер до бочек. Дерево легко поддается обработке, поэтому деревянную посуду часто украшали резьбой, красочной росписью. С посудой связано немало поверий и примет. Нельзя оставлять посуду открытой, этим воспользуется нечистая сила. Если нож со стола упал – гость будет, если ложка – гостья. В «бабьем куту» на полках размещалась нехитрая крестьянская посуда. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая. Про запасливую хозяйку говорили: « Из большой посуды не выльется, а из малой проплеснешь»

При выделке посуды крестьянин проявлял необычайную изобретательность и смекалку. Из липовой и березовой коры, из дубовых и сосновых дощечек гнут всевозможные шкатулки и короба. Берестяные туеса используются для хранения жидкостей – они надежно удерживают влагу Пестери, напоминающие заплечные ранцы с крышкой, удобны для переноски вещей, сбора грибов, они легки и не промокают под дождем. Солонки, сплетенные из легкой бересты, крестьянин брал с собой, отправляясь на промысел или на полевые работы.

Без решета или сита не обходилась ни одна хозяйка. Помимо своего прямого предназначения решето широко использовалось в обрядах, и с ним было связано много поверий. Решето уподобляли небесному своду, дождю и солнцу, поэтому в нем была заложена идея богатства и плодородия. Чтобы пошел дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить его, решето переворачивали вверх дном. Воде, пролитой через решето, придавалось целебное свойство - уберечь от возможных болезней.

Немало посуды в крестьянской семье было сделано из глины. Крынки с круглым, похожим на шар корпусом, братины для пива и кваса. Самый распространенный универсальный сосуд для приготовления на огне различной пищи – горшок. В нем и щи, можно было сварить и кашу, репы напарить и кисель приготовить. Стеклянной посудой пользовались редко, ее нужно было покупать, а откуда лишние деньги в крестьянском хозяйстве. Да и слишком хрупкой она казалась для загрубевших от трудной работы рук.

А вот металлическая, главным образом чугунная, встречалась довольно широко, хотя она была распространена гораздо меньше, чем глиняная и деревянная.

Самовар – он привнес в семейную трапезу особый оттенок. Самовар являлся символом семейного достатка и уюта. Он стал символом русской культуры. Он успокаивал, лечил душевные травмы, собирал вокруг себя семью. Его ласково в народе называли « дедушкой», « Иван Ивановичем». А сколько пословиц и поговорок сложили – « Попей чайку – разгони тоску», « Самовар кипит – уходить не велит»

В крестьянском хозяйстве было никак не обойтись без бондарных изделий. Под этим названием объединялись большие емкости для воды. Это – ведра, ушаты, кадки, бочки, лохани. Они долго и верно служили своим хозяевам, а сама профессия дала начало многим фамилиям: Бондарь, Бондарев, Бондаренко…

У заботливой хозяйки на полках в куте и чулане все расставлено по своим местам. И горшки для хранения круп, соли, масла и полотенце чистое ( рукотер) всегда под рукой, и вода свежая в рукомойнике. Не даром в народе говорят « Всякой вещи – свое место»

Спали хозяева на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу ( для этого устраивался более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине – дощатом настиле у печи. Позднее появились кровати.

А для детей кроватью служила - колыбель ( зыбка, люлька, качалка, качка) как только ее не называли. Делались они висячими на гибком шесте, всегда широкими и длинными для того, чтобы дитя могло свободно расти. Только тот дом считали полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших.

У стен стояли сундуки, где сберегалось хозяйское добро. Числом сундуков измерялось богатство владельца дома. Хороший сундук – это уже работа мастера, поэтому в крестьянском доме сундук – вещь покупная. Сундук – простой деревянный ящик с плоской крышкой, всегда с хитроумным замком, часто окованный для прочности полосами железа. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданое.

Угол избы напротив дверей назывался красным ( передним, верхним, святым, божьим, старшим, первым). Это самое главное место в избе. Здесь находились иконы, большой деревянный гладкий стол, скамейки. Иконы украшались тканым или вышитым полотенцем. К ним относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу. У икон горели лампадки – небольшие светильники, заправленные маслом.

В этой части избы происходили самые важные события в жизни людей. Самых дорогих, почётных гостей усаживали в красном углу на лавку за стол. убранный нарядной скатертью - столешником. Размеры стола соответствовали количеству едоков в семье. Стол никогда не должен быть пустым, на нем всегда лежал хлеб и стояла солонка с солью., что обеспечивало достаток и благополучие дома. Недаром есть пословица: « хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».

В свободное от работы время хозяйка занималась рукоделием, хозяин разными поделками и мелким ремонтом. В хозяйственной части избы вы тоже можете увидеть много интересных вещей, и у каждой есть своя история и тайна.

С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины садились за прядение. Веретено и прялка - основные инструменты.Сам процесс прядения несложен, но требует определенных навыков, которые девочки приобретали с десяти лет. В старину именно такие ремесла как: прядение, ткачество, изготовление кружев, получили широкое развитие, ведь женщина должна была обеспечить семью тканями и одеждой.

В последний день Масленицы нередко устраивали катание с ледяных гор на прялках. Считалось, что у девушки, которая дальше всех проедет на донце своей прялки, будет самая лучшая пряжа. А в Святки вечером нельзя мотать нитки, чтобы рожь не спуталась. А коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут, лучше воротись, а то пути не будет.

С наступлением весны, закончив прядение, в избу заносили разборный ткацкий стан ( кросно). Простым видом ткачества владела каждая хозяйка, более сложными – искусные, талантливые мастерицы. Ткали не только тонкую ткань, годную на белье, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки.

Немаловажную роль в ткачестве играли сновальни – приспособление для равномерной отмотки нити.

Вышивка и лоскутное шитье появились чуть позднее. Но работы созданные мастерицами нашего края сегодня занимают почетное место в нашем музее.

Мужские ремесла чаще были связаны с обработкой дерева: плетение корзин, рогож, изготовление посуды, коромысел, починка обуви. Каждый крестьянин умел плести лапти, недолговечную, но удобную, легкую и дешевую обувь, теплую зимой и прохладную летом

Опытный работник мог за день изготовить две пары лаптей, однако и изнашивались эти две пары в рабочий сезон за неделю. Одно плохо: для плетения лаптей изводилось много молодых берез, ив и лип. Отсюда пошло выражение: « Ободрать как липку». Во многих губерниях лапоть использовали для измерения земли при общинных переделах.

Широкое распространение получило кузнечное ремесло.

Вы уже поняли, что мир русской избы был наполнен языческой символикой. С помощью загадочных орнаментов, различных обрядов и поверий, люди стремились обеспечить себе и своему дому безопасность и благополучие. Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя вобрала!