Научно-исследовательская работа «Удивительный мир научных открытий» «Мы такие разные, но, всё таки, мы вместе!» Автор: Болтухина Оля ученица 4 «а» класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь коренного населения тундры К уроку окружающего мира Автор Гизатулина Начия Аминовна учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г. Салехард, ЯНАО.
Advertisements

Предисловие Есть такая земля Ямал. На этой земле живёте и вы – дети тундры, дети природы. Люди, которые жили до нас, могли пользоваться огнём, а самое.
Подготовил: Воспитатель -Мухкулова Юлия Фаритовна МБДОУ детский сад с. Дормидонтовка Вяземского муниципального района Хабаровского края.
1 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. 2 «Дружная семья гору сдвинет».
Чепурная Т.Л., воспитатель МАДОУ 26 д. Божонка 2012.
Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы Восточной Европыбескрайние дремучие леса,
Восточная Азия Презентация по культурно-историческому району Земли Восточной Азии. Авторы проекта: Ромахина Екатерина, Шеповалова Марина, 7 «Б» класс.
Социальный проект ученика 8 класса Фомичёва Руслана (руководитель Иноземцева Н.А.) с. Долгие, 2015 г. Всероссийский конкурс социальных проектов «Люблю.
Информационный проект «Секреты счастливой семьи».
«Посади свое дерево» Презентация к сочинению Автор: Михайлов Алексей, обучающийся 8 б класса МОУ «Красноармейская сош 2» Красноармейского района Чувашской.
Моя малая родина - Чебоксары Выполнила ученица 8 в класса школы 37 Сергеева Анна Валентиновна, 14 лет Чебоксары-2012.
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Я, Адылгиреева Аделина, дочь Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в месяц Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса.
Как известно, что в Африки живут высоки, темнокожие люди. Но среди них есть и исключение А именно... ПИГМЕИ – что в Переводе означает «кулак». Самый маленький.
Проект: «С чего начинается Родина?» Воспитатели Горяева Л.Б. Ерзутова М.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Ласточка»
Основы светской этики Основы светской этики Тема : Тема : Род и семья – Род и семья – исток нравственных отношений исток нравственных отношений Урок 18.
Наш класс – просто КЛАСС! МОУ ООШ 23 города Тамбова 6 Б класс (что было раньше!) Классный руководитель – Громоткова Ольга Борисовна.
Выбор избранника производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке.
«Могущество народа – в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно» « Счастлив тот, кто счастлив.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 1 2. Прочитать § 2 и ответить на вопросы перед ним.
Транксрипт:

Научно-исследовательская работа «Удивительный мир научных открытий» «Мы такие разные, но, всё таки, мы вместе!» Автор: Болтухина Оля ученица 4 «а» класса МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай Руководитель: Черепанова Н.С. с. Турочак 2013 г.

О, Алтай мой, с белых твоих вершин, От застывших стен ледяных белков Я, твой в вечные цепи закованный сын… Сквозь пыль веков, столпотворенье лет, Отбрасывая отблески и тени, Летит по кругу благодатный свет, Нам возвращая память поколений. А.А.Адаров

1. Введение Выбор и обоснование темы: Все мы дети! Что здесь необычного? Просто одни белокурые, другие темнокожие. Почему говорят на разных языках и носят разные одежды? Почему Новый год у всех народов в нашем районе в разное время? Это ещё одно чудо природы, которое подарил нам этот удивительный мир! Эти и многие другие вопросы я задаю своим родителям. Моя исследовательская работа посвящена изучению традиций, культуры и вопросов воспитания среди малочисленных коренных народов моего района, моей малой Родины. Цель исследования: выяснить, какие малочисленные коренные народы проживают на территории нашего района и кто из одноклассников относится к ним. Задачи исследования: Изучить различия культуры и традиций коренных народов. Уметь применять на практике полученные знания. Развитие мышления и познавательных способностей.

Объект исследования: одноклассники и население Турочакского района Методы исследования: Изучение литературы по данной теме. Метод наблюдения и сравнения. Интервью среди одноклассников Актуальность и практическая значимость работы: С каждым годом становится меньше детей, которые заинтересованы в помощи по дому родителям, уходу за животными, растениями. Всё меньше читают книги и знают историю своих предков, своей Родины. Мое исследование – это попытка привлечь внимание моих сверстников к познанию нового, а прежде всего внутреннего я. Материалы могут быть использованы на уроках «Светской этики».

2. Основная часть Наш многонациональный класс Республика Алтай занимает площадь 92,6 тыс. км. По занимаемой площади она превосходит многие европейские государства. В Турочакском районе проживают человека, из которых 28 учатся в нашем классе. Мы - многонациональный класс, наши предки - это русские, украинцы, поляки, немцы, алтайцы, челканцы, шорцы и др. Коренными жителями Горного Алтая являются алтайцы. Однако такое наименование утвердилось лишь после Октябрьской революции 1917года. В настоящее время на территории РФ проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи. В Турочакском районе это шорцы, кумандинцы, челканцы и тубалары.

Почему возвращают коренную национальность своих предков В советское время все коренные жители потеряли ряд льгот, которыми они пользовались прежде: уменьшенное налогообложение, отсутствие воинской повинности и т.п. В этом отношении их положение ухудшилось. В то же время, почти все народы приобрели свою письменность, больше возможностей для получения образования, в том числе и на родных языках, современное медицинское обслуживание и т. д., что создавало условия для роста их численности. Для дальних таёжных народов, где занимаются охотничье-промысловым хозяйством, создавались интернаты для детей, на льготных условиях продавалось продовольствие, снаряжение и т. п. В наши дни население, преимущественно в глубинках района, знают о своей принадлежности к определённому роду. Каждый знает свои традиции и обряды, своё национальное блюдо и элементы одежды. Своей коренной принадлежности могут не знать только обрусевшие алтайцы, а так же те, кто с детства жил вне алтайской среды.

Особенности традиционного воспитания Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок, забота о младших детях. В шестилетнем возрасте мать изготавливает и дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовой коры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастёт и начинает учиться шить, складывает все вещи, необходимые для рукоделия. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь, а после смерти её кладут в гроб. Мать и старшие сёстры показывают девочке, как разминать шкурки животных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи для аппликаций Сыновей с 5-6-летнего возраста отец всюду берёт с собой. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит и проверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева, запрягает коня. С лет ему разрешают пользоваться ружьём и за ним ухаживать, стрелять в цель. Перед первой самостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказывает свою способность метко стрелять, считается недопустимым оставлять раненого зверя на мучения. Мальчика знакомят с правилами поведения в лесу. Воспитывая мальчиков, они стремятся выработать в них смелость, находчивость, упорство. Если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своих сил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц.

Главные воспитатели ребёнка – это мать, отец и ближайшие родственники. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания, навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова, убирают в доме, собирают и чистят ягоды. Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых, вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребёнку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь, и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой.

Тубала́ры (самоназвание туба) люди леса, тюркоязычный народ живущий в Республике Алтай.Республике Алтай

Челка́нцы (чалканцы) народ, живущий на Алтае. Историческое название челканцев - ку-кижи (ku-kiši), или лебединцы. Это говорит о том, что предки челканцев поклонялись птице лебедю и проживали вдоль реки Лебедь.Алтае Мы – потомки челканцев.

Куманди́нцы (самоназвание къуманды, къувандыг) народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области.Алтайском краеРеспублике Алтай Кемеровской области

Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы.шорск.Кемеровской областиРеспублики ХакасияРеспублики Алтай КрасноярскогоАлтайского Наши предки – шорцы.

Жилище Обеспеченные алтайцы жили, как и большинство тюрок, в юртах, а так же в чаадырах, конусообразных жердевых постройках, крытых корой лиственницы или берёзы. Летом – одаг, коническая постройка из молодых деревьев и веток, крытая берестой. Зимой- агыс, низкие четырёх угольные срубы (юрты) с берестяной крышей. Избы русского типа, полуземлянки, с очагом в центре. Пища Мясо зверей и птиц (похлёбки – урге, кочо), кушанья из внутренностей животных (дергом), рыба и пища растительного происхождения (талкан). Напитками служили чаи, молоко.

Религия В прошлом тубалары, челканцы, кумандинцы и шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Приняв православие, они не отошли от языческих традиций. Особо почитаются духи – хозяева воды, огня, гор, тайги и пр. Мироздание разделено на три сферы, на «землю Ульгена», нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом солнце, а на девятом живёт сам Ульген доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала). православнымишаманизманимизмУльгенаУльген

Приметы: - От рождения месяца до полнолуния (14 дней) неблагополучные. В это время чистым духам не камлать, никакого дела не начинать, на промысел не пускаться. - Если ноги рябчика оперяются, скоро будет зима. - Кукушка закуковала на талой лесине (почки не распустились) – ворам неудача. - Копыта у коней потеют – к теплу. -- Кони валяются зимой к бурану, летом – к дождю. Пословицы: От окуня - ухи, от дурака - ума не жди. Сухая ложка рот дерёт. Хоть худая, да была бы изба, хоть постныя, да были бы щи. Как только хлеба-соли моей стало мало, так и голова моя стала плешива. Если зверь, то с шерстью; если человек, то с именем. С добрым поведёшься, добро переймёшь; с худым поведёшься, худое переймёшь. Задравши голову, тотчас споткнёшься. Река, вышедшая из берегов, не будет морем, человек бросивший ум, не будет ханом.

Загадки: Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Лодка и весло) Стучит, гремит сивый иноходец наперёд идёт. (Вскрытие реки – лёд идёт) Змея ползёт, за собой ремень волочет. (Иголка с ниткой) Без окон, без дверей полна изба людей. (Кедровая шишка) Где полежит красный козёл, там и трава не растёт. (Пожар) Пну ногой – щепка, в рот возьмёшь – сладко. (Курительная трубка) Занятия Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, земледелие, скотоводство, торговля и извоз. Ремеслом у коренных жителей занимались женщины - это ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Изготовление седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).рыболовство земледелие

Праздники Чага-Байам – тюркский Новый год, отмечается 17 февраля. Чыл пажи Новый год, в основном отмечают шорцы марта в день весеннего равноденствия.день весеннего равноденствия Тилгаяк – весенний праздник отмечается только в полнолуние, примерно 24 марта. Мултык праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Тюрюк-Байрам – праздник Кедра, отмечается в июле. Эл Ойын –праздник игр, состязаний, фольклора. Шор-Пайрам - праздник посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также, как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (например: у шорцев - конкурс красоты; у кумандинцев на этом празднике совершалось ритуальное жертвоприношение коня и проходили знакомства, смотрины, сговоры родителей молодых.) 9 августа день всех малочисленных коренных народов.

Заключение Наше время Сегодня наблюдается постепенное исчез- новение традиционной культуры малочислен- ных народов. Но, начи- ная с 1998 года, возобновляются нацио- нальные праздники коренных народов, сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. Стали проводится свадебные обряды – тои, а также имя наречения новорожденного. Жизнь очень сложна и разнообразна, поэтому, люди, будьте к друг другу внимательны, заботливы и уступчивы. Семья – это начало всех начал. Лишь в ней по-настоящему раскрываются самые лучшие стороны человеческой души, она направляет нас к добру и созиданию. Всем известна простая и понятная истина: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Именно здесь мы находим поддержку, понимание, тепло и любовь своих близких. Давайте уважать и чтить традиции наших предков, вернём всё самое лучшее. Ведь будущее- это МЫ!!!

Литература 1. Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. Вып. 1. Кемерово, Тубалары (черневые татары) С.Н.Тарбанакова 2008г.Горно-Алтайск 3. Алтайские инородцы. В.И.Вербицкий 1893г. Москва 4. Атлас культур и религий. Народы России. 2011г. Москва 5. Материалы статистики из архива Отдела ЗАГС Турочакского района Комитета по делам ЗАГС Республики Алтай