ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Advertisements

Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утвержденные приказом МИНОБРНАУКИ России.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
ФГТ в системе дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ от 23 Ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 20»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Примерные виды интеграции образовательных областей.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Транксрипт:

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖНО ВЗЯТЬ : в Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »; в методических рекомендациях « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования » - приложение к приказу 655 ( ж - л « Управление ДО » 2, 2011 г.; в методических рекомендациях к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, Московского городского психолого - педагогического университета ( ж - л « Обруч » 5, 2010 г.). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( далее – Образовательная программа, Программа ) разрабатывается и утверждается каждым ДОУ самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ

ПРОГРАММА ДОЛЖНА : соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка ; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости ; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности ; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста ; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей ; основываться на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса ; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ : 1) обязательной части ; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Время, необходимое для реализации Программы составляет не менее 80% времени пребывания детей в группах с 12- ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ РАЗРАБОТКЕ : 1. Программой должны быть установлены нормативные сроки ее освоения. 2. В структуре Программы должны быть предусмотрены недельные каникулы ( январь или февраль ), в течение которых реализация Программы осуществляется только по направлениям физического и художественно - эстетического развития детей ( инвариантная и вариативная части ). 3. Планируется время на проведение психолого - педагогической диагностики результатов освоения Программы : 5-7 дней в сентябре, январе и мае. 4. Программа должна соответствовать действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН ) и другим нормативным документам в части соблюдения к образовательной нагрузке детей дошкольного возраста.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ ( В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ) 2011 год ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (1 СТРАНИЦА ) «Согласовано» начальник Управления образования _______________ /________/ (подпись) «____» _____________ 2011 г. «Утверждаю» заведующий МДОУ _______________ /________/ (подпись) «____» _____________ 2011 г.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы : 1) пояснительная записка ; 2) организация режима пребывания детей в ДОУ ; 3) содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ; 4) содержание коррекционной работы ( для детей с ограниченными возможностями здоровья ); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. (2 СТРАНИЦА ) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СТРАНИЦ, ЕСЛИ БУДУТ В ТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ГЛАВЫ, ЗНАЧИТ ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пояснительная записка должна раскрывать : 1. Контингент детей по возрастным группам, возрастные и индивидуальные ( группы здоровья, ограниченные возможности здоровья ) особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. 2. Количественные и качественные сведения о квалификации педагогических кадров. 3. Сведения о семьях детей, сведения из социального паспорта детского сада. 4. Содержание образовательного процесса должно быть выстроено в соответствии с общеобразовательной программой ( ее полное название, авторы, год издания ). 5. Основные приоритетные направления ( можно показать в таблицах и схемах : направления деятельности ДОУ с детьми, педагогами, родителями, формы работы, средства работы ). 6. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится ДОУ. Учитывая, что в учреждении разработана « Программа развития ДОУ », в которой определены концептуальные идеи, стратегия развития всего ДОУ и механизмы ее реализации, то в Программе прописываются цели задачи организации педагогического процесса для его участников ( детей, педагогов, родителей ). 7. Особенности образовательного процесса ( напоминаем, что они могут быть организационные, национально - культурные, демографические, климатические и др.).

При проектировании модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий ( в старшей и подготовительной к школе группах ) с повседневной жизнью детей в детском саду необходимо учитывать : Примерный общий допустимый объем образовательной нагрузки и соотношение частей совместной образовательной деятельности взрослых и детей ( инвариантная часть ) Примерный общий допустимый дневной объем образовательной нагрузки в блоке совместной деятельности взрослых и детей Таблица 1 Направление развития детей дошкольного возраста Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Количество времени, в минутах Физическое Познавательно - речевое Художественно - эстетическое Социально - личностное Всего : 121 (2 часа ) 159 (2 часа 40 минут ) 210 (3 часа 30 минут ) 255 (4 часа 15 минут )

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ Таблица 2 Физическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Физическая культура Утренняя гимнастика 5 25 Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др. виды физической активности в физкультурном зале и на воздухе 40 в неделю или 8 минут в день Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 20 Здоровье Закаливание после дневного сна 55 Формирование культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня 10 в неделю или 2 минуты в день Продолжительность : 25 минут в день 50 минут в неделю или 10 минут в день Всего : 25 минут + 10 минуты = 40 минут в день

Таблица 3 Познавательно - речевое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах КоммуникацияВо всех видах деятельности Чтение детям художественной литературы Чтение на прогулке 5 Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть и др. 30 в неделю или 6 минут в день Познание Наблюдение на прогулке 5 Наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др. 15 в неделю или 3 минуты в день Дидактические игры на прогулке 5 Всего :15 Кругозор Наблюдение на прогулке 5 Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям, дидактические и сюжетно - ролевые игры и др. 15 в неделю или 3 минуты в день Беседа на прогулке 5 Всего :10 Продолжительность : 25 минут в день 60 минут в неделю или 12 минут в день Всего : 25 минут + 12 минуты = 37 минут в день

Таблица 4 Художественно - эстетическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Музыка Музыкальная деятельность на прогулке 5 Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др. 30 минут в неделю или 6 минут в день Художественное творчество Изобразительная деятельность, конструирование на прогулке 5 Мастерская ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование ) 55 минут в неделю или 11 минут в день Продолжительность : 10 минут в день 85 минут в неделю или 17 минут в день Всего : 10 минут + 17 минуты = 27 минут в день

Таблица 5 Социально - личностное развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Социализация Сюжетно - ролевые игры на прогулке 5 Сюжетно - ролевые игры, беседы, чтение детям худ. литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. 15 минут в неделю или 3 минуты в день ТрудТруд на прогулке 5 Наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно - бытовой труд и др. 15 минут в неделю или 3 минуты в день Безопасность Беседа, чтение детям, наблюдение, практическая деятельность, игры – ситуации и др. 5 минут в неделю или 1 минута в день Продолжительность : 10 минут в день 35 минут в неделю или 7 минут в день Всего : 10 минут +7 минут = 17 минут в день

Физическое развитие (40 минут ) + Художественно - эстетическое развитие (27 минут ) = 67 минут = 55 % общего объема образовательной нагрузки. Познавательно - речевое развитие (37 минут ) + Социально - личностное развитие (17 минут ) = 54 минуты = 45 % общего объема образовательной нагрузки. Общее количество времени – 121 минута = 2 часа.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ Таблица 6 Физическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Физическая культура Утренняя гимнастика 8 28 Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др. виды физической активности в физкультурном зале и на воздухе 50 в неделю или 10 минут в день Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 20 Здоровье Закаливание после дневного сна 77 Беседы о здоровом образе жизни, закаливающие мероприятия, формирование культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня 10 в неделю или 2 минуты в день Продолжительность : 35 минут в день 60 в неделю или 12 минут в день Всего : 35 минут + 12 минут = 47 минут в день

Таблица 7 Познавательно - речевое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах КоммуникацияВо всех видах деятельности Чтение детям художественной литературы Чтение на прогулке 7 Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть и др. 40 в неделю или 8 минут в день Познание Наблюдение на прогулке 7 Познавательно - исследовательская деятельность детей ( экспериментирование, наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др.) 20 в неделю или 4 минуты в день Дидактические игры на прогулке 7 Всего :14 Кругозор Наблюдение на прогулке 7 Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям энциклопедической литературы, дидактические и сюжетно - ролевые игры и др. 20 в неделю или 4 минуты в день Дидактические игры на прогулке 7 Всего :14 Продолжительность : 35 минут в день 80 минут в неделю или 16 минут в день Всего : 35 минут + 16 минут = 51 минута в день

Таблица 8 Художественно - эстетическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Музыка Музыкальная деятельность на прогулке 5 Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др. 40 минут в неделю или 8 минут в день Художественное творчество Изобразительная деятельность, конструирование на прогулке 10 Мастерская ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование ) 70 минут в неделю или 14 минут в день Продолжительность : 15 минут в день 110 минут в неделю или 22 минуты в день Всего : 15 минут + 22 минуты = 37 минут в день

Таблица 9 Социально - личностное развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Социализация Сюжетно - ролевые игры на прогулке 7 Сюжетно - ролевые игры, беседы, чтение детям худ. литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. 20 минут в неделю или 4 минуты в день ТрудТруд на прогулке 7 Наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно - бытовой труд и др. 20 минут в неделю или 4 минуты в день Безопасность Беседа, чтение детям, наблюдение, практическая деятельность, игры – ситуации и др. 10 минут в неделю или 2 минуты в день Продолжительность : 14 минут в день 50 минут в неделю или 10 минут в день Всего : 14 минут + 10 минут = 24 минуты в день

Физическое развитие (47 минут ) + Художественно - эстетическое развитие (37 минут ) = 84 минуты = 53 % общего объема образовательной нагрузки. Познавательно - речевое развитие (51 минута ) + Социально - личностное развитие (24 минуты ) = 75 минут = 47 % общего объема образовательной нагрузки. Общее количество времени минут = 2 часа 39 минут.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Таблица 7 Физическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Физическая культура Утренняя гимнастика Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др. виды физической активности в физкультурном зале и на воздухе 65 в неделю или 13 минут в день Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 25 Здоровье Закаливание после дневного сна 10 Беседы о здоровом образе жизни, закаливающие мероприятия, формирование культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня 10 в неделю или 2 минуты в день Продолжительность : 45 минут в день 75 в неделю или 15 минут в день Всего : 45 минут + 15 минут = 60 минут или 1 час в день

Таблица 8 Познавательно - речевое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах КоммуникацияВо всех видах деятельности Чтение детям художественной литературы Чтение на прогулке 10 Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть и др. 50 в неделю или 10 минут в день Познание Наблюдение на прогулке 10 Познавательно - исследовательская деятельность детей ( экспериментирование, наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др.) 25 в неделю или 5 минут в день Дидактические игры на прогулке 10 Всего :20 Кругозор Наблюдение на прогулке 10 Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям энциклопедической литературы, дидактические и сюжетно - ролевые игры и др. 25 в неделю или 5 минут в день Дидактические игры на прогулке 10 Всего :20 Продолжительность : 50 минут в день 100 минут в неделю или 20 минут в день Всего : 50 минут + 20 минут = 70 минут или 1 час 10 минут в день

Таблица 9 Художественно - эстетическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Музыка Музыкальная деятельность на прогулке 5 Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др. 50 минут в неделю или 10 минут в день Художественное творчество Изобразительная деятельность, конструирование на прогулке 15 Мастерская ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование ) 85 минут в неделю или 17 минут в день Продолжительность : 20 минут в день 135 минут в неделю или 27 минут в день Всего : 20 минут + 27 минут = 47 минут в день

Таблица 10 Социально - личностное развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Социализация Сюжетно - ролевые игры на прогулке 10 Сюжетно - ролевые игры, беседы, чтение детям художественной и страноведческой литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. 25 минут в неделю или 5 минут в день ТрудТруд на прогулке 10 Наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно - бытовой труд и др. 25 минут в неделю или 5 минут в день Безопасность Беседа, чтение детям природоведческой литературы, наблюдение, практическая деятельность и игры – ситуации ( формирование навыков рационального природоиспользования и навыков безопасного поведения ) и др. 15 минут в неделю или 3 минуты в день Продолжительность : 20 минут в день 65 минут в неделю или 13 минут в день Всего : 20 минут + 13 минут = 33 минуты в день

Физическое развитие (60 минут ) + Художественно - эстетическое развитие (47 минут ) = 107 минут = 51 % общего объема образовательной нагрузки. Познавательно - речевое развитие (70 минут ) + Социально - личностное развитие (33 минут ) = 103 минуты = 49 % общего объема образовательной нагрузки. Общее количество времени минут = 3 часа 30 минут

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ Таблица 11 Физическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Физическая культура Утренняя гимнастика Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др. виды физической активности в физкультурном зале и на воздухе 80 в неделю или 16 минут в день Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 30 Здоровье Закаливание после дневного сна 10 Беседы о здоровом образе жизни, закаливающие мероприятия, формирование культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня 10 в неделю или 2 минуты в день Продолжительность : 55 минут в день 90 в неделю или 18 минут в день Всего : 55 минут + 18 минут = 73 минуты или 1 час 13 минут в день

Таблица 12 Познавательно - речевое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах КоммуникацияВо всех видах деятельности Чтение детям художественной литературы Чтение на прогулке 15 Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть и др. 60 минут в неделю или 12 минут в день Познание Наблюдение на прогулке 15 Познавательно - исследовательская деятельность детей ( экспериментирование, наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др ) 30 минут в неделю или 6 минут в день Дидактические игры на прогулке 10 Всего :25 Кругозор Наблюдение на прогулке 10 Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям энциклопедической литературы, дидактические и сюжетно - ролевые игры и др. 30 минут в неделю или 6 минут в день Дидактические игры на прогулке 10 Всего :20 Продолжительность : 60 минут в день 120 минут в неделю или 24 минуты в день Всего : 60 минут + 24 минуты = 84 минуты или 1 час 24 минуты в день

Таблица 13 Художественно - эстетическое развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Музыка Музыкальная деятельность на прогулке 5 Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др. 60 минут в неделю или 12 минут в день Художественное творчество Изобразительная деятельность, конструирование на прогулке 20 Мастерская ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование ) 100 минут в неделю или 20 минут в день Продолжительность : 25 минут в день 160 минут в неделю или 32 минуты в день Всего : 25 минут + 32 минуты = 57 минут в день

Таблица 14 Социально - личностное развитие Образовательная область Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( в соответствии с СанПиН ), в минутах Непосредственно образовательная деятельность ( вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН ), в минутах Социализация Сюжетно - ролевые игры на прогулке 10 Сюжетно - ролевые игры, беседы, чтение детям художественной и страноведческой литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. 30 минут в неделю или 6 минут в день ТрудТруд на прогулке 15 Наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно - бытовой труд и др. 30 минут в неделю или 6 минут в день Безопасность Беседа, чтение детям природоведческой литературы, наблюдение, практическая деятельность и игры – ситуации ( формирование навыков рационального природоиспользования и навыков безопасного поведения ) и др. 20 минут в неделю или 4 минуты в день Продолжительность : 25 минут в день 80 минут в неделю или 16 минут в день Всего : 25 минут + 16 минут = 41 минута в день

Физическое развитие (73 минуты ) + Художественно - эстетическое развитие (57 минут ) = 130 минут = 51% общего объема образовательной нагрузки. Познавательно - речевое развитие (84 минуты ) + Социально - личностное развитие (41 минута ) = 125 минут = 49 % общего объема образовательной нагрузки. Общее количество времени – 255 минут = 4 часа 15 минут.

ПРИМЕРНЫЙ ОБЩИЙ ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ( ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ) Количество времени, отведенного на реализацию вариативной части программы, в минутах Возрастная группа 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет Количество времени, в минутах по одному направлению ( дополнительно 5-6% к инвариантной части ) 6 – 78 – 910 – 1313 – 15 по двум направлениям ( дополнительно % к инвариантной части ) 13 – 1417 – 1923 – 2528 – 31 по трем направлениям ( дополнительно % к инвариантной части ) 20 – 2127 – 2936 – 3843 – 46 по всем направлениям ( дополнительно % к инвариантной части ) 29 – 3038 – 4050 – 5261 – 64

I ЧАСТЬ ( ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ) 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ. В этом разделе ДОУ необходимо представить : режим дня в зависимости от времени года ( летний или зимний период ), от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности ; графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей, циклограммы работы специалистов ; модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм, видов детской деятельности, средств и технологий и с учетом времени года, возрастных и индивидуальных особенностей детей ; систему закаливающих мероприятий ; систему физкультурно - оздоровительных мероприятий.

2. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. В данном разделе включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям « физическая культура », « здоровье », « безопасность », « социализация », « труд », « познание », « коммуникация », « чтение художественной литературы », « художественное творчество », « музыка ». Каждая образовательная область может быть представлена в 2- х таблицах : первая - перечень программ, технологий, пособий ; вторая - отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранным содержанием. Этот раздел специфичен для каждого ДОУ и даже для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по каждой образовательной области знаний по возрастным группам. Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на : образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения ); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов ; самостоятельную деятельность детей ; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мы рекомендуем для сохранения целостности Программы после данного раздела прописывать следующим разделом : организацию деятельности в разных возрастных группах детского сада по данной образовательной области. Например, « Физическая культура » - вторая младшая группа, от 3 до 4 лет. цели и задачи из общеобразовательной программы, по которой работает ДОУ ; перечень программ, методических пособий и технологий; организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми планируется из комплексной программы, по которой работает ДОУ, по реализации образовательной области; чему должен научиться ребенок к концу года; линии развития ребенка за данный возрастной период (двигательные умения и навыки, знания). Образовательная деятельность в р ежимны х момент ах Непосредственно образовательная деятельность (в старшем дошкольном возрасте) Совместная образовательная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ Перечень комплексных программ Программы : 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика - Синтез, Истоки : Базисная программа развития ребенка - дошкольника / Науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. – М.: Карапуз, Программа « Развитие » / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. – М., 1994; Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – М.: Детство - Пресс, Из детства в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т. Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, Программа « Детский сад – дом радости » / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. – Пермь, 1990; 1991.

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА » Цели : формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач : развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации ); накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями ); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Раскрывая перечень парциальных программ и технологий необходимо помнить, что брать и использовать нужно те программы и технологии, которые написаны авторами комплексной программы или они подходят по целям и задачам.

Перечень программ и технологий Программа « Физкультура от 3- х до 17» Автор В. П. Щербаков, « Центр инновации в педагогике », М.;1996. Программно - методическое пособие « Расту здоровым » Автор В. Н. Зимонина, « Владос », М.; Программа « Здравствуй » Автор М. Л. Лазарев, « Академия здоровья », М.; Физическое воспитание в детском саду / Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика - синтез, Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М.: А cademia, Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. – М.: Мозаика - синтез, Ознакомление с природой через движение / М. А. Рунова, А. В. Бутилова. – М.: Мозаика - синтез, 2006 Физкультурное и спортивно - игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова. – М.: Мозаика - синтез, Технологии и пособия по проблеме : « Физическая культура » Физическая культура – дошкольникам / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, Физическая культура в младшей группе детского сада / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, Физическая культура в средней группе детского сада / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, Физическая культура в старшей группе детского сада / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, Физическая культура в подготовительной группе детского сада / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, Физкультура – это радость / Л. Н. Сивачева. – СПб.: Детство - пресс, С физкультурой дружить - здоровым быть / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ « Сфера », Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н. С. Галицына. – М.: Скрепторий, Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. – М.: Владос, Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А. П. Щербак. – М.: Владос, Физкультурные праздники в детском саду / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. – М.: Просвещение, Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л. И. Пензулаева. – М.: Владос, Лечебная физкультура для дошкольников / О. В. Козырева. – М.: Просвещение, Азбука плавания / А. Литвинов, Е. Ивченко, В. Федчин. – СПб.: Фолиант, Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М.: Просвещение, Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник. Семенов Ю. А. Плыви малыш.

Прежде чем перейти к раскрытию содержания данного раздела необходимо рассмотреть : Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ) Основные направления развития детей Образовательные области Физическое развитие « Физическая культура »: развитие основных движений детей ; сохранение и укрепление здоровья воспитанников ; воспитание физических и личностных качеств. « Здоровье »: сохранение и укрепление здоровья детей ; воспитание культурно - гигиенических навыков ; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни ; развитие интеллектуальных, физических и личностных качеств.

Познавательно - речевое развитие « Коммуникация »: развитие активной речи детей в различных видах деятельности ; практическое овладение воспитанниками нормами русской речи ; развитие свободного общения со взрослыми и детьми ; развитие интеллектуальных и личностных качеств. « Чтение детям художественной литературы »: формирование целостной картины мира ; развитие литературной речи ; приобщение к словесному искусству ; развитие интеллектуальных и личностных качеств. « Познание »: развитие познавательно - исследовательской деятельности ; формирование сенсорных, элементарных математических представлений ; формирование целостной картины мира ; расширение кругозора детей ; развитие интеллектуальных и личностных качеств. « Кругозор »: формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе ; формирование целостной картины мира ; развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Художественно - эстетическое развитие « Музыка »: развитие музыкально - ритмической деятельности ; приобщение к музыкальному искусству ; развитие интеллектуальных и личностных качеств. « Художественное творчество »: развитие продуктивной деятельности детей ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд ); развитие творчества ; приобщение к изобразительному искусству ; развитие интеллектуальных, личностных и физических ( мелкой моторики рук ) качеств.

Социально - личностное развитие « Социализация »: личностное развитие воспитанников ; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу ; приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ; развитие интеллектуальных и личностных качеств. « Труд »: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников ; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия ; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. « Безопасность »: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности ; формирования основ экологического сознания ( безопасности окружающего мира ); развитие интеллектуальных и личностных качеств.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ) Образовательная областьИнтеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Кругозор Музыка Социализация Безопасность Здоровье Физическая культура Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Социализация Безопасность КоммуникацияВсе образовательные области Чтение художественной литературы Коммуникация Здоровье Познание Кругозор Социализация Безопасность

Познание Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Художественное творчество Социализация Труд Безопасность Кругозор Все образовательные области Музыка Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Физическая культура Социализация Художественное творчество Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Познание Социализация Труд Безопасность Социализация Все образовательные области

Труд Здоровье Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Социализация Познание Безопасность Коммуникация Физическая культура Здоровье Кругозор Чтение детям художественной литературы Познание Художественное творчество Социализация Труд

II ЧАСТЬ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ( ЭТА ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРУЕТСЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 20% ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОГРАММЫ ) Вторая часть Образовательной программы каждого ДОУ может включать : приоритетные направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения ( можно раскрыть их содержание в схемах, таблицах ); региональные проекты, утвержденные экспертным советом ( региональная программа « Юный костромич »; авторский проект « Ефимушкин ключик » по творчеству Ефима Честнякова ); особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста ( см. приложение 6 в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы ); особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста ( см. приложение 7 в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы ); особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях ( лекотека, Центр « СОВа », « Дошкольное отделение » и др.); особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. В каждый из перечисленных разделов представляется : режим работы ; перечень программ, технологий и пособий ; формы и виды образовательной деятельности детей ; результаты освоения Программы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ. Этот раздел включает в себя : управление реализацией Программы ( можно представить структуру управления в схеме, прописать функционал управляющей и управляемой системы ); создание и обновление предметно - развивающей среды ( можно представить инфраструктуру ДОУ, схему среды по возрастным группам, по образовательным областям с целями и задачами ); инновационную или экспериментальную деятельность ( можно представить программу, цели и задачи, направления работы, этапы работы, управление, программу мониторинга ); формы сотрудничества с семьей ; преемственность в работе ДОУ и школы ( можно представить схематично, можно план работы ); взаимодействие ДОУ с другими учреждениями ( можно представить схему взаимодействия в социуме, направления работы, цели и задачи ).

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ : - Программа развития учреждения. - Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста. - Комплексно-тематический план образовательного процесса. - Перспективный рамочный план или содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.