«Риторика на занятии иностранного языка: инструкция по применению» Курикова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся выступать публично Как подготовить доклад на конференцию? Курикова Наталья Владимировна.
Advertisements

Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Комплексное исследование учащихся 7«а» класса ССС
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Транксрипт:

«Риторика на занятии иностранного языка: инструкция по применению» Курикова Наталья

О чем разговор? Кратко о возможностях риторики как науки о речевом инструментарии: О предмете риторики как предмета О риторических аспектах преподавания языка О том, что необходимо знать преподавателю языка О том, что необходимо уметь студенту

Что относят к риторике? Какие могут быть задания по риторике? Как можно использовать риторику на занятиях РКИ? Что можно почитать о риторике? Каковы аспекты изучения риторики?

Что сказать? Как сказать? Что ты сказал?! Скажи, птичка моя! РИТОРИКА – НАУКА ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ОБЩЕНИИ

Эффективное общение Как выразить мысль? Какова техника речи? Что сказать? Как развить речь? Как передать информацию данной аудитории? Как говорят электротехники, экономисты, хмики и т.д.?

План 1. Техника речи 2. Технология работы с текстом 3. Оценка устного текста

1. Техника речи Осанка Чистота звуков, артикуляции Жесты Интонация

1. Техника речи Контроль осанки при говорении, правильное дыхание Чистота звуков, артикуляции Регулярные специальные артикуляционные задания. Прорекламируйте, продайте, поспорьте, объявите: Лидер лодырей У осы не усы, не усищи, а усики У Прокопа укроп

1. Техника речи Интонация Синдромом Баоюя - явление русской женской речи в речи ИС мужского пола впервые было отмечено у китайских учащихся, поэтому условно называют его синдромом Баоюя Цзя Баоюй – главный герой китайского классического романа XVIII века Сон в красном тереме, выросший в женском обществе – среди своих сестер и служанок и заимствовавший особенности женского поведения и во многом напоминавший девушку.

Синдромом Баоюя Жалоба и выражение растерянности: - Ой, у меня ужас, кошмар (прижимает правую руку к сердцу). В пятницу защита курсовой. На защите будут профессора очень серьезные, а я не знаю… (В ответ на оперативно присланную информацию) Ах, я даже не ждал так быстро! (…) Ой, с новым годом!!!! Хотя наш новый год еще не подошел, поэтому я еще живу в прошлом. :) (пытается мягко отказать в просьбе) Ой, я занят!

1. Техника речи Невербальное поведение - важен зрительный контакт! При произнесении речи имейте «визуальный контакт» со слушателями. Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому вашему слушателю – пусть они чувствуют ваше внимание. Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное вам лицо

2. Технология работы с текстом 2.1. Устная – письменная форма речи 2.2. Жанры речи. Типы речи. Связки между частями. Способы начала и конца текста 2.3. Смысловые модели речи – топосы 2.4. Логические способы расположения материала

2.1. Устная и письменная форма речи – это разные «языки»! «Вкусный рассказ»: детали, необычные наблюдения. Говорите о том, что любите, хорошо знаете. Связывайте с известным, видимым, доступным аудитории – «что вижу, то пою». Важна наглядность!

Коммуникативное пространство пространство «врагов», находящихся «по ту сторону баррикад», видящих объект совершенно с других позиций. пространство «своих», находящихся в одном коммуникативном пространстве, на одной идеологической платформе, наблюдающих объект с одних и тех позиций Свой = знаю понимаю люблю хороший Чужой = не знаю не хочу знать не люблю плохой

Как используется принцип деления мира на «своих» и «чужих»? в целях эффективной/ гармоничной коммуникации в целях манипуляции Не всегда можно четко разделить цели коммуникации!

Как создать коммуникативную близость? Особенности разговорной речи лексика простота и доступность оценочность -просторечная -жаргонная -разговорная экспрессивность синтаксис -простые предложения -незаконченные конструкции -восклицательные модели

МЕТАФОРА – инструмент образности упрощает понимание сложных явлений, понятий привлекает и удерживает внимание выражает позицию автора, оценку является инструментом манипуляции

Конкретность. Образность. помогает зримо воспринимать звучащее слово -образность -выбор слов -примеры как конкретное проявление слов Я программист. Моя подруга рассталась со мной. Она сказала: «Ты не можешь защитить мой компьютер, а как будешь защищать меня?». Я хранил молчание. Недавно я купил антивирус Касперского с более удобным пользовательским интерфейсом, со 100% защитой от вирусов, даже с защитой от неизвестных вирусов. Сейчас я познакомился с новой подругой. Касперский защищает ее компьютер, а я защищаю ее. Мы счастливы. Без безопасности – без подруги! Ван Чао, студент ТПУ из Китая, будущий программист

Как выразить отчуждение? Форма множественного числа Говорить на «вы» Там, какой-то там Да какая там стипендия! Я по ресторанам не хожу! и много других способов…

Текст вступления к неформальному выступлению Тема: Исследование анизотропии механических и магнитных свойств ферритной стали Как известно, в медицине невозможно обойтись без диагностики. Например, когда человек болен, как проверить, что у него в организме? Конечно, можно сделать разрез (т. е. использовать хирургию). А это, как вы понимаете, неизгладимый след на всю жизнь, поэтому необходимо искать нехирургические способы. А если у нас не человек, а сталь? Ведь у стали тоже есть организм т. е. своя структура, но мы же не можем сделать операцию стали. Правда? Вот, например, у меня в руках образцы стали 65Г, посмотрите на них, как вы думаете, у какого образца нарушена структура? Как мы можем контролировать свойства стали, не нарушая ее структуру? Вот что мы сделали: экспериментальным путем разработали способы диагностики заболевания ферритной стали, т. е. разработали неразрушающий - щадящий - контроль ферритной стали. (Лю Шань)

2.2. Жанры речи. Формы речи. Связки между частями. Способы начала и конца текста. Письма (официальные/ неофициальные). Письменный этикет -как обратиться? -что выражают разные способы обращения? -как сделать переход от части к части? -как сделать запрос информации? -как вежливо отказать? -как попрощаться? -как выразить надежду на дальнейшее общение?

Жанры речи. Эссе («Русские. Какие они?») Реферат (описание видеосюжета, обзор информации и т.д.) Ролевые игры (жанр совещания, банкета и т.д.) смена ролей при рассказе новостей, пересказе текста. Хорошо «идет» задание на озвучивание фильмов, мультфильмов

ТИПЫ РЕЧИ Информационный тип (для передачи информации) Аргументирующий тип (для убеждения аудитории в мысли или для побуждения к действию) Эпидейктический тип (для удовольствия аудитории - поздравление, тост и др.) (см. Михальская А.К. Основы риторики для кл.) Существуют и другие классификации

Ролевые задания (ХТФ) 1. Напишите деловое письмо директору предприятия- изготовителя тест-сепараторов. Задача - сделать предприятию-изготовителю заказ на тест-сепаратор. К письму приложите заполненный опросный лист. 1. Разыграйте телефонный диалог между инженером нефтеперерабатывающего завода и предприятием- изготовителем факельных установок. Задача – заказать для нефтепереработки факельную установку. Используйте материалы опросного листа.

Ролевые игры Тема «Совещание специалистов по вопросу производственного кризиса» Задача – в процессе совещания решить вопрос: как избежать производственного кризиса на предприятии? Тема «Брак. Семейные отношения»

2.3. Смысловые модели речи – топосы Что сказать? Как сказать? Какие идеи извлечь из памяти? (см. Аннушкин В.)

Топосы Топосы - основные способы создания речи - «места» или «хранилища» (лат. topos – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы - общие места, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача говорящего/пишущего – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.

Топосы определение, целое – части, род – вид, свойства – качества – характеристика, сравнение, противоположность (антитеза), имя, причина – следствие, условие, уступка, время, место, пример, свидетельство

Топос «определение» Общая модель: что - это что; что является чем и др. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других - распространенности и украшенности.

Как поздравить с новым годом дворника? (образец - см. гиперссылку)

2.4. Логические способы расположения материала В любой аргументации предполагается наличие тезиса и доводов. Сигналы тезиса Потому что Так как Поскольку Если При условии что Как показывает На что указывает По причине Как можно заключить Во-первых Сигналы довода Поэтому Значит Так что Таким образом Следовательно Тогда Отсюда следует, что Можно заключить, что В результате

Структура аргументации По форме построения и способу ведения доказательств Виды рассуждений В зависимости от логического способа мышления - дедуктивные и индуктивные В зависимости от того, как доказывать - истинность или, наоборот, ложности выдвинутого положения - рассуждения-утверждения и рассуждения-опровержения. В зависимости от способа ведения доказательства. - рассуждения с прямым доказательством - доводы, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, - рассуждения с доказательством от противного - истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений.

пример Допустим, что это не так… Тогда.. А так как этого не может быть, то верно первое положение

Логические способы расположения материала Индукция Дедукция Аналогия и др.

Индуктивный самый древний: от отдельных действий и фактов к обобщениям, формулировкам законов шли наши предки Просыпал соль, встретил черную кошку Значит, жди неприятностей

Дедуктивный Используют, когда хотят рассмотреть конкретное явление с точки зрения известного положения, закона Ждать неприятностей Соль просыпать, кошку встретить

Концентрический и ступенчатый Наличие единого центра – проблемы. Вокруг проблемы располагается материал проблема 231

Передача информации. Правило 1. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ И НОВЫМ, И СТАРЫМ Публика не питает интереса к обычному. Ее интересует все новое, не похожее на старое. Но важно показать связь с известным, старым! (# новый год и сессия) 1. Если тема старая, развивайте ее в связи с новыми фактами и насущными интересами. 2.Если тема новая и необычная, развивайте ее, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт.

Правило 2. ВНОСИТЕ В РЕЧЬ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗМА Драматические элементы конфликт, ожидание, развязка. В них много личного, много от непосредственных переживаний. Их можно представить в первом лице, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие или явление развертывается прямо на глазах. Если речь отражает борьбу, которая кроется за различными выводами, входящими в тему, то она вызовет интерес слушателя. Драматизм не в самих идеях, а в конфликте, который они вызывают. Восстановление картины преступления один из наиболее эффектных приемов, к которому прибегают юристы- криминалисты

Пример темы «Умение сосредоточенно заниматься» Крепко ухватившись за шиворот, я швырнул себя к письменному столу. Яростно кидаюсь на книги, хватаю бумагу, карандаш и, стиснув зубы, начинаю... Один параграф... другой... третий... Чувствую какую-то неловкость... Уж не с желудком ли что? Где, собственно, боль?.. Да-да, здесь... Уж не аппендицит ли?.. Нет, просто хочется есть. Вот в чем дело!.. Невозможно заниматься, если умираешь с голоду...

Примеры заданий 1. Подготовьте информационную речь, рассказав о том, как вы ждете окончания лекции. 2. Расскажите о том, как вы готовите ужин 3. Расскажите о ком-либо из присутствующих. 4. Расскажите, как надо готовиться к экзамену.

3. Оценка речи возможна по следующим показателям: идеи, содержание речи (согласны ли вы с тем, что говорится: позицией оратора по данному вопросу?) слова – их правильность, чистота, выразительность, богатство, оригинальность (получила ли аудитория эстетическое удовлетворение от словесного стиля оратора?); эмоция, энергетика речи (создал ли оратор нужное настроение среди слушателей? Привлек ли их на свою сторону?) синтаксис, конструкция фразы, соединение слов (были ли слова уложены в фигуры речи, которые были уместны для восприятия речи?); произношение, т.е. темп и ритм, паузация, дикция, интонирование текста, звучность голоса, тембр (каков был характер произношения?) язык телодвижения, или ораторская пластика, т.е. весь комплекс телодвижений (жесты, мимика, глазной контакт).

Из опыта 1. Какие сильные моменты есть уже у выступающего? Что понравилось и почему? 2. Как автор использовал записи, доску, другие наглядности? 3. Какие вы можете дать советы, которые помогут оратору в дальнейшем работать над своей речью?

ЛИТЕРАТУРА Коммуникативная близость Быкова О.Н. Языковое манипулирование общественным сознанием. Методическая разработка и рабочая программа для студентов заочного отделения юридического факультета. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2007 Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007 Сковородников А.П., Копнина Г.А. Риторический прием// Энциклопедический словарь-справочник. Захарова Е.П. Коммуникативная категория чуждости и ее роль в организации речевого общения // Вопросы стилистики. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 27. Человек и текст. – Саратов, Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке// Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. – М., Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., Скрыльникова А.Ю Категория чуждости как одна из ключевых идей русского языкового сознания. (Выпуск )// Электронный вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению

Техника речи Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М., Гендер в вербальной этнокультуре// Язык. Миф. Этнокультура. – Кемерово, 2003 Потапов В.В. Дифференциация русской звучащей речи с учётом гендерного фактора/ / Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – М., – С

Общая риторика. 1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - М. Флинта [и др.], 2007*(топосы)Аннушкин В.И.Риторика. Экспресс-курс: учебное пособиеМ. Флинта [и др.], Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов - М. Приор, 2001*Клюев Е.В.Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузовМ. Приор, Пугачев И.А., Будильцева М.Б. Культура делового и научного общения. – М.: Издательство РУДН, Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, Стернин И.А.5. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие - М. Academia, 2005*Практическая риторика. Учебное пособиеМ. Academia, Курикова Н.В. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения. Пишем научный проект. [Электронный ресурс]:

Игровые задания 1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие для практических семинаров и краткосрочных курсов / – М.: Флинта: Наука, 2006 (топосы) 2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М, 2007 Развитие письменной речи 1. Пугачев И.А. и др. Пишем изложение, составляем конспект. Учебное пособие для студентов-иностранцев. М., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Пишем эссе. СПб, 2003 Сферы общения 1. Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Русский язык: сферы общения. Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев. М., Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком. М., 2007

Благодарю за внимание! Курикова Наталья