Основными условиями использования проблемных ситуаций со стороны учащихся являются: уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия в системе общего образования Развитие личности в системе образования идёт через формирование универсальных учебных действий;
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
От знания к познанию Иванцова Я.И., учитель химии ГБОУ СОШ 1360.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Универсальные учебные действия на проектных уроках.
Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами 1.Одновременно предъявить противоречивые.
Технология проблемного обучения в начальной школе.
Оценка учебных достижений учащихся. Составляющие учебного процесса Учебные программы Процесс обучения Учебники Оценочные средства Образовательные стандарты.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Полтавский лицей» Система учебников «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок обучения грамоте Тема урока: «Знакомство.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Транксрипт:

Основными условиями использования проблемных ситуаций со стороны учащихся являются: уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться» (регулятивные УУД); умение задавать вопросы (коммуникативные УУД); активная поисковая деятельность, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию (познавательные УУД).

Формы создания проблемных ситуаций как тема урока; как несовпадающий с темой вопрос.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Подвод ящий к теме диалог. - Прочитайте слова.Читают слова. Плащ, меч, уж, ландыш. Ночь, вещь, мышь, рожь. - Что объединяет слова первого и второго столбика? - Это имена существительные. - На какие звуки оканчиваются данные слова? - На шипящие. - Определите род существительных в первой и второй строчке. - 1 строка – существительные мужского рода, 2 строка – существительные женского рода. - Чем отличается написание слов в каждой группе? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. Тема- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание мягкого знака после шипящих у существительных. УЧИТЕЛЬУЧЕНИК

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Задание на новый материал - Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные окончания. В вазе стоял букет сирен…. Маша выполнила работу в тетрад…. (2 ученика на доске, остальные работают в парах) Читают предложения. Вставляют пропущенные окончания. Проверка задания - Давайте проверим вашу работу. В вазе стоял букет сирени. В вазе стоял букет сирене. Маша выполнила работу в тетради. Маша выполнила работу в тетраде. (проблемная ситуация) Побужде ние к осознани ю -Задание было одинаковое? - А что у вас получилось? - Да. - Разные окончания. (осознание противоречия) Побужде ние к проблеме -Почему так получилось? - Чего мы не знаем? - Определите, какой частью речи являются слова, к какому склонению относятся. - Окончания безударные. - Как писать окончания у этих слов? - Это имена существительные 3 склонения. Тема- Какова тема урока?- Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. УЧИТЕЛЬУЧЕНИКИ

Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречияМежду двумя (или более) фактами Приемы создания проблемной ситуации Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения ПримерТема «Главные члены предложения». 3 класс. Серёжа и Маша прочитали предложение Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься

Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречияМежду двумя (или более) фактами Приемы создания проблемной ситуации Столкнуть разные мнения учеников ПримерТема «Сложные слова». 3 класс. На доске записано слово рыболов. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень. Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречияМежду двумя (или более) фактами Приемы создания проблемной ситуации Столкнуть разные мнения учеников ПримерТема «Сложные слова». 3 класс. На доске записано слово рыболов. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень. Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня. Разные мнения вызывают реакцию удивления.

Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречияМежду житейским представлением учеников и научным фактом Приемы создания проблемной ситуации Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. ПримерНа доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе. Разберите их по составу (практическое задание на ошибку). Учитель: вспомните, как называются слова кино, шоссе?(неизменяемые). Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.

Тип проблемной ситуации С затруднением Тип противоречияМежду необходимостью и невозмож- ностью выполнить задание учителя Приемы создания проблемной ситуации Дать практическое задание, которое невозможно выполнить Пример Тема: Число имен существительных. 3 класс. На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. Задание: поставьте и запишите данные существительные в форме множеств. числа. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Тип проблемной ситуации С затруднением Тип противоречияМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Приемы создания проблемной ситуации Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Пример Тема: Второстепенные члены предложения. 3кл. 1. На доске записано предложение. Яблоня росла. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. 2. На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

ТемаСклонение имен существительных Цель Познакомить с несклоняемыми именами существительными, с их происхождением и значением, формировать умения образовывать форму и правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, учить правильно употреблять данные существительные в речи. Ресурсы: основные, дополни- тельные Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. Компьютер, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, стихотворение, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ПЛАНИРУЕМЫЙРЕЗуЛЬТАТПЛАНИРУЕМЫЙРЕЗуЛЬТАТ Предметные: знать и уметь различать несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи; правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Метапредметные: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его. познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата. коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Орг. момент Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует на работу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Словар ная работа Загадывает загадку Отгадывают загадку. Проверяют написание слова по орфографическ ому словарю, записывают его в тетрадь. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем

Этап урока Деятель- ность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Актуал изация знаний. Постан овка темы и задач урока. Организу ет диалог Определяют общие признаки слов, классифици руют их на группы, записы- вают в тетрадь. Определяют тему урока и ставят задачи. Познавательные -поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следствен ных связей; -построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование, Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Изуче ние нового матери ала Создание проблемной ситуации. Предъявление практического задания с «ловушкой». Решение проблемной ситуации. Сталкивание разных точек зрения, определение выхода из ситуации. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -построение логической цепи рассуждений; - доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Взвесьте, пожалуйста, пять килограмм… мандарин…. ов

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Закреп ление учебно го матери ала Организует дифференциро- ванную работу, проверку выполнения задания, отрабатывает полученные знания, учит аргументиро- вать свою точку зрения Выполняют письменно упражнение, проверяют результат работы, доказывают правильность выполнения заданий. Познавательные: -применять правила и пользоваться инструкциями; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: -определение последовательности промежуточных целей с учетом конеч- ного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологичес- кой и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Изучен ие нового матери ала. Организует диалог, сталкивает разные точки зрения, подводит к решению проблемы. Рассказ о домашних обязанностях. Решение проблемной ситуации (работа в парах). Познавательные -поиск и выделение необходи- мой информации; построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы. Регулятивные: -составление плана и по- следовательности действий. Коммуникативные: -умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимо- действие и сотрудничество со сверстниками.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Закреп ление. Дает инструкцию Составляют и записывают предложения, используя слова для справок (работа в парах) Познавательные -поиск и выделение необходимой информации; построение логичес- кой цепи рассуждений; постановка и решение проблемы. Регулятивные: -выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, -составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: -умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Провер ка усвоен ного Дает инструкцию Запись слов в предложения в нужной форме. Запись оконча- ний слов в словосочета- ниях, определение окончания Познавательные: -построение логической цепи рассуждений; Познавательные: -самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: -умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на данном этапе Д/з Проводит пояснение по выполнению домашнего задания Записывают задание на дом, задают вопросы Итог. Рефле ксия Организует диалогОценивают результаты своей работы, уровень усвоения знаний Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения и владения теми или иными учебными действиями. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.