«Дней Александровых прекрасное начало» © Л.А. Кацва, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: « Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.»
Advertisements

Коронационны й портрет Александра 1 Личность Александра I. Александр I родился в 1777 г. С детства он разрывался между отцом и бабкой и поэтому в нем.
Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.
Российская империя была многонациональным ( татары, башкиры, чуваши, литовцы) и многоконфессиональным государством ( православие ислам, буддизм, старообрядчество,
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 18 имени Э. Д. Потапова г. Мичуринск Розова Марина Юрьевна.
Урок 2 Д/з § 1 (вопросы). План урока: 1.Личность Александра I. 2.Проект Ф.С. Лагарпа. 3.«Негласный комитет». 4.Начало реформ.
Александр I ( 1801 – 1825 ) Внук Екатерины II Внук Екатерины II Сын Павла I (участие в заговоре???) Сын Павла I (участие в заговоре???) В манифесте о восшествии.
Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. 8 класс. История.
Внутренняя политика Александра Ι в 1801 – 1806 гг. Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра Ι и условиях,
Россия в XIX веке гг.- Павел I гг. - Александр I гг.- Николай I гг.- Александр II гг.- Александр III.
Автор презентации: учитель истории МОУ «СОШ п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области Е.Ю. Залыгаева.
Презентация к уроку по истории (8 класс) на тему: Презентация к уроку истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра I в гг."
Александр I Благословенный ( ) Александр I был человеком нового столетия. Пообещав править по заветам своей бабки Екатерины II, он гораздо глубже.
Внутренняя политика Александра I в гг. § 1. Глава 1. Россия в первой половине XIX века Учитель истории Зайцева Т.Г. МОУ школа 5 им.Ю.А.Гарнаева.
Внутренняя политика Александра I Годы правления. . Негласный комитет П.А.Строганов Н.Н.Новосильцев В.П.Кочубей А.Чарторыйский.
Начало правления Алексадра I 1801 – 1825г.г. Внутренняя политика.
Презентацию подготовила учитель истории Базова Марина Геннадьевна.
История России : Внутренняя политика Александра I.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Донская средняя общеобразовательная школа учитель истории Сойма Е.А История России 8 класс.
Повторительно-обобщающий урок «Россия в первой четверти 19 века» Учитель: Пчелинцева Н.И.
Транксрипт:

«Дней Александровых прекрасное начало» © Л.А. Кацва, 2012

Император Александр I 12 марта 1801 г. императором России стал 23-летний Александр I. Александр и его брат Константин воспитаны не родителями, а Екатериной II. Воспитатель наследника – Ф.-Ц. Лагарп, швейцарский республиканец. Мягкий и обходительный – полная противоположность Павлу. В то же время царю свойственны лицемерие и позерство. Кн. А. Чарторыйский: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление». Император Александр I г. Худ. В.Л. Боровиковский.

«Самодержавие, ограниченное…» Александр I вступил на престол в результате дворянского заговора, переворота и цареубийства. Какие политические выводы он должен был сделать? Избегать конфликтов с дворянством. Французская писательница Ж. де Сталь: «Государственный строй России есть самодержавие, ограниченное удавкою». Император Александр I г. Худ. В.Л. Боровиковский. ?

«Все будет как при бабушке» В Манифесте 12 марта царь обещал править «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия». Какие меры следовало предпринять во исполнение этого обещания? Восстановлены Жалованные грамоты. Ликвидирована тайная экспедиция. Запрещены пытки. Возвращены на службу уволенные Павлом офицеры и чиновники (12–15 тыс. человек). Смягчена цензура. Император Александр I г. Худ. В.Л. Боровиковский. ?

Негласный комитет Опорой царя стали его «молодые друзья», составившие «Негласный комитет». Г.Р. Державин называл членов «Негласного комитета» якобинской шайкой. Адмирал А.С. Шишков: «Молодые наперсники Александровы, напыщенные самолюбием, не имели ни опытности, ни знаний, стали все прежние постановления, законы и обряды порицать, называть устарелыми, невежественными». В.П. Кочубей Н.Н. НовосильцевП.А. СтрогановА. Чарторыйский

Негласный комитет С августа 1801 г. до мая 1802 г. в России находился воспитатель Александра I Ф.-Ц. Лагарп. Советы Лагарпа и «молодых друзей» оказались весьма осторожными: избегать «скоропостижных и насильственных реформ» и сохранять «всецело без ущерба» самодержавие. Чем вызвана такая позиция? Фредерик Цезар Лагарп. ? Пониманием ограниченной социальной базы реформ: «за» – немногочисленное просвещенное меньшинство, «против» – основная масса дворянства и чиновничества.

Негласный комитет При подготовке коронационного манифеста намечалось расширить права дворянства, создать законосовещательный, а впоследствии законодательный Сенат. Позднее избирательные права следовало распространить на другие сословия. В ходе консультаций с «молодыми друзьями» Александр пришел к выводу, что дворянство будет действовать лишь в собственных интересах и не допустит расширения прав других сословий, особенно крестьян. Поэтому была подготовлена « Жалованная грамота российскому народу », носившая всесословный характер. Иногда ее рассматривают как введение к будущей конституции Российской империи.

Негласный комитет «Жалованная грамота российскому народу» провозглашала неприкосновенность личности и предоставляла подданным право «пользоваться невозбранно свободою мысли, веры и исповедания, богослужения, слова и речи, письма или деяния». Члены Негласного комитета посчитали, что давать такие обязательства несвоевременно и неосторожно. Александр I с облегчением согласился и отказался от издания Жалованной грамоты. «Почему Негласный комитет отверг Жалованную грамоту российскому народу»? ?

Реформа Сената «Молодые друзья» считали необходимым реформировать систему управления. Первой стала реформа Сената. П.А. Зубов предлагал дать Сенату законодательные права, составив его из знати и сановников. Г.Р. Державин предлагал, чтобы Сенат избирали высшие чиновники. Оба предложения отвергнуты. Почему были отвергнуты проекты Зубова и Державина? Потому что в этом случае дворянство смогло бы воспрепятствовать намеченным императором реформам. ?

Реформа Сената Сенат объявлен высшим судебным и контрольным органом – «хранилищем законов». Указы Сената надлежало исполнять «как собственные указы государя». Сенат получил право «представлять государю о таких высочайших указах, которые сопряжены с большими неудобствами при исполнении, либо несогласны с другими законами». Если царь не вносил изменений, опротестованный указ оставался в силе. Ограничивал ли Сенат самодержавную власть императора? ?

Министерская реформа 8 сентября 1802 г. – Манифест «О учреждении министерств». В отличие от коллегий, министерства строились на принципе единоначалия. Министр обладал всей полнотой власти в министерстве и единолично нес ответственность перед царем. Структура министерства МинистерствоМинистр, товарищ министра Департаменты Столы Директоры департаментов Столоначальники

Министерская реформа Министерства: иностранных дел, военное, военно-морское, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения. Сравните состав петровских коллегий и министерств. Объясните причины различий. ?

Крестьянский вопрос Александр I осуждал крепостное право. Он прекратил практику пожалования государственных крестьян в частные руки. Совет Лагарпа: крепостное право «не должно быть уничтожено сразу, но освобождения крестьян можно достичь путем медленных и осторожных мер» г. – проект о запрете продажи крепостных без земли. Проект провален Непременным советом из опасения «возбудить простой народ, всегда жаждущий свободы». Осуществлен лишь запрет публиковать объявления о продаже крепостных в газетах. ? Какое значение имел такой запрет? Власть давала понять, что торговать людьми постыдно.

Крестьянский вопрос В 1801 г. по инициативе Н.С. Мордвинова принят указ о разрешении духовенству, купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать «ненаселенные» земли. Дворянство формально лишилось монополии на владение землей. К крепостному праву это не имело отношения, хотя Мордвинов надеялся, что новые владельцы, не имея крепостных, станут использовать наемный труд, и дворяне, убедившись на их примере в невыгодности крепостного труда, начнут освобождать крепостных. Адмирал Николай Семенович Мордвинов.

Крестьянский вопрос Февраль 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать крестьян на свободу, предоставляя им землю в собственность за выкуп. Вольные хлебопашцы получали право владеть и распоряжаться землей, не раздробляя ее на участки менее 8 десятин. Выкуп составлял 100 руб. серебром (400 ассигнациями) за ревизскую душу. За 1803–1825 гг. вольными хлебопашцами стали 47 тыс. крестьян, т.е. менее 0,5% их общего количества, за 1803–1858 гг. – 152 тыс., 1,5%. Граф С.П. Румянцев получает от Александра I указ об освобождении крестьян. Гравюра начала XIX в.

Крестьянский вопрос Чем были вызваны столь незначительные результаты Указа о вольных хлебопашцах? 1. Нежеланием помещиков освобождать крепостных. 2. Нежеланием помещиков лишаться части земли. 3. Чрезмерной величиной выкупа. Высокий выкуп и непременное наделение землей были установлены потому, что власть желала предоставить свободу лишь крепким хозяевам. Граф С.П. Румянцев получает от Александра I указ об освобождении крестьян. Гравюра начала XIX в. ?

Крестьянский вопрос 1804–1805 гг. – «инвентарная» реформа в Остзейском крае. Крестьяне объявлены наследственными держателями наделов, точно определены повинности г. – запрет продавать крестьян на ярмарках поодиночке г. – запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу г. – запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь. Жизнь русской деревни. Гравюра по оригиналу А.С. Орловского. ? Оцените итоги политики Александра I по крестьянскому вопросу.

Реформы народного образования Лагарп внушал Александру I, что преобразование России невозможно без просвещения. Как вы понимаете эту мысль? В 1803 г. создана четырехступенчатая система образования Приход Уезд Губерния Учебный округ Приходское училище (1-классное) Уездное училище (3-классное) Гимназия (6-классная) Университет ?

Реформы народного образования Созданы 4 университета: Дерпт (1802 г.), Вильно (1803 г.), Казано (1803 г.), Харьков (1805 г.) 1804 г. – в Петербурге открыт Педагогический институт (в 1819 г. преобразован в университет). Созданы 6 учебных округов. В университетах разрабатывали программы и учебные пособия, готовили учителей. Учебные округа возглавляли попечители – видные вельможи (Петербургский – Новосильцев, Виленский – Чарторыйский). Большой университетский двор Виленского университета. Середина XIX века.

Реформы народного образования Факультеты российских университетов: Нравственных и политических наук Медицинский Словесных наук Физико- математический Богословие Философия Правоведение Политэкономия Филология История Археология География По университетскому уставу 1804 г. университеты пользовались значительной автономией: самостоятельно избирали ректора, деканов факультетов, профессоров. В университетах существовал собственный суд, власти в их внутренние дела не вмешивались. ? Какого факультета, обычного для европейских стран, в российских университетах не было? Почему?

Лицеи К университетам были приравнены привилегированные средние учебные заведения – лицеи. Первый лицей – Демидовский, основан в 1805 г. в Ярославле г. – Ришельевский лицей в Одессе (назван в честь основателя Одессы, герцого А.-Э. Ришелье, царского наместника на юге, французского эмигранта) г. – Царскосельский лицей. Демидовский лицей. г. Ярославль. Фото С.М. Прокудина-Горского г.

Источники иллюстраций Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд %82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ %82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Слайд 6. Слайд Слайд 15–16. Слайд Слайд «19. D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82 D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82 Слайд 21.