Портфолио в ДОУ. Консультация для педагогов. Воспитатель: Белобаева Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДС 172 Воспитатель года 2017 Тишкова И.А. Консультация для педагогов Портфолио как творческая форма
Advertisements

Диагностика позволяет взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую работу. Главной функцией диагностики является выявление.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Старший воспитатель Абрамочкина Н.А. МБДОУ д/с 20 г. Чехов.
Информация о портфолио Портфолио учителя – это собрание его педагогических достижений, описание основных форм и направлений творческой активности: разработка.
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ. 1. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя: - решать задачи своей профессиональной деятельности; - выбирать.
ПОРТФОЛИО это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину; это спланированная заранее индивидуальная.
«Портфолио как современная технология профессионального развития педагога» Бартева С.А., методист ИМЦ Управления образования Омутнинского района Кировской.
Презентация портфолио форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме.
Технология составления портфолио педагога Презентация подготовлена учебно-методическим отделом МОУ МЦ.
Портфолио преподавателя Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио.
Портфолио школьного библиотекаря Зав. библиотекой ИОЦ Ю. Б. Головицина 2009.
форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме в педагогической.
Понятие портфолио Визитная карточка - совокупность сведений о человеке. Досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА Разработчик: рук. МО т/о Бобровского филиала УКСАП Дёгтева Т.А. 2011г.
Портфолио педагога. виды портфолио педагога 1.Аттестационный портфолио педагога. 2.Научно-методический портфолио педагога.
Технология портфолио является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно- ориентированный подход в образовании.
Портфолио учителя (один из вариантов) Автор-составитель:Суязова Н.В.
«Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся» 2012 год.
Методический семинар Выступление: Манько В.В. Быть учителем значит…
Транксрипт:

Портфолио в ДОУ. Консультация для педагогов. Воспитатель: Белобаева Е.В.

Технология «портфолио». Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Функции технологии. 1. Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период. 2. Функция целеполагания – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором. 3. Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов. 4. Содержательная - материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ. 5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году. 6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Классификация моделей. По принадлежности (авторству) По направленности По целеполаганию По времени создания По оформлению По содержанию

По принадлежности (авторству) – портфолио как показатель достижений: Портфолио дошкольника; Портфолио педагога; Портфолио дошкольного учреждения; Портфолио семьи; Портфолио коллектива ( детского, педагогического, творческого).

По направленности: Портфолио – собственность – сбор материала для себя; Портфолио – отчет – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы.

По целеполаганию - портфолио как отражение поставленных задач: портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности; аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ; накопительный – содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др., для её дальнейшей обработки и систематизации; тематический – отражает опыт деятельности педагога, ДОУ, коллектива в рамках определенной темы; проблемный – предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога, ДОУ, отражает цели, процесс и результаты решения поставленной проблемы; оценочно –диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности; конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ; рефлексивный- демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.

По времени создания: краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный. Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов, необходимости.

По оформлению: печатный вариант – в виде папок, карточек, портфелей; электронное портфолио; раскраска – странички ксерокопитуются, предлагаются детям для раскрашивания. Портфолио – это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при едином требовании – удобство хранения.

По содержанию: портфолио документов – сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения; портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.; портфолио отзывов – характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и её результатов; комплекс материалов.

Структура портфолио. Портрет. Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы. Коллектор. Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом деятельности автора. Рабочие материалы. Копилка различных видов работ, выполненная самим автором портфолио. Достижения. Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио демонстрируют его прогресс в развитии.

Таким образом, портфолио – это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио(кроме дошкольников), однако допускаются помощь и консультирование руководителей, педагогов, особенно если речь идет о дошкольнике.

Алгоритм запуска технологии. o Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен портфолио. o Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен руководителем, педагогом или выбран по желанию автора. o Определение времени работы над портфолио(на занятиях, во время самостоятельной работы, в совместной деятельности, дома совместно с родителями) и сроков сдачи. o Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору автора. o Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с авторами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие обязательных рубрик, аккуратность в выполнении работы и т.д. o Определение способов оценивания(представления) портфолио: целесообразно договориться до начала работы над портфолио с авторами, какие способы будут использованы для оценивания.

Планирование работы. Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов будет состоять портфолио? Каким образом будет происходить процесс оценивания портфолио? Как будет выглядеть портфолио? Кто участвует в разработке портфолио? Как часто будет происходить обсуждение материалов портфолио? Где будет храниться портфолио? Как будет происходить презентация портфолио?

Этапы работы. Этап Цель Особенности Содержание Постановочный Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы с портфолио. Определение дальнейшей деятельности, её значимости. Мотивация участников образовательного процесса. Определение цели портфолио. Определение вида. Определение структуры. Распределение обязанностей участников. Подготовка нормативных документов. Определение сроков создания, периодичности работы. Определение места хранения.

Поисковый Сбор и систематизация материала. Индивидуальный поиск авторов. Разнотемповость этапа. Рост степени свободы автора. Сбор информации. Консультации с педагогами. Консультативная помощь родителей. Мастер - классы, семинары для родителей. Индивидуальная работа с детьми. Заключительный Осуществление рефлексии собственной деятельности. Осознание своих достоинств и проблем. Презентация портфолио. Индивидуальные беседы с детьми. Консультация с родителями.

Критерии оценивания. Полнота информации о деятельности. Логичность отбора информации. Логичность структурирования материалов. Транслируемость. Правильность оформления материалов. Авторские находки. Креативность мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления). Сформированность умения решать задачи. Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения задач). Развитость коммуникативных умений(умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать мысли и т.д.) Сформированность умений самооценки и самоконтроля.

Внимание! В педагогической литературе рекомендуется включать в портфолио следующие элементы: - Сопроводительное письмо владельца портфолио с указанием цели, предназначением и кратким описанием этого документа. - Содержание (оглавление) портфолио с перечислением основных элементов. - Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее.

Избегайте ошибок! Портфолио – дело добровольное, введение обязательности портфолио носит формальный характер. Нельзя принудительно, без согласия автора(даже ребенка) включать те или иные материалы. Отказ от помощи автору при формировании портфолио. Формальный подход к портфолио – «соревнование за количество материала». Сбор только документов с печатями. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора. Сбор материалов только последнего времени. Псевдопортфолио – готовый личный дневник, или папка, одинаковая для всех, где все заранее разграфлено и педагогу остается вписать свои показатели. Отсутствие систематической работы над портфолио. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Акцент на форме, а не на содержании. Стремление оценить материалы портфолио в баллах. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разных видах деятельности. Разделы Рубрики Содержание Портрет «Давайте познакомимся» Фамилия, имя ребенка «Я люблю», «Мне нравится» «Портрет моего ребенка» Сочинение родителя о своем ребенке «Я расту» «Вот я какой», «Как я расту» «Я большой», «Я вырос» «Я мечтаю» «Кем и каким я буду», «Я мечтаю» «Каким я вижу себя» и т.д. Коллектор «Я хочу» «Я как мама, я как папа» Образцы, схемы, чертежи. Работы родителей, братьев, сестер. Рабочие материалы «Мое настроение» «Мои любимые дела» «Вот, что я могу» Образцы творчества ребенка: рисунки, рассказы, книги- самоделки. Достижения «Мои достижения»

Портфолио педагога – метод оценки профессионализма педагога. Аттестационный портфолио. Разделы Рубрики Содержание Портрет Общие сведения о педагоге Фамилия, имя, отчество, дата рождения Презентации Автобиография; резюме, эссе «Моя педагогическая философия» Профессиональный путь Образование(копии) Трудовой и педагогический стаж, стаж в данном ДОУ Повышение квалификации: тема, дата, объем курсовой программы(копии) Наличие почетных званий и степеней Аттестация Квалификационная категория, дата и номер приказа

Коллектор Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым: - образовательной программы и комплекта учебно – методической литературы; - - используемых образовательных технологий; - - средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; - - тематические подборки литературы; - - списки прочитанных за год книг с аннотациями

Рабочие материалы Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога Видеокассеты с записями занятий, фрагментов, конспекты занятий, праздников, развлечений. Участие в методической работе ДОУ( организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер – классов. Сценарии открытых мероприятий, видеоматериал с записями выступлений педагога. Опыт работы (реферат, отчет, доклад, статья) Список творческих работ, рефератов, проектов, тезисы докладов, программы кружков. Работа в методическом объединении, сотрудничество с ИМЦ, другими учреждениями. Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества. Участие в конференциях, семинарах.Тема мероприятия, название проводившей его организации, отзывы об участии Проведение научных исследований, опытно -эксперементальной работы, разработка авторских программ Тематика и описание творческих, проектных и др. работ. Название авторских пособий. Другие документы.

Достижения Динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого за определенный период Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях. Копии дипломов различных конкурсов. Подготовка воспитанников в участию в конкурсах. Победите конкурсов, соревнований. Копии дипломов, грамот, полученных детьми. Отзывы.Отзывы детей, коллег, родителей Диагностика.Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года. Вариативная часть.Документы по усмотрению аттестуемого.

Педагогический портфель – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога за определенный период его деятельности. Разделы Содержание Визитная карточка Информация о педагоге Повышение уровня педагогической квалификации Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций. Диагностика профессионального мастерства педагога Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников. Педагогическая копилка Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, проекты, видеоматериал, фотографии. Показатели в работе Награды, поощрения, сертификаты. Отзывы Заключения, рецензии, резюме.

Портфолио – партнер. Разделы Материалы Родитель - ребенок Результаты адаптации детей к детскому саду, листы здоровья. Отзывы родителей, рисунки, рассказы детей о детском саде, воспитателях. Родитель - мастер Оборудование детской площадки, изготовление пособий, ремонт оборудования и другое. Родитель - актер Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, городе Родитель - гражданин Участие в жизни города, проведение акций, конкурсов. Родитель - педагог Проведение мастер – классов с детьми, педагогами, родителями. Каким бы я хотел видеть детский сад В содержание портфолио «Партнер» могут войти конспекты мероприятий, проекты, рассказы, аудио – и видеоматериалы, фотографии, грамоты, сертификаты и др. Мои советы, пожелания

Портфолио ДОУ. Разделы Рубрики Портрет ДОУ Официальные документы. Визитка. Наша реклама. Коллектор Наши коллеги. Лучшие педагоги города. Программы. Рабочие материалы Педагогический калейдоскоп. Здоровый образ жизни. Безопасность. ДОУ – открытая образовательная система. Я, ты, мы… Достижения Стимулы успеха. Индекс жизненной удовлетворенности ( «Размышления на тему…»). Публикации.

Портфолио ДОУ отражает достижения дошкольного образовательного учреждения за определенный период. В него входят: Информационно – аналитические материалы. Сведения об инновационной деятельности. Участие педагогов в городских, краевых, всероссийских мероприятиях. Документы, подтверждающие участие детей в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, выставках, проводимых ДОУ, городе, крае, России. Публикации материалов из опыта работы педагогов в городских, краевых, всероссийских изданиях. Сведения о наградах (или копии наградных свидетельств). Фотоматериалы. Видеоматериалы. Результаты диагностики детей по освоению программы. Результаты выполнения временных требований Госстандарта. Отзывы, пожелания коллег, родителей, публикации материалов о деятельности детского сада в СМИ.

Портфолио семьи. Разделы Рубрики Портрет Герб семьи. Генеалогическое древо. Семейные традиции. Коллектор «Советы» - статьи, публикации. Рабочие материалы История семьи в картинках, фотографиях. Наши увлечения. Достижения Наши успехи Позволяет совершенствовать детско – родительские взаимоотношения, сближает всех членов семьи, демонстрирует положительный опыт, характеризует семью, раскрывает её перед педагогами с лучшей стороны.

Портфолио коллектива. Разделы Рубрики Портрет Наша группа. Визитная карточка группы. Наш герб. Наши девочки, наши мальчики. Наши папы, наши мамы. Коллектор «Наши старшие друзья» (материал о прошлых выпускниках, посещавших данную группу, - фотографии выпусков, год окончания, рассказы выпускников, пожелания). «Мы гордимся» - рассказы о замечательных выпускниках и их достижениях. Рабочие материалы Что означают наши имена. Мы – артисты. Мы – спортсмены. Открываем новый мир. Помогаем малышам Достижения Наши добрые дела. Успехи (грамоты, благодарности…) Как мы изменились( рассказы о достижениях).

Консультация составлена по материалам пособия «Портфолио в ДОУ» Авторы: Кочкина Н.А. Чернышева А.Н. ООО « Издательство «Скрипторий 2003», 2008 год, г. Москва.