Зарубежная литература XVII-XVIII вв. ЛекцияЛекция Французское Просвещение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эпоха Просвещения время преобразований. Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVIIXVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве.
Advertisements

Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Дени Дидро ( ) Французский философ, писатель и просветитель. Являлся последовательным критиком абсолютизма. Критиковал догматы христианской религии,
Эпоха Просвещения Просвещенный абсолютизм. Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694 – 1778 французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения,
Просвещение.. Просвещение – течение общественной мысли, особое умонастроение, особые интеллектуальные склонности и предпочтения. Цели и идеалы Просвещения.
Идейное течение вв., основанное на убеждении решающей роли разума и науки, в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе.
Эпоха Просвещения Люди 18 века называли свое время столетием Разума и Просвещения. Прогрессивных деятелей этого времени, своим творчеством боровшихся с.
Основные идеи просветителей. Дж. Локк ( ) Стоял у истоков Просвещения. Выступал за конституционную, ограниченную монархию.
Презентацию подготовил ученик 7 класса «Б» МОУ СШ 89 Мокренко Илья.
Век Просвещения. Фёдорова И.А :47. Цель: выяснить основные идеи просветителей, рассмотреть предлагаемые ими модели развития общества. План:
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Скульптура ХVIII века. Особенности классической скульптуры: 1. Создаёт идеальный образ; 2. Скульптура объёмна; 3. Ей не подвластен ни пейзаж, ни натюрморт;
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
Великие просветители Европы. Общественная жизнь в Европе в XVII веке 2 Земля в собственности феодалов; Крестьяне зависимы: за аренду земли платят оброк;
Эпоха Просвещения XVIII век. Просвещение – период истории XVIII века, главенство разума, выход научного знания, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных,
..О, сколько нам открытий чудных готовит ПРОСВЕЩЕНИЯ дух. И опыт – сын ошибок трудных, и гений –парадоксов друг Век просвещения.
Первоначальное накопление капитала, технические изобретения, огораживания, великие географические открытия, падение уровня гигиены в городах, реформационные.
Дени Дидро Подготовил ученик 7 «А» класса Егоров Владимир.
Энциклопедисты Д.Дидро. Жан ДАламбер. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. Ж. ДАламбер.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать §18 и ответить на вопросы перед ним.
Транксрипт:

Зарубежная литература XVII-XVIII вв. ЛекцияЛекция Французское Просвещение

Кафедра русского языка и литературы Демченко Лариса Николаевна Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ВКГУ им. С. Аманжолова. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ВКГУ им. С. Аманжолова. Тема кандидатской диссертации: «Эстетический идеал в творчестве Ч. Айтматова». Диссертация защищена в ноябре 1999 г. в ИЛИ Тема кандидатской диссертации: «Эстетический идеал в творчестве Ч. Айтматова». Диссертация защищена в ноябре 1999 г. в ИЛИ им. М. Ауэзова НАН РК (г. Алматы). им. М. Ауэзова НАН РК (г. Алматы). Область научных интересов - проблемы сравнительного литературоведения в аспекте изучения литератур народов Казахстана и СНГ. Область научных интересов - проблемы сравнительного литературоведения в аспекте изучения литератур народов Казахстана и СНГ. Автор более 25 печатных работ в том числе учебного пособия «История литературы народов СНГ. 1 часть», изданного в 2004 г. Автор более 25 печатных работ в том числе учебного пособия «История литературы народов СНГ. 1 часть», изданного в 2004 г. Основные читаемые курсы: История литературы народов СНГ; Античная литература; Зарубежная литература Средних веков и Возрождения; Зарубежная литературы вв.; Средневековая поэзия народов Востока и Закавказья Основные читаемые курсы: История литературы народов СНГ; Античная литература; Зарубежная литература Средних веков и Возрождения; Зарубежная литературы вв.; Средневековая поэзия народов Востока и Закавказья Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ВКГУ им. С. Аманжолова. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ВКГУ им. С. Аманжолова. Тема кандидатской диссертации: «Эстетический идеал в творчестве Ч. Айтматова». Диссертация защищена в ноябре 1999 г. в ИЛИ Тема кандидатской диссертации: «Эстетический идеал в творчестве Ч. Айтматова». Диссертация защищена в ноябре 1999 г. в ИЛИ им. М. Ауэзова НАН РК (г. Алматы). им. М. Ауэзова НАН РК (г. Алматы). Область научных интересов - проблемы сравнительного литературоведения в аспекте изучения литератур народов Казахстана и СНГ. Область научных интересов - проблемы сравнительного литературоведения в аспекте изучения литератур народов Казахстана и СНГ. Автор более 25 печатных работ в том числе учебного пособия «История литературы народов СНГ. 1 часть», изданного в 2004 г. Автор более 25 печатных работ в том числе учебного пособия «История литературы народов СНГ. 1 часть», изданного в 2004 г. Основные читаемые курсы: История литературы народов СНГ; Античная литература; Зарубежная литература Средних веков и Возрождения; Зарубежная литературы вв.; Средневековая поэзия народов Востока и Закавказья Основные читаемые курсы: История литературы народов СНГ; Античная литература; Зарубежная литература Средних веков и Возрождения; Зарубежная литературы вв.; Средневековая поэзия народов Востока и Закавказья

Тема: Французское Просвещение 1. Черты и особенности французского Просвещения; 1. Черты и особенности французского Просвещения; 2. Два поколения французских просветителей, их взгляды; 2. Два поколения французских просветителей, их взгляды; 3. Первое поколение просветителей. Деятельность Вольтера; 3. Первое поколение просветителей. Деятельность Вольтера; 4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро. 4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро. 5. Деятельность Ж.-Ж. Руссо 5. Деятельность Ж.-Ж. Руссо 1. Черты и особенности французского Просвещения; 1. Черты и особенности французского Просвещения; 2. Два поколения французских просветителей, их взгляды; 2. Два поколения французских просветителей, их взгляды; 3. Первое поколение просветителей. Деятельность Вольтера; 3. Первое поколение просветителей. Деятельность Вольтера; 4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро. 4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро. 5. Деятельность Ж.-Ж. Руссо 5. Деятельность Ж.-Ж. Руссо

1. Черты и особенности французского Просвещения В отличие от представителей английского Просвещения, французское Просвещение носит революционный характер, французские просветители выражали революционные взгляды, и их деятельность приобретала политическую окраску. Французские просветители были предвестниками буржуазной французской революции ( гг.). Французские просветители развивали идеи эпохи Возрождения. Как и английские просветители, они утверждали «естественного человека», полагая, что человек – явление идеальное по природе своей, и негативное влияние на человека оказывает несостоятельность общественных отношений, социальной среды. Французские просветители были на стороне человека, представителя третьего сословия, т. е, представителя буржуазного общества. Они считали, что человек способен достичь всего в этом мире, не смотря на принадлежность к сословиям и благодаря своим знаниям. Просветители провозглашали человека творцом истории, отвергая теорию церковников о божественном провидении. Ошибки и заблуждения в истории человечества, полагали теоретики просвещения, были результатом господства ложных мнений, дурных нравов, дурных понятий, насаждаемых церковью.

Французские просветители чрезмерно преувеличивали силу идей. Они считали, что идеи могут сделать чудеса в общественном устройстве, произвести переворот в сознании людей. Теоретики просвещения утверждали идеи, которые носили утопический характер. Одной из ошибочных идей просветителей была 1) идея просвещенной монархии. Она состояла в следующем: «достаточно поставить во главе государства монарха-философа, человека воспитанного на идеях Просвещения, и все социальные конфликты будут разрешены». Внимание просветителей было обращено и к 2) идее «естественного человека». Содержание этой идеи состояло в том, что человек создан природой и живет по ее законом, с одной стороны, с другой – человек продукт социальный, сформированный в обществе, но общество оказывает негативное влияние на человека в силу своих социальных пороков. Для того, чтобы создать человеку идеальную среду, следует отстранить его от влияния общества и возвратить человека к природе, ее естественным законам. Эта теория особое выражение нашла во взглядах Ж.-Ж. Руссо, который противопоставил природу цивилизации. Однако эта позиция Руссо была осуждена Вольтером.

Не менее важной являлась и 3) идея свободы и равенства. Понятия свободы и равенства по сути своей носят абстрактный характер, и понимание их создает порой проблему. Под «равенством» буржуазия понимала всего лишь отмену дворянских привилегий и допуск буржуазии к командным постам в государстве. Просветители ратовали о равенстве и свободе народа. Буржуазный строй формально дал народу свободу. Каждый обрел право распоряжаться своей свободой. Никто не мог силой заставить человека работать на другого. Но, с другой стороны – человек был предоставлен самому себе, поиску своего пропитания. Таким образом, просветители стремились к созданию идеального общества, основанного на гражданской свободе и равенстве людей. Они полагали, что все трудности человечества могут быть решены идеальным законодательством. Просветители выступали основателями новой эстетики, закладывая основы демократического искусства.

Просветители ввели в литературу в качестве положительного героя нового человека, не имеющего дворянских титулов и богатств. Руссо в романе «Юлия. Или Новая Элоиза» создает в образе Сен-Пре такого героя; в Дидро таким героем является Жак в романе «Жак-фаталист»; у Вольтера им является Кандид в трагедии «Кандид»; у Бомарше – Фигаро («Женитьба Фигаро»). Просветители противопоставляли дворянскому классицизму с его идеальными героями изображение реального человека, облеченного в плоть и кровь. Они опирались на материалистическую позицию. Просветители подходили к решению политических и социальных проблем с научных позиций. В центре их внимания была наука. Они использовали достижения философа 17 в. Гассенди, его противника Декарта, при этом опирались на английскую философию Бэкона и Локка, научные открытия Ньютона. Однако материализм просветителей был наивным, примитивным. В частности, для мировоззрения Вольтера был характерен дэизм, т.е. Вольтер признавал существование материи, его первичность, но в то же время допускал, что она (материя) создана каким-то высшим существом, иными словами – богом.Просветители придавали большое значение искусству. Они видели цель искусства в перевоспитании человека, превращении его в идеального гражданина, способного на жертву ради общественного блага.

2. Два поколения французских просветителей, их взгляды Французское Просвещение представлено в основном двумя поколениями. Первое поколение, связанное с именами Вольтера и Монтескье Вольтера и Монтескье, и ведет свой отчет с появления трагедии Вольтера «Эдип» в 1718 г., где под сомнение был поставлен авторитет церкви – одного из ведущих сословий Франции. В 1721г. Монтескье пишет свой знаменитый философский роман «Персидские письма», где он изложил стройную систему своих взглядов на правовые основы государственного устройства, и обозначил черты эпохи Просвещения. «Персидские письма» имели шумный успех у издателей, а фривольный тон открыл им доступ в аристократические салоны, угадавшие в описаниях нравов восточных сералей намек на скандальную подноготную придворного быта. Церковь запретила роман и воспрепятствовала избранию Монтескье во Французскую академию. Первое поколение просветителей определяется 30-ью годами.

В конце 40-х начале 50-х на арену второе поколение выходит второе поколение французских просветителей, это Д. Дидро и Д'аламбер Д. Дидро и Д'аламбер. Это поколение получило название – «энциклопедисты». Второе поколение французских просветителей заявило о себе с момента появления первого сочинения Дидро «Философские письма», где автор критиковал католическую церковь и феодальный произвол, и которое в 1746 г. было сожжено по распоряжению парижского парламента. В 1751 г. Дидро и Д'аламбер публикуют проспект «Энциклопедии» и приступают к ее изданию. Полное название «Энциклопедии» - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

Издавалась «Энциклопедия» с 1751 по 1780 гг., в течение 30 лет было издано 35 томов. В энциклопедию входило от больших статей до мелких справочных заметок. «Энциклопедисты» порой сознательно печатали материалы, противоречащие их собственным взглядам, в частности, это касалось вопросов религии и богословия. В качестве авторов они приглашали духовных лиц. При этом они находили ухищрения, чтобы снизить «достоинства» длинной скучной богословской статьи, и помещали сразу после нее какой-нибудь анекдот о чудесах, смехотворную историю о святых или иронический каламбур по поводу христианской догмы. Этот хитроумный замысел «энциклопедистов» был разгадан Папой Климентом XIII (1759 г.), который осудил «Энциклопедию» на сожжение. Была учреждена медаль – «попранная нечестивая мудрость», где изображались глобус и книга, придавленные крестом.

3. Первое поколение просветителей. Деятельность Вольтера Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) ( ) родился в Париже в 1694 г., отец его – состоятельный буржуа нотариус – чиновник казначейства). Образование Вольтер получил в аристократическом училище – иезуитском коллеже Людовика Великого. В последствие Вольтер весьма сурово осудил школу, он с укоризной признавал: «мне была не известна даже та страна, в которой я родился…». После окончания коллежа отец отправляет Вольтера учиться в школе правоведения. С детства Вольтер много читает, упражняется в стихах, его охотно приглашают в свой круг аристократы, золотая молодежь, он славился эпиграммами и остротами, сатирическими экспромтами, которые быстро распространялись. За сатиру на Филиппа Орлеанского и его дочь Вольтер был посажен в Бастилию, где просидел почти 11 месяцев. Это стало, по сути, первым столкновением поэта с абсолютизмом. Эти 11 месяцев не прошли для поэта впустую. Гудон Ж.А. Статуя Вольтера

Во время пребывания в крепости он начинает работать над эпической поэмой о Генрихе IV и трагедии «Эдип». В ноябре 1718 года состоялось первое представление трагедии на сцене парижского театра. Именно с этого события драматург назвал себя Вольтером, и его имя вошло в литературу, он явился приемником великих французских драматургов XVII века Корнеля и Расина. Через пять лет Вольтер издает первый вариант будущей «Генриады» - «Поэму о Лиге», которая была тайно напечатана в Руане. Распространенная в списках поэма вскоре стала широко известна среди читателей. Вольтера провозгласили лучшим поэтом Франции, ставили его выше Гомера и Вергилия. Однако как человек он был беззащитен от нападков, личных претензий светских людей. Так, конфликт с дворянином Роганом привел к печальным последствиям: де Роган приказал слугам избить Вольтера, т. к. он не имел титулованных предков. Правительство, чтобы уберечь господина де Рогана от мести Вольтера посадило поэта в Бастилию, а затем выслало за пределы Франции. Вольтер едет в Англию на 3 года. Там изучает материалистическую философию, литературу, знакомится с достижениями научной мысли.

Вернувшись во Францию, Вольтер в Руане тайно издает «Письма об Англии». Книга была осуждена и сожжена публично. Затем Вольтер живет некоторое время в замке Сирей у маркизы дю Шатле, одной из образованнейших женщин Франции. Для Вольтера это был одним из плодотворных периодов жизни, здесь он пишет трагедии, комедии, труды по истории, сочинения по математике. Однако в 1749 году маркиза умирает, и для Вольтера начинается смутный период. Вскоре его приглашает прусский король Фридрих II, и Вольтер поселяется в Берлине. Обуреваемый идеей просвещенной монархии, поэт видит в короле воплощение этой идее, но прусский король не оправдал надежд Вольтера. Затем поэт селится на границе Франции и Швейцарии, где и живет последние годы жизни. В 1778 году Вольтер едет в Париж, полный энергии и жизненной силы, но годы взяли своё. Там, в возрасте восемьдесят четыре года, Вольтер скончался, его тело тайно было вывезено в Шампань и похоронено в аббатстве Сальер, так как похороны в Париже были запрещены. Поэтическое наследие Вольтера разнообразно по жанрам: это эпические, философские, комические поэмы, политические и философские оды, сатиры, эпиграммы, стихотворные новеллы и лирические стихи. Просветительское направление проявляется во всех его произведениях.

4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро 4. Второе поколение просветителей. Деятельность Д. Дидро Дени Дидро ( ) родился в семье зажиточного ремесленника в г. Лангре (провинция Шампань). Годы жизни Дидро совпали со временем ряда событий: в 1715 году – умер Людовик XIV, неудачная война за испанское наследие ( ), времена регентства, время Людовика XV ( ). Дидро был старшим сыном, и в наследство от дяди его ожидало место церковного каноника. Восьмилетнего мальчика отдали в Лангрский иезуитский коллеж, отличающийся суровой дисциплиной. Затем его отправили в Париж. Здесь он открыто продемонстрировал своё отвращение к богословию (в одной из разыгранных учащимися сценок, Дидро взял на себя роль змея, соблазнившего Еву). Обучаясь в Париже, Дидро увлекается науками: математикой, физикой, химией, физиологией. Вскоре он заявил, что полностью отказывается от духовной карьеры. Гудон Ж.А. Дени Дидро

Надеясь как-то усмирить сына, отец Дидро отказывает ему в материальной поддержке и оставляет его без попечения. После окончания Парижского коллежа он вел жизнь бедного литератора. Так Дидро приобрел чувство свободы и нищенское существование. В течение 10 лет он поддерживает свою жизнь домашними уроками и другими случайными заработками, временами испытывая голод и одеваясь в лохмотья. Главным занятием Дидро является чтение книг. Он штудирует труды Бэкона, Декарта, Спинозы, Лейбница. В 1743 году он тайно венчается с дочерью купеческой вдовы Шампьон. Семейные обязанности вынудили Дидро прибегнуть к более усиленному поиску денежных средств. В 1748 году по заказу наперсника Людовика XV Дидро в течение недели пишет скабрезный роман «Нескромные сокровища» о любовных похождениях при дворе короля. Позже Дидро говорил, что готов был скупить все экземпляры романа и сжечь. Однако, по словам известного критика Писарева, автора романа отличает особая наблюдательность и неистощимая фантазия.

Первым произведением Дидро, в котором нашло отражение мировоззрение писателя, явились «Философские письма» (1746), где автор высказался против аскетического подавления плоти и веры в чудеса. По распоряжению парижского парламента «Философские письма» были сожжены. В 1749 году Дидро анонимно публикует одно из важных своих философских сочинений «Письмо о слепых в назидание зрячим», где автор уже открыто обнаруживает свой атеизм. Это произведение навлекло на Дидро преследование властей. Его заключили в тюрьму. После 40-дневного заключения Дени Дидро был с триумфом освобожден, помогли ему в этом придворные знакомства. К этому времени относится создание плана «Энциклопедии», издание которой по сути явилось жизненным подвигом Дидро. В 1773 году в жизни Дидро произошло важное событие: он принимает предложение Екатерина II приехать в Россию. Дидро пробыл в Петербурге с сентября 1773 по март 1774 гг. Как и Вольтер Дидро питал иллюзии, что просвещенная монархия может осуществить его мечты о разумном общественном устройстве. Императрица Екатерина II для Дидро являла собой воплощение этой идеи, однако вскоре Дидро постигло очередное разочарование. Его поездка не привела к предполагаемому результату, и писатель покидает Россию.

Вернувшись во Францию, Дидро больше никуда не выезжал и умер 31 июля 1784 году. Незадолго до того Екатерина II купила ему особняк в дворянском районе Парижа в предместье Сен-Жермен, куда писатель переселился из бедной своей квартиры. Екатерина II оказала Дидро материальную поддержку, она купила у него его личную библиотеку, сделав Дидро ее хранителем. Издание «Энциклопедии» буквально разорило Дидро, и весьма кстати стало предложение императрицы Екатерины II, приобрести его библиотеку, оставив ее в пожизненное пользование Дидро. Свой творческий путь Дидро начал с развития идей «философии наслаждения», что сближало Дидро с теоретиками Возрождения, а в дальнейшем выступил как материалист и атеист, утверждавший, что источником познания являются ощущения. Деятельность Дидро включала в себя и труды по эстетике, искусству: В отличие от Вольтера, поклонника классицизма XVII века, Дидро подверг классицизм резкой и решительной критике и выступил сторонником демократического и реалистического искусства. Дидро призывал художников к великой цели – служить народу («Опыт о живописи»). Дидро выступал против искусства, обслуживающего вкусы господствующих сословий (рококо, помпезные картины на исторические темы с их аллегорическими элементами).

Прекрасное по Дидро – это истина, возвышенная талантом мастера. Истина есть соответствие наших представлений о жизни самой действительности, красота искусства заключена в его правдивости. Дидро связывает понятие прекрасного с принципом полезности. Дидро разрабатывает и драматургическую теорию. На сцене появляется герой-буржуа, герой-простолюдин. Проблемой становится не борьба человека с роком, а борьба человека против общественной несправедливости. Дидро зовет драматурга в крестьянскую хижину, где люди не всегда имеют хлеб; он рекомендует изучать и показывать взаимоотношения сословий. На место высокой трагедии классицистов Дидро хотел поставить серьезную комедию, драму, в которой были бы показаны простые люди современности и их высокие чувства. Ярчайшими произведениями Д. Дидро явились его роман, написанный в 1780 году, «Монахиня», повесть «Племянник Рамо» (1773).

5. Деятельность Жан Жак Руссо Руссо Жан Жак Руссо Жан Жак (1712–1778), французский философ, писатель, композитор. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать умерла, отец оставил Жан-Жака, мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и в семинарию в Турине. Однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. Он свел знакомство со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая блестящего юного Д.Дидро, будущего главу Энциклопедии, который вскоре сделался его близким другом.

Руссо утверждал, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Он раскрыл сокровенную сущность общественного устройства, которая заключена в противоречии между «жизнью большинства, протекающей в бесправии и нищете, тогда как горстка власть имущих находится на вершине славы и богатства». Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 были напечатаны Юлия, или Новая Элоиза и Эмиль, или О воспитании. Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака. В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там 2 июля 1778.

Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя.

Основные выводы Основные выводы: Французское Просвещение основано на революционных идеях Французские просветители придерживались определенных идей: просвещенной монархии, равенства и свободы граждан, специфической концепции человека Выделяется два поколения просветителей со строгой системой взглядов на человека: Вольтер, Дидро и др. Особую позицию занимал Ж.-Ж. Руссо, критиковавший социальное неравенство людей

Буше Ф. Мадам де Помпадур. Стиль рококо г. Верне К. Ж. Вилла Памфили г. Буше Ф. Юпитер и Каллисто е гг.

Остаде А. ван. Комната в крестьянском доме г. Шарден Ж.Б.С. Молитва перед обедом г. Райт из Дерби. Кузнеца г. Шарден Ж.Б.С. Торговка жаренным мясом г.

Лекция подготовлена доцентом кафедры русского языка и литературы, кандидатом филологических наук ДЕМЧЕНКО ЛАРИСОЙ НИКОЛАЕВНОЙ Лекция подготовлена доцентом кафедры русского языка и литературы, кандидатом филологических наук ДЕМЧЕНКО ЛАРИСОЙ НИКОЛАЕВНОЙ ВКГУ им. С. Аманжолова, 2007