Технология портфолио является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно- ориентированный подход в образовании.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Основной смысл портфолио- «показать все, на что ты способен». Т.Г. Новикова
Технология портфолио смещает акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; позволяет интегрировать количественные и качественные оценки, и, самое главное, позволяет перенести «педагогическое ударение» с оценки на самооценку.
Диагностическая Целеполагания Мотивационная Содержательная Развивающая Рейтинговая
По принадлежности (авторству) По направленности По целеполаганию ( портфолио как отражение поставленных задач) По времени создания По оформлению По содержанию
Портфолио дошкольника Портфолио педагога Портфолио учреждения Портфолио семьи Портфолио коллектива (педагогического, детского, творческого и пр.) И пр.
Портфолио- собственность Портфолио-отчет
Портфолио достижений Аттестационный Накопительный Тематический Проблемный Оценочно-диагностический Конкурсный Рефлексивный
Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный
Печатный вариант Электронный вариант Раскраска
Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов
1. Данные о педагоге (визитная карточка). 2. Нормативно-правовая база деятельности педагога (перечень документов).
Изучение интересов и затруднений в профессиональной деятельности (самодиагностика); Работа по самообразованию (формулировка темы и этапы работы); Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности; Глоссарий; Методическая копилка.
4. Материалы по обобщению собственного прогрессивного (передового) опыта педагогической работы. 5. Рейтинг педагога.
ФИО. Образование (какое образовательное учреждение, когда окончил, специальность по диплому). Педагогический стаж работы. Стаж работы в данном учреждении. Квалификация (наличие квалификационной категории, дата прохождения аттестации). Курсовая переподготовка (дата прохождения долгосрочных курсов, тема рейтинговых курсов, дата их прохождения). Ученая степень. Поощрения и награды. Наиболее значимые достижения в профессиональной деятельности. Увлечения вне профессиональной деятельности.
Самодиагностика. Работа по самообразованию. Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности. Глоссарий. Методическая копилка.
Информационно-аналитический (или вводно-ознакомительный). Внедрение в практику. Представление опыта работы по теме.
Модульное описание опыта работы; Проект деятельности; Представление учебно-методического или учебно- наглядного пособия; Представление доклада для педагогических чтений, педагогического совета, родительского собрания; Представление фотоальбома, видеофильма, компьютерной презентации и пр.; Представление опубликованной статьи и т.д.
отзывы администрации ОУ, родителей, учащихся или воспитанников о профессиональной деятельности педагога; результаты анкетирования участников образовательного процесса; грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах и пр.
Полнота информации о деятельности. Логичность отбора содержания. Логичность структурирования материалов. Транслируемость.
Правильность оформления материалов. Авторские находки. Креативность мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления). Сформированность умения ставить и решать задачи.
Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.). Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и пр.).
Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и результатов работы, пр.).
Сопроводительное письмо автора портфолио с указанием цели, предназначения и краткого описания его содержания. Оглавление (содержание, перечисление основных разделов (элементов)) портфолио. Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее.
Системность и регулярность самомониторинга. Достоверность. Объективность. Нацеленность автора на самосовершенствование. Структуризация материалов. Аккуратность и эстетичность. Целостность, завершенность материалов. Наглядность результатов работы. Технологичность.
Показателями качества презентации являются: Соответствие содержания презентации содержанию портфолио; Выделение основных результатов деятельности автора портфолио; Качество изложения материала.
Формальный подход – «соревнование за количество», за максимальное число документов и материалов, представляемых в портфолио. Главное в технологии портфолио - оценить свои достижения, выявить проблемы, а не собрать увесистую папку. Следует четко осознавать цель, с которой в портфолио помещается тот или иной материал.
Сбор только документов «с печатями». Суть портфолио в получении разнообраз- ной информации о деятельности, в демонстрации своих возможностей и достижений с разных сторон. Поэтому выбранная самим автором творческая работа, конспект проведенного занятия, отзыв родителей или коллег могут быть не менее значимы, чем официальные документы с печатями.
Презентация автора (шрифт Times New Roman, размер -14). Мультимедийная презентация опыта работы. Буклет. Диагностика (за три последних года).
Приложения: доклад с обобщением опыта работы; конспекты (разные формы работы с детьми); консультации; работа с родителями; проектная папка (портфолио проекта); детско-взрослое образовательное проектирование; видеоряд; фотосессия, видеофильм; дипломы; грамоты, сертификаты; учебно-методическое информационное пособие; программа опытно-экспериментальной работы; авторская или адаптированная программа.
Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов, так как он: включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения;
позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной;
представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции ;
дает возможность продемонстрировать педагогу те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетентности, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами, эффективность и устойчивость результатов работы, оригинальность, творчество, умение автора обобщать и делать выводы;
портфолио - результат самостоятельной творческой работы педагога, поэтому не может быть универсальных портфолио и универсальных материалов в нем.
Кочкина Н.А.. Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ.- М.: Болотина Г.К. Научно-методическое портфолио педагога. //Методист.- М.; Кучергина О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения. //Управление ДОУ – М.; Сизова Л.М. Использование портфолио в педагогической деятельности //Управление ДОУ. – М.; Портфолио педагога //Справочник руководителя образовательного учреждения. - М.;