1 Тема: Стратегические направления инновационной деятельности в Республике Молдова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Advertisements

Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
Транксрипт:

1 Тема: Стратегические направления инновационной деятельности в Республике Молдова

2 Эффективность национальной экономики во многом зависит от результатов ее структурных преобразований, основанных на непрерывном процессе замены устаревших технологий в производстве и управлении последним на более эффективные технологии, которые отвечают требованиям времени.

3 Ядром структурных изменений национальной экономики является инновационная сфера, ее характеристики определяют скорость и качество протекающих экономических преобразований. Обеспечение вовлечения максимально большого числа людей в инновационный процесс – в этом состоит в развитых странах понимание мотиваций и стимулов развития инновационной сферы.

4 В своих инновационных стратегиях США, Японии, Европейский Союз в качестве приоритетных целей ставят на первый план вопросы активизации вовлеченности всех заинтересованных слоев населения в инновационный процесс. Так, в США организована массовая переподготовка кадров и повышение их квалификации корпораций в соответствии с требованиями НТП, в Японии это «кружки качества» и т.д.

5 Можно выделить несколько видов национальных стратегий инновационного развития, основываясь на опыте высокоразвитых стран добившихся на этой основе больших достижений в реализации нововведений, производства и экспорта наукоёмкой продукции.

6 Прежде всего, следует выделить так называемую «стратегию «переноса», суть которой состоит в перенесении зарубежного научно-технического потенциала и нововведений в собственную экономику. В качестве примера, можно привести Японию где эта стратегия была использована впервые после окончания второй мировой войны.

7 Весь инновационный цикл в Японии обеспечивался по такой схеме: от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и выход с продукцией наукоемких производств на отечественный и мировой рынки. Экспорт японских технологий в настоящее время превысил объемы их приобретения за рубежом.

8 В европейских странах (Англии, ФРГ, Франции), США, Канаде получила развитие стратегия наращивания. Она основана на том, что создание наукоёмкой продукции и высоких технологий базируется на использование собственного научно-технологического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интеграцией фундаментальной университетской науки и прикладной фирменной науки. Обеспечивается постоянное наращивание инноваций.

9 В странах Юго-Восточной Азии, Китае используется стратегия «заимствования» –- суть которой состоит в освоении производства продукции, производившейся ранее в индустриально развитых странах. Имея собственную рабочую силу и заимствованные технологии и нововведения, налаживается производство наукоемкой продукции с последующими наращиваниями собственного инженерно-технического потенциала, который может уже в дальнейшем самостоятельно проводить НИОКР.

10 Особенностью этой стратегии является и то, что обеспечение активизации инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания государственной и рыночной форм экономики. В качестве примера можно привести создание южнокорейской автомобильной промышленности, бытовой электроники, высокоэффективных средств вычислительной техники и т.д.

11 В развитых странах стратегии инновационного развития основывается на процессах «постиндустриальности». Суть такого подхода состоит в том, что происходит сворачивание или же вообще отсутствие в национальной экономике традиционных отраслей промышленности и в стратегическом плане делается ставка на развитие исключительно интеллектуальных производств – НИОКР, совершенствование сферы разнообразных услуг, управление финансовыми рынками, постоянное совершенствование систем образования и здравоохранения, увеличение внимания к исследованиям окружающей среды и космоса.

12 Меняется в нынешних условиях и представление о том, какие отрасли экономики считать традиционными, а какие наукоемкими, технологичными. Главным критерием отнесения является сейчас удельный вес расходов на научно-исследовательские работы в стоимости продукции. К наукоемким относятся те отрасли, где расходы непосредственно на НИОКР составляют не менее 7-8%, если же этот показатель превышает 15%, то это уже сверхнаукоемкая отрасль.

13 Следует отметить, что происходит вообще изменение набора отраслей и отдельных отраслей, входивших в различные периоды в число наукоемких. К примеру, еще в 80-е годы ХХ века эталоном наукоёмкости считались отрасли изготовлявшие персональные компьютеры. Удельный вес затрат на наукоёмкую продукцию в них превышал 15%, что ставило эту отрасль в один ряд с авиаракетостроением и точным специальным приборостроением. Сейчас же процесс производства компьютерами относится почти, что к традиционным отраслям.

14 В свободном рыночном хозяйстве наблюдается устойчивая тенденция – все отрасли переходящие в разряд традиционных, сокращают объемы производства под влиянием сокращения прибыльности. В таких странах как США нерентабельно заниматься традиционным наукоемким производством из-за высоких накладных расходов (налоги, тарифы на энергию, отчисления на соцстрахование, высокие заработанные платы, амортизационные отчисления и др.).

15 Поэтому, производство таких наукоемких товаров переносится в те страны, где эти затраты ниже (Южная Корея, Аргентина, Китай и т.д.). По вышеуказанными причинам аналогичная продукция, изготовленная, например в США, на американском же рынке будет неконкурентоспособной. Поэтому сегодняшний внутренний рынок США только на 47% представлен продукцией изготовленной в США.

16 Вместе с тем США по-прежнему самая высокоиндустриальная страна в мире. То что промышленная продукция этой страны по прежнему востребована во всем мире связано в первую очередь с наличием разветвленной по всему миру и постоянно совершенствующееся сервисной базы, привлекающей потенциальных покупателей, не боящихся, что купив дорогой товар, они в результате политики или аварии останутся один на один с дорогостоящим агрегатом.

17 Развивать подобную базу обслуживания могут только американские корпорации, имеющие мощную финансовую базу и способные конкурировать с успешными японскими и европейскими промышленными гигантами. Кроме того, американцы используют агрессивные способы захвата рынков, в том числе изощренную рекламу, не имеющую аналогов в мировой практике.

18 Однако все же нужно признать, что первопричиной американской гегемонии является высокая степень наукоёмкости, высокотехнологичности производства. Главной причиной лидерства, как на мировом, так и на внутреннем рынке выступает элемент технической новизны, производимой продукции, элемент исключительности, элемент изменения привычного представления о назначении и способностях промышленных товаров. В качестве примеров можно привести: систему Интернет, управление электротехническими и электронными приборами с помощью дистанционного пульта, мобильная сотовая связь вместо сетевой и т.д. В США все имеющиеся в её распоряжении ресурсы, как государственные, так и частнопредпринимательские используются для сохранения лидерства в гонке технологий.

19 Не инвестируя в большинство традиционных промышленных отраслей национальной экономики (эта сфера исключительно частных инвестиций) государство вкладывает большие средства в развитие высоко наукоёмких и сверхпередовых производств как непосредственно, так и опосредовано, через представление налоговых льгот, политику протекционизма, вплоть до запрета на ввоз аналогичной иностранной продукции и т.д.

20 Государство в США выделяет большие средства на проведение НИОКР множеству правительственных научных центров и лабораторий, финансируемых из государственного и местного бюджетов. Средства выделяются на оборонные разработки, изучение проблем энергетики, проведения природоохранных мероприятий.

21 Результатами этой работы могут быть и нововведения в промышленности. К результатам этих исследований государство представляет доступ частным национальным производителям, что позволяет последним осуществить быстрое внедрение нововведений в производство.

22 Поучителен опыт разработки и реализации стратегии инновационного развития в Канаде. Там, в 90-е годы ХХ столетия отказались от многих программ, с помощью которых ранее делались попытки целенаправленного воздействия на развитие целых отраслей и регионов.

23 Разрабатывая инновационную стратегию, государство четко обозначило несколько ключевых сфер деятельности, где необходимо проводить более активную политику с использованием разнообразного инструментария и новых форм взаимодействия с частнопредпринимательским сектором. В качестве приоритетной была избрана сфера НИОКР и стимулирование инновационной деятельности.

24 Инновационной стратегией предусмотрены государственные мероприятия в двух направлениях: во-первых, создаются благоприятные условия для привлечения средств частных инвесторов в НИОКР, эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами; во-вторых, государство резко увеличило собственные инвестиции в фундаментальную науку, образование и подготовку научных и инженерно-технических кадров.

25 Государственные инвестиции направляются прежде всего на осуществление долгосрочных проектов, имеющих высокую общественную значимость и требующих больших затрат и не дающих быстрые результаты и имеющих повышенный риск. Большие льготы стратегия предусматривала для студентов, около 1,5 млрд. долл. предусматривалось на создание 2-х тысяч исследовательских центров при Университетах. Приоритеты в стратегии обозначены в развитии биомедицины, биотехнологии, генетики.

26 Государством осуществляется финансирование инвестиций в частно- предпринимательском секторе через Федеральный фонд технологических партнерств – который представляет частным предпринимателям гранты и НИОКР и внедрение новейших технологий в размере 30% от собственных затрат на эти цели. Государство осуществляет модернизацию крупных инфраструктурных объектов, выделяет средства на разработку технологий по охране окружающей среды.

27 Эталоном разработки и реализации стратегий инновационного развития для малых стран может служить государство Израиль, где на НИОКР на протяжении уже нескольких десятилетий направляются значительные финансовые и материальные ресурсы. Объемы этих средств из года в год растут, что позволяет этому государству по данному показателю занимать одно из первых мест в мире.

28 В Израиле на НИОКР расходуется около 3% ВВП, что больше чем в США, Англии, Франции и примерно на одном уровне с Германией и Японией. На НИОКР в Израиле ежегодно расходуется порядка 350 млн. долл., из которых 100 млн. долл. – государственные ассигнования. Финансированием НИОКР занимаются около 150 иностранных компаний. Страна имеет договоры о сотрудничестве в области науки и техники со многими иностранными государствами.

29 Стратегией инновационного развития Израиля намечено и осуществляется переход от интенсивных, фундаментальных к прикладным исследованиям и приоритетному производству наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. Оно стало основой израильского промышленного экспорта в области средств защиты растений, агротехнологий, химических удобрений, средств телекоммуникаций, компьютеров, промышленной и медицинской электроники, средств преобразования солнечной энергии, программного обеспечения.

30 В связи с бедностью природных ресурсов и высокой стоимостью рабочей силы разработке и реализации инновационных стратегий в Израиле придается первостепенное значение. Нормативным документом регулирующим реализацию инновационной стратегии является Закон о поощрении промышленных исследований и разработок, а исполнительным правительственным органом практической стратегии является Ведомство Главного Ученого (ВГУ) входящего в структуры Министерства промышленности и торговли.

31 Стратегией инновационного развития предусмотрено, что ВТУ предоставляет промышленным компаниям широкий спектр грантов на исследование и разработки, при этом стандартным является уровень поддержки – 50% стоимости инновационного проекта. При особых условиях – уровень может быть повышен до 60%. Эти условия финансирования аналогичны банковским низкопроцентным ссудам.

32 Если взять в качестве показателя количество патентов по отношению к объему затрат на НИОКР, то израильские университеты получили патентов в 2 раза больше патентов, чем университеты США и в 9 раз больше, чем в университетах Канады. Удельный вес израильских корпораций в финансировании научных исследований – 9%, а в США и Канаде – 6-7%.

33 Стратегией инновационного развития Израиля предусмотрено учреждение финансируемой правительством холдинговой компании для создания совместных предприятий с внедренческими фирмами, а также с вновь создаваемыми инновационными фирмами. Планируется также увеличение удельного веса государственного финансирования малых внедренческих фирм с 12% до 40-45%.

34 В области инновационной политики в основу инновационной стратегии Евросоюза положен курс на создание конкурентоспособной экономики. Поставлена задача увеличить, на основе инноваций и новых технологий не только валовой внутренний продукт (ВВП), но и улучшение его качественной структуры.

35 После конференции ООН в Рио-де Жанейро в 1992 году термин «Устойчивое развитие» стал общеупотребительным и он предполагает гармонизацию мирового сообщества в целом. «Устойчивый рост» означает не только просто увеличение темпов экономического роста, главное – это качество экономического роста.

36 Стратегия Евросоюза в области инноваций приобрела системный характер. В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной и региональной политики в инновационную. Поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений стало её главной целью.

37 В принятых программах стимулирования инновационной деятельности правительства почти всех западноевропейских стран одно из основных мест отводили институциональным изменениям.

38 Несмотря на национальные различия в подходах можно выделить три общих аспекта: Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций.

39 Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы координационную структуру под руководством премьер-министра.

40 Признание инноваций на правительственном уровне является жизненно важным фактором экономического развития, что означает проведение широкой правительственной компании по проблемам нововведений, активизацию диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.

41 Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» («Foresight») для формирования национальной инновационной стратегии, цель которой определение стратегических направлений исследований и инноваций, необходимых для повышения конкурентоспособности страны.

42 В 2002 году в Европейском Совете произошло объединение советов по внутреннему рынку, промышленности и исследовательских центров в единый Совет по конкурентоспособности. Встречи Группы комиссаров по проблемам роста, конкурентоспособности, занятости и устойчивого развития проходят регулярно в рамках Еврокомисии.

43 В Евросоюзе в результате интеграции усилий стран-членов произошло объединение инновационных стратегий в единое инновационное пространство

44 Создание единого Европейского исследовательского пространства предусматривает вовлечение в него не только членов ЕС, но и государств, подписавших соглашение о научно- техническом сотрудничестве с Евросоюзом.

45 В развитых странах основой инновационных стратегий считается развертывание национальной инновационной системы, то есть создание и совершенствование всех звеньев механизма обеспечения национальной экономики и социальной сферы научными разработками и новыми технологиями.

46 Инновационная система должна обеспечить охват таких составляющих, как меры по повышению инновационной деятельности и развитию инновационной инфраструктуры, разработку экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инноваций, правовое регулирование инновационной деятельности.

47 Подобные же задачи, должны решаться и в процессе разработки и реализации инновационных стратегий в постсоциалистических странах. Прежде всего, стратегия должна отвечать на вопрос, какую экономическую политику собирается проводить государство: инновационную или консервативную, активную или защитную, открытую или закрытую, так как именно этим определяются приоритеты, размеры и темпы роста расходов на научные разработки и их внедрение в производство.

48 Можно утверждать, что в большинстве постсоциалистических стран, включая Молдову, существуют некоторые элементы инновационной сферы: приватизированные предприятия освободились от опеки государства в распределении прибыли, существует наработанный десятилетиями научно- технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных научно-технических проектов, создана система инвестиционных фондов для финансирования инновационных проектов.

49 И тем не менее инновационный механизм не сложился: инновационные ресурсы и возможности существуют сами по себе, а процесс структурной перестройки экономики проходит сам по себе, практически не повышая эффективности экономики, то есть не выполняя задачи, ради которой начинались экономические реформы.

50 Инновационная деятельность в Молдове недостаточно развита, на наш взгляд, по следующим признакам: отсутствует экономический механизм финансирования инновационной деятельности, в том числе выделение бюджетных и внебюджетных финансовых средств, заемных и привлеченных средств;

51 низкий инновационный потенциал экономических агентов, невосприимчивость предприятий к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала, недостаток собственных финансовых ресурсов;

52 несформированность и, соответственно, низкая емкость национального инновационного рынка; высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений; высокий экономический риск; незавершенность законодательной базы, особенно нормативно-правовых актов, регулирующих инновационный цикл в целом.

53 К сожалению, действующее в настоящее время в Молдове законодательство в недостаточной мере, как показывает анализ, учитывает рисковый характер инновационной деятельности. В законодательстве не прописаны льготы для инвесторов, венчурных и иных фондов, поддерживающих инновационное законодательство, не определена достаточно четко политика в отношении интеллектуальной собственности.

54 Национальная инновационная система в идеале представляет цепочку: Научно- техническа я разработка Проектно- конструкто рская и технологич еская разработк а Опытны й образец наукоемк ого изделия Серийно е производ ство наукоемк их товаров

55 Если научно-техническая разработка не претворяется в конструкторский или технологический проект, то это свидетельствует о том, что она остается невостребованной и финансовые ресурсы на нее для национальной экономики потрачены нерационально.

56 И еще одна характерная черта свидетельствующая о низкой эффективности национальной инновационной системы. В стране насчитывается около 50 частных ВУЗов, главным образом носящих гордое название – Университет. Однако ни один из них не организовал у себя исследования научно- технического профиля. В то время, как было отмечено выше, в большинстве развитых стран именно частные университеты являются флагманами научно-технического прогресса и внедрения исследований в производство.

57 Для обеспечения стабильного и качественного экономического роста Молдова нуждается, по нашему мнению, в продуманной, обоснованной инновационной стратегии развития национальной экономике, как и все страны, стремящиеся к прогрессу и благосостоянию.

58 В Стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по концентрации на первых этапах ограниченных финансовых ресурсов на важнейших результатах НИОКР.

59 Кроме того, в Стратегии должны быть намечены меры на: повышение инновационной активности предпринимательской сферы, ориентацию преимущественно на наукоемкие технологии; ориентации науки на решение задач инновационного развития страны; развитие и углубление кооперации между научно-исследовательским и предпринимательским сообществами, совершенствование механизмов внедрения нововведений в производство;

60 Руководство молдавской Академии наук провело пресс-конференцию, на которой представило проект Концепции развития инновационного предпринимательства. Ознакомится с этим документом можно на сайте АНМ, после обсуждения (до 20 сентября) замечания будут систематизироваться, а концепцию передадут в правительство для изучения и утверждения.

61 Отмечено, что Концепция является логическим развитием всей деятельности АНМ за последние годы, при которой академия пыталась создать тройственное партнерство между государством, наукой и бизнесом.

62 Причём основой инновационной экономики считаются малые предприятия, как наиболее гибкие и восприимчивые.

63 В Молдове по данным 2009 года – 43,7 тыс. предприятий, из которых 97,8% малые и средние. В них работает 316,2 тыс. человек. Причём в разных отраслях – разная эффективность труда.

64 Например, 20 тыс. человек работают в сфере информационных технологий. Эта отрасль создаёт 10% ВВП, ещё 9% дают телекоммуникации. То есть определённый прогресс в сравнении с традиционными видами бизнеса налицо.

65 Однако инновационная экономика рассчитана не только на сферы IT или нанотехнологий. Необходимость в новых разработках есть везде, в том числе и в областях строительства и строительных материалов, виноделий и пр.

66 В проекте концепции указано 11 отраслей, которые учёные считают приоритетными для инновационного предпринимательства: IT, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнологии, медицина.