Контроль и мониторинг процесса разработки и реализации проекта введения ФГОС НО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Организация работы школы в пилотном режиме по внедрению ФГОС в образовательный процесс Шаг1.Создание совета и рабочей группы для разработки и управления.
Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования. Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Шуляк Н. В.. Этапы разработки и осуществления программы модернизации 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной.
Система работы по введению ФГОС основного общего образования: проблемы и перспективы.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель.
Направление анализа Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования:
Причины возникновения проектной технологии Понятия проектов и программ появились к концу ХХ века Объективными причинами для их повсеместного распространения.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях введения новых ФГОС общего образования зам.директора по УВР МОУ-СОШ села Озёрное Киреева Н.Н. зам.директора.
Управление образования Некрасовского муниципального района Некрасовский МР 2010год.
Транксрипт:

Контроль и мониторинг процесса разработки и реализации проекта введения ФГОС НО

Задачи системы контроля (мониторинга): четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля работ по разработке и реализации проекта; устанавливать соответствие фактического хода работ запланированному; осуществлять сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработку и анализ; обеспечивать информирование о состоянии работ по разработке и реализации проекта членов Совета по введению ФГОС, участников проекта своего уровня управления, а также выше и нижестоящего по иерархии (муниципального и регионального).

Этапы введения ФГОС Содержание проектной деятельности Виды внутришкольного контроля Виды муниципального и регионального мониторинга ПодготовительныйРазработка проекта введения ФГОС Предварительный ВнедренческийРеализация проекта введения ФГОС Текущий ИтоговыйПодведения итогов реализации проектов. Итоговый Таблица 1 Система контроля и мониторинга введения ФГОС

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО, ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО ВШК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ФФЕДЕНИЯ ФГОС ГОТОВНОСТИ (ГОТОВНОСТИ – НА ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ДОЛЖНА СОБИРАТЬСЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СУЩЕСТВЕННАЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФГОС И ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА 1. Принцип минимума причин - только небольшое число факторов процесса реализации проектов оказывает существенное влияние на конечный результат. 2. Принцип точки контроля - наиболее эффективен контроль, осуществляемый в точке приложения усилия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ ПО КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНОВ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ЕДИНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ

Элементами организационного механизма управления реализацией системой единичных проектов являются: цели (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты (кто контролирует), объекты (что контролируется), процедуры (каким образом осуществляется контроль), периодичность (как часто).

Вид контроляЦели контроля Субъекты контроля Объекты контроля Процедуры или методы сбора информации для контроля Периодичность контроля или сроки начала и окончания контроля Предварительный Текущий Итоговый ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ (СИСТЕМА КОНТРОЛЯ)

Вид контроляАнализ данных контроля Выработка решения Принятие решения Сроки исполнения решения Ответственные за исполнение решения Предварительный Текущий Итоговый Система принятия решений по итогам контроля Результатом контроля должна стать выработка решения по корректировке: в составе работ по реализации единичных проектов; в запланированных результатах работ; в сроках их начала и окончания; в составе ответственных исполнителей; в конечных целях проекта.

Виды контроля и мониторинга Цели ВШК, муниципального и регионального мониторинга Объекты ВШК, муниципального и регионального мониторинга Периодичность ВШК, муниципального и регионального мониторинга ПредварительныйОценить наличие ресурсов для разработки проектов Оценить качество проектов введения ФГОС. Ресурсы (кадровые, организационные, правовые) для разработки проектов введения ФГОС 1.До начала работ, связанных с разработкой проекта введения ФГОС 2.На этапе разработки проекта 3.По итогам завершения разработки проекта введения ФГОС ТекущийВыявить степень соответствия процесса введения ФГОС запланированному в проектах. Определить причины возникающих отклонений. Разработать решения по коррекции возникших сбоев в процессе введения ФГОС. Откорректировать процесс реализации проектов введения ФГОС. Добиться того, чтобы запланированные сроки и качество введения ФГОС соответствовало запланированному в проектах. Выявить степень готовности школ муниципальных образований и регионов к переходу на новый ФГОС (на основе критериев трех уровней) Реализация запланированных изменений в школе, муниципальных и региональных образовательных системах и их ресурсах: в процессе обучения школьников; в процессе воспитания школьников в подготовке кадров на муниципальном и региональном уровнях; в методическом обеспечении школ; в оборудовании кабинетов школ и т.д. Не менее 3 раз в течение учебного года ИтоговыйУстановить полноту реализации целей введения ФГОС; выявить причины недостатков; внести коррективы в следующий этап работы по введению ФГОС Сформированность УУД обучающихся. Реализация личностных целей Реализация предметных целей. По итогам учебного года и первого года реализации проекта. ПредварительныйВыявить степень готовности ресурсов, созданных в проекте, к введению ФГОС в новом учебном году Методические ресурсы Кадровые ресурсы Оборудование кабинетов Перед началом нового учебного года Содержание элементов системы контроля

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ Критерий Критерий - это основание для оценки какого-либо явления, мерило суждения о нем (от греч. kritērion – средство для суждения). Измеримость. Показатель – средство измерения критерия; Показатель – средство измерения критерия; каждый показатель представляет определенную характеристику критерия. Устанавливает, что, где, когда, каким образом подлежит измерению. Индикатор Индикатор - с латинского индикатор (indicator) – это указатель. Позволяет качественно охарактеризовать соответствие процесса критерию: на сколько, в какой степени, на каком уровне, в сравнении с другими и т.д.

Предварительный мониторинг КритерииПоказателиИндикаторы Ресурсная обеспеченность начала работ по разработке проекта введения ФГОС Наличие организационных ресурсов (советов и групп) для начала проектных работ. Информированность, мотивированность; профессиональная компетентность решении задач проектной деятельности Высокая готовность: требуемый ресурс имеется в наличии и соответствует требованиям ФГОС Средняя готовность: ресурс нуждается в доработке Низкая готовность: ресурс отсутствует Обоснованность, надежность и достоверность аналитической информации о предполагаемых изменениях в образовательной и муниципальной системах и требуемых ресурсах Высокое качество аналитической информации: вся аналитическая информация обоснована, достоверна, в ней отсутствуют ошибки, противоречия Среднее качество аналитической информации: некоторые неточности, противоречия. Низкое качество информации: выглядит недостоверной из-за большого количества противоречий и ошибок. Второй вариант: ранжирование учреждений и муниципалитетов: Ресурсная обеспеченность следующего этапа введения ФГОС (нового учебного года) Наличие ресурсов, соответствующих требованиям ФГОС: методических, кадровых, оборудования, аналитической информации. Высокая готовность: требуемый ресурс имеется в наличии и соответствует требованиям ФГОС Средняя готовность: ресурс нуждается в доработке Низкая готовность: ресурс отсутствует Обоснованность, надежность и достоверность аналитической информации о предполагаемых изменениях в образовательной и муниципальной системах и требуемых ресурсах в новом учебном году Высокое качество аналитической информации: вся аналитическая информация обоснована, достоверна, в ней отсутствуют ошибки, противоречия Среднее качество аналитической информации: некоторые неточности, противоречия. Низкое качество информации: выглядит недостоверной из-за большого количества противоречий и ошибок. Второй вариант: ранжирование учреждений и муниципалитетов Система критериев, показателей и индикаторов муниципального и регионального мониторинга введения ФГОС

Текущий мониторинг КритерииПоказателиИндикаторы Ресурсная обеспеченность работ по введению ФГОС Наличие качественных методических; нормативных правовых; оборудования учебных кабинетов кадровых ресурсов, то есть обеспечивающих успешное введение и дальнейшую реализацию ФГОС. Высокая готовность: требуемый ресурс имеется в наличии и соответствует требованиям ФГОС Средняя готовность: ресурс нуждается в доработке Низкая готовность: ресурс отсутствует Эффективность учебно- воспитательного процесса Соответствие учебно- воспитательного процесса (содержания и технологий) требованиям ФГОС, деятельностномуподхо ду. Высокая эффективность: выполняются все требования ФГОС Средняя эффективность: выполняется основные требования ФГОС Низкая эффективность: введены отдельные требования, качественно процесс не изменился. Другой вариант: ранжирование образовательных учреждений в муниципалитете

Итоговый мониторинг КритерииПоказателиИндикаторы Результативн ость введения ФГОС Полнота достижения предметных, метапредметных и личностных целей учащимися школ. Объем и правильность выполнения проверочных работ обучающимися. Ранжирование школ и муниципалитетов по показателю качества выполнения проверочных работ обучающимися.

Периодичность предварительного мониторинга Объекты мониторинга 1. До начала работ, связанных с разработкой проекта введения ФГОС Организационные ресурсы Школьные, муниципальные, региональные Советы по введению ФГОС Рабочие группа проекта введения ФГОС в школе, муниципальной и региональной системах образования Нормативные правовые ресурсы Положения о совете по введению ФГОС Приказы о разработке и реализации проектов введения ФГОС школьного, муниципального и регионального уровней ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Периодичность и объекты предварительного мониторинга

2. На этапе разработки проекта Организационные ресурсы Микрогруппы, отвечающих за выполнение пакетов работ, связанных с введением ФГОС в школе, муниципальной и региональной системе образования 3. По итогам завершения разработки проекта введения ФГОС Методические ресурсы Школьные, муниципальные, региональные проекты введения ФГОС Основные образовательные программы школ, программы поддержки муниципального уровня, рекомендательные ОП по учету региональных и национальных особеностей. Информационно-аналитические ресурсы начального состояния системы Информация о предполагаемых изменениях в образовательных системах школ: в целях, учебных планах, программах по предметам, в планах воспитательной работы, в технологиях. Изменения в муниципальных системах поддержки ООП. Информация о требуемых изменениях в учебниках, учебном оборудовании подготовке кадров.

4. Перед началом нового учебного года Методические ресурсы школ с учетом потребностей следующего учебного года Откорректированная основная образовательная программа школы на новый учебный год Учебные планы школы на новый учебный год Программы воспитывающей деятельности работы на новый учебный год Планы методической работы учителей школы на новый учебный год Планы методической работы школы на новый учебный год Учебная литература, учебники, соответствующие ФГОС на новый учебный год Методические ресурсы ММС Планы методической поддержки школ на новый учебный год Модели диссеминации передового опыта на новый учебный год Планы работы с кадрами в межсессионный период (тьюторское сопровождение ПК кадров) на новый учебный год Методические ресурсы регионального уровня Планы учреждений ДППО по подготовке кадров (всех специальностей) на новый учебный год Образовательные программы подготовки кадров на новый учебный год Методические рекомендации для различных категорий кадров по актуальным вопросам введения ФГОС на новый учебный год Оборудование учебных кабинетов Кадровые ресурсы с учетом потребности нового учебного года Подготовленные (сертифицированные) учителя Подготовленные (сертифицированные) руководители школ Подготовленные (сертифицированные) школьные психологи Подготовленные (сертифицированные) методисты начальных классов Подготовленные (сертифицированные) методисты по работе с руководителями школ Подготовленные (сертифицированные) руководители ММС Подготовленные (сертифицированные) специалисты муниципальных органов управления образованием.

Периодичность текущего мониторинга Объекты текущего мониторинга 1. Этап текущего мониторинга Методические ресурсы школ Основная образовательная программа школы Учебные планы школы Программы воспитательной работы Планы методической работы учителей школы Планы методической работы школы Учебная литература, учебники, соответствующие ФГОС Методические ресурсы ММС Планы методической поддержки школ Модели диссеминации передового опыта Планы работы с кадрами в межсессионный период (тьюторское сопровождение ПК кадров) Методические ресурсы регионального уровня Планы учреждений ДППО по подготовке кадров (всех специальностей) Образовательные программы подготовки кадров Методические рекомендации для различных категорий кадров по актуальным вопросам введения ФГОС Кадровые ресурсы: Подготовленные (сертифицированные) учителя Подготовленные (сертифицированные) руководители школ Подготовленные (сертифицированные) школьные психологи Подготовленные (сертифицированные) методисты начальных классов Подготовленные (сертифицированные) методисты по работе с руководителями школ Подготовленные (сертифицированные) руководители ММС Подготовленные (сертифицированные) специалисты муниципальных органов управления образованием Нормативные правовые ресурсы школ: Обновленные должностные инструкции сотрудников школ Обновленные Положения об оплате труда Нормативные правовые ресурсы муниципальных органов управления образованием: Обновленные нормативы подушевого финансирования ОУ Нормативное регулирование вопросов взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования и финансирования воспитательной работы школ. Периодичность и объекты текущего мониторинга

2. Этап текущего мониторинга Реализация изменений в учебных программах в технологиях обучения в содержании и технологиях воспитывающей деятельности Реализация изменений в оборудовании учебных кабинетов Кадровые ресурсы Подготовленные (сертифицированные) учителя Подготовленные (сертифицированные) руководители школ Подготовленные (сертифицированные) школьные психологи Подготовленные (сертифицированные) методисты начальных классов

3. Этап текущего мониторинга Реализация изменений в учебных программах в технологиях обучения в содержании и технологиях воспитательной работы Изменения в оборудовании учебных кабинетов Кадровые ресурсы Подготовленные (сертифицированные) учителя Подготовленные (сертифицированные) руководители школ Подготовленные (сертифицированные) школьные психологи Подготовленные (сертифицированные) методисты начальных классов Подготовленные (сертифицированные) методисты по работе с руководителями школ Подготовленные (сертифицированные) руководители ММС Подготовленные (сертифицированные) специалисты муниципальных органов управления образованием Подготовленные (сертифицированные) методисты по работе с руководителями школ Подготовленные (сертифицированные) руководители ММС Подготовленные (сертифицированные) специалисты муниципальных органов управления образованием

Периодичность текущего мониторинга Объекты итогового мониторинга В конце учебного года Реализация школами : предметных целей; метапредметных целей; личностных целей обучающихся Периодичность и объекты итогового мониторинга

Объекты мониторинга Количество школ муниципальной образовательной системы С высоким уровнем значений индикатора Со средним уровнем значений индикатора С низким уровнем значений индикатора Проект введения ФГОС 40%50%10% Основная образовательная программа школы 20%30%50% Учебники 80%10% Пример таблиц для сбора информации мониторинга *Можно сделать таблицы по отдельным предметам учебного плана.

РЕГИОНОВМУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Наличие рекомендаций по учету национальных, региональных, этнокультурных особенностей в ООП школы. Наличие образовательных программ, позволяющих учитывать эти особенности. Рекомендации по учету национальный, региональных и др. особенностей в содержании учебных программ. Рекомендации по формированию части школьного учебного плана, разрабатываемой участниками образовательного процесса с учетом особенностей территории. Эксперты и методика экспертизы программ. Проведена экспертиза и последующая коррекция программ. Разработана и утверждена ООП (учебный план, учебные программы учителей) ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС Критерии: методической, нормативной-правовой, кадровой и др. ресурсной готовности

Положение и совете по введению ФГОС, приказы о формировании рабочей группы проекта и микрогрупп. Рекомендации по изменению в НСОТ и подушевом финансировании модели взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования в реализации ООП Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС, включая должностные инструкции, Положение о НСОТ и др. Эффективная работа механизмов обеспечения школ новыми учебниками Определен список учебников и пособий (приобретены )

Модернизированная система ПП и ПК кадров: программы и их методическое обеспечение. Региональный банк программ ПК по вопросам введения ФГОС Система методической поддержки учителя и руководителя школы. Ее методическое обеспечение и подготовленные кадры. Определена система методической работы с учителями школы Планы ПП и ПК. МО и учителей Модель развития детской одаренности в регионе на всех уровнях в рамках ФГОС Модель работы с учащимися, имеющими проблемы в состоянии здоровья с учетом требований ФГОС Модель поддержки системы воспитывающей деятельности школы в муниципалитете (сетевые мероприятия, сетевые образовательные программы, дополнительное образование, условия для социализации мл. школьников и др.) Определена модель организации внеурочной воспитывающей деятельности и разработаны ее программы Наличие эффективной системы ПП и ПК кадров Эффективная деятельность ММС по поддержке учителей Подготовлены кадры

Наличие эффективно работающих структур и механизмов обеспечивающих переоборудование кабинетов начальной школы. Наличие эффективно работающих структур и механизмов обеспечивающих переоборудование кабинетов начальной школы Приведено в соответствие с требованиями ФГОС оборудование кабинетов Решенность вопросов финансирования новых компонентов ФГОС, наличие финансовых средств и механизмов финансирования учреждений в соответствии с новыми требованиями ФГОС Определены финансовые средства (есть в наличии) для реализации ООП

Объекты контроля Субъекты контроля Сроки контроляМетоды сбора информации НачалоОкончание 1.Степень освоения педагогами новой образовательн ой программы Завуч, руководитель Рабочей группы МайАвг.Собеседование с педагогами, изучение документации 1.Степень обеспеченност и учебниками, методическим и материалами и пр. Завуч, директорАвг. Изучение документации 1.Степень обеспеченност и необходимыми материально- техническими ресурсами Завуч, директор,ИюньАвг.Изучение документации ……..…..…. ПРИМЕРЫ Пример организационного механизма внутришкольного контроля степени подготовки школы к введению ФГОС Графики контроля составляются отдельно на каждый его вид: предварительный, текущий и итоговый. Пример такого графика представлен ниже.

Объект контроляСодержание контроля Месяц, субъекты контроля Методы сбора информации Ресурсное обеспечение (информационное, научно- методическое; кадровое; материально- техническое) 1.1 Проверка уровня освоения педагогами учебных программ по предметам Р*Р* Р Собеседование с педагогами 1.2 Проверка достаточности учебников, учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий и др. РР Изучение документации 1.3 Проверка готовности помещений, оборудования и инвентаря к реализации единичных проектов нововведений Р Изучение документации; экспертных заключений программ Пример оформления графиков внутришконтроля реализации нововведений в начальной школе при введении ФГОС График предварительного контроля реализации единичного проекта школы

Объект контроля Содержание контроля Месяц, субъекты контроля Методы сбора информации Реализация требований ФГОС во внеучебной деятельности 1.1 Проверка качества реализации мероприятий спортивной направленности Р Собеседование с педагогом, изучение документации 1.2 Проверка качества реализации мероприятий патриотической направленности Р График текущего контроля реализации единичного проекта школы

Объект контроля Содержание контроля Месяц, субъекты контроля Методы сбора информации Результат формирова ния универсаль ных учебных действий 1.1 Оценка результатов формирования регулятивных действий у учащихся 1-х классов ЗР Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации 1.2 Оценка результатов формирования познавательных действий у учащихся 1-х классов ЗР Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации График итогового контроля реализации единичного проекта школы * Д – директор; З – завуч; Р – руководитель рабочей группы; ОР – ответственный разработчик единичного проекта