Сохранение профессионального здоровья и повышение компетентности педагогов как один из факторов обеспечения главными условиями успешного обучения и развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Advertisements

Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Психологическая компетентность и эмоциональная стабильность педагогов МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Профилактика профессиональной деформации педагогов Опыт работы психологической службы МОУ гимназия 2 г. Раменское Педагог- психолог Тимченко Е.В.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
«Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Транксрипт:

Сохранение профессионального здоровья и повышение компетентности педагогов как один из факторов обеспечения главными условиями успешного обучения и развития дошкольников Из опыта работы педагога – психолога МДОУ детский сад 46 «Игрушка» г. о. Тольятти Екатерины Ивановны Вовчук

Цель: Создание комфортной образовательной среды в МДОУ детский сад 46 «Игрушка» для обеспечения сохранение профессионального здоровья педагогов. Цель: Создание комфортной образовательной среды в МДОУ детский сад 46 «Игрушка» для обеспечения сохранение профессионального здоровья педагогов. Интерпретация идеи: сохранение и укрепление психологического здоровья, профилактика эмоционального выгорания и повышение профессиональной компетентности педагогов. Интерпретация идеи: сохранение и укрепление психологического здоровья, профилактика эмоционального выгорания и повышение профессиональной компетентности педагогов. Актуальность идеи: принцип развивающего образования, положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обуславливает повышение ожиданий со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Актуальность идеи: принцип развивающего образования, положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обуславливает повышение ожиданий со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Значимость: расширение и систематизация практических форм работы по сохранению, укреплению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ Значимость: расширение и систематизация практических форм работы по сохранению, укреплению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ Новизна идеи: использование в работе по сохранению, укреплению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания программы «Школа профессионального мастерства». Осуществление системного подхода в работе. Новизна идеи: использование в работе по сохранению, укреплению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания программы «Школа профессионального мастерства». Осуществление системного подхода в работе.

Быть профессионально здоровым…. Это означает производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной деятельности. Это означает производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной деятельности. Причины «профессионального нездоровья», проявления эмоциональной неустойчивости в педагогической деятельности обусловлены: Причины «профессионального нездоровья», проявления эмоциональной неустойчивости в педагогической деятельности обусловлены: Объективными факторами; Объективными факторами; Субъективными факторами. Субъективными факторами.

К объективным факторам относятся: Социальный Социальный (изменение в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни, неудовлетворенность социальным окружением на работе «чисто женский коллектив»); (изменение в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни, неудовлетворенность социальным окружением на работе «чисто женский коллектив»); Материально-бытовой Материально-бытовой (условия жизни и быта, материальнотехническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня); (условия жизни и быта, материальнотехническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня); Фактор ответственности Фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, физическое и психическое здоровье детей); (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, физическое и психическое здоровье детей); Фактор взаимодействия Фактор взаимодействия (неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности в (неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности в системах: «руководитель-подчиненный», «коллега-коллега», «педагог-ребенок», «педагог- родители»). системах: «руководитель-подчиненный», «коллега-коллега», «педагог-ребенок», «педагог- родители»). Организационно-административный Организационно-административный Перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное Перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности). введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности). К субъективным факторам относятся: Личностные (мотивационные, эмоциональные, нравственные и др.) характеристики, которые провоцируют чрезмерную чувствительность к определенным трудностям профессиональной деятельности.

Результат воздействия факторов: «экономия» эмоциональных ресурсов: «экономия» эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», т.е. эмоционально игнорировать напряженную ситуацию «не обращать внимания», «беречь нервы», т.е. эмоционально игнорировать напряженную ситуацию «Экономия» эмоциональных ресурсов влечет за собой разного вида негативные последствия для самочувствия и профессионального здоровья педагогов, т.е. формируется «Экономия» эмоциональных ресурсов влечет за собой разного вида негативные последствия для самочувствия и профессионального здоровья педагогов, т.е. формируется синдром эмоционального выгорания синдром эмоционального выгорания

Направления работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов: Сохранение психологического здоровья педагогов Сохранение психологического здоровья педагогов Повышение профессиональной компетентности педагога Повышение профессиональной компетентности педагога Формы работы консультации Семинары с элементами тренига Психологически е акции Семинары- практикумы Большие психологически е игры Наглядная информация «Комната настроения» (сеансы релаксации) «Школа профессиональн ого мастерства» Диагностика Беседы, наблюдения

Система работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов МДОУ 46 «Игрушка» Профилактикаэмоционального выгорания педагогов Семинары-практикумы овладения навыками саморегуляции, использование здоровьесберегаюших технологий в работе Психологические занятия в «Школе профессионального мастерства. Работа «Комнаты настроения» Создание комфортной образовательной среды. Распространение, обмен опытом работы по проф. СЭВ Повышение профессиональной компетентности по вопросам коммуникации, разрешениям конфликтов, творческого взаимодействия с детьми… Инд. и гр. консультации, психологическое просвещение, наглядная информация Администрация МДОУ Создание комф. образ. среды Организации проф. деят-ти, Повыш. квалификации педаг. Созд. системы стимулирования. Педагог-психолог Проведение диагностики уровня эмоционального выгорания. провед. профил. и коррекц работы

Создание комфортной образовательной среды в МДОУ детский сад 46 «Игрушка» для обеспечения профилактики эмоционального выгорания педагогов. «Комната настроения Кабинет педагога-психолога

Диагностика ПроведениесоциопсихологическогомониторингауровняэмоциональногоВыгорания педагогов ДОУ педагогов ДОУ 46 «Игрушка» 46 «Игрушка» (Методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»)

Наглядная информация. Консультации

«Школа профессионального мастерства» Темы встреч: Темы встреч: «Помоги себе сам» «Помоги себе сам» «Все начинается с любви к себе» «Все начинается с любви к себе» «Мы родом из детства» «Мы родом из детства» «Азбука коммуникации» «Азбука коммуникации» «Эффективное взаимодействие «Эффективное взаимодействие

Семинары с элементами тренинга Дети с особенностями поведения и развития Новый год создание- желаемого будущего Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей

Психологические акции: «Тайный друг» Тук, тук. Почтальон Печкин Информация о празднике. Поздравьте с Днем влюбленных! И получите добрые слова от «Тайного друга»

«Дни психологии» в МДОУ 46 «Игрушка» «Дни психологии» в МДОУ 46 «Игрушка» Вместе с родителями Творческая мастерская После спектакля «У нас гости!» Педагогическая гостиная

Большая психологическая игра « Восток – дело тонкое» « Восточный базар» Восточная красавица» Восточный танец Гульчитай, открой личико!

Презентация опыта работы с детьми в группе по профилактике психоэмоционального напряжения детей» Презентация опыта работы с детьми в группе по профилактике психоэмоционального напряжения детей» Презентация

Городские семинары: «Сохранение психологического здоровья педагогов» «Повышение коммуникативной коммуникативной компетентности педагогов в вопросах творческого взаимодействия с детьми в работе по профилактике ПЭН»

Динамика результатов «Диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов МДОУ детского сада 46 «Игрушка» в период гг.

Распространение опыта работы МДОУ 46 «Игрушка» по профилактике эмоционального выгорания педагогов на Тольяттинских августовских чтениях.

На Панораме методических идей номинация «Методические идеи обучения и воспитания»

Сравнительный анализ результатов. Сравнительный анализ результатов проводимых обследований уровня эмоционального выгорания педагогов в учебных годах позволяет выявить положительную динамику снижения уровня эмоционального выгорания и увидеть схожие тенденции и проблематику: несмотря на проведенные мероприятия, направленных на нивелирование имеющегося эмоционального выгорания педагогов МДОУ, по-прежнему сохраняется наличие сформированной фазы СЭВ как: «Резистенция». (сопротивление, упрощение эмоциональной регуляции в профессиональной деятельности). несмотря на проведенные мероприятия, направленных на нивелирование имеющегося эмоционального выгорания педагогов МДОУ, по-прежнему сохраняется наличие сформированной фазы СЭВ как: «Резистенция». (сопротивление, упрощение эмоциональной регуляции в профессиональной деятельности). Такие фазы СЭВ, как «Истощение» и «Напряжение» выражены в незначительной степени. Такие фазы СЭВ, как «Истощение» и «Напряжение» выражены в незначительной степени. Предполагаемыми причинами этого явления являются: Предполагаемыми причинами этого явления являются: наличие объективных факторов, влияющих на проявление эмоциональной неустойчивости в наличие объективных факторов, влияющих на проявление эмоциональной неустойчивости в педагогической деятельности: педагогической деятельности: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным общением, когда постоянно приходится ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным общением, когда постоянно приходится ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, т.е. работа в режиме внешнего и внутреннего контроля; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в среде общения (дети с ООП, с СДВГ). повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, т.е. работа в режиме внешнего и внутреннего контроля; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в среде общения (дети с ООП, с СДВГ). К позитивным изменениям можно отнести следующее : Уменьшение доли педагогов МДОУ с синдромом эмоционального выгорания. Уменьшение доли педагогов МДОУ с синдромом эмоционального выгорания.

Рекомендации: В целях снижения доли педагогов с СЭВ продолжать проводить профилактические мероприятия и ежегодно проводить диагностику уровня эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов МДОУ. В целях снижения доли педагогов с СЭВ продолжать проводить профилактические мероприятия и ежегодно проводить диагностику уровня эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов МДОУ. Продолжать проводить работу команды психолога и администрации, включающую следующие взаимосвязанные шаги: Продолжать проводить работу команды психолога и администрации, включающую следующие взаимосвязанные шаги: мероприятия по профилактике эмоционального выгорания. мероприятия по профилактике эмоционального выгорания. выстраивание системы стимулирования с учетом ведущих мотивов деятельности каждого педагога, четкая организация и планирование труда, оптимальное распределение нагрузки педагогов. выстраивание системы стимулирования с учетом ведущих мотивов деятельности каждого педагога, четкая организация и планирование труда, оптимальное распределение нагрузки педагогов. Способствовать повышению внутренней личностной ответственности педагогов за свое профессиональное здоровье. Способствовать повышению внутренней личностной ответственности педагогов за свое профессиональное здоровье. Создание индивидуальной программы профессионального самосохранения педагога с СЭВ. Создание индивидуальной программы профессионального самосохранения педагога с СЭВ.

Создавать индивидуальные программы с педагогами с СЭВ, используя « Положение по созданию индивидуальной программы профессионального самосохранения» (В.В.Бойко, А.Маркова) Создавать индивидуальные программы с педагогами с СЭВ, используя « Положение по созданию индивидуальной программы профессионального самосохранения» (В.В.Бойко, А.Маркова) Активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств); Активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств); Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которая наблюдается у многих долгожителей; Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которая наблюдается у многих долгожителей; Укрепление тех качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление ресурса «успеха» и уверенности в своих силах); Укрепление тех качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление ресурса «успеха» и уверенности в своих силах); Создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление «авторства» своей жизни даже в сложных обстоятельствах; Создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление «авторства» своей жизни даже в сложных обстоятельствах; Поддержание позитивной Я – концепции, усиление своих положительных качеств; Поддержание позитивной Я – концепции, усиление своих положительных качеств; Внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье; Внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье; Способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; Способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; Установка на творчество даже малоподходящих для этого условиях (выживание через творчество); Установка на творчество даже малоподходящих для этого условиях (выживание через творчество); Владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, приемами нормализации уровня работоспособности; Владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, приемами нормализации уровня работоспособности; Исключение из жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление собственного жизненного потенциала и жизнестойкости. Исключение из жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление собственного жизненного потенциала и жизнестойкости.

Самое лучшее лекарство от стресса, психологического утомления и депрессии – это обстоятельный и неспешный разговор с самим собой. Коричер, английский врач

Спасибо! Будьте здоровы !