ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Нормативно-правовое и методическое сопровождение профориентационной деятельности.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ «СОШ 22» Служба сопровождения 2013 г.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как нам разобраться со стандартами? Какие изменения нужны школе в связи с переходом на ФГОС? Какую роль играет психолог в реализации ФГОС?

15 октября в Центре практической психологии Академии социального управления прошел научно- практический семинар по актуальной теме «Работа школьного психолога в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты». В семинаре приняли участие около ста руководителей методобъединений, педагогов-психологов и заместителей руководителей образовательных учреждений Московской области.

Заместитель руководителя Центра профессионального образования ФИРО Н. В. Немова рассказала участникам семинара о задачах, стоящих перед школьным психологом в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты Выступление заместителя директора по научно- методической работе ЦМПС «Зюзино» (ЮЗАО) Т. А. Аржакаевой было посвящено вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя в реализации ФГОС в начальной школе Статья О.В. Решетниковой «Роль психолога в работе по внедрению новых ФГОСов» помогает сориентироваться в нововведениях, которые происходят и будут происходить в современной школе.

Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ 7

СИСТЕМА ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС Изменения в целях Постановка новых целей ИЛИ прежних, которые не достигались Изменения в образовательной деятельности - Содержании образовательных программ - Формах, методах, технологии образовательной деятельности - Организации учебного процесса (системах) Изменения в ресурсах - Учебниках, программах - Квалификации кадров - Материально-техническом оснащении образовательного процесса - Нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса - В системе методической работы - В системе стимулирования труда и вознаграждения кадров - В системе оценки и аттестации кадров 8

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ШКОЛА КАК ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ПРИНЦИП И КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ Программы и планы: учебный план, основная образовательная программа школы, рабочие программы учителей Информационные технологии НСОТ САЙТ ШКОЛЫ, ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД 9

Универсальные учебные действия личностные самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально- этическая ориентация; регулятивные управление своей деятельностью; коммуникативные речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако- символических средств, общих схем решения задачи, выполнение логических операций.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ СОПРОТИВЛЕНИЕ – СКРЫТОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВОМУ ПРИЧИНЫ: ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕЖЕЛАНИЕ ТРАТИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ УСТАЛООСТЬ, НЕВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМ, УБЕЖДЕННОСТЬ, В ТОМ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ УЖЕ ДОСТИГНУТЫ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ИЛИ ПОЛЬЗЕ НОВШЕСТВА, НЕПОНИМАНИЕ РАЗНИЦЫ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕСТРОЙКИ, БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ. РЕЗУЛЬТАТ: ЗАТУХАНИЕ, ОСТАНОВКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА, НЕ ИНСТИТУАЛИЗИРУЕТСЯ НОВШЕСТВО, ФИЛЬТРАЦИЯ НОВШЕСТВА (ИЗМЕНЕНИЕ СУЩНОСТИ) ФИЛЬТРЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, ВЛАСТЬ. 11

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ШКОЛА КАК ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ПРИНЦИП И КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ Программы и планы: учебный план, основная образовательная программа школы, рабочие программы учителей Информационные технологии НСОТ САЙТ ШКОЛЫ, ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД 12

Если вам достался лимон – сделайте из него лимонад!

Системно-деятельностный подход – основа новых стандартов «Деятельность – единственный путь к знанию» Б.Шоу

Выготский Л. С. Существенным для школы является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве (со взрослым) … (Динамика умственного развития школьника в связи с обучением)

Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ 16

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ШКОЛА КАК ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ПРИНЦИП И КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ Программы и планы: учебный план, основная образовательная программа школы, рабочие программы учителей Информационные технологии НСОТ САЙТ ШКОЛЫ, ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД 17

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 18

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение определять понятия, создавать обобщения; 2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3. смысловое чтение. 19

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; 2. умение планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3. формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); 4. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 20

Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1. воспитание российской гражданской идентичности 2. формирование ответственного отношения к учению 3. формирование целостного мировоззрения 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6. формирование коммуникативной компетентности в общении; 7. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 8. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; 9. осознание значения семьи в жизни человека и общества; 10. развитие эстетического сознания. 21

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Новая цель: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Изменения в образовательном процессе. В технологиях: развивающее обучение, проблемное обучение, учебное исследование, метод проектов, личностно-ориентированные проекты в предпрофильной подготовке; формирующее оценивание, рефлексия результатов учебной деятельности, портфолио. Изменения в обеспечивающих процессах Организация учебного процесса: переход на гибкое расписание учебных занятий с учетом потребностей инновационных технологий и обучения на основе ИУП Методическая работа: обучение учителей формированию данных метапредметных результатов ( должны быть освоены: понятия, лежащие в основе результатов, технологии, позволяющие сформировать данные результаты, проектирование учебного процесса в новых технологиях) Индивидуальный план профессионального развития учителя. Управление саморазвитием учителя через план, ежегодную внутришкольную оценку и аттестацию. Работа с родителями: заключение договоров 22

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Новая цель: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Изменения в образовательном процессе. В технологиях учебной и внеучебной деятельности: обучение в сотрудничестве, социальные проекты, практики, волонтерство, система ученического самоуправления: Республика беспокойных сердец, ГОУ (участие школьников в работе органов ГОУ) Деятельность вне школы, коллективные творческие дела, детско-взрослые проекты. Содержание образования: элективные курсы (тренинги) конфликтология, социальная психология Изменения в обеспечивающих процессах Методическая работа: психологическое образование учителей в вопросах психологии общения, социальной психологии, вопросах социализации личности, конфликтологии. Обучение на рабочем месте, переподготовка, стажировки. Внешние связи школы Работа с родителями: школа дистанционного обучения для родителей, совместные детско-взрослые проекты Социальное партнерство с различными учреждениями и организациями. Договоры, отражение на школьном сайте. 23

24

Трудовые функции педагогов обучать и воспитывать детей не только с учетом специфики преподаваемого предмета (как было в прежних должностных обязанностях), но и с учетом их психолого-физиологических особенностей и в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; ориентироваться на образовательную программу учреждения при планировании и осуществлении учебного процесса, составлять и выполнять рабочую программу по своему предмету, организовывать деятельностный и личностно- ориентированный образовательный процесс; заниматься контрольно-оценочной деятельностью в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания, а также оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету;обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися того или иного уровня образования.

Трудовые функции психолога участвовать в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта; участвовать в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям оценивать эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся анализировать достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования

Взаимодействие педагогов и психолога это осуществление образовательного процесса в направлении обеспечения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационно- коммуникационных технологий; это обеспечение учителем и анализ педагогом-психологом достижения и подтверждения обучающимися уровней образования (и учитель, и психолог) и уровней развития (только психолог); это оценка эффективности и результатов обучения по предмету (учитель), оценка эффективности образовательной деятельности учреждения в целом через призму развития личности обучающихся (педагог-психолог).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Спасибо за внимание!