Серебряный век русской поэзии …В том столетье славном, Что случайно затесалось Меж двадцатым и девятнадцатым, Девятисотым начиналось И окончилось семнадцатым…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Advertisements

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Серебряный век Серебряный век. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Литература рубежа веков - серебряный век..
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
Поэзия серебряного века. Литературные направления.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Акмеизм – модернистское течение (от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно- чувственное восприятие.
Транксрипт:

Серебряный век русской поэзии …В том столетье славном, Что случайно затесалось Меж двадцатым и девятнадцатым, Девятисотым начиналось И окончилось семнадцатым… Борис Слуцкий.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца 19 – начала 20 века. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен художников, открывавших в искусстве поистине новые пути. М. Врубель, М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов, К. Сомов… А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов… Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Федотов, П. Флоренский, Л. Шестов… А. Ахматова, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Маяковский, А. Блок… Общим у художников и мыслителей -здесь упомянуты лишь некоторые из них – было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Свое название период получил по аналогии с Золотым веком А.С. Пушкина.

А. Блок: Историческая «среда» начала ХХ века характеризуется как безумный мятеж, кошмар, охвативший сознание передовых людей всей Европы, ощущение какого-то уклона, какого-то полета в неизведанные пропасти. Н. Бердяев: Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни.

Начало Серебряного века русской поэзии определяется очень точно. Это 90–е годы ХIХ века – время появления первых сборников и манифестов русских символистов. Финал же исследователи прочерчивают по- разному. Согласимся с Вадимом Крейдом: Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было… сама эпоха кончилась. Каждый ее активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет…

Основные течения в модернизме символизмакмеизмфутуризм Литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Течение в русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение традиционных и создание новых форм искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом. Модернистское течение, декларировавшее конкретно- чувственное восприятие мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Под поэзией Серебряного века понимаются прежде всего модернистские течения, главные из которых – символизм, акмеизм, футуризм. При всем их многообразии можно выделить некоторые общие тенденции. На рубеже веков меняется тематический строй русской лирики. Традиционная тема природы становится менее значимой, чем тема современного города. Социальные мотивы оказываются подчиненными более важным для модернистов мотивам творческого самоутверждения. Историческая конкретика уступает место «вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества. Повседневная реальность становится контрастным фоном для яркой экзотики – мифологических преданий, географических и этнографических открытий, стилизованного камерного быта. Намного активнее используется «ролевая» лирика ( В.Брюсов: «Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон»; М. Цветаева: «Я кабацкая царица, ты кабацкий царь»; Н. Гумилев: «Я конквистадор в панцире железном»). Интертекстуальность поэзии модернистов В стихотворный текст активно включались мотивы и образы разных культур (особенно греческой, римской и славянской мифологии), а также явные и скрытые цитаты. Поэт обращается не ко всем, а к «посвященным», к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе собственные, помочь ему в духовном восхождении. Поэт хочет быть не только стихотворцем, но и себятворцем. Образ поэта формируется и стихами, и внешностью, и повседневной жизнью, и кругом общения.

Символизм В истории русского символизма можно выделить 3 этапа: гг – старшие символисты гг - младосимволисты –1916 гг – распад символизма как школы. Первому этапу символизма свойственно декадентское (упадническое) настроение: Отрицание пошлой действительности Стремление к идеалу, но бессилие его достичь Эстетическое бунтарство Индивидуализм Неверие в прогресс и будущее Эстетический манифест символизма - статья Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»: основные элементы новой литературы – «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1984 году в Москве вышли 3 сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был В.Брюсов. В.Брюсов и Д.Мережковский встали во главе старших символистов. Московское крыло символистов, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками: формальным экспериментированием, совершенствованием технических приемов стихосложения. Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, ухода от скуки современности в мир фантазий и иррациональных предчувствий. Младосимволисты (А.Белый, А.Блок, В.Иванов) обратились к философии поэта и мыслителя Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощена в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты. Поэту-теургу, посвященному, нужно своим порывом устремиться ей навстречу, почувствовать Душу Мира и выразить ее. И тогда станет возможным трагическое, но спасительное обновление самой русской души, преодолевшей в себе Страшный мир. Иными словами, писатели-символисты исходили из идеи двоемирия: материальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение мира Высшего, идеального. Задача писателя – отправляясь от мира реального, проникнуть в мир истинный, ирреальный и тем самым приблизится к Высшему разуму. Средство постижения этого надреального мира –символ, то есть словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию. Таким образом, можно выделить следующие особенности поэзии символистов : Поэтика намека и иносказания Знаковое наполнение обыденных слов, использование символов – многозначных иносказаний Внимание к мигу, сиюминутности, мимолетности, в которых отражается вечность Отсутствие строгости и логичности Эмоциональность и музыкальность, созданная с помощью ассонансов, аллитераций и повторов.

Акмеизм В начале своего творческого пути будущие акмеисты были близки к символизму, посещали «ивановские среды» -литературные собрания, проходившие на петербургской квартире Вячеслава Иванова. Именно здесь велись занятия с молодыми поэтами по стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководили им Сергей Городецкий и Николай Гумилев. В январе 1913 года в журнале «Аполлон» появился манифест акмеизма – статьи «Наследие символизма и акмеизм» и «Некоторые течения в современной русской поэзии». Новому течению было дано два названия: акмеизм (от греч. aсme – «вершина, высшая степень, ярко выраженное качество, цвет) и адамизм (от Адам – «мужественно твердый, ясный взгляд на жизнь») Акмеисты критиковали символизм за установку на непознаваемость мира и мистицизм. «Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Простой предметный мир значителен для акмеистов сам по себе, отсюда внимание акмеистов к предметной и экзотической детали, психологически значимому жесту. Ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция. Акмеисты стремились к прямой, точной речи. «О сложном нужно говорить легко и просто». Выступали за сохранение культурных ценностей, потому что мировая культура была для акмеистов тождественной общей памяти человечества.

Футуризм Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» Д.Бурлюка, В.Хлебникова и В.Каменского. Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы» (И.Северянин, И.Игнатьев, В.Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров и др.) Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., и проч. с Парохода Современности…» В манифесте из сборника «Садок судей II» программа футуристов конкретизируется: «Нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.» Презрение к славе. Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания. Новые рифмы, ритмы, размеры стиха. Новые слова и новые темы. Притязаний и резкости их выражения футуризм не знал себе равных: Претендовали на вселенскую миссию – создать сверхискусство, способное преобразить мир. Грядущую революцию воспринимали как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 года образовали «Правительство Земного Шара». Оптимальной читательской реакцией на свои стихи считали неприятие, протест. Такую реакцию вызывали эпатирующим внешнем видом и поведением, образом поэта-хулигана, нагнетанием в поэзии шокирующего безобразия: «дохлая луна», «звезды – черви, пьяные туманом» (Д. Бурлюк). Футуристы делали ставку на обновление поэтического языка: Слово – знак, освобожденный от культурных, идеологических и историко-литературных ассоциаций, поэтому оно опредмечивалось, дробилось, переиначивалось. Отношение к слову как конструктивному материалу привело к созданию неологизмов: могатырь, лгавда, будрецы, творяне (Хлебников), огрезить, ветропросвист, стоэкранно (Северянин) Была попытка создать особый, «заумный» язык. Особую роль в этом отводилось фонетике. Визуальному воздействию текста придавалось большое значение: использовалось фигурное расположение слов, разноцветные и разномасштабные шрифты, строчки «лесенкой».

Галерея поэтов серебряного века Дмитрий Сергеевич Мережковский ( ) Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) Валерий Яковлевич Брюсов ( ) Константин Дмитриевич Бальмонт( ) Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) ( ) Вячеслав Иванович Иванов ( ) Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) ( ) Александр Александрович Блок ( ) Николай Степанович Гумилев ( ) Сергей Митрофанович Городецкий ( ) Анна Андреевна Ахматова (Горенко) ( ) Осип Эмильевич Мандельштам ( ) Давид Давидович Бурлюк ( ) Владимир Владимирович Маяковский ( ) Алексей Елисеевич Крученых ( ) Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников ( ) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) ( ) Борис Леонидович Пастернак ( ) Сергей Александрович Есенин ( ) Марина Ивановна Цветаева ( ) Михаил Алексеевич Кузмин ( ) Владислав Фелицианович Ходасевич ( ) «Уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.» О.Мандельштам