Кластерные анализы лицейской системы образования, системы воспитания, педагогической компетенции учителей лицея как инструмент управления качеством образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ По реализации пилотного проекта по развитию общего образования.
Advertisements

Роль методических объединений в повышении познавательной активности учащихся.
Критерии оценки качества работы учителей. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИННОВАЦИОННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 г. Ярославля Работа образовательного учреждения по улучшению качества знаний.
П Программа развития ОУ на ЗАДАЧИ: Создание на базе школы возможности получить качественное образование. Вовлечение обучающихся в реализацию.
Публичный доклад Муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа 12 с углубленным изучением.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Управление образования администрации Арсеньевского городского округа Мониторинг качества образования 2011 год.
Позволяет получить информацию о зависимости качества образования от характеристик учебного процесса, определить место МО в общем пространстве школы. Констатирует.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Итоги работы школы в условиях реализации национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Задачи на учебный год. Педагогический совет.
Результаты работы секции учителей математики, физики и информатики МОУ «СОШ 8» |г. Канаш Чувашской Республики |Июнь 2008.
Анализ педагогической деятельности. Предлагаемые формы анализа педагогической деятельности помогут: Заместителю директора школы по УВР: - увидеть сильные.
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
Программа повышения качества образования в БМАОУ « Лицей 7» Августовский педагогический совет
По итогам анализа профессиональной деятельности воспитателя, предъявляемым к первой и высшей квалификационной категории ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Анализ научно-методической работы школы за учебный год Заместитель директора по научно- методической работе Тимченко Н.М.
Организационно- методические мероприятия на учебный год МОУ «Информационно-методический центр» 2011.
Мо русского языка и литературы. ПЕДСОВЕТ 31 марта 2009г ТЕМА: ТЕМА: «Мониторинг качества образования». «Мониторинг качества образования».
Транксрипт:

Кластерные анализы лицейской системы образования, системы воспитания, педагогической компетенции учителей лицея как инструмент управления качеством образования

Характеристика проблем администрация лицея не имеет оптимальных инструментов управления качеством образования Педагоги осознают, что качеством воспитания можно и нужно управлять, но отсутствуют объективные надёжные системно-ориентированные диагностические методики, технологии оценки качества воспитания. Классные руководители проводят много мероприятий с обучающимися и родителями, но их работа оценивается реже, чем работа учителей-предметников Снижение качества обученности в 5-9 классах на 1,3% Уменьшение количества победителей и призёров муниципального тура всероссийской олимпиады школьников с 30 до 21 Снижение уровня профессиональной компетентности учительского коллектива: средний балл по «Листу оценивания профессиональной компетентности, результативности деятельности учителя» за последние три года снизился с 36 до 33 баллов.

Цель инновации создание системы управления качеством образования для оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей формированию ключевых компетентностей у обучающихся, самоопределению личности лицеиста, созданию условий для ее развития и самореализации, формированию человека и гражданина.

Порядок проведения кластерных анализов: Кластерный анализ качества образования лицея Решение педсовета от г. Протокол 2 Кластерный анализ качества системы воспитания лицея Решение педсовета от г. Протокол 1 Кластерный анализ педагогической компетенции учителей лицея Решение педсовета от г. Протокол 3

Рабочими группами лицея была проделана следующая работа Сформирован перечень показателей и индикаторов для оценки качества образования, качества системы воспитания, педагогической компетенции учителей лицея. Создана система мониторинга по показателям условия и результата (подобраны, разработаны диагностики, с помощью которых были получены данные для показателей условия и результата). Проведена кластеризация классов и педагогов лицея. Осуществлен анализ качества образования, педагогической компетенции учителя по наполняемости кластеров. Приняты управленческие решения по результатам кластерных анализов.

Кластерный анализ системы образования Кластерный анализ системы воспитания Кластерный анализ педагогической компетенции учителей Карта педагогической компетенции учителя Индивидуальная траектория развития профессиональных качеств учителя и классного руководителя

Комплекс показателей и индикаторов Количество показателей условия Количество показателей результата Для кластерного анализа качества образования лицея 3925 Для кластерного анализа качества системы воспитания лицея 4718 Для кластерного анализа педагогической компетенции учителей лицея 1215

Доля преподавателей класса высшей квалификационной категории Доля преподавателей класса второй квалификационной категории Доля учителей, владеющих компьютерными технологиями Доля учителей-предметников, сменившихся в классе в течение последних двух лет Доля учителей класса с высоким и очень высоким уровнями обучающей деятельности Доля учителей класса с уровнем обучающей деятельности ниже среднего Доля учителей класса с высоким уровнем мастерства и творчества Доля учителей класса с низким уровнем мастерства и творчества Доля учителей класса с высоким уровнем технологичности работы Доля учителей класса с низким уровнем технологичности работы Доля предметов с низким уровнем реализации учебных программ Количество дополнительных занятий, проведённых с отстающими и одарёнными учащимися Доля учителей, занимающихся самообразованием

Доля учащихся, не имеющих отклонений в здоровье Доля учащихся, имеющих асоциальные отклонения Доля учащихся, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития Доля учащихся, обладающих низким уровнем интеллектуального развития Доля учащихся, имеющих высокую мотивацию к образованию, интерес к изучению предмета Доля учащихся, имеющих низкую мотивацию к образованию, интерес к изучению предмета Доля учащихся, нарушающих дисциплину Доля учащихся с высоким уровнем воспитанности Доля учащихся, с низким уровнем воспитанности

Доля предметов, по которым реализуются программы расширенного изучения предмета за счёт факультативов, предметных кружков, ДОУ, профильного обучения Срок формирования класса Доля кабинетов высокого уровня оформления и оснащёния, в которых обучаются учащиеся класса Доля кабинетов низкого уровня оформления и оснащёния, в которых обучаются учащиеся класса

Доля неуспевающих в 1 полугодии Доля учащихся с положительной динамикой качества знаний Доля учащихся с отрицательной динамикой качества знаний Доля учащихся, закончивших 1 полугодие на «4» и «5»

Доля учащихся, победивших в лицейском Интеллектуальном марафоне и внутрилицейских конкурсах по предметам Доля учащихся, принимающих активное участие в лицейском самоуправлении

Показатели условий Харак терис тика Индикатор/показательМетодика расчета Источники информации Общие сведения об учителе Квалификационная категорияВысшая, первая., вторая, б/категорииАттестационные листы Количество часов курсовой подготовки Данные за последние 5 лет Свидетельства, сертификаты курсовой подготовки Классы, в которых работает учитель Доля классов с высоким интеллектуальным уровнем развития Количество классов, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития /общее количество классов, в которых работает учитель *100 (процент) Результаты диагностики Доля классов с низким интеллектуальным уровнем развития Количество классов, обладающих низким уровнем интеллектуального развития /общее количество классов, в которых работает учитель *100 (процент) Результаты диагностики Доля классов с высоким уровнем мотивации Количество классов, имеющих высокую мотивацию к образованию, интерес к изучению предмета /Количество классов. В которых работает учитель *100 (процент) Результаты диагностики Доля классов с низким уровнем мотивации Количество классов, имеющих низкую мотивацию к образованию, интерес к изучению предмета /Количество классов. В которых работает учитель *100 (процент) Результаты диагностики Доля учащихся, не имеющих отклонений в здоровье Количество учащихся, не имеющих отклонения в здоровье/Количество учащихся классов, в которых работает учитель *100 (процент) Классный журнал Количество пропущенных уроков учащимися по болезни в расчёте на 1 ученика Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни/ Общая численность учащихся классов, где работает учитель Отчёт классного руководителя Уровень требований, предъявляемых учителем к учащимся Баллы по тестированию Результаты тестирования Уровень оформления и оснащённости кабинета Общее количество баллов по оценке кабинета/ максимальное количество баллов Оценочный лист кабинета

Показатели результатов Характ еристи ка Индикатор/показательМетодика расчетаИсточники информации Успешность учебной работы Доля учащихся, получивших «4» и «5» по предмету по итогам 1 полугодия Количество учащихся класса, получивших «4» и «5» за 1 полугодие/ Количество учащихся класса *100 (процент) Отчёты учителей- предметников Доля неуспевающих в 1 полугодии по предмету Количество учащихся класса, получивших «2» за полугодие / Количество учащихся класса *100 (процент) Отчёты учителей- предметников Доля учащихся с положительной динамикой качества знаний Количество учащихся класса, повысивших качество знаний по сравнению с 1 четвертью/ Количество учащихся класса *100 (процент) Отчёты учителей- предметников Доля учащихся с отрицательной динамикой качества знаний Количество учащихся класса, снизивших качество знаний по сравнению с 1 четвертью/ Количество учащихся класса *100 (процент) Отчёты учителей- предметников Доля участников школьного тура предметных олимпиад Количество участников лицейский олимпиады по предмету /Количество учащихся классов, в которых работает учитель *100 (процент) Протоколы школьного тура олимпиад Доля победителей и призёров муниципального тура предметных олимпиад Количество победителей городских олимпиад/Количество участников олимпиад *100 (процент) Протоколы муниципального тура олимпиад

Показатели результатов Характ еристи ка Индикатор/показательМетодика расчета Источники информации Активность во внеучебной деятельности Доля обучающихся, принявших участие в творческих конкурсах, смотрах, выставках муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней Количество участников творческих конкурсов, смотров, выставок муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней /Количество учащихся классов, в которых работает учитель *100 (процент) Анализ воспитательной работы Доля обучающихся, принявших участие в творческих конкурсах, смотрах, выставках лицейского уровня Количество участников творческих конкурсов, смотров, выставок лицейского уровня /Количество учащихся классов, в которых работает учитель *100 (процент) Анализ воспитательной работы Кураторство учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью Количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Анализ работы НЛО Количество учащихся-лауреатов научно- исследовательских конференций различного уровня Количество лауреатовДипломы лауреатов Количество открытых уроков, мастер-классов, выступлений на педсоветах, заседаниях лицейских кафедр Общее количество мероприятий на уровне лицея Анализ работы лицейских кафедр Распространение педагогического опыта и участие в научно- методической работе Количество открытых уроков, мастер-классов, выступлений на ГМО, печатных работ Общее количество мероприятий на уровне города Анализ работы лицейских кафедр Количество открытых уроков, мастер-классов, выступлений на конференциях, печатных работ Общее количество мероприятий на областном, всероссийском, международном уровнях Анализ работы лицейских кафедр Руководство методическими объединениями, секциями, творческими группами учителей лицея Приказы по лицею Участие в профессиональных конкурсах, ПНПО и др.Дипломы Количество нарушений исполнительской дисциплиныКоличество замечаний, полученных со стороны администрации Справка

ОтношениеПоказатели воспитан- ности Признаки проявления воспитанности Ярко проявляется проявляютсяСлабо проявляются Не проявляются К обществу Долг и ответственность Выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием, требует такого же отношения от других Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других Неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны учителей и товарищей Уклоняется от общественных поручений, безответственен БережливостьБережет школьное имущество, стремится побудить к этому и других Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований Дисциплинированн- ость Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Оценочные листы кабинетов: Математики Русского языка и литературы Истории Физики Географии Химии Биологии Информатики Трудового обучения Спортивного зала Иностранных языков ОБЖ ИЗО Музыки Начальных классов

(ресурсы и условия) выше среднего средний ниже среднего среднийвыше среднего (результат) уч.г уч.г.

6б класс ПроблемыПричиныПути решения проблем, рекомендации Невысокое качество знаний за 1 полугодие по сравнению с другими классами параллели (41,2%) 1. В классе мало учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, у 73% учеников низкий уровень учебной мотивации 2. Только 21% учащихся данного класса имеет высокий уровень интеллектуального развития, у 19% - низкий уровень интеллектуального развития. 3. Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе заняла продолжительный период времени Учителям-предметникам использовать на уроках и во внеурочной деятельности методы и приёмы, развивающие интеллектуальный уровень учащихся, учебную мотивацию и формирующие познавательный интерес к предмету. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также переходный период, требующий соблюдать сроки для прохождения детьми адаптации к среднему звену школы. Классному руководителю совместно с психологом спланировать индивидуальную работу по ликвидации причин, вызывающих школьную дезадаптацию отдельных детей. В течение года провести занятия с детьми на темы: "Учимся учиться", "Как слушать учителя", "Как выполнить домашние задания", За что ставится отметка", "Как правильно готовить устные задания" и др. Провести родительское собрание на тему: "Учебная деятельность пятиклассников" с приглашением учителей, преподающих основные предметы, чтобы познакомить родителей с основными требованиями, предъявляемыми к учащимся. Мало учащихся с положительной динамикой качества знаний ( снижение качества знаний по сравнению с 1 четвертью на 9,1%) Мало учащихся принимает участие в творческих конкурсах разного уровня Слабая работа классного руководителя по вовлечению учащихся в творческие конкурсы и спортивные соревнования. Классному руководителю пересмотреть план воспитательной работы с целью её активизации, включив такие мероприятия, как концерт для родителей "Алло, мы ищем таланты", классный час "Расскажи о себе", встреча с руководителями спортивных секций"Роль спорта в жизни человека"др. Закрепить за данным кл.руководителем более опытного классного руководителя с целью оказания методической помощи. Мало участников и победителей спортивных соревнований

(ресурсы и условия) выше среднего средний ниже среднего среднийвыше среднего (результат) уч.г уч.г.

КлассПроблемыПричиныРекомендации 5б Снижение уровня воспитанности (с 4,4 до 4,2), увеличение числа учащихся с отрицательной динамикой качества знаний(c 2 5) Низкий индекс сотрудничества классного руководителя при завышенной самооценке профессиональной компетентности Рекомендовать педагогу пройти тренинг общения, заняться нравственным самовоспитанием и психологией детского и подросткового возраста Низкий уровень активности класса в КТД недостаточная ответственность перед коллективом, низкий уровень коммуникативности Рекомендуется проведение мероприятий, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия учащихся, способствующих повышению эффективности коммуникативной связи ученик – учитель, развитию стремления к взаимопомощи

(ресурсы и условия) выше среднего Данченко Т.А. Герасева М.А Прудникова Г.М. Карлова Л.А Бауэр Н.А.Синев С.А.Синева Л.В. Антонова В.А. Козинская Л.Ф Коломин А.В.Погребняк Л.В.Веремий И.А. Быкова О.Н. Веселова Н.Н. Доронова С.П.Крючкова Ф.И.Каган С.В. Рузанова А.В. средний Беспалова Т.В.Дрожжин А.И.Суворова И.М. Генералова А.В. Кривоносова И.А.Орлова С.В.Малаш О.Д. Волкова Т.А. Абысова В.А. Артюшкина Л.В. Сатанина Н.С. Бугакова А.Х. Бычкова В.О. Борисова Е.В. Метельская Л.В. Дубовик П.В Мурашкина Н.П. Данилина А. Н. ниже среднего Маникина Т.Е. Сизарева Е.В. Никанорова Л.С. Разоренова А.А. Орлова Т.А. Бакалева С.В. Тухватулина С.И. Ткаченко М.Н. ( результат ) Сапрыкина О.С. ниже среднегосреднийвыше среднего уч.г.

ПроблемыПричиныРекомендации Качество обученности по математике за уч.г. ниже среднего показателя по предмету на 12% 25% учащихся, где преподаёт учитель, имеют низкие уровни интеллектуального развития и мотивации Только 31,7% учащихся не имеют отклонений в здоровье, количество пропущенных уроков по болезни в расчёте на 1 ученика составляет 41,1. Скорректировать методику проведения уроков с целью повышения мотивации учащихся. Активней использовать интерактивные технологии, особенно в «слабом» 8а классе с целью большей эффективности усвоения нового материала обучающимися. 4,8 % обучающихся имеют отрицательную динамику качества обученности за уч.г. по сравнению с уч.г. Нет победителей и призёров муниципального тура всероссийской олимпиады школьников Низкая педагогическая активность учителя Уровень мастерства и творчества учителя - репродуктивный Учителю организовать и провести дополнительные занятия с одарёнными детьми с целью подготовки их к предметным олимпиадам. Принять участие во всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество». Участвовать в работе Научного Лицейского Общества (написание исследовательских работ с учащимися). Не участвует в профессиональных конкурсах Учащиеся не принимали участия во внеклассных мероприятиях по математике Не руководит исследовательской работой обучающихся

(ресурсы и условия) выше среднего Данченко Т.А. Герасева М.А. Рузанова А.В Прудникова Г.М. Карлова Л.А Бауэр Н.А.Синев С.А.Синева Л.В. Антонова В.А. Козинская Л.Ф Коломин А.В.Погребняк Л.В.Веремий И.А. Быкова О.Н. Веселова Н.Н. Доронова С.П.Крючкова Ф.И.Каган С.В. Рузанова А.В. Альянова Е.Ю. средний Беспалова Т.В.Дрожжин А.И.Суворова И.М. Генералова А.В. Кривоносова И.А. Орлова С.В.Малаш О.Д. Волкова Т.А. Абысова В.А. Артюшкина Л.В. Сатанина Н.С. Волкова Т.А.Бугакова А.Х. Козлинская О.А. Борисова Е.В.Бычкова В.О. Ткаченко М.Н. Борисова Е.В. Метельская Л.В. Дубовик П.В Мурашкина Н.П. Данилина А. Н. ниже среднего Маникина Т.Е. Сизарева Е.В. Никанорова Л.С. Разоренова А.А. Орлова Т.А. Бакалева С.В. Тухватулина С.И. Ткаченко М.Н. ( результат ) Сапрыкина О.С. ниже среднегосреднийвыше среднего 1 полугодие уч.г уч.г. Рузанова А.В.

Трудности, с которыми столкнулся лицей Пути преодоления трудностей Психологическая неготовность коллектива к введению новых форм работы Проведение методического совещания, обсуждение вопроса на заседаниях предметных кафедр лицея Корректировка планов работы Научно-методического совета лицея, предметных кафедр Большой объём работы по проведению дополнительных исследований и мониторингов Чёткая организация работы и координация действий со стороны администрации лицея Вовлечение в исследовательскую работу всех членов коллектива Доля субъективности предоставляемых данных Проведение некоторых диагностик и обработки данных только психологом Проведение анонимного анкетирования там, где это возможно

Задачи кластерного анализа качества образования лицея дать оценку системы образования МОУ «Лицей 23»; оценить состояние качества образования в каждом классе; выделить основные проблемы на уровне классов и наметить пути их решения; скоординировать действия администрации лицея и выработать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня качества образования в лицее.

Задачи кластерного анализа системы воспитания лицея внедрить систему критериев, показателей и индикаторов, позволяющих эффективно реализовывать основные цели оценки качества воспитания; выявить факторы, влияющие на качество воспитания; обеспечить индивидуальный подход к оценке воспитательной деятельности каждого классного руководителя. разработать положение о критериях оценки деятельности классных руководителей и воспитательной работы в лицее с учётом новой системы оплаты труда.

Задачи кластерного анализа педагогической компетенции учителей лицея дать общую оценку педагогической компетенции учителей МОУ «Лицей 23» и проследить динамику её развития; оценить педагогическую компетенцию каждого учителя; определить сильные и слабые стороны педагогов в целях дальнейшего направления саморазвития, саморефлексии и повышения профессиональной компетенции учителя; скоординировать действия администрации лицея и выработать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня педагогической компетенции педагогов лицея.

Кластерный подход обеспечил концентрацию управленческих усилий на решении поставленных задач, каждую из которых коллектив решал с учетом своей специфики; «разнесение» функциональных задач между различными элементами кластера (классами, учителями), связанными между собой единой научной задачей, позволило выявить «проблемные поля», «слабые звенья» как в содержательном, так и организационном решении поставленной проблемы и соответственно найти оптимальные алгоритмы для их разрешения.

1 полугодие уч. г Границы распределения значений показателей

1 полугодие уч. г. 1 полугодие уч. г

Вышеперечисленные решённые задачи управления качеством образования позволили Повысить качество обученности за учебный год в 5б на 3,6%; в 11сг на 33,3%; в 11сэ на 12,2%; в 11ен на 2,6%; в 10ит на 0,2%; в 9б на 9,8%; в 9а на 5,7%; в 7в на 16,1%; в 7б на 3,1%; в 7а на 3,5% в 5а на 3,9; за учебный год в 4б на 12,3%; в 3б на 4%; в7б на 3,7%; 8а на 9,1%. Повысить уровень воспитанности в лицее - с 3,9 до 4,1. Увеличить количество учащихся, участвующих во всероссийских конкурсах «Познание и творчество», «Инфознайка», «Эрудиты планеты», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «Английский бульдог» и др. на 33%. Увеличить количество победителей и призёров муниципального тура всероссийской олимпиады школьников с 22 до 46 человек.

Кластерный анализ системы образования лицея НСОТ ( стимулирую щая часть) Ежегодная аттестация педагогов ПНПО Индивидуальные траектории обучения и воспитания учащихся

МероприятиеСрок проведения Для кого проводилось Городской семинар « Формирование школьной системы оценки качества образованя» Февраль 2009 года для директоров и зам.директоров г. Подольска Статья в газете « Подольский рабочий » под названием « Как повысить уровень образования » г. для жителей города Подольска и Подольского района Статья « К школе « активного учения » директора лицея Дрожжиной Т.И. в профессиональном педагогическом журнале « Учитель» 3, 2009 год для педагогических и руководящих работников России и стран СНГ Статья « Инновационная методика анализа » зам.директора по учебно- воспитательной работе Тухватулиной С.И. в профессиональном педагогическом журнале « Учитель» 3, 2009 годдля педагогических и руководящих работников России и стран СНГ Статья « Кластерный анализ образования в начальных классах » зам.директора по учебно-воспитательной работе Данченко Т.А. в профессиональном педагогическом журнале « Учитель » 3, 2009 годдля педагогических и руководящих работников России и стран СНГ Статья « Проблемы оценки и мониторинга » зам.директора по учебно- воспитательной работе Борисовой Е.В.в профессиональном педагогическом журнале « Учитель » 3, 2009 годдля педагогических и руководящих работников России и стран СНГ Публичные доклады директора лицея за , учебные годы на сайте лицея 2009г., 2010 г.для широкого круга общественности Выступление на городском семинаре зам.директора по УВР Тухватулиной С.И. « Использование кластерного анализа педагогической компетенции учителя при аттестации педагогических и руководящих работников» Март 2010г. для руководителей образовательных учреждений » Городской семинар « Развитие профессиональных способностей учителя в ходе ежедневной практической деятельности » Февраль 2011г. для руководителей образовательных учреждений