ВЫСТУПЛЕНИЕ ОБМЕН ОПЫТОМ ПУБЛИКАЦИЯ Военно-спортивная игра на местности «Зарница».
Сборник методических разработок участников 12-го Всероссийского интернет-педсовета, выпуск М: «Образ-Центр», 2012, с. 36. Сборник докладов участников конкурса
Цель: Военно- патриотическое воспитание учащихся
Задача: Провести игру на местности между разновозрастными командами 5-11 классов
Время: 120 мин. Метод: практическое выполнение заданий. Форма одежды: спортивная, для активного отдыха в зимнее время.
Материальное обеспечение: санки – 2шт., винтовки пневматические – 4 шт., пульки – 40 шт., мишень 6 – 2шт., 1 секундомер, 8 флажков, санитарные носилки – 1 шт., санитарные сумки-2 шт., комплект мед.аптечки – 2шт., шина медицинская – 2шт., шашки домовые – 2 шт., макеты противопехотных мин – 8 шт., ракетница сигнальная – 1шт., лопаты совковые – 4 шт., мегафон – 1 шт., макеты стрелкового вооружения - по количеству участников, повязки нарукавные (желтые, красные, зеленые) - по количеству участников, комплект плакатов по разделу: «Вооруженные Силы РФ», противогазы ГП-7 – 6 шт., пакеты с заданиями – 12 шт., эмблемы «Зарница 2011»- по количеству участников.
Ход игры Открытие: Построение батальонов, сформированных из разных классов, на площади у обелиска павшим воинам-землякам в годы ВОВ. Внесение Знамени военно-спортивной игры «Зарница» в сопровождении караула (юноши классов с макетами автоматов «Калашникова». Сдача рапорта преподавателю ОБЖ о готовности к игре (осуществляется командирами батальонов). Объявляется цель и задачи игры, программа, условия выполнения заданий, оценивание и определение победителя. Представляется судейская коллегия - учащиеся 10 и 11 классов. Каждый из судей знает свою задачу, систему контроля и зачета результата.
Основная часть Первый этап игры (прохождение батальонами 6 рубежей препятствий) : Каждому батальону вручается пакет с заданием с целью выхода на рубежи: Батальону «зеленых» - на рубеж 1 с выполнением упражнения по стрельбе из пневматической винтовки по мишени с 5 метров из положения стоя. Стреляют 5 мальчиков и 5 девочек (по 2 выстрела каждый). Подсчитывается сумма очков всех участников. Выход на рубеж стрельбы осуществляется с помощью компаса по азимутальным углам. Маршрут пробивает разведка батальона. Батальону «белых» на рубеж 2 с выполнением задания по разминированию участка местности 4 на 4 метра. Разминирование проводят «саперы». Необходимо «обезвредить» 8 противопехотных мин. Учитывается время выполнения задания. Выход на рубеж разминирования осуществляется с помощью компаса по азимутальным углам. Маршрут пробивает разведка батальона. После выполнения заданий батальоны меняются рубежами 1 и 2 (пакеты с заданиями выдают инструкторы на рубежах). И в дальнейшем подобные действия проводятся на рубежах 3, 4, 5.
Рубеж 3 «Переправа». Каждый батальон «белые» и «зеленые» переправляют по 10 человек на санках от флажка 1 до флажка 2 с дистанцией 30 метров. Управлять санками разрешается последовательно. Учитывается общее время переправы 10 участников. Рубеж 4 «Оборудование огневой позиции». Каждый батальон «белые» и «зеленые» в снегу откапывают и оборудуют окоп для стрельбы с колена. Сектор стрельбы указывает инструктор. Учитывается время, качество и размеры окопа. Рубеж 5 «Оказание первой медицинской помощи при ранениях». Каждый батальон «белые» и «зеленые» получает задания от санинструкторов на оказание первой медпомощи при условном ранении. Необходимо назвать медицинские лекарственные препараты, антисептические материалы, приспособления для иммобилизации конечностей и практически применить их на условном раненом. По завершении оказания медпомощи раненого, используя санитарные носилки, перенести в здание школы. Оценивание правильности действий санинструкторов производится учителем биологии.
Рубеж 6 «Викторина». Каждый батальон («белые» и «зеленые») выполняет задание с тестами на знание видов и родов войск Вооруженных Сил РФ. Желающие заработать дополнительные баллы выполняют задания с тестами по разделу «Огневая подготовка» с вопросами по назначению, устройству и тактико-техническим характеристикам автомата «Калашникова».
Второй этап игры: После прохождения батальонами рубежей 1-6 дается приказ на взятие штурмом крепости, которую оборудовал батальон «красных». Задача: взять штурмом крепость и завладеть Знаменем военно- спортивной игры «Зарница». Знамя выставляется на протяжении всей игры в крепости. Предварительно до начала игры, используя бульдозер (трактор ДТ-75 М), возводится курган из снега высотой 5 метров и диаметром 10 метров (по предварительной договоренности о спонсорской помощи). Командир батальона «красных» получает пакет с приказом об удержании крепости и защите Знамени игры. На подступах к крепости в западном и восточном направлениях оборудовались снежные заставы с целью задержать штурмующие крепость батальоны «белых» и «зеленых». Разрешается применять «боеприпасы» из снега (снежки). Перед штурмом крепости запускаются в действие две дымовые шашки. Батальон «белых» выдвигается на рубеж атаки с запада от крепости, батальон «зеленых» - с востока. Начало штурма – сигнальная ракета.
Заключительная часть: Победитель игры определяется в момент взятия Знамени военно-спортивной игры «Зарница». Действие игры останавливается. В ходе взятия крепости запрещается применять ударные приемы, наносить вред личному имуществу (одежде). Контролирует штурм крепости группа «миротворцы», состоящая из учащихся классов и классные руководители. По окончании игры производится построение батальонов около обелиска, где подводится итог и объявляется победитель. В завершении все участники игры следуют в школьную столовую на чаепитие.