Факультатив в 9 классе на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами Учитель русского языка и литературы Мардарь Н.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык 11 класс Учитель Кумпинь Светлана Николаевна БОУ г. Омска «Гимназия139» ( Слайд 17)
Advertisements

Однородные члены предложения как средство выразительности речи.
Пунктуация в предложениях с однородными членами К.М. Дружинина, к.ф.н., преп.кафедры русского языка ЮФУ.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Тема урока: «Предложение с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Подготовка к ЕГЭ.
Тема урока: «Предложения с однородными членами» Класс 8 УМК В.В. Бабайцева.
Урок русского языка Предложения с однородными членами. Составил Бозин Виталий, ученик 8 класса МОУ «Киртелинская СОШ»
Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов, например: Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л.
Презентация к уроку « Однородные члены предложения. Обобщение ». Цель урока : обобщить и закрепить пройденный материал ; формировать умение расстановки.
Однородными членами предложения называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую функцию в предложении.
А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Интеллектуальная викторина по русскому языку. 5 класс. "Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация"
Союз как часть речи. Союзы – служебные слова Сияло солнце и своими лучами согревало землю. Связывают между собой однородные члены предложения. [ O и O.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
8 класс Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Урок русского языка в 9 классе Обобщение по теме «Сложное предложение» Учитель Гусева Л.А. Учитель Гусева Л.А.
ОднородныеОднородные и неоднородные определения Обобщающие слованеоднородные Обобщающие слова 8 класс.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Транксрипт:

Факультатив в 9 классе на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами Учитель русского языка и литературы Мардарь Н.М.

Цели: обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения», рассмотреть и закрепить сложные случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; развивать умения находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением однородных членов; развивать логическое мышление в процессе повторения темы, умение концентрировать внимание и активизировать память при повторении ранее изученного материала; воспитывать коммуникативность, самостоятельность, трудолюбие.

Только интонация, без помощи союзов О, О, О 1)Одиночные соединительные союзы О и О О да О (да = и) Одиночные разделительные союзы О или О О либо О Противительные союзы О, а О О, но О О, да О (да = но) и О, и О, и О О, и О, и О, и О О, О, О, и О, и О О и О, О и О, О и О или О, или О, или О О, или О, или О, или О либо О, либо О, либо О О, либо О, либо О как О, так и О не так О, как О не только О, но и О не столько О, сколько О насколько О, настолько О хотя и О, но О если не О, то О не то что О, а О не то чтобы О, а О

Запятая ставится Распространенные однородные члены предложения (особенно если внутри их имеются запятые) могут разделяться точкой с запятой: Уже давно позади остались расфранченные увеселительные пароходы для экскурсий; выраставший из воды, клокочущий содроганиями поездов вокзал; переливавшиеся звонами металла плавучие доки. При пропуске противительного союза между однородными членами ставится тире: Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся. Если союз и имеет присоединительное значение (= и притом) или если он соединяет два сказуемых, из которых второе указывает на следствие либо выражает резкое противопоставление, быструю смену действий, то перед ним ставится запятая или тире: Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли. Перед присоединительным союзом да и: Осталось прочитать одну только книгу, да и то небольшую.

Запятая не ставится Между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующие единое смысловое целое: Пойду узнаю. Сядь напиши. Посидим поговорим. В устойчивых выражениях: Поговорили о том о сем. Между неоднородными определениями. В сочетаниях типа возьму да и уйду, взял да и рассказал Перед присоединительным и, за которым следует указательное местоимение тот (та, то, те): Родной брат и тот бы больше не сделал для меня. При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и…и, если образуется тесное смысловое единство, а однородные члены не имеют при себе пояснительных слов: Он ею и жил и дышал. Ой, полна, полна коробушка, есть и ситцы и парча. Внутри цельных выражений, образованных двумя словами с противоположным значением, соединенными повторяющимися союзами и…и, ни…ни: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; и холод и голод; ни рыба ни мясо; ни два ни полтора; ни стать ни сесть; ни то ни се и др.

Упражнение 1 Подчеркните однородные члены предложения, расставьте недостающие знаки препинания. 1.Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь основательно. 2.Зимы ждала ждала природа. 3.Она протянула мне свою нежную бледную руку. 4.Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 5.Ни с того ни с сего он обиделся. 6.Не небесам чужой отчизны я песни родине слагал. 7.Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. 8.Легкий ветерок то просыпался то утихал. 9.Было и лето и осень дождливы. 10.Средний сын и так и сяк.

1. ʘ : О, О, О. \ 2. О,О, О - ʘ. \ 3. ʘ : О, О, О - …. ʘ, а именно: О, О, О. / О,О, О - словом, ʘ. / ʘ, как то: О, О, О. \ \ ʘ, например: О, О, О. / / 4. Если однородным членам предложения не предшествует обобщающее слово (словосочетание), то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки. Тут были: Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич, фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зубами, доктор. Ср. в деловой и научной речи: На заседании присутствовали: …. Для получения смеси нужно взять: …. Роли исполняют: …. В ролях: …. 5. Если однородным членам предложения, выраженным собственными именами лиц, предшествует общее для них приложение, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян. Славятся своими здравницами города-курорты Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск (сравните: …следующие города-курорты: …). Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах при них

Упражнение 2 Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них: В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры. В защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский Д.Менделеев. Домашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо равнину холмы. Там стены воздух все приятно. Разные сосуды кувшины стаканы бутылки стояли на полках. Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все достоинства точно родились с ней.

Упражнение 3 Найдите соответствия между предложениями с однородными членами и схемами (учтите, что знаки препинания не проставлены) 1.В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 2.В защиту болгар выступили В. Гюго. Ч. Дарвин О. Уайльд Л. Толстой Ф. Достоевский Д. Менделеев. 3.Улыбку смех и радость и покой я все забыл. 4.Разные сосуды кувшины стаканы бутылки стояли на полках. 5.Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат. 6.Андрей стоял ни жив ни мертв не имея духа взглянуть в лицо отцу. 7.Лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в Наташе. ʘ : О, О, О - …. О, О, О, О – ʘ. ʘ : иО, иО, и О, и О. О, О, и О, и О - ʘ. Ни О ни О О, О, О, О, О, О. О, даО, да О, да О.

Ошибки при использовании однородных членов предложения: 1.Нарушение логического единства: Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве. 2.Объединение в одном ряду видовых и родовых понятий: Медведи и животные леса зимой впадают в спячку. 3.Объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению: Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе. 4.Повторение однозначных слов в качестве однородных членов: Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку 5.Неправильное согласование в предложениях с однородными членами: Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем 6.Неверное управление при однородных членах: Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор 7.Неверное употребление союзов: Декабристы любили и восхищались русским народом. Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Упражнение 4 Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ. 1.Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 6. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 7. Эта пьеса современна и злободневная. 8. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.

Ответы: 1.Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них. 2. Я понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему. 3. Везде: на улицах, площадях, в парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал ее. 5. Маяковский всю жизнь не любил мещанство и брезговал им. 6. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и замечательные спектакли. ИЛИ По этому роману не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные театры. 7. Эта пьеса современна и злободневна. 8. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и внимания дедушки.

Тест «Проверь себя»

Ответы: 1. 1в, 2б, 3б, 4б, 5б. 2. 1в, 2б, 3б, 4г, 5б. 3. 1г, 2а, 3в, 4б, 5б, 6а. 4. 2, 3, 7, 8, 9, 10. Спасибо за работу!