Обучение средствами группового взаимодействия Лектор: Волкова Любовь Альбертовна- доцент кафедры инновационных образовательных технологий КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коллективные учебные занятия как способ повышения качества образования Выступление: Прозоровой Г.Н., руководителя ТГ г. Муниципальное казенное.
Advertisements

Пары сменного состава Москалева Т.Ю. учитель математики Российской гимназии при Русском музее.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Учебное занятие- тренинг Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Методика поабзацного изучения текстов. Особый интерес представляет методика поабзацной обработки текстов А.Г.Ривина. Эта методика предназначена для изучения.
Школа молодого специалиста Занятие 1 Письменные работы на уроках математики Информация подготовлена учителем математики Котовой Т.В. Школа – интернат 4.
Технология коллективного способа обучения. Основоположниками теории коллективного способа обучения являются: Ривин А.Г. ( г.) русский, советский.
Корпоративная компетенция ШМО ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Презентация подготовлена Гонтаревой Е.Ю.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Практическая деятельность на уроках истории Районный семинар учителей истории МОУ СОШ 10 г. Павлово Софонова Р.Н.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Как подготовить и провести открытый урок. МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Творческая группа Технология группового взаимодействия как средство формирования и развития УУД Руководитель: Баранова Т.Л.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Обучаемость в инновационном процессе. Семинар:Понятие «обучаемость» в инновационном процессе Цели проведения: Актуализация проблемы обучаемости в условиях.
Транксрипт:

Обучение средствами группового взаимодействия Лектор: Волкова Любовь Альбертовна- доцент кафедры инновационных образовательных технологий КОИРО

Продуктивность усвоения учебного материала (пирамида Маслоу ) 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% Дискуссия Учебная практика Обучение других Показ Аудио- видео обучение Самостоятельное чтение Лекция- монолог

Эффективность работы памяти 10% - читает глазами; 26% - слышит; 30% - видит; 50% - видит и слышит; 70% - обсуждает; 80% - опирается на опыт; 90% - говорит и делает совместно; 95% -обучает других;

Групповая динамика 1) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями группы (неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т. д.); 2) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся. Эти закономерности, сформулированные французскими учёным, объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.

Элементы продуктивности учебного процесса при групповом взаимодействии УЧАЩИЙСЯ приобретает Коммуникативные способности Достаточные речевые способности Высокая мотивация на выполнение заданий « Свобода» от авторитета учителя Высокая продуктивность коллективного ума ПЕДАГОГ имеет возможность Обеспечить каждому посильный уровень обучения; Высвободить время для работы со слабыми; Каждый учащийся становится видимым для педагога; Учащиеся контролируют процесс обучения совместно с педагогом; Материалы можно готовить не для каждого, а для группы; Активизация учащихся происходит автоматически;

Самостоятельная работа Диагностика и контроль Тренинг и усвоение Применение навыков Получение индивидуальной дополнительной информации Замедление темпов Отсутствие коммуникативных связей Ослабление управления учебным процессом + Индивидуальная деятельность -

Групповая деятельность предполагает Взаимное обогащение учащихся; Организация совместных действий; Распределение начальных действий и операций; Коммуникативное взаимодействие; Обмен способами действий и обогащение информацией; Получение совокупного продукта; Взаимопонимание; Рефлексия.

Разновидности традиционных групповых технологий Групповой опрос Общественный смотр знаний Учебная встреча Дискуссия Конференция Учебное заседание СУД (совместная учебная деятельность)

Алгоритм групповой деятельности в РО Распределение по группам Проговор проблемы Формулировка учебной задачи Участие в работе группы с использованием её потенциала Предъявление результатов классу Анализ, обобщение, критика Организация деятельности по применению результатов.

Методика Ривина (пары сменного состава) 1.Простые вопросы и задания для проверки понимания маленьких смысловых частей текстов ( абзацев) 2.Более сложные вопросы и задания ко всей изучаемой теме 3. Наиболее важные вопросы и задания, к которым обращаются в течение всей изучаемой темы. Или наиболее сложные

Алгоритм самостоятельной работы ученика по Ривину 1. Читает и разбирается в первом абзаце, озаглавливает его в специально отведённом месте и пишет к нему подпункты. 2. Выполняет задания к первому абзацу, записывая их против заглавия абзаца. Затем работает также со всеми другими абзацами текста. 3. После выполнения задания приступает к заданиям второй группы (ко всему тексту). Отвечают на вопросы, делают практическую работу. 4. Сдают тетрадь на проверку учителю или ученику. 5. Берут задания третьего уровня (самые сложные) делают их в оставшееся или свободное время.

Название всего учебного текста Заголовки абзацев Подпункты Ответы на вопросы…….. Выполнение заданий……..

Действия при проработке абзаца > чтение текста; > выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания; > осмысление отдельных предложений; > определение главной мысли абзаца; > выделение аргументаций и выводов; > рассмотрение частных примеров; > целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами; > выражения своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца; > письменная фиксация главной мысли.

Заголовок абзаца Озаглавить абзац (короткий смысловой кусок текста) можно через несколько слов или предложений, а также и через вопросы. Главное, чтобы заглавие в точности отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно собой представлять конспект абзаца или условное обозначение.

Пары сменного состава. Иванов А Объясняет 1 абзац Петров Б Проверяет по вопросам и заданиям Объясняет 1 абзац Проверяет по вопросам и заданиям Вопросы и задания первой группы сложности Решение задач второй и третьей групп сложности В?

Фиксация результатов первого уровня ФИОТ1 Иванов Т2 Петров Т3 Сидоров Т4 ? Иванов * + Петров + * + Сидоров + *

Мурманская методика Отработка терминов, понятий. обязательного материала. Распределение заданий по карточкам В каждой карточке 2 задания Отработка карточки учащимся, поиски партнёра с другими заданиями. Совместная деятельность по обучению Фиксация результатов в бланке. Индивидуальное тестирование (диктант)без записей.

Алгоритм деятельности по технологии ДЖИГСО (сложить из кусочков целое). Организация учебной деятельности. Общие сведения о материале. Создание групп обучения. Групповая деятельность по подготовке докладов. Работа в группах обучения. Изучение докладов членами групп. Коллективная коррекционная работа. Индивидуальная проверочная работа.

Модель урока по ДЖИГСО Мотивация на изучение темы, сообщение целей и задач Общие сведения о материале Организация разноуровневых групп Доклад Изучение и корректировка докладов друг друга Индивидуальная уровневая работа

Модель группового самостоятельного обучения Учитель Лидер-консультант Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Лидеры составляют вместе с учителем Задания для групп Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Совет лидеров

Основные подходы к групповому самостоятельному обучению 1) количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; 2) в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; 3) в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы; 4) количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание в зависимости от цели, содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности учащихся; 5) при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

Примерные задания для самостоятельного группового обучения учащихся 1) разработать опорный конспект содержания учебной статьи; 2) подготовить краткий пересказ содержания статьи; 3) сконструировать репродуктивные вопросы с целью взаимопроверки усвоения базовых (основных) знаний статьи; 4) сконструировать проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на занятии; 5) ответить на вопросы учителя (предлагается 2–3 вопроса разного уровня сложности для письменной работы учащихся (по выбору); 6) подготовить рассказ, используя дополнительную литературу как дополнение к тексту учебной статьи; 7) разработать свой вариант домашнего задания по теме учебного занятия.

« Хождение в гости» Работа в проблемных группах « Хождение в гости» первой, второй, третьей т.д. групп Фиксация результатов Индивидуальная проверочная работа.

Иллюстрации для практической работы 1. Никуда без традиций 2. Весь Париж как на ладони 3. Думаю только об адидас

Иллюстрация 1 Никуда без традиций

Иллюстрация 2 « Весь Париж как на ладони»

Думаю только об «адидас»

Коллективно- распределённая деятельность. Выполнение задания передача другому лицу для проверки и дополнения Выполнение задания, передача другому лицу для проверки и дополнения Выполнение задания передача другому лицу для проверки и дополнения

Тема группового взаимодействия Чебурашка. Кто, зачем, откуда?

Затруднения при коллективно- распределённой деятельности. 1.В случае возникновения противоречий: группа совещается, если ответ не найден 2. Просит о консультации педагога, если проблема важная 3. Работает весь коллектив полностью.