Задумаемся… Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Вы любите.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задумаемся… Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Вы любите.
Advertisements

Стадии развития общества Вторая ступень : огородничество. Третья –скотоводство и земледелие.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Урок по обществознанию в 6 классе.
1. Когда, по мнению ученых, появились первые люди? Повторим Более 2 миллионов лет назад 2. Где найдены останки самых древних людей? В Восточной Африке.
1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
Как была найдена впервые пещерная живопись? Что изображали первобытные художники? Проверка домашнего задания.
Автор: Румянцева Любовь Петровна, учитель истории и обществознания. МКОУ Нечаевская основная общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской.
Родовые общины охотников и собирателей Автор: Львова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п.Дружба.
УРОК 3. ТЕМА: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА».
1 Родовые общины охотников и собирателей. 2 - Когда появились на Земле первобытные люди? - Где жили древние люди? - Как выглядели первобытные люди? (сравни.
Урок 5. Тема: «Современное общество». Цели и задачи урока На занятии мы будем объяснять понятия «мировое сообщество», «научно-техническая революция»,
Внимательно рассмотрите рисунок Какие новые занятия появились в жизни людей?
1 Домашнее задание Ваша задача дома – §4 Необходимый уровень - уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом Программный уровень - ответить на вопросы.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников.
Урок 3. Тема: «Происхождение и развитие человека».
Поурочные планы 5 класс Раздел I. Жизнь первобытных людей Урок 3.
Тема урока: « Древнейшие народы на территории России» История России, 6 класс.
Контрольно- обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»
История Древнего мира 5 класс. БочкарёваТ.Н. МАОУ «Лицей 62» Урок 6.
Путешествие в жизнь первобытных людей. 1 РАССКАЗКИНО 2 КАРТОВО 3 ЗАДАЧКИНО 4 КРОССВОРДОВО 5 СЛОВАРНОЕ 6 ОТГАДАЙКИНО 7 ТЕСТОВО.
Транксрипт:

Задумаемся… Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Что представляет путь человека из далекого прошлого в настоящее? Вы любите путешествовать? Вы любите путешествовать? Давайте на сегодняшнем уроке совершим экскурсию по историческим ступенькам развития человеческого общества Давайте на сегодняшнем уроке совершим экскурсию по историческим ступенькам развития человеческого общества

Урок 4. Тема урока: «Исторические ступени развития общества»

Цели и задачи урока: На занятии мы познакомимся и дадим характеристику историческим ступеням развития человеческого общества, выясним их характерные черты и особенности; определим проблемы людей, живущих по законам традиционного общества в ХХI веке; обсудим, какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество. На занятии мы познакомимся и дадим характеристику историческим ступеням развития человеческого общества, выясним их характерные черты и особенности; определим проблемы людей, живущих по законам традиционного общества в ХХI веке; обсудим, какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество. Будем решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. Будем решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к факторам, которые влияют на развитие человека. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к факторам, которые влияют на развитие человека.

План изучения нового материала: 1. Общество охотников и собирателей. 2. Общество огородничества. 3. Общество земледельцев и скотоводов. 4. От аграрного общества к индустриальному.

Задание: Посмотрите внимательно на название параграфа 3 нашего учебника. Посмотрите внимательно на название параграфа 3 нашего учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь по данной теме? Как вы думаете, о чем пойдет речь по данной теме? С чего логичнее всего начать характеризовать исторические ступеньки развития человечества? С чего логичнее всего начать характеризовать исторические ступеньки развития человечества?

Итак, мы пришли к выводу, что начинать нашу экскурсию следует с первых дней жизни древнейших людей. Итак, мы пришли к выводу, что начинать нашу экскурсию следует с первых дней жизни древнейших людей. Задание: представьте себе, что мы оказались в археологическом музее и рассматриваем экспозицию «Древнейшие люди». Задание: представьте себе, что мы оказались в археологическом музее и рассматриваем экспозицию «Древнейшие люди». Я буду вашим экскурсоводом, ну, а вы – внимательными слушателями. Очень часто посетители не рассчитывают на свою память, и записывают услышанное в блокноты. Попробуем учесть этот полезный опыт, только вместо блокнотов у вас в руках будут тетради, куда вы по ходу экскурсии будете заносить услышанный материал. В конце экскурсии, возможно, у меня возникнут к вам вопросы об услышанном и я посмотрю ваши записи. Я буду вашим экскурсоводом, ну, а вы – внимательными слушателями. Очень часто посетители не рассчитывают на свою память, и записывают услышанное в блокноты. Попробуем учесть этот полезный опыт, только вместо блокнотов у вас в руках будут тетради, куда вы по ходу экскурсии будете заносить услышанный материал. В конце экскурсии, возможно, у меня возникнут к вам вопросы об услышанном и я посмотрю ваши записи. Готовы? В путь! Готовы? В путь!

Задание: Посмотрите внимательно на стенд- картину «Древнейшие люди». На ней изображены одни из древних представителей человеческого рода. Посмотрите внимательно на стенд- картину «Древнейшие люди». На ней изображены одни из древних представителей человеческого рода. Опишите облик наших далеких предков. Опишите облик наших далеких предков.

Подведем итоги… Древнейший человек Черты животного Звероподобные черты - Небольшой объем головного мозга - Отсутствие речи Черты человека - Прямохождение - Освобождение руки -Увеличение головного мозга - Руки могли выполнять простейшие работы

Как же жили древнейшие люди? Загадка: а археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от одного края которых отколоты мелкие кусочки. Как вы думаете, что это такое? С какой целью человек откалывал эти кусочки?

Проверим ваши догадки, проследуем в зал под названием «Занятия древнейших людей». «Занятия древнейших людей». Посмотрите на иллюстрации, вы верно угадали, что первыми занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Посмотрите на иллюстрации, вы верно угадали, что первыми занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Как вы думаете, возможны ли были другие занятия? Как вы думаете, возможны ли были другие занятия? Почему вы так считаете? Почему вы так считаете?

Продолжаем нашу экскурсию, мы перешли в зал под названием «Человеческое стадо». Коллектив древних людей назывался человеческим стадом. Коллектив древних людей назывался человеческим стадом. Как вы думаете, почему «стадо»? Как вы думаете, почему «стадо»? Как вы думаете, почему «человеческое»? Как вы думаете, почему «человеческое»?

Наш следующий зал называется «Похолодание на Земле и изменения в жизни древних людей» Задание: представьте, что вы оказались на месте древних людей. Задание: представьте, что вы оказались на месте древних людей. Срочно придумайте, что вам поможет выжить в таких новых суровых условиях. Срочно придумайте, что вам поможет выжить в таких новых суровых условиях.

Проверка выполнения задания… Чтобы выжить, первобытный человек должен был: Научиться пользоваться огнем Изобрести новые орудия труда Сплотиться в более прочный коллектив Научиться шить одежду Научиться охотиться в новых условиях Построить жилище

Пройдемте к стенду «Человек овладел огнем». Задание: я сейчас расскажу вам, как человек научился пользоваться огнем, а вы подумайте, какое значение это имело для дальнейшего развития человечества. Задание: я сейчас расскажу вам, как человек научился пользоваться огнем, а вы подумайте, какое значение это имело для дальнейшего развития человечества.

Пройдемте к стенду «Жилище первобытных людей». Из чего они построены? Из чего они построены? Какие умения и навыки приобрел человек? Какие умения и навыки приобрел человек?

Пройдемте к стенду «Загонная охота». Как вы думаете, почему прежние способы охоты перестали давать результаты? Как вы думаете, почему прежние способы охоты перестали давать результаты? Какие умения и навыки необходимы были для «загонной охоты»? Какие умения и навыки необходимы были для «загонной охоты»?

Изменение коллектива Люди все лучше и лучше понимали, что только сплоченный коллектив способен преодолеть трудности. В это время формируются родовые общины – коллектив родственников, которые сообща живут, трудятся и имеют общее имущество. Люди все лучше и лучше понимали, что только сплоченный коллектив способен преодолеть трудности. В это время формируются родовые общины – коллектив родственников, которые сообща живут, трудятся и имеют общее имущество.

Проверим ваши записи… Опишите внешний облик первых людей. Опишите внешний облик первых людей. Почему первыми из всех занятий древние люди освоили собирательство и охоту? Почему первыми из всех занятий древние люди освоили собирательство и охоту? Как назывались их коллективы? Почему они переходили с места на место? Как назывались их коллективы? Почему они переходили с места на место?

2. Общество огородничества Итак, мы узнали о самой первой ступеньке в развитии человека. При собирательстве и охоте как наиболее простых видах деятельности были и самые примитивные отношения между людьми. Так продолжалось сотни тысяч лет. Но жизнь не стояла на месте, после первой ступени человечество переходит на вторую ступень – огородничество. Итак, мы узнали о самой первой ступеньке в развитии человека. При собирательстве и охоте как наиболее простых видах деятельности были и самые примитивные отношения между людьми. Так продолжалось сотни тысяч лет. Но жизнь не стояла на месте, после первой ступени человечество переходит на вторую ступень – огородничество.

Задание: Работая с текстом учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику новому занятию древних людей и ответьте на вопросы: Работая с текстом учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику новому занятию древних людей и ответьте на вопросы: - Где и как устраивались огороды в далекие времена? - Какие орудия труда применяли при работе на огородах? - Какие растения высаживали? - В каком смысле мы сегодня употребляем термин «огородничество»? - Какой образ жизни вели те, кто начал заниматься огородничеством? - В чем было его главное достоинство?

Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к выращиванию растений. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к выращиванию растений. Задание: разбившись на творческие группы, обсудите вопрос: «Каковы последствия перехода человечества к огородничеству?» Задание: разбившись на творческие группы, обсудите вопрос: «Каковы последствия перехода человечества к огородничеству?»

Последствия перехода к огородничеству Технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда. Технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда. Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Для огородничества понадобились новые навыки. Для огородничества понадобились новые навыки. Выросла производительность труда. Выросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Небольшие группы из 40–60 человек объединялись друг с другом и создавали племена. Небольшие группы из 40–60 человек объединялись друг с другом и создавали племена.

3. Общество земледельцев и скотоводов 10–12 тысяч лет тому назад человечество перешло к третьей ступеньке развития – произошел переход к земледелию и скотоводству. 10–12 тысяч лет тому назад человечество перешло к третьей ступеньке развития – произошел переход к земледелию и скотоводству. Какие причины вызвали подобный переход? Работая с пунктом 3 учебника, начертите в тетрадях схему «Причины перехода к земледелию и скотоводству». Какие причины вызвали подобный переход? Работая с пунктом 3 учебника, начертите в тетрадях схему «Причины перехода к земледелию и скотоводству».

Причины перехода к земледелию и скотоводству На Земле наступил продовольственный кризис Примитивные орудия позволяли вести хозяйство только за счет расширения земель Планета оказалась перенаселенной Свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше

Сделаем выводы… Таким образом, людям необходимо было изобрести новый, более производительный способ хозяйства, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации. Таким хозяйством оказалось Таким образом, людям необходимо было изобрести новый, более производительный способ хозяйства, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации. Таким хозяйством оказалось земледелие – вспахивание, засеивание, обработка и сбор урожая с одного и того же участка земли на протяжении многих лет. земледелие – вспахивание, засеивание, обработка и сбор урожая с одного и того же участка земли на протяжении многих лет.

Как же это произошло?

Как зародилось скотоводство?

Задание: Разбившись на творческие группы, обсудите вопрос: «Каковы последствия перехода человечества к новой ступени развития?» Разбившись на творческие группы, обсудите вопрос: «Каковы последствия перехода человечества к новой ступени развития?»

Последствия перехода к огородничеству и земледелию 1. Усложнение производства потребовало установления и более сложных отношений между людьми – новых общественных связей. 1. Усложнение производства потребовало установления и более сложных отношений между людьми – новых общественных связей. 2. Переход к возделыванию почвы и уходу за одомашненным скотом потребовал нового разделения обязанностей. 2. Переход к возделыванию почвы и уходу за одомашненным скотом потребовал нового разделения обязанностей. 3. Возник годичный ритм деятельности людей. А это, в свою очередь, привело к организации жизни людей во времени. 3. Возник годичный ритм деятельности людей. А это, в свою очередь, привело к организации жизни людей во времени. 4. Земледелие повлекло за собой оседлость, значит, возникли более длительные поселения, стали строиться первые хранилища для собранного урожая. 4. Земледелие повлекло за собой оседлость, значит, возникли более длительные поселения, стали строиться первые хранилища для собранного урожая. 5. Усложнился быт, а значит, и нравы людей. 5. Усложнился быт, а значит, и нравы людей.

Последствия перехода к огородничеству и земледелию 6. Начали формироваться крупные племенные объединения. 6. Начали формироваться крупные племенные объединения. 7. В результате формирования крупных племенных объединений в структуре древних сообществ выделяются такие образования, как совет старейшин, собрание взрослых членов сообщества и т.д. Все это приводит к постепенному выделению особой общественной функции – управления. 7. В результате формирования крупных племенных объединений в структуре древних сообществ выделяются такие образования, как совет старейшин, собрание взрослых членов сообщества и т.д. Все это приводит к постепенному выделению особой общественной функции – управления. 8. Необходимость устанавливать сложные договоренности приводит к дальнейшему развитию языка. 8. Необходимость устанавливать сложные договоренности приводит к дальнейшему развитию языка. 9. С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, осуществляется переход к цивилизации. 9. С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, осуществляется переход к цивилизации.

4. От аграрного общества к индустриальному Как же дальше и куда продвигалось человечество в своем развитии? Как же дальше и куда продвигалось человечество в своем развитии? Задание: посмотрите внимательно на схему, познакомьтесь с текстом пункта 4 учебника и дайте характеристику последующим ступенькам развития людей. Задание: посмотрите внимательно на схему, познакомьтесь с текстом пункта 4 учебника и дайте характеристику последующим ступенькам развития людей. Назовите характерные черты: Назовите характерные черты: аграрного общества; аграрного общества; индустриального общества; индустриального общества; постиндустриального общества. постиндустриального общества.

Подведение итогов занятия Вывод: человеческое общество прошло несколько ступеней в своем развитии: общество охотников и собирателей; общество охотников и собирателей; общество огородничества; общество огородничества; общество скотоводов; общество скотоводов; земледельческое общество; земледельческое общество; промышленное (индустриальное) общество. промышленное (индустриальное) общество. Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени развития, формы хозяйствования.

Домашнее задание: Выучить § 3 учебника и выполнить творческое задание: придумать и нарисовать символы для каждой стадии развития человечества. Презентуйте свою работу.

Желаю удачи!