Методические материалы Ресурсного Центра «Я и мир» Материал подготовила Педагог-психолог Попова Л. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ отделение ДОД 582 г. Санкт – Петербург Воспитатель: Ташимова Н.А 2014 г.
Advertisements

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Советы отечественных педагогов и психологов.
Готовность Готовность к школе. это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. готовность к.
педагог-психолог Дорошенко Л.Н. МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Обеспечение психологической безопасности ребенка в школе и дома.
Адаптация ребенка к детскому саду Педагог-психолог ДОУ «Стрелец»: Пак Екатерина Сергеевна.
Формируем интерес ребенка к школе. Подготовила Смирнова Е.Ф. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников.
Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников. Педагог – психолог Зузенкова О. В.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Создавать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать познавательную потребность: «Хочу всё знать!» Говорить о правилах поведения ученика.
Ваш ребенок идет в детский сад. Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ Составила: Вершинина С.Г.
«Я УЖЕ ДЕТСАДОВЕЦ!» Памятка для родителей Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много:
Воспитатель:Маркелова Т.В. МБДОУ детский сад г.
Адаптация ребёнка к школе Трудности обучения первоклассников.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
СКОРО В ШКОЛУ Родительское собрание. Вопросы для знакомства: Имя, отчество. Кто из детей идёт в школу? Как зовут ребёнка? Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
МОУ «Красногвардейская гимназия» ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Транксрипт:

Методические материалы Ресурсного Центра «Я и мир» Материал подготовила Педагог-психолог Попова Л. Н.

Многие дети очень неохотно ложатся спать, даже если устали и у них слипаются глаза. Они упорно этому сопротивляются, боясь пропустить что- нибудь интересное. Такой маленький капризник может превратить ежедневное вечернее укладывание в постель в настоящее мучение для родителей. Война продолжается не один час, пока обессиленный малыш не заснет «на ходу». Мы постараемся дать вам несколько советов, которые возможно помогут вам решить эту проблему. Установите точное время укладывания спать (оптимально – 21.00). Не отступайте от этого времени даже в выходные дни, помните, что для маленького ребенка режим очень важен! Учите ребенка самого контролировать, когда он ложится спать. Например, можно напоминать ему, что наступает вечер. Вечер – факт объективный, который не подлежит обсуждению. Ребенку постарше можно сказать: «Видишь на часах уже восемь часов, что пора делать?» Выработайте свой приятный для ребенка и взрослых ритуал укладывания спать и выполняйте его каждый вечер. Этот ритуал должен стать любимым, такие моменты очень сплачивают семью и запоминаются на всю жизнь. Ребенок, следуя одним и тем же действиям успокаивается, чувствует себя увереннее. Общее время на ритуал 30 – 40 минут. Каждая семья выбирает содержание ритуала в зависимости от особенностей ребенка, традиций семьи. Например родители могут сказать ребенку: «Уже вечер, пора готовиться ко сну. Все игрушки ждут, когда ты пожелаешь им «спокойной ночи». Этот начальный этап очень полезен, поскольку ребенок может спокойно перейти от игры к подготовке ко сну. Вода очень расслабляет малыша. Вместе с ней уходят все дневные переживания. Вечернее купание, умывание – ваш помощник. 2

Любимая пижама малыша – маленькая, но очень важная деталь. Одевайте ее уже на кроватке. Можно одновременно сделать ребенку легкий расслабляющий массаж. Рассказывание сказки на ночь – любимейшая часть ритуала. Можно придумывать истории самим. Помните, что такие истории не должны быть поучительными: «Когда я был маленьким, я…»Рассказывание истории должно происходить в комнате, где спит ребенок. Ритуал укладывания спать должен прекращаться до того, как ребенок уснул, иначе он может создать зависимость от которой трудно будет избавиться. Варьируйте ритуал. Например: один день мама уложила спать, другой – папа, один день малыш спит с зайчиком, другой – с мишкой и т. д. Несколько раз после того, как ребенок был уложен в постель, родители могут вернуться, чтобы приласкать малыша без его просьбы. Так малыш убедится, что родители не исчезнут в то время, когда он спит. К детям, которые обычно засыпают с трудом, нужен особый подход. Укладывайте их спать одним и тем же способом, читайте одно и то же стихотворение, сказку… Это все вносит в жизнь ребенка элемент предсказуемости, безопасности. Детей легче уложить в постель, если они знают, что у них уже не получится снова начать «бродить по дому». Поэтому, когда укладываете ребенка спать, включите ночной свет и объясните ему, что пока горит ночник. Он должен лежать в постели – спать, размышлять или, если вы позволите, слушать музыку. Когда ребенок в определенное время засыпает и спокойно спит, у родителей высвобождается время, на то, чтобы побыть наедине друг с другом, а это так важно и приятно. Успехов вам и будьте счастливы! 3

…Как часто мы слышим эту просьбу от детей. И мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся быть пассажиром или больным. Или серым волком… Скажем прямо, дети сами диктуют правила игры, а мы, чтобы доставить им радость, послушно выполняем. Однако, игра – это не только радость и удовольствие для ребенка. В игре развиваются важнейшие стороны его психики, здесь он проявляет то, чем овладел; показывает те качества, которые сложились у него в действительности. Необходимо также помнить, что игра – это школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Малыш учится стойко переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху, что тоже довольно сложно. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игра будет полезна для детей. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». В. А. Сухомлинский. 4

Ребенок растет веселым и покладистым, но стоит ему оказаться на детской площадке, как начинаются ссоры с другими детьми: то игрушку не поделят, то толкнут друг друга… В данном случае потребность в контактах со сверстником уступает место потребности в действиях с предметами – главной страсти детей раннего возраста. Именно здесь возникают конфликты. Когда игрушку просит мама или папа, ребенок с удовольствием отдает ее, потому что знает, что сейчас взрослый включится в игру. Опыта такого рода в общении со сверстниками у ребенка еще нет. Координировать свои действия с действиями другого ребенка они еще не умеют, но точно знают, что отдав игрушку сверстнику, назад ее не получат. Такое поведение не следует рассматривать, как проявление жадности. Игрушки принадлежат ребенку, - это часть его личного пространства, такая же, как его кроватка, тарелка, одежда. Обладание ими дает ему чувство уверенности, безопасности, надежности, постоянства. «Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом», - говорят родители малышам. Если они не слушаются, взрослые расстраиваются или даже наказывают их. Однако, как правило, это не помогает. Для того, чтобы уменьшить вероятность конфликтов, дети должны иметь достаточное количество игрушек в нескольких экземплярах: например, две лопатки, две машинки, два ведерка. Это облегчит обмен и поможет без лишних ссор играть вместе. Можно предложить детям поменяться игрушками, покатать друг другу машинки или мячики, и сами поиграйте вместе с ними, координируя их действия. Если конфликт все же возник, постарайтесь спокойно, без лишних порицаний отвлечь детей. 5

В разрешении конфликта важно опираться, прежде всего, на уважение к личности ребенка. Не следует сразу ругать малыша, вырывать у него игрушку или требовать, чтобы он немедленно вернул ее хозяину. Вряд ли вы таким образом прекратите ссору, напротив, вы дадите детям пример насильственного решения проблемы. Ваша задача – дать им образцы конструктивного поведения. Ведь дети поступают так не со зла, они просто хотят играть одной и той же игрушкой, но не умеют договориться. Присядьте рядом с детьми, чтобы разговор происходил на уровне глаз. Ваше положение рядом со слабым ребенком даст ему дополнительную силу, сделает более уверенным. После этого попытайтесь спокойно объяснить детям чувства друг друга, помогите им сформулировать свое желание или просьбу другому ребенку, постарайтесь вызвать у обидчика желание поделиться с обиженным, пожалеть его. Если ссора не кончается и дети продолжают громко кричать, ничего не слыша вокруг себя, заберите игрушку, вызвавшую конфликт, объяснив почему вы так делаете, и уведите одного из детей в другое место. 6

Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок сосет пальчик. Сосание пальца (чаще большого) восполняет нереализованный инстинкт сосания, уменьшает чувство одиночества, успокаивает, убаюкивает, смягчает неразделенность чувств, недостаток ласки, приглушает на время физическую боль. Уже во время беременности малыш может сосать пальчик, таким образом он реагирует на беспокойное состояние мамы, ее тревогу. В то же время это важный показатель того, что плод развивается, совершенствуются его движения. Многие детишки забывают про свой пальчик уже после года, но бывает, что малыш постоянно (часто) сосет палец или соску до трех лет и более. Причиной такого поведения может быть беспокойство, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, сильный испуг. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем – то сосредоточены. Сосание пальца в этом возрасте часто сочетается с поглаживанием (по голове, животу), с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц. Ребенок может сосать и другие предметы (соску, уголок одеяла, лапу у любимого медвежонка и т. д.). Если ребенок после трех лет продолжает сосать палец или же такое явление появилось в этом возрасте – это уже вредная привычка, которая может перейти в обгрызание ногтей, навязчивые движения. Такому ребенку нужна помощь! В борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят, наказывают. Однако все это – лишь способы закрепить привычку. 7

Рекомендации для родителей: Часто бывает достаточным, чтобы мама села рядом с ребенком на кровать, спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки (без насилия), чтобы ребенок мог спокойно уснуть. Некоторые родители считают, что это непедагогично. Что нельзя баловать ребенка, он должен засыпать самостоятельно. Для спокойных, беспроблемных детей это верно. Но если вы действительно хотите помочь ребенку, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Установите доверительные отношения с ребенком. Очень важно вовремя заметить тревогу, беспокойство и помочь успокоиться. Установите четкие грани дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть неизменными! Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, играми, но не перегруженной. Активная деятельность должна сменяться более спокойными занятиями. Хвалите малыша, отвлекайте от грустных мыслей. Поощряйте общение с другими детьми. Если ребенок грызет ногти – уменьшите интеллектуальные нагрузки! Контролируйте просмотр ребенком телевизора, игры за компьютером. Не читайте страшные сказки, рассказы. 8

Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, имеющим вредные привычки: Раздражаться и злиться на него. Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка. Постоянно контролировать и угрожать, пугать. Наказывать. Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами. Подчеркивать свое недовольство, нелюбовь. Труд родителя сложен и ответственен! Сколько сил иногда он требует от нас, но какое счастье растить это маленькое чудо – ребенка. Дарите малышу свою любовь и тогда любые проблемы будут решены ! 9

В нашем мире чтение становится все менее популярным. Да, к чтению, которое когда – то доставляло удовольствие, сегодня зачастую относятся пренебрежительно, считая это занятие утомительным. Вы согласны? Тогда поразмыслите над следующим: Чтение развивает воображение. Телевидение не дает тебе возможность думать самому. Все можно легко понять по выражениям лиц, изменениям тона голоса и декорациям. Когда ты читаешь, то самостоятельно распределяешь роли, выбираешь обстановку и следишь за ходом событий. Читая книгу, ты можешь лучше владеть ситуацией, чем смотря что – то по телевизору. Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Хорошая книга одновременно развивает и освобождает воображение и мышление. Чтение улучшает речевые навыки. Чтение не только требует владения речевыми навыками, но и совершенствует их, поскольку умение читать неразрывно связано с речью и письмом. Один учитель сказал: «Твой успех, как ученика зависит от твоего словарного запаса…» Чтение – единственная возможность накопить хороший запас слов, другой такой возможности нет. Чтение развивает терпение. Читателю необходимо терпение, чтобы проникнуть в смысл написанного, оценить события, поразмыслить над ними – это сложный процесс, требующий терпения. 10

1.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 2.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне его поступления в ДОУ. 3.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 4.Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша. 5.Не отлучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период. 6.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 7.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему. Избыток пусть и положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка. 8.Чтобы создать ситуацию стабильности во временном хаосе, в который погружен ребенок, необходимо дома проговаривать все режимные моменты, которые происходят в саду с ребенком («Мы придем, я помогу тебе раздеться, сложим одежду в твой шкафчик, попрощаемся, войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду). Ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придет родитель, все это упорядочивает его нарушенную жизнь. Для особо тревожных детей можно одевать определенную одежду, носить с собой игрушки (другие талисманы). Ситуация постепенно становится для ребенка предсказуемой. 11

9. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев, рукопожатие). Создается определенный ритуал прощания, повторение которого облегчает этот эмоционально перегруженный процесс. Повторение определенных внешних действий снимает напряженность, тревогу ребенка, отвлекает его от тяжелых мыслей. 10. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. 11. Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома. 12. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя. Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением 12

Для этого ответьте на следующие вопросы: Анкета 1.Какое общение: эмоциональное или предметное предпочитает малыш? 2.Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими? 3.Каков уровень развития самостоятельной игро­вой деятельности ребенка (простые манипуляции, игро­вые действия)? 4.Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами? 5.Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле? 6.Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведе­нии ребенка элементы конфликтности? 7.Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми? 8.Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на ини­циативу других? Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, об­ращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выпол­няет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверст­никам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возник­нут трудности при поступлении в ясли он готов к измене­ниям в своей жизни. 13

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место своих детей в окружающем мире. Немаловажно также уметь себя уважать и научить этому детей, а это возможно только тогда, когда освоена родная культура: традиции и обычаи народа, история его развития, духовное наследие… Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, окажется под угрозой государственность. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества, а именно: Научить понимать зависимость места и роли в обществе ребенка от его выбора и активности Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией 14

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Ребенок стремится говорить о том, что было и будет. Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт («Курочка ряба»…) Употребляет вопросы «Где? Куда?» Повторяет за взрослым предложения из 2 – 3 слов Пытается петь Узнает по звуку знакомые предметы, которые не видит Подбирает парные картинки или игрушки к указанной Подбирает предмет к его рисунку Подбирает к образцу предметы 4-х основных цветов Ориентируется в шести контрастных формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) Складывает разрезную картинку из двух частей Раскладывает предметы по величине (большой, маленький) в две коробочки Складывает разрезную картинку из 6 частей, изображающую человека, на картинке – образце. Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван…) Рисует кривую замкнутую линию (солнышко, шарик…) Самостоятельно ест, довольно аккуратно Самостоятельно одевается ( не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки) В этом возрасте ребенок очень доброжелателен, с удовольствием подражает взрослому, однако проявляет инициативу, например выбирая вид деятельности. 15

Декларация прав ребенка – документ, регулирующий соблюдение прав каждого маленького гражданина земного шара. Основные принципы декларации выглядят в упрощенном виде так: Все дети разные, каждый человек – неповторим, но каким бы они не были. Как бы не выглядели, каждый имеет одинаковое право на защиту и помощь. Все дети имеют право на здоровый образ жизни. Все дети имеют право на имя и гражданство. У каждого ребенка должен быть дом, пища, заботы взрослых и, если понадобиться, хорошее лечение. Есть дети, имеющие серьезные болезни, - они имеют равные с нами права. А иногда даже большие права, чем мы. Все дети имеют равное право на заботу, любовь и благополучие. Все дети имеют право учиться. Никто ни при каких обстоятельствах не имеет права жестоко обращаться с ребенком. Дети не могут заниматься тяжелым физическим трудом, они должны сначала вырасти, окрепнуть и выучиться. Мы все разные. Но у нас есть одно общее имя – человек, каждый человек имеет право на понимание, поддержку и дружбу. 16

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика7.00 – 8.20 Подготовка к завтраку, завтрак8.20 – 8.55 Игры, подготовка к занятиям8.55 – 9.20 Занятия9.20 – Подготовка к прогулке10.00 – Прогулка10.20 – Возвращение с прогулки, подготовка к обеду – Обед12.20 – Сон13.00 – Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику – Полдник15.40 – Игры, самостоятельная деятельность16.00 – Подготовка к прогулке16.30 – Прогулка16.50 – Уход домойДо

Дома Ужин18.20 – Спокойные игры, гигиенические процедуры До Ночной сон20.30 – 7.00 (7.30) Примечание: указывается общая длительность занятий, включая перерывы между ними. В режим дня могут быть внесены некоторые изменения, например, в летний период в связи с увеличением светового дня. Обо всех изменениях родителей информируют воспитатели группы. Настоятельно рекомендуем вам для облегчения периода адаптации ребенка к условиям детского сада заранее выстроить жизнь малыша в соответствии с предложенным режимом. 18

Ребенок стал упрямым, несговорчивым, грубым? Возможно ваш малыш подошел к периоду, который называют «кризис трех лет». Симптомы кризиса: Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием. Упрямство. Упрямство и настойчивость, разные качества. Первое состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требования и хочет, чтобы с ней считались. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома. Своеволие. Ребенок сам хочет что – то делать, отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности, а здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах. Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения. Протест – бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми, когда все поведение приобретает черты протеста. Гордость за достижения. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результатом в практических делах. 19

Хочется сказать родителям следующее: Кризис трех лет – естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства. Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по – прежнему, как к маленькому. Нелепому существу, задевают его самолюбие, ограничиваю его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго. Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе, как отражение уважения к его делам со стороны взрослых. 20

Психологи сравнивают поступление ребенка в школу с революцией в сознании. Все меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Но что самое важное – меняется социальный статус дошкольника. Теперь он становится школьником, у него появляются новые серьезные обязанности, для выполнения которых необходима ответственность, усидчивость, определенный запас знаний и навыков. Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму? Большинство детей очень хочет идти в школу, поэтому родители считают, что мотивационная готовность у них есть. Но это не всегда так. Школа для ребенка – в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребенка происходит в нормальных, здоровых условиях, то стать взрослым – желанная цель. Ребенок может захотеть пойти в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: ранец, пенал, ручки, карандаши, форму… Ему интересно все новое и необычное. Такое отношение естественно и необходимо. Однако разница между желанием пойти в школу и желанием учиться большая. Желание учиться к концу дошкольного детства формируется почти у всех детей. Интеллектуально развиваясь, получая в дошкольном учреждении знания, выстроенные в систему, обеспечивающие достаточный уровень мыслительной деятельности, ребенок начинает стремиться к получению новых знаний, осознанно воспринимать новую информацию. Однако роль семьи в этом процессе трудно умалить. Поэтому так важно родителям интересоваться успехами ребенка в детском саду, вместе с педагогами и психологами корректировать неуспехи. Бывает, что ребенок боится идти в школу, боится двоек, строгой учительницы… Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо вести себя в школе, начинают запугивать его. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу. 21

Двигательная готовность к школе. Физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Дети должны иметь достаточно крепкое общее здоровье, низкую утомляемость, быть выносливы, работоспособны. Никто не станет спорить с этими утверждениями. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро утомляться при письме. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Сейчас существует много литературы, которая поможет вам в игре тренировать мышцы кистей рук ребенка. Учить до школы писать ребенка не следует. Во-первых не все родители знают, как правильно учить ребенка писать, во- вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно – двигательную координацию, заканчивается к 7 годам. А вот упражнения и задания, направленные на развитие координации движения рук просто необходимы. Леворукость. Многих родителей пугает то, что их ребенок леворукий. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он есть. И тогда его леворукость не превратится в проблему. Для того, чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо сформировать у ребенка качества характера, которые помогут ему: умение построить общение со сверстниками, при необходимости подчинится требованиям взрослых. Помните, что самое важное для ребенка в первом классе – научится учится, а не получить конкретные знания и навыки ! Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы он хорошо не умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться. Старайтесь сформировать у своего малыша положительное отношение к учителю и учебе. Здесь надо помнить, что не следует впадать в другую крайность и рисовать ребенку учебу в школе, как вечный праздник. 22

Не ориентируйтесь только на формальные признаки качеств педагога (звания, стаж…). Порой бывает так, что молодая учительница, недавно пришедшая в школу, проявляет к своим ученикам больше трогательного внимания, чем ветеран. Собранные воедино крохотные детали помогут составить портрет – характеристику, на которую стоит обратить внимание при выборе «спутника школьной жизни» для вашего ребенка. Как выбрать школу? Многие из вас уже сделали выбор, ориентируясь на различные параметры: близость к дому, внешний и внутренний вид школы, рейтинг в Интернете, отзывы знакомых и т. д. Однако советуем вам не забывать, что главная цель прихода ребенка в школу – получение знаний. Поэтому важнейшее требование умение педагога передавать эти знания своим подопечным. В зависимости от того, каков ребенок, взрослые представляют себе будущего учителя. Одни родители, чей малыш чуток к проявлению малейшей грубости и несправедливости, ждут от учителя начальных классов доброты и тактичности. Другие – строгости и требовательности, третьи надеются, что учитель с пониманием отнесется к проблемам ребенка со здоровьем и т. д. А вот многие дети на вопрос о том, в класс к какой учительнице они хотят попасть, отвечают: «К красивой». Сколько людей, столько и мнений. В преддверии поступления ребенка в первый класс неплохо поинтересоваться у родителей, чьи дети посещают данную школу, каковы их мнения об учителях. У взрослого человека полушария головного мозга не являются зеркальными. Доминирование одного из них и связь с ведущей рукой, глазом, ухом и т. д. представляют собой уникальную комбинацию. Поэтому общие рекомендации для леворуких детей едва ли имеют смысл. Переучивать леворукого ребенка нельзя. Не давайте этого делать и другим взрослым. 23

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его естественным состоянием, потребностью детского организма. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры, а не ради результата. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не разговорах, происходит развитие способностей и формирование личности ребенка – дошкольника! Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра является важным условием социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так, как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей! 24

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства. Это возраст «почемучек». «Откуда все взялось?», «Зачем живут люди?» ребенок ищет ответы на подобные вопросы. Изменяется и характер вопроса. Раньше малыш задавал вопросы о предметах, их назначении («Что это?», «Как это называется?, «Для чего это нужно?»…), теперь же он пытается искать связи между предметами, стремится понять суть явлений. Без помощи взрослого ребенку сложно разобраться в этих вопросах, поэтому так важно не отмахиваться от вопросов детей, а постараться вместе с ними найти ответы. Очень хорошо, когда родители, в некоторых случаях, искусно подводят малыша к самостоятельному решению проблемы, например с помощью простейшего опыта. В такой ситуации ребенок чувствует себя первооткрывателем, он горд собой, у него появляется уверенность в своих силах, а кроме этого очень ценно общение ребенка и родителя, их совместная деятельность. В этом возрасте формируется умение ребенка понимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируется система ценностей и если взрослые допускают лицемерие, некорректное поведение и т. д., то эти черты будут присущи и ребенку, который живет в окружении таких взрослых. В этом возрасте у детей появляется чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Дети активно играют в семью, воспроизводя таким образом отношения взрослых. Они «женятся», «выходят замуж» за своих сверстников, а до 5 лет дети могли спокойно заявить, что «женятся» на маме или «выйдут замуж за папу». 25

В целом для детей этого возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Начинает преобладать стремление общаться со сверстниками своего пола, принятие ребенка в этой среде имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. В этом возрасте у детей происходит понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых бывают и плохие родители. Плохие (в понимании ребенка) – это не только несправедливо относящиеся к нему, но и те, которые ссорятся дома и не могут найти согласия между собой. Если ребенок попадает в такую обстановку у него развивается тревожность, появляются страхи. В этом возрасте типичен страх перед чертями, сказочными персонажами, как нарушителями социальных норм. В большей степени таким страхам подвержены послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины за нарушение правил по отношению значимых для них людей. В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, а в 6-летнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивым?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?» и т.д. Если родитель не знает о возрастных страхах у ребенка, то он может легко, сам того не желая, закрепить этот страх. И наоборот, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка проявления тревоги и страхи у детей проходят. Следует избегать наказания за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. Таковы особенности детей этой возрастной группы. Мы надеемся, что все вышесказанное поможет вам лучше понимать своих детей. 26

В разном возрасте ребенок наиболее восприимчив к разным воздействиям. Возраст от двух до четырех лет оптимален для развития восприятия. Ребенок активно усваивает сенсорные эталоны (цвета, формы, речевые фонемы, пространственные отношения, вкус и т. д.). Интеллект ребенка формируется на основе координации восприятия и движения. Манипулируя предметами, пытаясь достигнуть какой то цели, ребенок достигает успеха, он закрепляется многократными повторениями, накапливается запас представлений об окружающем, это приводит к развитию мышления. Если предмет просто рассматривается, находится перед глазами ребенка, это не формирует у него четких представлений. Необходимы многократные действия ребенка с этим предметом. Важно, чтобы малыш не действовал по схеме «ребенок – предмет», а чтобы посредником между ними выступал взрослый. На первых порах, решая простейшую задачу, ребенок не учитывает свойства предмета. В этой ситуации взрослый незаменим. Развитие восприятия происходит в процессе обучения, без него восприятие долгое время остается поверхностным, отрывочным и, следовательно, тормозится общее умственное развитие. Хочется еще раз напомнить о том, что возраст от двух до четырех лет наиболее благоприятный для развития восприятия и если сейчас упустить время, то пострадает интеллектуальное развитие малыша. 27

Всех родителей волнует этот вопрос. К сожалению, невозможно определить четко – это ребенок должен знать, это – нет, это – важно, а это – мешает. Однако мы попробуем примерно обрисовать минимум знаний и умений, нужных будущему первокласснику. Что ребенок должен знать и уметь: Свое имя, отчество и фамилию. Свой возраст (желательно дату рождения). Свой домашний адрес и телефон. Свой город и его главные достопримечательности. Страну, в которой живет. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессии. Времена года (последовательность, месяцы, приметы каждого времени года, загадки и стихи о них) Домашних животных и их детенышей Диких животных наших лесов, жарких стран, севера. Их повадки и детенышей. Транспорт, его виды. Различать одежду и обувь, зимующих и перелетных птиц, овощи и фрукты… Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. Знать русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и других, знать некоторые их произведения для детей. 28

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.). Запомнить и назвать 6 – 10 предметов, картинок. Слов. Различать гласные и согласные звуки. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»… Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, вырезать по контуру предмет). Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах10. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут) Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя Уметь воспринимать взрослого, как авторитетного носителя знаний Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их. Будем рады, если наша памятка послужи вам ориентиром в этом. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

30 Психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. Родителю необходимо быть очень внимательным чутким к потребностям ребенка, знать возможные источники, угрожающие его психологическому здоровью. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние источники угрозы психологической безопасности: Физические: 1.Неблагоприятные погодные условия; 2.Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе; 3.Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация; 4.Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания; 5.Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам. Не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствие условий для реализации потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

31 Социальные: Манипулирование детьми, наносящее ущерб позитивному развитию личности – это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений; Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней; Неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля. Отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослого; Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение. Внутренние источники угроз психологической безопасности: Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения – в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми; Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть; Отсутствие автономности – прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно; Индивидуально – личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослого) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания; Патология физического развития, например, нарушение слуха, зрения и т.п.

32 Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться: В трудностях засыпания и беспокойном сне; В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; В беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; В рассеянности, невнимательности; В беспокойстве и непоседливости; В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним; В проявлении упрямства; В том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита); В боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия); В игре с половыми органами; В подергивании плеч, качании, дрожании рук; В снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; В повышенной тревожности; В дневном и ночном недержании мочи, которое ранее не наблюдалось. Все вышеперечисленные признаки могут подсказать взрослым, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее. Очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался чуткий взрослый, который сумеет обеспечить ребенку психологическую безопасность, а также в случае угрозы этой безопасности, вовремя заметит и устранит эту угрозу.

Ежедневно с 8.00 до Индивидуальные консультации по вопросам развития и воспитания детей проводятся по инициативе родителей, в удобное время, по предварительной договоренности. 33

34

35