Культура питания как одна из составляющих здорового образа жизни школьника Степанова Е. В. учитель технологии МОУ «Дороховская СОШ» 2012
АКТУАЛЬНОСТЬ М Ы НЕ ДЛЯ ТОГО ЖИВЕМ, ЧТОБЫ ЕСТЬ, А ЕДИМ ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ ЖИТЬ СОКРАТ Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития, предъявляют все новые, все более высокие требования к ребенку и его здоровью. Обучение в современной школе характеризуется большой учебной нагрузкой, высокой плотностью занятий, длительностью пребывания ребенка в школе, что зачастую, не позволяет обеспечить оптимальный распорядок дня, режим питания и негативно отражается на здоровье школьника. Детский организм вынужден работать с большим напряжением, что может привести к сбоям в работе эндокринной системы и пищеварительного тракта. Знания о правильном питании помогут школьникам устоять перед учебными, физическими, экологическими нагрузками и различными инфекциями.
К РАТКАЯ АННОТАЦИЯ Данный проект направлен на формирование у детей культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни. В процессе работы (1 учебный год) учащиеся 5-8 классов осознают ценность здоровья и здорового образа жизни, понятий разнообразного питания, гигиены питания, режима питания, рациона питания, культуры питания. В результате реализации проекта учащиеся овладевают теоретическими понятиями в области правильного питания, знаниями основополагающих принципов здорового образа жизни, практическими умениями ориентирования в ассортименте продуктов. Проект направлен на школьников и их родителей. Участники проекта: обучающиеся, учителя, медицинский работник, родители, психолог.
ПРОБЛЕМА По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, наиболее встречающимися заболеваниями у школьников являются заболевания пищеварительной системы (гастрит, холецистит, панкреатит). Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей является неполноценное питание. Сложившаяся ситуация требует неотложных мер, направленных на улучшение питания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование у школьников, родителей, учителей культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни (разработка рекомендаций (памяток, буклетов) для учителей, родителей и школьников)
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме здорового питания сформировать план мероприятий, способствующих получению знаний о питании школьников организовать проектную деятельность среди учащихся по теме «Правильное питание – первый шаг к здоровью» подготовить памятки, буклеты, содержащие рекомендации для учителей технологии, учащихся и родителей направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников создать кулинарную книгу «Рецепты моей бабушки»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Организационный этап Название мероприятийСрокиОтветственные Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме здорового питания сентябрьучитель технологии, медицинский работник, психолог Мониторинг -анализ медицинских карт школьников с целью сбора данных о состоянии заболеваемости ЖКТ -анкетирование обучающихся по вопросам режима питания «Правильно ли ты питаешься?» -опрос родителей по организации питания дома «Правильно ли питаются ваши дети?» сентябрьмедицинский работник учитель технологии, классные руководители психолог Педагогический совет «Организация рационального питания обучающихся в школе» сентябрьАдминистрация школы, учитель технологии, медицинский работник, психолог, работник столовой
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Основной этап Название мероприятийСрокиОтветственные Создание банка данных по сбору и обработке информации «Здоровое питание» в течение учебного года волонтеры Создание кулинарной книги «Рецепты моей бабушки» в течение учебного года волонтеры, учитель технологии, классные руководители Заседания школьного совета «Здоровье – это здорово» в течение учебного года председатель школьного совета Оформление стенда «Здоровым быть модно!» октябрь волонтеры, учитель технологии Родительское собрание «Оптимальное питание – основа здорового детства» октябрьучитель технологии, классные руководители Классный час «Питание и здоровье»октябрьклассные руководители Круглый стол «Где и как мы едим»ноябрьучитель технологии, волонтеры Викторина «Кухни разных народов»ноябрьволонтеры Конкурс листовок «Правильное питание – залог долголетия» ноябрьволонтеры, классные руководители Фотовыставка «Чудеса природы: овощи, фрукты всего мира» декабрьволонтеры
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Основной этап Название мероприятийСрокиОтветственн ые Посещение дошкольного учреждения и начальной школы c концертом «Мы ведем здоровый образ жизни» декабрь педагог- организатор, волонтеры, учитель технологии Уроки технологии: - Физиология питания. Пищеварение., 5 кл. - Обмен веществ. Продукты, влияющие на обмен веществ., 6 кл. - Физиологические основы рационального питания. Польза кисломолочных продуктов., 7 кл. - Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты., 8 кл. январь - февраль учитель технологии Исследовательская работа: - проект «Сухарики - вред или польза?» - проект «Диета: за и против» февраль - март учитель технологии Конкурс рисунков «Здоровье свыше нам дано, учитесь все беречь его» мартволонтеры Конкурс «Маленькие хозяюшки»мартучитель технологии Участие в акции «Поменяй конфету на яблоко»апрельуч. технологии Круглый стол «Я здоров – поэтому успешен»апрельуч. технологии Конкурс поваров «Пир на весь мир»апрель
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Заключительный этап Название мероприятийСрокиОтветственные Анализ состояния заболеваемости ЖКТ школьников в конце проекта маймедицинский работник, Правильное питание – один из важнейших компонентов здорового образа жизни» Создание буклета для школьников «Правильное питание – один из важнейших компонентов здорового образа жизни» май волонтеры Создание памятки для родителей и учителей «Как же должен питаться школьник» майволонтеры кл. руководители Подведение итогов реализации проектамайучитель технологии Родительское собрание «Важность полноценного сбалансированного питания» учитель технологии, медицинский работник, психолог, обучающиеся Размещение проекта на сайте школы, отдела образования майучитель технологии, волонтеры
О ЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности и корректировать несоответствия дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми будут созданы буклет и памятка для школьников и родителей, учителей с рекомендациями правильного питания
ПРОДУКТ ПРОЕКТА Правильное питание – один из важнейших компонентов здорового образа жизни» буклет для школьников «Правильное питание – один из важнейших компонентов здорового образа жизни» памятка для родителей и учителей «Как же должен питаться школьник» кулинарная книга «Рецепты моей бабушки» презентации обучающихся на тему «Правильное питание – первый шаг к здоровью»
И НСТРУМЕНТАРИЙ компьютеры мультимедийная установка ноутбук DVD-плеер музыкальный центр видеокамера фотоаппарат принтер сканер ксерокс Интернет картинки фотографии канцелярские товары методическая литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ФГОС Стандарты второго поколения. Технология 5-9 кл. Никифоров Г.С. «Психология здоровья» учебное пособие – СПб: Речь, 2002 г. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. СПб., 1997 г. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья, 1999 г. Левашова Е. Н. «Вкусно и быстро», 2001г. Михайлов В.С. и др. «Культура питания и здоровье семьи», 2005 г. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. М.: «Кристина и Ко», 1994 г. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск, 1994 г. Сушанский Г.А, Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. СПб.: «Издательский Дом Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999 г. Труфанова Е.В. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. М., 2008 г. Интернет ресурсы