Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2011-2012 учебный год 19.05.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Advertisements

Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Задание А1 В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Задание А1 : В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный.
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Урок подготовила Мухутдинова Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Грамматические нормы русского языка Особенности употребления прилагательных и числительных.
Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1. Урок 42. © ООО «Баласс», 2013.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Транксрипт:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку учебный год

10 класс

1.Расставьте ударения. бухгалтеров щавель верна мозаичный ворвалась щелкать начав досуг окружит бороду

1. Каждый ошибочный вариант - минус 1 балл (снижение возможно до нуля). бухгалтеров щавель верна мозаичный ворвалась щёлкать начав досуг окружит бороду

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый красИв красИва красИво красИвы; немЫслимый немЫслим немЫслима немЫслимо немЫслимы и т.п

верна Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый прав прАво прАвы правА; сЕрый сЕр сЕро сЕры серА; стрОйный стрОен стрОйно стрОйны стройнА. Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-)

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе - ее: сильнА сильнЕе, больнА больнЕе, живА живЕе, стройнА стройнЕе, правА правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва красИвее, печАльна печАльнее, протИвна протИвнее. То же касается и формы превосходной степени

2. Запишите, раскрывая скобки. эпоха (П, п)росвещения Эпоха Поросвещения (Г, г)отикаготика (П, п)алата (Л, л)ордов палата лордов (В, в)еликая (О, о)течественная (В, в)ойна Великая Отечественная война (С, с)бербанк Сбербанк (О, о)ленькины стихиОленькины стихи (Д, д)ень (П, п)обеды День Победы (О, о)рганизация (О, о)бъединенных (Н, н)наций Организация Объединённых Наций (Р, р)усско-(Т, т)урецкие войны русско-турецкие войны (Ш, ш)укшинские рассказы шукшинские рассказы (Г, г)оголевские чтения Гоголевские чтения (С, с)овет (Ф, ф)едерацииСовет Федерации

Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. 1.Имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён лиц, животных, мифологических существ и др. при помощи суффикса –ОВ (ЕВ) или –ИН ( Эйфелевая башня, Зевсов гнев, Одиссеевы странствия, Надины куклы, Муркины котята). (О, о)ленькины стихи - Оленькины стихи 2. Имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность и образованные от собственных имён лиц, пишутся со строчной буквы, если они имеют в своём составе суффикс –СК- (есенинская лирика, тургеневская усадьба, пришвинская проза). (Ш, ш)укшинские рассказы - шукшинские рассказы

Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. 3. С прописной буквы пишутся имена прилагательные на -СКИЙ, которые входят в состав названий, имеющих значение «имени такого-то», «памяти такого-то» (Ломоносовские чтения, Нобелевская премия, Булгаковская конференция) (Г, г)оголевские чтения Гоголевские чтения 4. Со строчной буквы пишутся имена прилагательные, образованные от имён собственных, но не обозначающие принадлежности в прямом смысле слова (пушкинский стиль (стиль, как у Пушкина), толстовские взгляды на жизнь; фразеологические обороты: антонов огонь, ариаднина нить, ахиллесова пята, геркулесовы столбы, прокрустово ложе, сизифов труд, эзоповский язык и т.д.)

4. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Назовите его антоним и составьте с одним из них предложение. Игра не стоит свеч– «неоправданные усилия». Антоним - игра стоит свеч

5. В словарные слова вставьте пропущенные буквы. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме. Болезненный, тяжёлый сон называют... В освоении космоса у России есть неоспоримый … Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют … Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжелой болезни называют … Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного … летаргический. приоритет. ловелас. реабилитация. сибарит.

Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат … Исключительное право человека или организации – это … Д. в..львация, с.. б..рит, д..гр.. дация, р.. аб..л. тация, л.. т..ргический,.пр..р..тет, л.. в..лас, пр. р.. гатива, м.. л.. нхолия, п.. н.. гирик, п..рл..мутр, ф. л.. нтроп, экв..в.. лент,..м.. нс.. пация. Девальвация, сибарит, деградация, реабилитация, летаргический, приоритет, ловелас, прерогатива, меланхолия, панегирик, перламутр, филантроп, эквивалент, эмансипация эквивалент. прерогатива.

6. Подчеркните грамматические основы в предложениях: За мной неслись четыре казака. Со мной происходит нечто странное. Брат с сестрой шли впереди родителей. Этот час нам показался вечностью. Остап считался всегда одним из лучших товарищей

7. Определите часть речи выделенного слова. Я не знаю, что делать. Соседка, что живёт напротив, угостила нас пирожками с капустой. Всё хорошо, что хорошо кончается. Вот здорово, что ты приехал (относительное местоимение) (союз)

8. На каком(-их) основании(-ях)одно из приведенных слов можно считать «третьим лишним»? Облагать, обладать, облачать. Обладать, так это единственный непереходный глагол; облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать); облагать, так как в этом слове нет неполногласного сочетания - ла-, которое есть в двух других словах. Ср. обладать, владети - Володимир (ист.); облачить, влачить – волочить (ист.); обладать, так как в этом слове нет исторического чередования согласных, присутствующего в двух других, - Г//Ж;К//Ч. облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания

9. Постройте словообразовательные цепочки для слов прогоркнуть и улетучиться. Прогоркнуть - горкнуть - горький; улетучиться - улетучить - летучий - летать

10. Составьте небольшую энциклопедическую статью о В.И. Дале. Даль Владимир Иванович ( ) - русский лексикограф, писатель, этнограф. Учился в Морском корпусе ( ), до 1826 г. находился на военной службе, в 1829г. окончил медицинский факультет Дерптского университета, был врачом, затем чиновником. Свыше пятидесяти лет работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», за который был удостоен Ломоносовской премии АН и звания почётного академика. Словарь содержит свыше 200 тысяч слов, отражает словарный состав русского языка середины ХIХ века. В словарь Даля широко включалась лексика живой разговорной речи, собранная автором в разных областях России. Расположение слов гнездовое. Большое место занимают фразеология, пословицы, поговорки. Значения слов Даль раскрывал следующими приёмами: через синонимы, словосочетания, давая описательные толкования или справки энциклопедического характера Расставьте ударения.

Потренируемся

Расставьте ударения. алфавит кухонный заняли статуя оптовый начавший эксперт баловать прибыв верна красивее звонит

алфавит кухонный заняла статуя оптовый начавший эксперт баловать прибыв верна красивее звонит

Какие речевые ошибки допущены во фразах? Напишите правильные варианты.Объясните значение исправленного фразеологизма из последнего предложения. –Так я остался за бортом разбитого корыта. –Дети заморили червячков, одели сухую одежду и развеселились соединены два фразеологизма: «остаться (оказаться) за бортом» и «остаться у разбитого корыта» искажен фразеологизм «заморить червячка»; нарушена сочетаемость глагола «одеть» («надеть одежду»)

–Герои повести «Прощание с Матёрой» дорожат малой родиной и не хотят переселяться в мир иной. –Сколько раз просили оплатить за проезд, а пассажирам хоть кол на голове чеши! фраза построена без учета фразеологического значения сочетания «мир иной» («загробный мир») нарушена сочетаемость глагола «оплатить» («оплатить проезд», «заплатить за проезд»); искажен фразеологизм «хоть кол на голове теши», имеющий значение «невозможно втолковать, объяснить»

Напишите, какой стилистический приём использовал Чехов в предложении для создания комического эффекта. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать инверсия или нарушение порядка слов.

Разберите по составу слово заснул. Укажите письменно значение морфем. Охарактеризуйте корень с исторической точки зрения за/с/ну/л/-; приставка за- и суффикс –ну- (совершенный вид глагола; законченность действия, завершённость); корень –с- (сон); суффикс -л- формообразующий, прошедшее время); окончание нулевое (единственное число, мужской род); 2 вариант - корень –сн- (см. сон, сновидение, снотворное).

Употребите числительные два, двое с существительными: друзья, сутки, руки, арбуз, ночь, подруги двое друзей --- двое суток два арбуза --- две руки --- две ночи --- две подруги

Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно: 1) с существительными, называющими лиц мужского пола, а также с существительными «общего» рода: двое солдат, трое задир; 2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц);

Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно: 3) со словами дети, ребята, девчата, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас было двое; 4) с названиями детёнышей животных: двое бельчат

Собирательные числительные не сочетаются: 1) с названиями лиц женского пола; 2) с названиями неодушевлённых предметов (четверо столов); 3) с существительными мужского рода, обозначающими название взрослых животных (двое слонов)