Проект Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Обь ФГУП РосНИИВХ, г. Екатеринбург Соисполнители: ИВЭП СО РАН, г. Барнаул;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Е.В. Юшин.
Advertisements

Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
«О разработке ведомственных целевых водохозяйственных программ на гг.» Из материалов совещания Росводресурсов 7 июля 2005 г. по вопросам совершенствования.
1 ПРОГРАММА ЦЕЛЕВАЯ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НА ГОДЫ» РЕСПУБЛИКАНСКАЯ Государственные заказчики Министерство.
Презентация опыта и имеющихся данных в Республике Беларусь Александр Пахомов ЦНИИКИВР.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
О ВОПРОСАХ РАЗРАБОТКИ СКИОВО И НДВ 29 апреля 2009, г. Москва Шевчук А.В. (СОПС)
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
« Механизм внутреннего контроля финансового обеспечения деятельности Управления Федерального казначейства по Приморскому краю » ЧУРБАНОВА Т. М. « Механизм.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Основные проблемы водных отношений Отсутствие четкого определения водного объекта Отсутствие четкого определения предмета водного законодательства Бассейн.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2012 года.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Транксрипт:

Проект Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Обь ФГУП РосНИИВХ, г. Екатеринбург Соисполнители: ИВЭП СО РАН, г. Барнаул; ВостокНИИВХ, г. Чита

Нормативно-правовое и методическое обеспечение Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. 74-ФЗ (ст. 33) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. 74-ФЗ (ст. 33) ППРФ от г. 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» ППРФ от г. 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» ППРФ от г. 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» ППРФ от г. 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Утв. Приказом МПР России от г. 169 Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Утв. Приказом МПР России от г. 169

Что такое СКИОВО? Обоснованный перечень первоочередных в масштабе бассейна реки мероприятий по гарантированному водообеспечению населения и объектов экономики, предотвращению и смягчению последствий негативного воздействия вод, охране и восстановлению водных объектов, сопровождаемый: Обоснованный перечень первоочередных в масштабе бассейна реки мероприятий по гарантированному водообеспечению населения и объектов экономики, предотвращению и смягчению последствий негативного воздействия вод, охране и восстановлению водных объектов, сопровождаемый: целевыми показателями состояния бассейна реки и сроками их достижения; целевыми показателями состояния бассейна реки и сроками их достижения; оценкой объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, с предполагаемыми источниками финансирования; оценкой объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, с предполагаемыми источниками финансирования; актуальными и перспективными водохозяйственными балансами; актуальными и перспективными водохозяйственными балансами; лимитами/квотами забора водных ресурсов и сброса сточных вод. лимитами/квотами забора водных ресурсов и сброса сточных вод.

Для кого СКИОВО? Росводресурсы – согласование, или решение о (со)финансировании, субсидировании (по предложениям БВУ, Субъектов РФ, МО, водопользователей) : Росводресурсы – согласование, или решение о (со)финансировании, субсидировании (по предложениям БВУ, Субъектов РФ, МО, водопользователей) : предложений по включению мероприятий (в том числе, фундаментальных) в ФЦП «Развитие ВХК России в г.г.» и др.; предложений по включению мероприятий (в том числе, фундаментальных) в ФЦП «Развитие ВХК России в г.г.» и др.; региональных и муниципальных программ соц.-эк. развития; региональных и муниципальных программ соц.-эк. развития; лимитов/квот забора водных ресурсов и сброса сточных вод. лимитов/квот забора водных ресурсов и сброса сточных вод. Субъекты РФ – обоснование: Субъекты РФ – обоснование: субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений; субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений; субсидий, пилотных проектов и пр. в рамках ФЦП; субсидий, пилотных проектов и пр. в рамках ФЦП; планов социально-экономического развития. планов социально-экономического развития. Водопользователи – подготовка: Водопользователи – подготовка: договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование; договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование; планов водоохранных мероприятий; планов водоохранных мероприятий; предложений по включению в пилотные проекты, субсидированию % ставок и пр. в рамках ФЦП ит.п. предложений по включению в пилотные проекты, субсидированию % ставок и пр. в рамках ФЦП ит.п.

3 Схема разработки СКИОВО Анализ состояния ВХС 3 Целевой показатель 2 Мероприятия по достижению ЦП1 Водная стратегия РФ 2020 Анализ планов развития Перспективные балансы Мероприятия по достижению ЦП2 Мероприятия по достижению ЦП3 Целевой показатель 2 Ключевая проблема1 Региональные программы Целевой показатель 1 ФЦП ВХК 2020

Итоговые материалы СКИОВО Книги: 1. Общая характеристика речного бассейна (том 1: 497 с., 99 табл., 56 рис., 229 ист.; том 2: 392 с., 39 табл.) 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна (174 с.,135 табл., 5 рис., 39 ист.) 3. Целевые показатели (61 с., 15 табл., 1 рис., 5 ист.) 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ. (том 1: 280 с., 252 табл., том 2: 282 с., 6 рис., 458 табл.) 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод (40 с., 20 табл.) 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна (112 с., 37 табл.)

Итоговые материалы СКИОВО Приложения: Пояснительные записки к Книгам: Пояснительные записки к Книгам: Кн.2 (320 с., 31 табл., 49 рис., 75 ист.) Кн.2 (320 с., 31 табл., 49 рис., 75 ист.) Кн.3 (148 с., 18 табл., 2 рис., 46 ист.) Кн.3 (148 с., 18 табл., 2 рис., 46 ист.) Кн.4 (150 с., 26 табл., 5 рис., 11 ист.) Кн.4 (150 с., 26 табл., 5 рис., 11 ист.) Кн.5 (30 с., 5 табл.) Кн.5 (30 с., 5 табл.) Кн. 6: том 1 (74 с., 36 табл., 7 ист., 2 прил.); том 2 (221 с., 110 табл.) Кн. 6: том 1 (74 с., 36 табл., 7 ист., 2 прил.); том 2 (221 с., 110 табл.) Комплект карт (41 шт.): Комплект карт (41 шт.): ситуационные - 13 шт. ситуационные - 13 шт. оценочные - 15 шт. оценочные - 15 шт. исполнительные и прогнозные - 13 шт. исполнительные и прогнозные - 13 шт. Сводная пояснительная записка к проекту (39 с.) Сводная пояснительная записка к проекту (39 с.) Программа мониторинга реализации Схемы (17 с., 2 табл.) Программа мониторинга реализации Схемы (17 с., 2 табл.)

Согласование материалов СКИОВО Бассейновый совет Нижнеобского БО: , , Бассейновый совет Нижнеобского БО: , , Бассейновый совет Верхнеобского БО: , Бассейновый совет Верхнеобского БО: , Рассылка материалов по субъектам РФ: июнь 2012, сентябрь 2012 Рассылка материалов по субъектам РФ: июнь 2012, сентябрь 2012 Предоставление итоговых документов заказчику: Предоставление итоговых документов заказчику: Размещение комплекта СКИОВО на сайте РосНИИВХ: Размещение комплекта СКИОВО на сайте РосНИИВХ: Работа по учету замечаний: завершается Работа по учету замечаний: завершается

Бассейн р. Обь (СКИОВО) В. Обь до вп. Иртыша (13.01); Бесст. обл. междуречья Оби и Иртыша (13.02 ); Н.Обь от вп. Иртыша (15.02) Площадь : 1531,6 тыс.кв.км Длина реки: 3647 (4335 с Катунью) км Среднемноголетний сток: 394 куб.км/год Водохозяйственных участков: 38 Субъектов РФ - 11: Республика Алтай Республика Алтай Алтайский край Алтайский край Новосибирская обл. Новосибирская обл. Кемеровская область Кемеровская область Республика Хакасия Республика Хакасия Красноярский край Красноярский край Томская обл. Томская обл. ХМАО; ЯНАО ХМАО; ЯНАО Республика Тыва; Омская обл. Республика Тыва; Омская обл. Водопользователей: 3291 (2906-забор; сброс) Забор: 6,2 куб. км (5,0 – поверхностных) Сброс: 4,9 куб. км (4,8 – в пов.; из них 23% – загрязненные; очищ. – 34% от потребности) Сбрасывается 47 наименований ЗВ

Ключевые проблемы СКИОВО Загрязнение водных объектов Загрязнение водных объектов Негативное воздействие вод Негативное воздействие вод Гарантированное водообеспечение Гарантированное водообеспечение Водная стратегия РФ Дефицит водных ресурсов Дефицит водных ресурсов Нерациональное использование воды Нерациональное использование воды Низкое качество питьевой воды Низкое качество питьевой воды Загрязнение водных объектов Загрязнение водных объектов Негативное воздействие вод Негативное воздействие вод

Целевые показатели Наименование СКИОВО Обь Водная стратегия РФ ФЦП Доля ВХУ с условно чистой/слабо загрязненной водой 85% (достижение ЦП) 40%- Снижение доли загрязненных вод в сточных водах, требующих очистки С 66% до 25% С 89% до 36% С 88,6% - вдвое Снижение массы сброса ЗВ40% - Доля защищенного населения от населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях 85% (рост 19 %) Сокр. в 2,5 раза 85% (рост на 24 %) Снижение доли аварийных ГТСДо 1 %До 0 До 1,0 % (снижение в 5,5 раз)

Структура программы мероприятий 3 блока мероприятий по ключевым проблемам; 3 блока мероприятий по ключевым проблемам; 4 раздела по типам мероприятий: 4 раздела по типам мероприятий: Фундаментальные - улучшение учета ВР, развитие научно-методической базы, моделей, ГИС, образования… Фундаментальные - улучшение учета ВР, развитие научно-методической базы, моделей, ГИС, образования… Институциональные - соблюдение лимитов, разработка ПИВР и ПТЭ вдхр., регулирование использования дна и берегов, регулирование землепользования в водоохр. зонах… Институциональные - соблюдение лимитов, разработка ПИВР и ПТЭ вдхр., регулирование использования дна и берегов, регулирование землепользования в водоохр. зонах… Улучшение оперативного управления - мониторинг, госконтроль, системы оповещения, АСУ… Улучшение оперативного управления - мониторинг, госконтроль, системы оповещения, АСУ… Структурные - строительство и реконструкция сооружений … Структурные - строительство и реконструкция сооружений …

Обоснование мероприятий Решение ключевой проблемы Решение ключевой проблемы Достижение целевого показателя Достижение целевого показателя Экономическая эффективность Экономическая эффективность

Виды мероприятий Загрязнение водных объектов Загрязнение водных объектов Организация наблюдений Организация наблюдений Строительство, модернизация, реконструкция, ремонт очистных сооружений (в т.ч. ливневой канализации) Строительство, модернизация, реконструкция, ремонт очистных сооружений (в т.ч. ливневой канализации) Строительство снегоплавильных пунктов и сухих снегосвалок Строительство снегоплавильных пунктов и сухих снегосвалок Рекультивация загрязненных участков водосборных территорий, организация лесополос Рекультивация загрязненных участков водосборных территорий, организация лесополос Установление и закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Установление и закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Наведение санитарного порядка в водоохранных зонах Наведение санитарного порядка в водоохранных зонах Негативное воздействие вод Негативное воздействие вод Организация наблюдений Организация наблюдений Ремонт и реконструкция ГТС Ремонт и реконструкция ГТС Берегоукрепление Берегоукрепление Расчистка русел рек Расчистка русел рек Предотвращение и ликвидация заторов Предотвращение и ликвидация заторов

Определение стоимости мероприятий Для мероприятий, включённых в утверждённые и разработанные программы в сфере использования и охраны водных объектов (федеральных и региональных) в объемах, установленных программами, с переводом в цены 2011 года (базовый год). Для мероприятий, включённых в утверждённые и разработанные программы в сфере использования и охраны водных объектов (федеральных и региональных) в объемах, установленных программами, с переводом в цены 2011 года (базовый год). Для мероприятий, предложенных и разработанных при подготовке СКИОВО-Обь – на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ (на основе сборников цен и примерных стоимостей) Для мероприятий, предложенных и разработанных при подготовке СКИОВО-Обь – на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ (на основе сборников цен и примерных стоимостей)

Распределение затрат по источникам финансирования Мероприятия из региональных программ – в соответствии с программами Мероприятия из региональных программ – в соответствии с программами Мероприятия, осуществляемые в рамках переданных полномочий субъектам РФ в сфере водных отношений – из федерального бюджета Мероприятия, осуществляемые в рамках переданных полномочий субъектам РФ в сфере водных отношений – из федерального бюджета Мероприятия, осуществляемые водопользователями – из внебюджетных средств Мероприятия, осуществляемые водопользователями – из внебюджетных средств Мероприятия ЖКХ – из средств предприятий водоснабжения и водоотведения с привлечением бюджетных средств различного уровня Мероприятия ЖКХ – из средств предприятий водоснабжения и водоотведения с привлечением бюджетных средств различного уровня Прочие мероприятия – в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов» Прочие мероприятия – в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов»

Доли различных источников финансирования мероприятий Всего: 68,13 млрд. руб. Всего: 68,13 млрд. руб.

Затраты по бассейну, млрд.руб. По проблемам По этапам

Затраты по Республике Алтай: 1,53 млрд. руб. По источникам По этапам

Затраты по Алтайскому краю: 37,0 млрд. руб. По источникам По этапам

Ресурсное обеспечение, млрд. руб. Источник финансирования Водная стратегия РФ / ФЦП Федеральный бюджет 480,9 / 291,7 Субъекты РФ и МО 114,6 / 108,1 Внебюджетные 66,9 / 123,2 Совокупно 662,4 / 523,0 Направления Водная стратегия РФ / ФЦП Гарантированное водоснбж. 168,8 / 66,4 Восстановление и охрана ВО 170,6 / 225,3 Защита от негативного воздействия вод + ГТС 299,0 / 197,5 Прочие 24,0 / 28,6

Ключевая проблема 1 Загрязнение водных объектов

Сброс сточных вод по бассейну, млн.куб.м/год Требующих очистки Загрязненных

Сброс СВ, требующих очистки, по Республике Алтай, млн.куб.м/год

Сброс СВ, требующих очистки, по Алтайскому краю, млн.куб.м/год

Рассредоточенные источники загрязнения Территории населенных пунктов Территории населенных пунктов Сельскохозяйственные угодья Сельскохозяйственные угодья Территории объектов животноводства Территории объектов животноводства Техногенно-нарушенные территории (отвалы, терриконы, шламохранилища, земли загрязненные выбросами предприятий) Техногенно-нарушенные территории (отвалы, терриконы, шламохранилища, земли загрязненные выбросами предприятий)

Расчет поступления загрязняющих веществ с водосбора Исходные данные Исходные данные С/х угодья: структура сельхозугодий и количество вносимых удобрений по справочникам Росстата С/х угодья: структура сельхозугодий и количество вносимых удобрений по справочникам Росстата Животноводство: поголовье скота и птицы по справочникам Росстата; выход навоза по соответствующим нормам технологического проектирования (НТП 17-99х и т.п.). Животноводство: поголовье скота и птицы по справочникам Росстата; выход навоза по соответствующим нормам технологического проектирования (НТП 17-99х и т.п.). Города: хозяйственная специализация; Генпланы, СНиП , отчетность «… о наличии и распределении земель по категориям…» Города: хозяйственная специализация; Генпланы, СНиП , отчетность «… о наличии и распределении земель по категориям…» Расчеты: Расчеты: объемы стока: по СНИП и Рекомендациям НИИ ВОДГЕО (2006) объемы стока: по СНИП и Рекомендациям НИИ ВОДГЕО (2006) поступления ЗВ от с/х деятельности по методике ВНИИЗ и ЗПЭ (1982) поступления ЗВ от с/х деятельности по методике ВНИИЗ и ЗПЭ (1982) поступления ЗВ с территорий городов по Рекомендациям НИИ ВОДГЕО (2006); с 2013 г. Рекомендации вошли в СП поступления ЗВ с территорий городов по Рекомендациям НИИ ВОДГЕО (2006); с 2013 г. Рекомендации вошли в СП

Поступление ЗВ на ВХУ от различных типов источников (Алей от Гилевского г/у до устья; %,тонн)

Целевые показатели качества воды в водном объекте ЦП – значения физических, химических и пр. характеристик воды в водном объекте, которые должны быть достигнуты в установленные сроки ЦП – значения физических, химических и пр. характеристик воды в водном объекте, которые должны быть достигнуты в установленные сроки Долгосрочные ЦП – ЦП, срок достижения которых составляет лет (срок реализации СКИОВО) Долгосрочные ЦП – ЦП, срок достижения которых составляет лет (срок реализации СКИОВО)

ЦП достигнуты, если: не ухудшаются показатели по всем пунктам контроля качества воды не ухудшаются показатели по всем пунктам контроля качества воды среднегодовые значения (медианы) концентраций ЗВ на всех пунктах контроля не превышают значения ЦП среднегодовые значения (медианы) концентраций ЗВ на всех пунктах контроля не превышают значения ЦП

Выделение участков расчета ЦП Бассейн разбивается на участки с различными природными условиями формирования качества поверхностных вод Бассейн разбивается на участки с различными природными условиями формирования качества поверхностных вод Основа – ландшафтно-геохимическая карта (Национальный атлас России) Основа – ландшафтно-геохимическая карта (Национальный атлас России) Выделено 14 расчетных участков (РУ) и 13 спецучастков (СУ) Выделено 14 расчетных участков (РУ) и 13 спецучастков (СУ)

Расчетные участки. Р. Алтай и Алтайский край

Расчет ЦП Значения ЦП рассчитываются на каждом расчетном участке на основе статистической обработки данных наблюдений за показателями на эталонных пунктах контроля качества воды (ПКК) Значения ЦП рассчитываются на каждом расчетном участке на основе статистической обработки данных наблюдений за показателями на эталонных пунктах контроля качества воды (ПКК) ПКК эталонный, если выше него нет выпусков в поверхностные ВО. Различается 3 типа эталонных ПКК по отсутствию выше него дополнительно: ПКК эталонный, если выше него нет выпусков в поверхностные ВО. Различается 3 типа эталонных ПКК по отсутствию выше него дополнительно: тип а – выпусков на рельеф, населенных пунктов и с/х угодий тип а – выпусков на рельеф, населенных пунктов и с/х угодий тип б – только выпусков на рельеф тип б – только выпусков на рельеф тип в – без дополнений тип в – без дополнений Расчет ЦП для типов эталонных ПКК: Расчет ЦП для типов эталонных ПКК: а) ЦП = Q3 (верхний квартиль данных наблюдений) – для всех показателей (3/4 значений на этал. ПКК лучше, чем ЦП) б) ЦП = Q2 (медиана) для азота, фосфора и нефтепродуктов для остальных – Q3 б) ЦП = Q2 (медиана) для азота, фосфора и нефтепродуктов для остальных – Q3 в) ЦП = Q2 Q1 Q2 Q3 в) ЦП = Q2 Q1 Q2 Q3 Лучше Хуже Лучше Хуже Наблюденные значения

ЦП по Верхней Оби (В целых долях ПДК рх. В частности, ЦП=0 означает, что ЦП < 0,5 ПДК) ЦП по Верхней Оби (В целых долях ПДК рх. В частности, ЦП=0 означает, что ЦП < 0,5 ПДК) NH 4 NO 3 NO 2 БПК 5 FeMnCuНфтХПКSO 4 ФнлPO 4 ClCr 6+ Zn ПДК 0,490,0220,10,010,0010, ,0010,23000,020,01 РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ

Комментарий к ЦП Значение ЦП, например, ЦП=3 для меди по РУ-1, означает: нет достаточных оснований полагать, что среднегодовые концентрации меди ниже 3,5 ПДК рх в водных объектах на РУ-1 обусловлены сбросом сточных вод или другими установленными источниками поступления ЗВ (стоком с территорий населенных пунктов, с/х угодий и т.п.). Значение ЦП, например, ЦП=3 для меди по РУ-1, означает: нет достаточных оснований полагать, что среднегодовые концентрации меди ниже 3,5 ПДК рх в водных объектах на РУ-1 обусловлены сбросом сточных вод или другими установленными источниками поступления ЗВ (стоком с территорий населенных пунктов, с/х угодий и т.п.). Значения концентраций в пределах ЦП, с некоторой долей условности, соответствуют природному (+неустановленному антропогенному) уровню содержания соответствующего вещества, а концентрации выше ЦП обусловлены антропогенным воздействием. Значения концентраций в пределах ЦП, с некоторой долей условности, соответствуют природному (+неустановленному антропогенному) уровню содержания соответствующего вещества, а концентрации выше ЦП обусловлены антропогенным воздействием. Значения ЦП, установленные для РУ, уточняются по каждому ПКК: если по какому-либо веществу среднегодовая концентрация ниже ЦП, то ЦП для этого ПКК корректируются. Ухудшение качества воды не допускается. Значения ЦП, установленные для РУ, уточняются по каждому ПКК: если по какому-либо веществу среднегодовая концентрация ниже ЦП, то ЦП для этого ПКК корректируются. Ухудшение качества воды не допускается.

Природное и антропогенное загрязнение. Республика Алтай Кордон Кокши с. Майма

Природное и антропогенное загрязнение. Алтайский край р. Барнаулка р. Чермовка, п. Мирный

Выбор приоритетных ЗВ и источников их поступления РУ-2 РУ-3 РУ-1M 1j M 2j M 3j M ij M1jM1j M 3j MтjMтj Выбор выпуска: M ij >0,05 M тj Приоритетные мероприятия Выбор ЗВ j : M тj = M ij M тj >0,01 M 3j Приоритетные ЗВ Присвоение приоритета: 1 – С 3j > ЦП j & С 3j > ПДК j 2 – C 3j > ЦП j & С 3j ПДК j 3 – С 3j ЦП j & С 3j > ПДК j

Фрагмент схемы участков для определения приоритетных ЗВ и мероприятий по р. Обь

Ключевая проблема 2 Негативное воздействие вод

Число населенных пунктов, подверженных наводнениям, по субъектам РФ Субъект РФ ГородаПГТСНПВсего Республика Алтай Алтайский край Кемеровская обл Красноярский кр Новосибирская обл Республика Хакасия Томская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО 1-56 Всего

Зонирование бассейна по степени опасности наводнений. Карты зон затопления.

Населенные пункты, подверженные наводнениям и берегоразрушению

Целевые показатели снижения негативного воздействия вод (наводнения) Субъект РФ В зоне зато- пления, тыс. чел. Год ПодверженоЗащищеноРост к 2012 г. тыс. чел. % % % Респ. Алтай 16, ,2734, ,4567,4442, ,83411,1666, ,9515,99511,367 Алтай- ский край 112, ,54265, ,43672,1647, ,02881,57216, ,62386,97721,919 Новоси- бирская область 70, ,33446, ,03347,5671, ,42851,1724, ,72254,8788,612

Целевые показатели снижения негативного воздействия вод (наводнения) Субъект РФ В зоне зато- пления, тыс. чел. Год ПодверженоЗащищеноРост к 2012 г. тыс. чел. % % % Кеме- ровская область 188, ,022146, ,319153,1816, ,416158,08411, ,113164,38717,910 Томская область 117, ,33478, ,42389,97711, ,81994,58116, ,214101,18623,120 По бассейну 590, ,634391, ,128426,57235, ,021468,77977, ,015502,685111,619

Целевые показатели по сокращению берегоразрушения Субъект РФ Увеличение длины берегоукрепления (нарастающим итогом), км Этап 1 ( ) Этап 2 ( ) Этап 3 ( ) Республика Алтай 4,08,915,0 Алтайский край1,210,919,0 Новосибирская область 3,615,828,0 Кемеровская область 05,616,0 Томская область1,93,28,0 По бассейну13,569,4126,0

Общебассейновые мероприятия по уменьшению последствий негативного воздействия вод Фундаментальные: прогноз изменения водности рек, разработка системы мониторинга состояния земляных плотин, создание ГИС «Наводнения», разработка образовательных программ, выявление и учет территорий, организация наблюдений за заилением водохранилищ Фундаментальные: прогноз изменения водности рек, разработка системы мониторинга состояния земляных плотин, создание ГИС «Наводнения», разработка образовательных программ, выявление и учет территорий, организация наблюдений за заилением водохранилищ Улучшение оперативного управления: научное и информационное обеспечение организации и ведения мониторинга ГТС, разработка регламента и реализация межведомственного обмена данными, разработка регламента функционирования и формирование баз данных ГИС «Наводнения», разработка программы и регламента системы комплексного мониторинга в бассейне р. Обь, открытие, реконструкция и техническое перевооружение сети гидрологических наблюдений Улучшение оперативного управления: научное и информационное обеспечение организации и ведения мониторинга ГТС, разработка регламента и реализация межведомственного обмена данными, разработка регламента функционирования и формирование баз данных ГИС «Наводнения», разработка программы и регламента системы комплексного мониторинга в бассейне р. Обь, открытие, реконструкция и техническое перевооружение сети гидрологических наблюдений Институциональные: разработка проектов типовых нормативно-правовых актов, научная и информационная поддержка развития страхования, разработка планов действий в случаях экстремально высокой водности Институциональные: разработка проектов типовых нормативно-правовых актов, научная и информационная поддержка развития страхования, разработка планов действий в случаях экстремально высокой водности

Мероприятия субъектов РФ по уменьшению последствий негативного воздействия вод Фундаментальные – зонирование территорий населенных пунктов, подверженных наводнениям, с целью ограничения хозяйственной деятельности и развития страхования; разработка прогноза развития русловых деформаций на наиболее опасных участках речных русел Фундаментальные – зонирование территорий населенных пунктов, подверженных наводнениям, с целью ограничения хозяйственной деятельности и развития страхования; разработка прогноза развития русловых деформаций на наиболее опасных участках речных русел Улучшение оперативного управления – превентивные противопаводковые мероприятия; проведение предпаводковых и послепаводковых обследований; ведение ГИС Улучшение оперативного управления – превентивные противопаводковые мероприятия; проведение предпаводковых и послепаводковых обследований; ведение ГИС Институциональные – инвентаризация объектов, подверженных негативному воздействию вод. Институциональные – инвентаризация объектов, подверженных негативному воздействию вод. Структурные мероприятия – строительство и капитальный ремонт защитных сооружений, ремонт ГТС, расчистка русел рек Структурные мероприятия – строительство и капитальный ремонт защитных сооружений, ремонт ГТС, расчистка русел рек

Ключевая проблема 3 Гарантированное водообеспечение

Водохозяйственные балансы Приходная часть W вх W бок W пзв W вв W дот V Расходная часть WпWп W исп WфWф WуWу W пер W вдп W кп объем стока с вышележащих участков боковая приточность объем водозабора из подземных водных объектов возвратные воды объем воды от перераспределения стока сработка или наполнение прудов и водохранилищ потери воды при оседании льда потери на дополнительное испарение фильтрационные потери из прудов, водохранилищ уменьшение речного стока, вызванное водозабором из подземных водных объектов переброска части стока за пределы ВХУ требования всех водопользователей данного ВХУ комплексный попуск

Код ВХУ Наименование водохозяйственного участка 95% обеспеченность года по стоку приходная часть расходная часть баланс (±) р.Бия (исток-устье) 9484,672665,36819, р.Катунь (исток-устье) 12029,983855,358174, р.Алей - от границы с Казахстаном до Гилевского г/у 317,8149,1268, р.Алей - от Гилевского г/у до устья 446,20172,31273, р.Обь - исток- г.Барнаул (без р.р.Алей, Бия, Катунь) , , р.Чумыш -исток-устье 2880,61045,971834, р.Обь - от г.Барнаул до Новосибирского г/у 35976, , ,08 Водохозяйственный баланс (года 95% обеспеченности) современный, млн.м 3

Схема процедуры формирования прогноза потребностей в воде Предварительный этап Матрица распределения забора воды для видов водопользования по водохозяйственным участкам в разрезе субъектов РФ 1. Расчёт и анализ динамики удельных расходов свежей воды (по основным нуждам для 10 субъектов РФ) за 2000 – 2009 гг. 2. Экспертная оценка гипотез отраслевого водопользования и удельных показателей * на перспективу 2015 и 2020 гг. Матрица коэффициентов удельного расхода воды по отраслям в разрезе субъектов РФ на перспективу 3. Расчёт и анализ забора воды на различные нужды по субъектам РФ Матрица распределения забора воды по видам водопользования для субъектов РФ 4. Расчёт и анализ забора воды на различные нужды для субъектов РФ, видов водопользования в разрезе водохоз. участков Основной этап (прогноз на 2015 и 2020 гг.) Основной этап (прогноз на 2015 и 2020 гг.) 1. Прогноз расхода свежей воды по основным отраслям для 10 субъектов РФ 3. Расчёт забора воды на различные нужды по 10 субъектам РФ в разрезе участков по каждой из основных отраслей и в сумме 2. Расчёт забора воды на различные нужды для 10 субъектов РФ по каждой из основных отраслей и в сумме 5. Расчёт и анализ сброса сточной воды по видам водопользования для 10 субъектов РФ и отраслей в разрезе водохозяйственных участков Прогноз ВРП по 10 субъектам РФ в пределах бассейна р. Обь на уровень 2015 и 2020 гг. Матрица коэффициентов возврата сточной воды для видов водопользования по в/х участкам, субъектам РФ и отраслям 4. Расчёт сброса сточных вод участниками ВХК по 10 субъектам РФ в разрезе участков по каждой из основных отраслей и в сумме * Удельный расход свежей воды: промышленность и сельское хозяйство – м 3 /тыс. руб. ВРП; ЖКХ – м 3 /чел. в год

Код ВХУ Наименование водохозяйственного участка 95% обеспеченность года по стоку приходная часть расходная часть баланс (±) р.Бия (исток-устье) 9586,142811,686774, р.Катунь (исток-устье) 12037,903867,878170, р.Алей - от границы с Казахстаном до Гилевского г/у 323,9756,04267, р.Алей - от Гилевского г/у до устья 425,19212,7212, р.Обь - исток- г.Барнаул (без р.р.Алей, Бия, Катунь) 30596, , , р.Чумыш -исток-устье 2896,891069,081827, р.Обь - от г.Барнаул до Новосибирского г/у 35919, , ,09 Водохозяйственный баланс (год 95% обеспеченности) на гг., млн.м 3

Ограничения водопользования W рез χ W вдп подз W вдп поверх Методические основы Проект Методических рекомендаций по расчету лимитов забора (изъятия) водных ресурсов и лимитов сброса сточных вод, квот забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод (2007 г.) Л заб пот = W рез +W вдп поверх +χ W вдпподз +W пер W вдп поверх - потребности забора воды из поверхностных (подземных) водных объектов; χ- коэффициент, характеризующий уменьшение речного стока (ущерб речному стоку) вызванное отбором подземных вод из горизонтов, гидравлически связанных с речным стоком (коэффициент ущерба, 0 χ 1); W вдп подз - объём водозабора из подземных водных объектов W рез – резерв водных ресурсов на участке для дополнительного использования Основание для расчета – водохозяйственные балансы по ВХУ для года 95% обеспеченности

Квоты забора и сброса, млн.м 3 Субъект РФВХУ Квоты по забору воды из ПВОКвоты по сбросу сточных вод в ПВО Республика Алтай ,950,752,910,49,810, ,55300,35383,11991,01950,11980, ,076,980,30,0 Всего 5547,45427,914795,62001,41959,91990,8 Алтайский край ,66928,36944,76145,76168,46182, ,62886,82805,582,685,983, ,9277,4279,6127,8128,5129, ,2293,4320,519,817,118, ,020408,220378,62168,22160,12157, ,6459,4482,882,088,693, ,216706,917291,411418,311433,411833,2 Всего 47889,147960,448503,120044, ,3

Общебассейновые мероприятия.pdf Общебассейновые мероприятия.pdf Общебассейновые мероприятия.pdf Общебассейновые мероприятия.pdf Мероприятия по Республике Алтай и Алтайскому краю.pdf Мероприятия по Республике Алтай и Алтайскому краю.pdf Мероприятия по Республике Алтай и Алтайскому краю.pdf Мероприятия по Республике Алтай и Алтайскому краю.pdf

Спасибо за внимание!