ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР Кажаева Мария Вячеславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Религия как одна из форм культуры. Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты.
Advertisements

Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. ВСПОМНИМ, ЧТО ТАКОЕ: КУЛЬТУРА ? ТРАДИЦИЯ? ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ?
- лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо». - специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей.
Религиозные объединения.. Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение,
РЕЛИГИЯ Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ГОУ гимназии 1569 «Созвездие» Матюхиной Анастасией Игоревной.
Вопросы для повторения Формы культуры; Элитарная культура; Народная культура; Массовая культура; Субкультура и контркультура.
Религия как феномен культуры 1. понятие и структура религии 2.функции и виды религии 3.исторические формы религии 4.мировые религии.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Культура и религия. Религия – (от лат.) « связывать», «соединять». 1) Вера в одного Бога 2) Вера в несколько Богов 3) Участие людей в ритуалах.
Типология религий. Мировые религии.. Вопросы для изучения Исторические формы религий. Политеизм и монотеизм в религиях. Ранние религии (архаичные верования):
Религия в жизни первобытного человека и искусство Презентация выполнена учителем ГБОУ ЦО109 Мироновой Н.К.
Цицерон Фома Аквинский Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если толь- ко они замечают это, и сели есть.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
1.СЛОВО РЕЛИГИЯ ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА, КОТОРОЕ ОЗНАЧАЕТ 1. СВЯТОЙ, СОЕДИНЯТЬ 2. СЛУЖИТЬ 3. ПОКЛОНЯТЬСЯ 4. БОЯТЬСЯ.
История религии Древнего Египта Разработка урока по истории для 5 класса.
Духовная деятельность. Религия.. Виды религии. Религии современного мира Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день. Национально-государственные.
Урок 2 . Шумерские пирамиды были построены раньше Египетских храмов и сохранились до наших дней. Шумерское представление о богах, начале мира, человеческой.
Транксрипт:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР Кажаева Мария Вячеславовна

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать; так же religare – восстановление связи, воссоединение). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать; так же religare – восстановление связи, воссоединение). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Главный признак религии - вера в сверхъестественное. вера в сверхъестественное. Но человек верующий может быть не религиозным, так как религия представляет собой определенную систему. Но человек верующий может быть не религиозным, так как религия представляет собой определенную систему.

Структура религии Вероучение - стройная законченная система религиозных представлений об устройстве мира, месте человека в этом мире, смысле его жизни и т.д.. Вероучение фиксируется в догмах либо в устной, либо в письменной форме. Система религиозных действий – культ. Религиозные организации – определенное количество последователей.

Функции религии 1. Компенсирующая 2. Интегрирующая 3. Регулирующе- контролирующая 4. Политическая

Классификация религий Религии могут быть: Религии могут быть: монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов); родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании); народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.); мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Происхождение религии Научный подход Научный подход М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру. М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру. К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. Религиозный Религиозный С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

Ранние формы религии Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы. Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы.

В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами.

Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм. Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.

Религии Древнего Востока В тех странах и регионах мира, которые в своем поступательном развитии перешагнули грань первобытной общины, на первый план вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. Однако более ранние формы религиозности сохранились. В тех странах и регионах мира, которые в своем поступательном развитии перешагнули грань первобытной общины, на первый план вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. Однако более ранние формы религиозности сохранились.

Возникновение Древних религиозных систем Территория: Нил, Тигр, Ефрат. Территория: Нил, Тигр, Ефрат. Время: IV-III тыс. до н.э. Время: IV-III тыс. до н.э. Надобщинные политические структуры являли собой небольшие административные города типа городов-государств. В центре поселения находился храм, выстроенный в честь какого- либо божества, являющегося покровителем данной политической структуры. Нередко храм являлся местожительством вождя, пребыванием его административного аппарата, состоявшего в основном из жрецов- чиновников. В храмах были запасы зерна и готовой продукции ремесленников. Надобщинные политические структуры являли собой небольшие административные города типа городов-государств. В центре поселения находился храм, выстроенный в честь какого- либо божества, являющегося покровителем данной политической структуры. Нередко храм являлся местожительством вождя, пребыванием его административного аппарата, состоявшего в основном из жрецов- чиновников. В храмах были запасы зерна и готовой продукции ремесленников.

В ранних политических структурах встречался культ, обожествление вождя-символа. Часто вождь являлся первосвященником. В ранних политических структурах встречался культ, обожествление вождя-символа. Часто вождь являлся первосвященником. Даже если Бог – покровитель государства - имел какую-то специализацию, то он все равно заботился о всех сторонах жизни. Даже если Бог – покровитель государства - имел какую-то специализацию, то он все равно заботился о всех сторонах жизни. Со временем возникает единая система верований Со временем возникает единая система верований

Религиозная система древнего Двуречья Со сменой государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) сменялись и религиозные культы. Со сменой государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) сменялись и религиозные культы.

Характерно, что правителей не именовали «сынами богов» (так как не было деспотии), их сакрализация ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященников или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом. Характерно, что правителей не именовали «сынами богов» (так как не было деспотии), их сакрализация ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященников или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом. В Междуречье достаточно легко уживались культы разных Богов. В Междуречье достаточно легко уживались культы разных Богов.

Пантеон религиозной системы Двуречья Супружеская пара Ан (бог неба) и Ки (богиня земли) породили Энлиль (бог воздуха) и Эа/Энки (бог воды), который сотворил первых людей. Супружеская пара Ан (бог неба) и Ки (богиня земли) породили Энлиль (бог воздуха) и Эа/Энки (бог воды), который сотворил первых людей.

Большинство Шумеро- аккадских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа и Нергал, несли в себе зооморфные черты. Большинство Шумеро- аккадских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа и Нергал, несли в себе зооморфные черты.

Священными животными считались бык и змея. Священными животными считались бык и змея. Из древних шумерских мифов вытекает, что первыми среди богов считался Энлиль, но семь пар великих богов – его родственников - периодически оспаривали его главенство. Из древних шумерских мифов вытекает, что первыми среди богов считался Энлиль, но семь пар великих богов – его родственников - периодически оспаривали его главенство.

Глава подземного царства – богиня Эрешкигаль. Её смог укротить только ее муж – бог войны Нергал. Люди попадали в царство мертвых через реку. Цикличность истории о смерти и воскресении - Думузи. Глава подземного царства – богиня Эрешкигаль. Её смог укротить только ее муж – бог войны Нергал. Люди попадали в царство мертвых через реку. Цикличность истории о смерти и воскресении - Думузи. Богиня любви и плодородия – Иштар. В ее культе использовалась храмовая проституция. Богиня любви и плодородия – Иштар. В ее культе использовалась храмовая проституция. Гильгамеш – мифический герой. Миф о потопе. Гильгамеш – мифический герой. Миф о потопе.

Во II тыс. до н.э. главенствующим богом становится покровитель города Вавилона – Мардук, начинается сакрализация правителя. Разрабатывается система заклинаний и оберегов. У каждого человека появляется личный покровитель. Во II тыс. до н.э. главенствующим богом становится покровитель города Вавилона – Мардук, начинается сакрализация правителя. Разрабатывается система заклинаний и оберегов. У каждого человека появляется личный покровитель. На службу богам была поставлена магия, астрономия, календарь, письменность. На службу богам была поставлена магия, астрономия, календарь, письменность. Но не все стороны жизни обуславливались религиозными представлениями. Но не все стороны жизни обуславливались религиозными представлениями.

Религиозная система древнего Египта Социально-политическая структура Египта заметно отличалась от Месопотамии, так как имела четкую централизованную организацию. Уже на рубеже IV-III тыс. до н.э. протогосударства слились в единое государство с общим правителем – фараоном. Социально-политическая структура Египта заметно отличалась от Месопотамии, так как имела четкую централизованную организацию. Уже на рубеже IV-III тыс. до н.э. протогосударства слились в единое государство с общим правителем – фараоном. В Египте не было традиции существования отдельных городов-государств. Из-за этого обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров. В Египте не было традиции существования отдельных городов-государств. Из-за этого обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Также более высокая степень централизации способствовала укреплению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших какому-либо местному богу. Богам приносились огромные жертвы, в их честь строились пышные храмы. Также более высокая степень централизации способствовала укреплению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших какому-либо местному богу. Богам приносились огромные жертвы, в их честь строились пышные храмы. Согласно анимистическим верованиям, после смерти человека его души вели себя по- разному: «ба» - относилась на небо, к солнцу, а «ка» оставалась с телом, причем, от степени сохранности тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и возможность реинкарнации. Согласно анимистическим верованиям, после смерти человека его души вели себя по- разному: «ба» - относилась на небо, к солнцу, а «ка» оставалась с телом, причем, от степени сохранности тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и возможность реинкарнации.

Египетские боги имели немало зооморфных черт: Египетские боги имели немало зооморфных черт: Гор – с головой сокола; Гор – с головой сокола; Собек – с головой крокодила; Собек – с головой крокодила; Бастет – с кошачьей головой. Бастет – с кошачьей головой.

Священные животные: бык, крокодил, кошка, змея, ибис, жук скарабей. Священные животные: бык, крокодил, кошка, змея, ибис, жук скарабей. Главный миф – об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его жене Исиды. Появляется идея о посмертном воздаянии. Главный миф – об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его жене Исиды. Появляется идея о посмертном воздаянии. Египет пытался реализовать монотеизм: Фараон Аменхотеп IV (XIV в до н.э.) отменил все культы, кроме Атона – бога солнца, но реформа не имела последствий. Египет пытался реализовать монотеизм: Фараон Аменхотеп IV (XIV в до н.э.) отменил все культы, кроме Атона – бога солнца, но реформа не имела последствий.

Зороастризм – первая пророческая религия Зороастризм сложился на основе откровения пророка Заратустры, полученного им от бога Ахура-Мазды. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Заратустры, полученного им от бога Ахура-Мазды. Жизнь Заратустры датируется от начала II тыс. до н.э. до VI в до н.э. Жизнь Заратустры датируется от начала II тыс. до н.э. до VI в до н.э.

Пантеон Зороастризма Ахура-Мазда («владыка Мудрости») – Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность. Ахура-Мазда («владыка Мудрости») – Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность. Амэта-Спэнта («бессмертный святой») – семь первых творений созданных Ахура- Маздой. По другой версии Амэта-Спэнта – ипостась Ахура-Мазды. Амэта-Спэнта («бессмертный святой») – семь первых творений созданных Ахура- Маздой. По другой версии Амэта-Спэнта – ипостась Ахура-Мазды.

Язаты (в узком смысле) – духовные творения Ахура-Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям в земном мире. Язаты (в узком смысле) – духовные творения Ахура-Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям в земном мире. Фравами – небесные покровители праведных личностей. Фравами – небесные покровители праведных личностей.

Зороастризм – религия дуализма Смысл существования – победа сил добра над силами зла. Зороастрический дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Смысл существования – победа сил добра над силами зла. Зороастрический дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение нравственных правил: Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение нравственных правил: благие мысли, благие слова, благие дела. Спасаются только те, чьи добродетели превышают злодеяния. Спасаются только те, чьи добродетели превышают злодеяния.

Религии России Мировые религии Национальные верования НРД Языческие верования

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ