МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Учитель русского языка и литературы высшей категории Григорьева Надежда Николаевна. Лингвистическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный проект по русскому языку «Экология языка – экология культуры» Руководитель Миронова М.А.
Advertisements

Из приведенных паронимов выберите нужное слово: 1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение. 2)Став старше, мы узнали, что сказки – это.
Игра «Грамотеи» Второй тур. Выберите тему ( за правильный ответ 50 очков) НЕ с разными частями речи НЕ с разными частями речи НЕ с разными частями речи.
КВН по русскому языку в 8 классе. 1.Приветствие команд 2. Разминка Подберите прилагательное к существительным –вестибюль –рояль –мозоль –вермишель –тюль.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
правила речевого поведения, система "вежливых" слов и выражений в определенных ситуациях общения, которые присутствуют в разных национальных культурах.
Всемирный День Матери!!!. От чистого сердца простыми словами От чистого сердца простыми словами Давайте друзья потолкуем о маме. Давайте друзья потолкуем.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
«Почему мы так говорим или «крутая речь?» Автор: Гапон Ксения, ученица 4 А класса МБОУ СОШ 6 Руководитель: Шелест ЕВ., учитель начальных классов.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
«ВЕЛИК И МОГУЧ РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ УСТАХ».. Эпиграф Гаснет русская словесность Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни.
Чеховская средняя школа Научная работа по русскому языку.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА УЧАСТНИКИ ТЕЛЕВЕДУЩАЯ ЗРИТЕЛИ.
Добрый день, уважаемые гости и ребята!. роток каспта лсной водороль прилага т ельное расттельный сложиь лефон изагать обии и в в ть изл л жеен доой.
Тема « Пунктуация. Культура речи. Орфография ». Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь : Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет.
« Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
УРОК – ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Откройте занавес души!» (Мастерская письменного творчества)
« При солнышке тепло, при матери добро» Урок доброты.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Транксрипт:

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Учитель русского языка и литературы высшей категории Григорьева Надежда Николаевна. Лингвистическая игра для старшеклассников

Лингвистическая карусель С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К.Паустовский.

Задачи игры: 1. Выявить лучших учеников, показавших высокий уровень сформированности лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. 2.Формировать у обучающихся аналитическое и творческое мышление, нестандартные подходы к решению лингвистических задач.

Разминка - «Одним словом» 1. Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях. 2. Артист, объявляющий номера программы и развлекающий публику между номерами. 3. Подземная железная дорога. 4. Условия, по которым один из спорщиков обязан выполнить в случае выигрыша. 5. Кушанье из размятых или протертых овощей. 6. Ансамбль из трех исполнителей. 7. Нижняя часть самолета, служащая для его передвижения по аэродрому при взлете и посадке.

Круг первый: «Слово не воробей» Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С.Островой

«Слово не воробей». После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, которого по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал для себя другое имя и стал называться Цветиком. Вопрос: Каким термином называется в русском языке новое имя Пудика – Цветик?

«Слово не воробей». Он в голове у легкомысленного, его советуют найти в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит у них в кармане. ВЕТЕР

«Слово не воробей». Объясните разницу в значении слов факт- фактор. Как называются такие слова? ПАРОНИМЫ Факт - действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует. Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса.

«Слово не воробей». Подберите фразеологизм к толкованию: Кувырком, через голову, в полном беспорядке. ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ (от глагола «тормошить», т.е. «трясти, теребить, переворачивать»)

«Слово не воробей». От названия площади у колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, где в старину ОГЛАШАЛИСЬ царские указы, пошло крылатое выражение. Вспомните это выражение. Что оно означает? ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ - очень громко.

Круг второй: «Заморочки» Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо- Не скудела в наши дни. В Шефнер.

«Заморочки». Подберите слова разных частей речи (глагол, существительное, наречие), состоящее из двух букв. Ем, юг, уж

«Заморочки» Какого рода в русском языке слово дружище? Муж. р. Дорогой мой дружище!

«Заморочки» Назовите три женских имени, значение которых понятно без специальных объяснений. Они всегда упоминаются вместе, но одно из них имеет уникальную грамматическую особенность. Какую? ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Имя Любовь в р,д,пр.падежах отличается от нарицательного любовь (чувство): любви, но Любови.

«Заморочки» Какую ошибку допустил писатель Е.Чарушин в названии рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»? Не букву, а звук!

«Заморочки» Что такое буквица – это увеличенная буква или, наоборот, уменьшенная? Буквица – увеличенная красочная начальная буква текста. В старинных книгах- это элемент художественного оформления.

«Заморочки» Прочитайте правильно предложение: Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. Мальчик баловАлся и нароШно положИл ракУшку на компьютЭр

Круг третий: «Стройплощадка» О, как французским усмиряли Вольнолюбивый мой язык! Сперва к салонам примеряли, Но он к салонам не привык. Пропахший порохом и потом, Был на конюшню сослан он, Протестовал там, но работал Его кузнечный добрый звон. Ты никогда не станешь тусклым, Не охладеешь ни на миг. Я кланяюсь тебе по- русски, Язык прапрадедов моих! А.Марков

«Стройплощадка» Разберите по составу слово «добродетельный»

«Стройплощадка» Одинаковы ли по составу слова: слепить глаза – слепить снеговика? Каково их значение?

«Стройплощадка» В каких словах есть суффиксы? Прочитайте только эти слова. Замок, теремок, лесок, песок, венок, курок, жирок, мирок, листок, приток. Теремок, лесок, жирок, мирок, листок

«Стройплощадка» Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово, например: КРАСКА – КАСКА. Всласть, экран, горсть, склон, полк, тепло, беда. Власть, кран, гость, слон, пол, тело, еда.

«Стройплощадка» Кто больше? Составьте как можно больше слов из букв, которые заключены в круг. Победителем станет тот, кто за 1 минуту составит большее количество слов.

«Стройплощадка» Составьте текст на основе литературных реминисценций. «Три девицы под окном», «Иван – крестьянский сын и Чудо - Юдо», «Лебедь, Рак и Щука», «Мороз и солнце; день чудесный», «Жил старик со своею старухой…», «Сходи туда, не знаю куда», «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…», «Ветер по морю гуляет», «Белка там живет ручная», «Аль отказываешь нам, аль товар не по зубам?», «Сердце его было исполнено всяких предчувствий»

Загадки. 1. Какой вид художественного произведения обозначается именем человека? Роман 2. В какой клетке не держат птиц и зверей? В тетрадной

Загадки. 3.По дороге, по пути Весело качу. А с конца меня прочти – нож я наточу. Колесо – оселок. 4. Задачу ты решишь свободно: Я небольшая часть лица. Но ты прочти меня с конца – Во мне увидишь, что угодно. Нос - сон

«Загадки» 5. Могу зимой тепло доставить И дать прохладу в летний зной, Но, если буквы переставить, Футбольный мяч надуешь мной. Сосна - насос

Голос младенца в родительской зыбке. Мама над зыбкой с усталой улыбкой. Капли дождя на девичьих ресницах, Сладость от плена открытой страницы. Русская сказка, как птица, крылата. Силушка русская тверже булата. Первый озноб меж любовью и болью. Песня победная ратного поля. Веточка – веха в свирепой метели. Вздохи-мольбы в остывающем теле. Крик журавля над родными полями. Песня – молитва в спасительном храме. Чуден душою, глубок, как родник, Солнышком светел, как небо, велик Колокол вечности – русский язык!

Подводим итоги. Поздравляем победителей!