Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) 258 91 33 e-mail: welcome@dnp.ru; Кто как отдыхает: после, вместо или вместе с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Advertisements

Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Россия, Москва, Ленинградский пр-т, 37-А, корп.14, стр.7 Тел./факс: +7 (095) Потребительское поведение.
Финансовая грамотность населения России: проблемы и пути повышения Национальное агентство финансовых исследований 17 сентября 2009.
Улучшение социально- экономического положения пожилых людей - приоритетное направление государственной социальной политики Конференция, посвящённая проблемам.
Отчёт по учебной практике на тему «Проблема совмещения учёбы и работы» Выполнила студентка 2 курса Группы СР-22 Хребтова Валерия.
101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 17 Тел./факс: +7(495) Private Lables - Бренд, принадлежащий.
Чего не хватает в Днепропетровске для отдыха (глазами днепропетровцев)* Работа и отдых – это две стороны одной медали. От того, насколько хорошо и полезно.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Российский рынок банковского розничного.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Результаты исследования уровня удовлетворенности качеством образования ноябрь 2015 г.
АНАЛИЗ АУДИТОРИИ ИЗДАНИЯ «90 МИНУТ» Период исследования Май – Октябрь 2007 TNS Gallup Media Ноябрь 2007.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июль 2008 г.
Тема 2: Статистика экономически активного населения, занятости и безработицы. Вопросы: 1. Статистика экономически активного населения 2. Изучение экономически.
Цели волонтёрской работы с людьми пожилого возраста Максим Подберёзкин Москва,
Транксрипт:

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Кто как отдыхает: после, вместо или вместе с работой

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Исходные предположения Подавляющая часть потребителей получает средства для своего потребления как вознаграждение за свой труд За определенный промежуток времени (день, год, жизнь) человек может потратить только ограниченное количество энергии, а каждая единица труда может дать лишь ограниченный эффект Время, которое не требуется на восстановление и возобновление работоспособности, израсходованное предшествующим трудом, может быть посвящено труду, но люди с большей готовностью предпочитают досуг Человек может работать только в той мере, в которой он предпочитает доход, которой он может получить, отрицательной полезности труда и удовольствию досуга

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Затраты времени Восстановление работоспособности требует времени, включаемое (по иерархии затрат времени) время на сон, совершение покупок, обеспечивающих восстановление работоспособности, и на соответствующие события потребления (питания и гигиены). Это то время и ресурсы, которые обычно обозначают как «быт, бытовые». Оставшееся время человек может использовать на разные формы деятельности, как в форме пассивного досуга («ничегонеделание», прогулки по окрестностям, просмотр телевидения), так и расширенного потребления, включая различные формы платного досуга и/или форм интровертного труда –«интровертный труд» - деятельность, совершаемая человеком для того, чтобы развивать свои силы и/или навыки или выразить свое отношение к окружающему миру (создание объектов искусства), а также труд, мотивированный вознаграждением в «загробной жизни» (и неоплачиваемый непосредственно) или позволяющий человеку избежать выполнение иных социальных ролей

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Невозможность «полного удовлетворения потребностей» Ограничения денег и времени приводит к необходимости принятия решения о предпочтении того или иного предложения, или отказа от любого из них в пользу сбережения (и даже при этом решении человек может снова оказаться на рынке, но уже финансовых услуг). Даже в условиях полного изобилия человек должен будет определить свое предпочтение, «так как существуют несовместимые состояния удовлетворения, которые нельзя достичь одновременно, и в итоге одни будут раньше, а другие – позже» На сегодняшний день все, кто способен работать, зарабатывает гораздо больше того, что необходимо для простого поддержания жизни, но это не значит, что у конкретного человека не существует проблемы решения о сумме, которую он готов потратить именно на эту покупку –По данным ГКС РФ с 2006 по 2009 год в самой бедной группе населения (1-м дециле по уровню дохода) снизилось потребление хлеба и картофеля на 10%, при этом потребление овощей и фруктов выросло, соответственно, на 5% и 60%, а мяса на 30%. И хотя потребление, например, тех же фруктов в бедных семьях в 3 раза меньше, чем в обеспеченных, сама по себе динамика структуры питания не позволяет утверждать о принципиальной недостаточности питания у значимой доли населения. Физиологически средний уровень продуктов питания горожанина, не занятого тяжелым физическим трудом, обеспечивается затратами около 2500 рублей, для пожилых около 2000 рублей. В Москве на 30% больше, т.е и 2600 рублей в месяц на члена домохозяйства. С учетом затрат на ЖКХ и транспортные расходы минимальный уровень затрат для Москвы составляет 5000 рублей для «среднего горожанина» и 3500 рублей для пенсионера. Не исключено, что в результате этой покупки он откажется или не сможет совершить позже другую покупку, или в итоге он окажется неудовлетворенным совершенной Рынок населен не всеведущими людьми, а обладающими лишь более или менее несовершенным знанием существующих обстоятельств

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) На сегодняшний день все, кто способен работать, зарабатывает гораздо больше того, что необходимо для простого поддержания жизни….

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Проблема социального и экономического определения «платного досуга» Общественные пиры, различные формы общественных и религиозных ритуалов, а также наблюдения за личным противоборством, выполняли не сколько досуговую в современном понимании функцию в противопоставлении труду, сколько функции демонстрации светской или религиозной власти и силы для одних и невозможностью избежать участия в этих событиях для других Инфраструктура современной досуговой сферы сравнительно молода: –театры, около 1580 года, Венеция –ресторанов и кафе, существующие как отдельные заведения, а не как часть постоялых дворов (кафе «Прокоп», 1686 год, Париж), –музеи (Британский музей, 1753 год; Эрмитаж, 1852 год) –во второй половине XVIII века стали организовываться специальные площадки, для наблюдения за спортивными мероприятиями (первыми были ипподромы, уже в XX веке стали строиться стадионы как универсальные площадки для соревнований различных видов спорта). –в конце XIX века где на основе театров, а чаще на как развитие специализации ресторанов, стали формироваться концертные площадки –в XX веке отделились от базаров цирки и аттракционы и, после изобретения кинематографа, стала формироваться сеть кинотеатров (первоначально на основе театральных площадок) Параллельно с развитием и специализацией мест проведения досуга расширялась социальная база клиентов этих учреждений: прежде всего в результате роста доходов, введения обязательных еженедельных выходных дней и повышения уровня образования все более широких масс населения Экономика все случаи, связанные с осуществлением платежа оценивает как потенциально негативные, что входит в конфликт с целью досуговой деятельности, ориентированной на получение удовлетворения

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Проблема социального и экономического определения «платного досуга» Неоклассическая экономика: «Хотя.. определение досуга не принимает во внимание расходы на приобретение рыночных товаров, надо ли доказывать, что более точное определение должно было бы впрямую связывать его с относительной значимостью потерянных заработков?... с точки зрения экономического анализа понятие потерянных заработков оказывается важнее понятие досуга» Австрийская школа экономики: «достижение досуга конечной целью целенаправленной деятельности или экономическим благом первого порядка»

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Пример: типы «культурного досуга» Интерес к явлениям в сфере культуры, понимаемые как разные формы художественной деятельности: –потребление искусства, включаемое как посещение учреждений культуры, так и, в современной терминологии, «медийное потребление» (просмотр соответствующих программ телевидения, прослушивание музыки и т.д.); Не различают «потребление», связанное с прямыми финансовыми и дополнительными временными затратами, и «домашний досуг» –наличие знаний об искусстве, определяемых через знание деятелей культуры; –собственное художественное творчество, включающее в себя владение музыкальными инструментами, умение рисовать, лепить, занятие в театральных студиях и др.

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) «Общее мнение» –«Труд» - негативное явление, которого при возможности избегают –«Досуг»: «благо первого порядка» или «наносит ущерб заработкам» или «неутилитарное потребление» (А.Долгин) «В общем случае» предполагается: –при росте дохода должно уменьшаться рабочее время в пользу досуга; –что «пассивный досуг» должен предпочитаться больше «активного», так как не связан с дополнительными затратами

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Что же мы можем наблюдать в реальности?

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Несколько методических замечаний Использование различных видов досуга определяется степенью их повседневной доступности –соответственно, анализ имеет смысл исключительно в рамках выявления различий в поведении жителей одного населенного пункта Самым «редким ресурсом» является время!

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Источник данных Два опроса –2007 год, репрезентативный, лет, Москва, личное интервью, 2643 респондента –2011 год, репрезентативный, лет, Москва, он-лайн интервью, 1520 респондентов –В программы исследований входил учет 37 (2007) и 39 (2011) форм досуговой деятельности

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495)

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Типы досуга «досуг активно работающих»», который в качестве досуговых видов деятельности включает кинотеатры и рестораны, а также работу в то время, которое респондент воспринимает как досуговое; «бытовой», основой которого являются виды деятельности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности и семейных отношений: занятие домашним хозяйством и пребывание дома, посещение торговых центров; визиты к родственникам и друзьям; использованитуризе компьютера; «культурного досуга», в который вошли посещения театров и музеев; «российский туризм», в который вошли поездки по Подмосковью и России «безделье и пьянство» с соответствующими видами деятельности; «концертного досуга», в который вошли как посещения различных концертов и цирков, так и посещения аквапарков и залов игровых автоматов; «туристический», в которой вошли отдых в домах отдыха и поездки по СНГ и зарубежью; «спорт и эстрада», куда кроме различных параспортивных развлечений (боулинг, бильярд) вошли посещения спортивных зрелищ, эстрадных концертов и клубов; «красота и здоровье», куда вошли занятия спортом, посещение салонов красоты и бань. –Посещение дачи, аттракционов, учеба и повышение квалификации, посещение библиотек, коллекционирование и участие в религиозных событиях не вошли ни в один кластер

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Некоторые результаты кажутся тривиальными…

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Посещение кинотеатров

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495)

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Некоторые формы устойчивы во времени, другие меняются

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Есть удивительные факты «Гиперстимуляция» тормозит поведение: автору не известны исследования повседневного поведения, демонстрирующие этот эффект

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Досуг это функция от возраста-дохода-образования

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Но основной результат не в этом

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) и 2 кластер Первые два кластера ( 4% и 10% респондентов соответственно) объединили людей сравнительно старшего возраста (средний возраст 44 года), рабочих, безработных и домохозяек с низким уровнем дохода. Различия между ними не сколько в досуговом поведении как таковом, сколько в участии в домашнем хозяйстве и наличии визитов к родственникам и друзьям у представителей второго кластера. Первый кластер, в котором 78% составляют мужчины, мы фактически можем назвать охарактеризовать как «аномичный», второй, как «бытовой».

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) кластер Третий кластер – «работающих женщин и домохозяек» (14% в выборке, 75% женщин) – со средним уровнем дохода, досуг которых ограничивается торговыми центрами, ресторанами и кафе, визитами и домашними делами. Четвертый кластер – работающих мужчин со средним уровнем дохода, принадлежащих к разным социальным группам (4% в выборке, 72% мужчин) – характеризуется высокой активностью в области различных концертов и шоу-программ, а также спортивных развлечений и поездками по СНГ и зарубежье. Им также не чужд культурный досуг (музеи и театры), и при этом они избегают торговых центров, ресторанов и домашнего хозяйства. Пятый кластер – рабочих и служащих (13%) - отличающихся от четвертого кластера только гораздо меньшим уровнем какого-либо досуговой активности и большим временем просмотра телевидения, чаще совершающие визиты к друзьям и родственникам, торговые центры, рестораны и кафе, а также предаются выпивке и безделью. Шестой кластер – «бедных служащих» (4%) - объединяет активно работающих служащих, имеющих самый низкий имущественный уровень, но при этом самый большой рабочий день среди опрошенных и более высокий уровень текущего дохода. Их низкая активность в досуговой сфере может быть ситуационно обусловлено необходимостью и возможностью дополнительного заработка.

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Седьмой кластер – студенческий (10% респондентов) – объединили сравнительно молодых (средний возраста 26 лет) среднеоплачиваемых, преимущественно женщин (70%). Их досуг довольно разнообразен, но с низкой активностью, кроме ресторанов, эстрадных концертов, занятий спортом и посещения клубов, а также выпивки и безделья (два последних вида досуга вообще свойственны людям с высшем образованием. Восьмой (11%) и девятый (11%) кластеры, будучи старше на 6 лет «студенческого» и больший уровень дохода (на 63%) существенно различается в досуговой сфере. Восьмой кластер, на 70% состоящий из мужчин, ограничиавет свой досуг ресторанами, аттракционами, спортивными зрелищами, боулингом, бильярдом, выпивкой и бездельем. Девятый, имеющий такой же возраст и доход, но с равной половой представленностью, имеет уже гораздо более высокое и разнообразие, и активность досуга. Десятый кластер (4%), имеющий самый высокий уровень дохода и будучи чуть старше предыдущих (на 3 года), состоящий из респондентов с более высоким социальным статусом, характеризуется самым высоким уровнем активности практически по все видам досуга. В 11-ой кластер (13%) вошли представители более старшего возраста (средний возраст 42 года), с более низким уровнем дохода, чем у предыдущих групп, но выше среднего (на 11%), преимущественно женщины (69%), с самым высоким уровнем образования среди кластеров. Они характеризуются высоким разнообразиме досуга с несколько меньшей активностью, чем предыдущий кластер, и меньшим интересом к шоу-программам, клубам и спортивным видам досуга кластеры

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Не все связано с доходом При сравнимом уровне дохода активность и 8-9 кластеров существенно отличается Высшее образование существенно повышает досуговое разнообразие даже при малом уровне дохода (у 7 кластера уровень дохода ниже, а досуговое разнообразие выше, чем у 3-6 кластеров)

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Распределение доходных групп по кластерам досуга

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Досуг не конкурирует с работой! Утверждать о предпочтении досуга перед работой можно только для самой обеспеченной группы (10), в целом время работы, скорее, положительно связанно с досуговой активностью

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Те, кто много отдыхает, еще и «шьет на дому»

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Досуговая активность связана с развитием социальных связей

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) «Аборигены» / «приезжие» «Аборигенность» не влияет на структуру досуга: близкие по возрасту и доле москвичей кластеры (8 и 9) имеют разную досуговую структуру, а аномичный 1-й кластер один из самых «московских»… Складывается впечатление, что 1-й кластер это возрастной исход 4-го (предпочтение спорта и шоу), как 11-й 7-(8-10)

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Досуговая активность, скорее, связана с интенсивностью эмоциональных переживаний Скорее эмоции являются причиной разнообразного досуга, а не досуг – эмоций Заметно гораздо более разнообразные и интенсивные эмоции у групп с высшим образованием –Скорее всего, это является следствием более высокой «когнитивной сложности» определяющий как и эмоциональный статус, так и досуговую активность

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Участники провокаций, войн и интервенций…

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Досуговая активность характеризуется эмоциональным статусом, доминированием положительных эмоций Единственно исключение «4 кластер», мужчины, посещающие спортивные зрелища…

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Эмоции 1

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Эмоции 2

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Медийное потребление положительно связано с досугом

Россия, Москва, ул. Мясницкая, 17 Тел./факс: +7 (495) Резюме Труд, домашний и вне-домашний досуг не являются конкурирующими видами деятельности Досуговая активность определяется общей активностью человека и структурой эмоционального статуса Структура эмоций могут быть следствием как характериологических особенностей, так и в силу ситуационных факторов и возрастной динамики –лонгитюд с фиксацией значимых событий между опросами и индивидуальная динамика поможет ответить на этот вопрос