Моделирование учебных занятий различного типа на основе деятельностного подхода в обучении методист по физике издательства «Русское слово» Селютина Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Транксрипт:

Моделирование учебных занятий различного типа на основе деятельностного подхода в обучении методист по физике издательства «Русское слово» Селютина Ольга Анатольевна

Международные исследования по оценке качества естественно-научного образования Недостатки подготовки российских школьников. Неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни. Недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений. Неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, графиков и диаграмм. Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, сравнений, умозаключений, интерпретацию различных данных и обоснование ответа.

На уровне ряда требований не достигается основная цель – подготовка выпускников школы к свободному использованию знаний в повседневной жизни.

Причины: У 70-80% учащихся отсутствуют умения самостоятельной работы. Около 60% не умеют выделять существенные признаки понятия, приводить примеры. 70% заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний. Выпускники проявляют низкий уровень учебной мотивации.

Проблема формирования у учащихся умения учиться Несформированность умений и навыков учебной деятельности является одной из причин неумения мыслить, а это ведет: к перегрузке учащихся; неуспеваемости; нежеланию учиться; ухудшению здоровья.

Результат неумения учиться: лень; задержки в развитии психики; преступность несовершеннолетних и др.

С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности?

Главные идеи построения школьного предметного курса Дети не стали глупее или хуже. Они стали другими. Поэтому изменяться нужно самому учителю. В процессе обучения необходимо ориентироваться на развитие ребенка средствами учебного предмета. Нужно помочь ученику освоить разные способы учебной деятельности. При выборе технологий обучения необходимо строго учитывать возрастные особенности школьников.

ДП к обучению Учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственной, так и практической. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться. Выбор и применение оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности.

При обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.

Особенности ДП Развивающий характер обучения – развитие способностей, способов деятельности, включение в творчество. Системный характер обучения – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе диалектики.

Психологическая основа концепции ДП к обучению усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

ДП к проектированию целей обучения Цели обучения нужно формулировать на языке деятельностей, задач и приемов их решения. Деятельность - процесс достижения цели. Задача – ситуация, в которой нужно достичь определенной цели. Прием – способ осуществления деятельности.

Характер обучения- поисковый Учебный процесс – развитие личности ученика

Организация учебного процесса 1. Разрабатывается модель решения отдельных дидактических задач формирование элементов определённого знания, систематизация знаний в соответствии с процессом решения образовательных задач. Результат: - обобщенные представления о методах и средствах достижения определенных дидактических целей на деятельностной основе; - обобщенные способы организации уроков разных типов, составляют описание методов разработки уроков этих типов.

2. Выделенные обобщенные способы деятельности и ориентиры используют для разработки уроков по темам школьного курса любой предметной области. Результат: - модель изучения школьного курса конкретного предмета. 3. Создание учителем собственной системы уроков по различным темам и курсу в целом на основе разработанной модели. Организация учебного процесса

Методы построения уроков Изучения нового материала. Формирования практических умений. Систематизации знаний в соответствии со структурными элементами теории. Систематизация знаний в процессе решения типовых предметных задач.

По целеполаганию Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Технология деятельностного метода 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").

Технология деятельностного метода 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций.

Технология деятельностного метода 3. Постановка учебной задачи Создается затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Учащиеся фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Технология деятельностного метода Формы учебной проблемы: как тема урока как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Технология деятельностного метода Постановка учебной проблемы на уроке: Создание проблемной ситуации. Подводящий диалог. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Технология деятельностного метода Проблемные ситуации: Проблемная ситуация с «затруднением» Проблемная ситуация с «удивлением»

Технология деятельностного метода «затруднение» невыполнимое практическое задание; практическое задание несходное с предыдущим; практическое задание невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим. - Выдвижение гипотез - Проверка гипотез.

Технология деятельностного метода «удивление» столкновение противоречивых фактов, теорий или мнений. - Подводящий диалог (от четко сформулированной учебной проблемы) - Подводящий диалог (без учебной проблемы).

Технология деятельностного метода Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новою знания. Обеспечивается развивающий эффект.

Технология деятельностного метода 4. Построение проекта выхода из затруднения {"открытие" детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Технология деятельностного метода Способы разрешения проблемной ситуации: учитель лично заостряет противоречие и сообщает учебную проблему; учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему; учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему (побуждающий диалог - наиболее эффективный)

Технология деятельностного метода Учитель: организация коллективной деятельности детей в форме мозгового штурма (подводящий, побуждающий диалог). Ученики: построение и обоснование нового способа действий (знания); фиксация нового действия (знания) в речи и знаково; вывод о том, что учебная задача разрешена.

Технология деятельностного метода Подводящий диалог Структура: система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. Признаки: - пошаговое жесткое ведение мысли ученика; - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога; - почти невозможны неожиданные ответы учеников; - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат: развитие логического мышления.

Технология деятельностного метода Побуждающий диалог Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль. Признаки: - мысль ученика делает скачок к неизвестному; - переживание учеником чувства риска; - возможны неожиданные ответы учеников; - прекращается с появлением нужной мысли ученика. Результат: развитие творческих способностей

Технология деятельностного метода 5.Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия закрепляют новый материал (решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи). Усиливается эффект усвоения материала, т.к. ученик озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании.

Технология деятельностного метода Учитель выбирает материал (задания), который предусматривает использование построенного на этапе «открытия» нового знания алгоритма, и выбирает форму организации их комментирования. Чтобы новое знание не стало для учащихся проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.

Технология деятельностного метода 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового знания (способа действий), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают свою работу. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Технология деятельностного метода Основные отличительные черты самостоятельной работы: - узкая направленность; - небольшой объём. Методика проведения: учитель готовит типовые задания (желательно, чтобы они содержали несущественные различия) и планирует форму организации их решения и самопроверки. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план («про себя»).

Технология деятельностного метода Для того, чтобы ребенок мог проверить правильность своих действий, ему нужен четкий знаково оформленный критерий, фиксирующий все шаги выполняемого им алгоритма, то есть эталон. Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.

Технология деятельностного метода 7.Включение в систему знаний и повторение. Новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Технология деятельностного метода Методика проведения: - закрепляются ЗУН, накопленные ранее и интегрируются с новым материалом; - учитель подбирает несколько заданий (задач), в котором построенное знание используется как часть, и предлагает учащимся решить любую на выбор.

Технология деятельностного метода 8.Рефлексия деятельности {итог урока). Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Технология деятельностного метода Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Что нового я узнал на этом уроке? Какой метод мной использовался для открытия нового знания? Какие задачи позволяет решить открытие, сделанное мной на уроке? Оценивание может быть как количественное, так и качественное.

Технология деятельностного метода Урок завершается проектированием дальнейших шагов по коррекции возможных затруднений и дальнейшему развитию. Для положительного самоопределения детей важно, чтобы самооценка их собственной деятельности была со знаком «+».

КПД урока 40 мин.×20 чел. = 800 чел.-мин. – 100% Традиционный 1. Опрос учащихся 2. Объяснение нового материала 3. Закрепление материала 4. Итог урока На всех этапах один ученик говорит после другого (40 чел.-мин.-200 чел.мин.) КПД – 5%-25% Урок по технологии ДП 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка проблемы 4. «Открытие» нового знания 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа 7. Повторение и закрепление 8. Итог урока На 2-7 этапах работают все (30-35мин×20 чел.= чел.-мин.) КПД – 75%-88%

Спасибо за внимание