Культурно – исторические традиции кубанского казачества Доцент кафедры истории и методики её преподавания, кандидат исторических наук, Емельянов Юрий Николаевич
Введение: Актуальность изучения курса Происхождение кубанского казачества Историография проблемы
Вопрос1. Актуальность: Возрождение казачества (крупнейшая общественная организация, полки территориальной самообороны); Развитие традиционного культурного колорита на Кубани (строительство и восстановление памятников, пропаганда кубанской продукции, развитие курортов); Восстановление воспитательных традиций (приобщение к православным ценностям, регионоведение, казачьи школы и классы, законы о защите детей и семьи).
Современное состояние казачества Кубанское казачье войско (далее – ККВ) является самым структурированным и развитым на сегодняшний день казачьим обществом. Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г. и Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" создали правовую базу, и процесс казачьего возрождения вышел за рамки общественного движения.
Современное казачество (Славянское казачье общество)
Первый атаман возрождённого казачества – Громов В.П. – учёный – историк КубГУ
2. Происхождение кубанского казачества Основатели кубанского казачества. Появление казаков на Кубани. Черноморское и Кавказское Линейное казачьи войска.
Запорожская Сечь – колыбель черноморских казаков
И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Текст письма султана «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник Божий, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан, - ПОВЕЛЕВАЮ вам, Запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не беспокоить. Магомет IV.»
Ответ запорожцев « Ты – шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого Люципера серетарь!Який ты в черта лыцарь, колы голою сракою йижака не вбьешь?Черт высырае, а твое вийско пожирае, не будешь ты годен сынив христианских пид собою маты; твого войска мы не боимось, землею и водою будемо биться с тобою.
Ответ запорожцев (продолжение) Вавилонский ты кухарь, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь. Армянская свинья, Татарский козел, Камьянецкий палач, Подолянский злодиюка, самого гаспида внук и всего свету дурень. Свинячья морда, кобылячья срака, ризнецька собака, некрещеный лоб и хай бы взял тебя черт! Отак тоби козаки видказалы, плюгавче! Числа не знаем, бо календаря не маем,Месяц на неби, Год у книге, День у нас як у вас, Поцелуй за то в гузно нас!
Екатерина Великая
Переселение черноморцев на Кубань
«Ой годи нам хлопцы журыця!»
Памятник первым черноморцам На месте высадки черноморцев ( г.) в п.Тамань благодарные потомки – кубанские казаки в 1911 г. открыли памятник.
Схема Екатеринодара 1793 г.
Черноморский казак на Кубани
Донские казаки в XVIII в.
Донские казаки в походе
Кубань в конце XVIII в.
Екатеринославский казак
Хопёрские казаки
Волжский казак
Черкес (адыг)
Черкесский танец с кинжалами
Кавказский линейный казак
Линейцы на кордонной линии
Обязанности казаков Главная обязанность – охранять границу Российской империи; Осваивать природные богатства Кубани.
Казачий пикет (бекет)
Служба на кордоне В случае набега неприятеля на кордон, казаки поджигали камыш, для сигнала остальным казакам. Для оповещения об опасности в курени направлялся гонец
Символы современной Кубани В марте 1995 г. Законодательное собрание Краснодарского края утвердило символику края: герб, гимн, флаг. Основу символов края составили: - исторический герб Кубанской области 1874 г.; -народная песня казаков «Ты-Кубань! Ты – наша родина!»; -флаг Кубанской казачьей Рады 1917г.
Исторический герб Кубанской области 1874 г Герб впервые появился как символ Кубанской области. Современный герб несколько изменён – вместо дубовых ветвей по контуру щита изображена алая лента.
Гимн Кубани
Вопрос 3. Историография проблемы В дореволюционной исторической науке был заложен фундамент исследования особенностей культурно -исторических традиций казачества. В советский период изучены социально- экономические аспекты развития Кубани, В последние десятилетия вышел ряд работ о особенностях воинской службы, территориально-административного устройства, традиций и духовных ценностей казаков. Существует необходимость дальнейшего исследования культуры и быта кубанского казачества.