Методический семинар1 «Проектирование основных образовательных программ нового поколения на основе компетенций» 09 ноября 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

Методический семинар1 «Проектирование основных образовательных программ нового поколения на основе компетенций» 09 ноября 2012

Вопросы для обсуждения: 1.Компетентностный подход как метод моделирования результатов образования. 2.Проектирование и разработка основных образовательных программ нового поколения. 3.Рабочая программа дисциплины.

История вопроса 1.19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к странам, подписавшим Болонскую Декларацию. 2.В декабре 2004 г. Правительством России были одобрены «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» февраля 2005 г. 40 приказом Министерства образования и науки РФ от был утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005– 2010 годы» 4.23 декабря 2005 г. 803 была утверждена «Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы» (ФЦПРО)

Основные принципы «Болонского процесса» а) конкурентоспособное европейское образование по отношению к образовательным системам Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и иных регионов, куда в настоящее время происходит значительный отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»; б) изменение подходов к образованию и обучению, продиктованное объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики Создание единого европейского образовательного пространства

1.перенос акцентов с содержания образования на результаты обучения 2.Результаты обучения описывают с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). Без ЗУН компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются!

ПРИЗНАКИ «БОЛОНСКИХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ : а) компетентностный подход (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); б) модульное построение; в) объем учебной нагрузки, исчисляемым в кредитах ECTS.

Российская система ВПО полностью должна перейти на новую систему подготовки кадров с учебного года

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Сохранить фундаментальную основу образо- вания в сочетании с достаточной професси- ональной подготовкой при сокращении учебного времени Недостаточная подготовленность, мотивация и поддержка преподавателей «Свобода» в формировании собственных образовательных программ (только 50% - обязательная часть) Ресурсные риски (недостаточная материально-техническая и информационная базы) 5

Не прослеживаются междисциплинарные связи Основная форма занятий – лекции Недоиспользование интерактивных форм Неструктурированная самостоятельная работа Нет обратной связи со студентами Привязка к имеющимся преподавателям вместо требуемых Большая доля поточных лекций, неотработанная технология работы между очными модулями Не задействована инфраструктура Программы не имеют явно выраженной целевой аудитории ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

Задачи на уч.год 1.Разработать и утвердить ООП направлений бакалавриата : Разработать и утвердить РПД на уч. год. Разработать и утвердить Фонд оценочных средств (создание компетентностно ориентированных оценочных средств) 2.Активизировать самостоятельную работу студентов 3.Разработать новые образовательные технологии 4.Обновить систему управления образовательным процессом 5.Изменить роль преподавателя

Модель учебного плана бакалавриата

не менее 20 Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. более 40 Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. не должен превышать 10 зачетных единиц Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Дисциплины по выбору студента должны составлять не менее 30% от дисциплин вариативной части. 1 зачетная единица = 36 часам

ФГОС ВПО 3 поколения представляет собой совокупность требований, обязательных для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Российской Федерации. Одним из таких требований является разработка ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – комплексный проект образовательного процесса в вузе, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки

Порядок формирования ООП на основе ФГОС Определение цели ООП - миссии вуза и компетентностной модели выпускника Формирование учебного плана с применением модулей Создание рабочей программы каждого модуля Проработка планов самостоятельной работы студентов Планирование образовательных технологий Нормативно-методическое обеспечение всех этапов контроля успеваемости (фонды оценочных средств) Составление плана формирования компетенций («матрицы») 7

СОДЕРЖАНИЕ ООП 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки _________________________ 1.2. Общая характеристика ООП ВПО по направлению подготовки Цель (миссия) ООП ВПО Срок освоения ООП ВПО Трудоемкость ООП ВПО 1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Область профессиональной деятельности выпускника 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО На данном этапе проектирования ООП ВПО следует разработать документ «Содержательно-логические связи у учебных дисциплин (модулей), практик ООП» и структурную матрицу формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.

. 4 ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 4.1 График учебного процесса 4.2 Учебный план 4.3 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ПРЕДМЕТОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) 4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся Программы учебных практик Программа производственной практики Программа научно-исследовательской работы

Рабочая программа дисциплины – системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения (компетенций выпускника)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАЗРАБОТКУ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ? Федеральный Государственный образовательный стандарт 3 поколения Федеральный Государственный образовательный стандарт 2 поколения в части содержания дисциплины Типовое положение о Высшем учебном заведении Основные понятия

. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Титульный лист; Содержание; Основная часть; Лист согласования рабочей программы; дополнения и изменения в рабочей программе

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра «____________________________________» УТВЕРЖДАЮ: Первый заместитель директора _______________________________ « ___ » _________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «____________________» Направление подготовки (код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки ___________________________________________ (наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения __очная__ Согласовано: Рекомендовано кафедрой : Начальник УМОПротокол ______________________________________ ______________ ______________________ « ___ » _________ 20__ г. « ____ » _________ 20__ г. Зав. кафедрой ____________ Пятигорск 2012

ОБОРОТ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Рецензент кандидат экономических наук доцент __________________. Рабочая программа дисциплины «_____________» /сост. И.О. Фамилия – Пятигорск: Северо-Кавказский институт, 2012г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой (вариативной) части профессионального цикла студентам очной (заочной) формы обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 41 Составитель ____________________ И.О. Фамилия И.О. Фамилия, 2012 Северо-Кавказский институт, 2012

Содержание 1 Цели и задачи освоения дисциплины …………………………………………… 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………… Требования к результатам освоения содержания дисциплины Содержание и структура дисциплины (модуля).... ………………………… Содержание разделов дисциплины Структура дисциплины Практические занятия (семинары).... ……………………………………… Курсовой проект (курсовая работа) Самостоятельное изучение разделов дисциплины ……………. ………… Образовательные технологии Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях …………………………………………………………………………… 6Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) …… Основная литература ………………………………………………………… Дополнительная литература ………………………………………………… Периодические издания..... ………………………………………. ………… Интернет-ресурсы Методические указания к практическим занятиям Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий …… 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………… Лист согласования рабочей программы дисциплины ….. ………………… Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………

Цели и задачи освоения дисциплины ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкретны Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать», (способностью), знать, (стремиться «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), выражать и т.д. измеримы достижимы определены во времени

ЦЕЛИ: образуют многоуровневую иерархическую систему в соответствии с выделенными уровнями освоения материала; имеют помимо профессиональной направленности и мировоззренческую направленность; охватывают теоретическую, познавательную и практическую компоненту деятельности подготавливаемого специалиста удовлетворяют запросам студента подготавливают будущего специалиста к самообучению и саморазвитию

ПРИМЕР ЦЕЛИ: Дисциплина «Концепции современного естествознания» Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Это конкретная формулировка учебных намерений. Задачи относятся к одной из конкретных областей, которую преподаватель намерен охватить в разделе обучения. Задачи необходимо формулировать в терминах ожидаемого результата обучения

ПРИМЕР ЗАДАЧ: Дисциплина «Концепции современного естествознания» Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются: приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; формирование: культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки: а) общекультурных (ОК): (Указываются ОК компетенции и их коды) б) профессиональных (ПК): (Указываются ПК компетенции и их коды) В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Уметь: Владеть Приобрести опыт деятельности (Перечисляются ожидаемые результаты в терминах: знать, уметь, владеть, приобрести опыт деятельности)

Компетенции по направлениям подготовки и профилям подготовки бакалавров Общекультурные компетенции ОК формируются на основе личностных качеств обучаемых, поэтому найти общее в компетенциях разных направлений подготовки и профилей подготовки и разбить их на отдельные модули вполне возможно. Профессиональные компетенции Из-за больших различий способов профессиональной деятельности диагностических средства для каждой ПК подбираются преподавателем индивидуально в зависимости от читаемой дисциплины

Пример ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с Типовым положением о Высшем учебном заведении: Виды аудиторной учебной работы : Лк – лекции, Кс – консультации, См – семинары, Пз – практические занятия, Лз – лабораторные занятия, Виды самостоятельной учебной работы (СРС) : КП – курсовой проект или КР – курсовая работ, РГР – расчетно-графическая работа, Реф – написание реферата, Тр – выполнение типового расчета,.Дз – домашнее задание(решение задач, перевод текста, конспектирование, составление обзора), Лзп – подготовка к лабораторным работам и оформление отчетов, Нр – научно-исследовательская работа. Формы текущего контроля (ТК) : Кол - устный опрос в виде коллоквиума; Т - письменный опрос в виде тестирования; КТ – компьютерное тестирование; Кр - контрольная работа, ПКР - проверка курсовой работы или ПКП - проекта; От - отчет по лабораторной работе Форма промежуточной аттестации (ПА) : Зач - зачет, Экз - экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПИЛИНЫ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля 1234

СТРУКТУРА ДИСЦИПИЛИНЫ Вид работыТрудоемкость часов семестра Всего Общая трудоемкость Аудиторная работа: Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Самостоятельная работа: Курсовой проект, курсовая работа Расчетно-графическая работа Реферат Эссе Самостоятельное изучение разделов Контрольная работа Самоподготовка Подготовка и сдача экзамена Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ) занятия раздела ТемаКол-во часов 1234 КУРСОВАЯ РАБОТА Приводится примерные темы курсовой работы САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучениеКол-во часов 123

1.ФГОС ВПО нового поколения нацеливает вузы на активизацию учебной деятельности студентов («студентоцентрированный подход»). 2.возможность индивидуального «маршрута» образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНЫЕ И АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ( %) В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Деловая игра Круглый стол Выступление в роли обучающего Решение ситуационных задач (case-study) Проблемное обучение Технология «Открытое пространство» (Open Space) метод проектов исследовательский метод ФГОС ВПО – НЕ БОЛЕЕ40- 50% - ЛЕКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Обязательно ! встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов

Направления подготовки Формы обучения (%) Активные и интерактивные Лекционные ПОЛИТОЛОГИЯ 20Не более ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 20Не более ТОРГОВОЕ ДЕЛО 20Не более МЕНЕДЖМЕНТ 30Не более ЭКОНОМИКА 20Не более ГиМУ 30Не более 50 ФГОС ВПО

Чтение Слушание 10% Прочитанного 10% Услышанного Определять, Перечислять, описывать, пояснять Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат, образец Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за конкретным действием Демонстрировать, Применять, выполнять 20% Увиденного 30% Услышанного 50% увиденного и услышанного 50% сказанного или написанного 90% сказанного или написанного по поводу их действия Участие в дискуссии Выступление с речью Театрализованное выступление Имитация реальной деятельности Выполнение ролевого действия Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Люди запоминают : В результате люди способны :

4.6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Приводятся образцы оценочных средств (кроме курсовых работ, курсовых проектов, расчетно-графических работ, рефератов, контрольных работ) в виде контрольных вопросов, заданий, комплексных заданий, образцов тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины. Для промежуточной аттестации (зачет, экзамен) приводится полный перечень вопросов, выносимых на зачет или экзамен.)

43 описать результаты (дескрипторы) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам оценить реально ли достичь результаты образования имеющимися ресурсами и в пределах отведенного времени предоставить возможности оценивания компетенции при помощи КОЗ по дескрипторам При компетентностном обучении важными становятся: - компетенции как результат образования; - образовательные технологии как способ их формирования; - оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Для оценивания компетенций необходимо:

Формы оценивания Письменные эссе с заранее заданными параметрами Зачеты Экзамены Симуляции Портфолио Домашние задания Тесты коллоквиум

СИСТЕМНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ – УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ введение инноваций в контрольно- оценочные процедуры; создание независимой оценочной системы вуза и фонда оценочных средств, разработка новых средств и методов контроля, создание и использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ), обеспечение компетентности преподавательского состава вузов по использованию этих инноваций в учебном процессе Для этого необходимы:

Портфолио Методические материалы и инструкции Оценочные средства и технологии Критерии оценки соответствия (несоответствия) ответа требованиям ФГОС и ООП ВПО Результаты освоения программ и достижений требований ФГОС ФОС – фонды оценочных средств

«В настоящее время до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о методологии оценивания компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, отсутствует единство взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов для оценивания компетенций в рамках требований ФГОС ВПО». Резолюция III Всероссийской научно-практической конференции «Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС», марта 2012, РЭУ им. Г.В. Плеханова

4.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература; Дополнительная литература; Периодические издания; Интернет-ресурсы; Методические указания к практическим занятиям; Методические указания к курсовой работе и другим видам самостоятельной работы; В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; лабораторное оборудование 4.8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5 ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6 ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ 7 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО 7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2 Итоговая государственная аттестация 8 ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ: 1. Оцениваются только отчуждаемые продукты (письменные тексты). 2.Критерии оценивания – открытые, не меняются от урока к уроку, студент перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования студентом. 3.Различные преподаватели могут использовать различные критерии оценивания одних и тех же работ, исходя из специфики конкретного курса (решаемых им задач). Незыблемыми должны оставаться лишь принципы: Оценка накапливается. Тройка – это оценка (поощрение) за сделанное, а не наказание; Шкала оценивания многобальная, отличная оценка ставиться не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Это могло достигаться за счет самой схемы оценивания, так и их сочетания. В нашем случае: преподаватель + второй преподаватель вуза + внешний экзаменатор.

РАЗРАБОТЧИКИ ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как: –«понимать»; –«знать»; –«осознавать»; – «разбираться в…»…. Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как: –«понимать»; –«знать»; –«осознавать»; – «разбираться в…»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как: –«быть способным определять»; –«уметь применять»; –«уметь анализировать» –«быть знакомым с…»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как: –«быть способным определять»; –«уметь применять»; –«уметь анализировать» –«быть знакомым с…»…. Типичная ошибка при описании образовательных результатов: при их описании говорят об обучении, а не о представлении (предъявлении) изученного.

Спасибо за внимание! Жду вопросов и предложений по темам следующих семинаров! Тема - «Как проектировать и оценивать образовательные результаты?» -«Применение интерактивных форм обучения» Конт.тел. – –