Обучение средствами группового взаимодействия Лектор: Волкова Любовь Альбертовна- доцент кафедры инновационных образовательных технологий КОИРО
Продуктивность усвоения учебного материала (пирамида Маслоу ) 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% Дискуссия Учебная практика Обучение других Показ Аудио- видео обучение Самостоятельное чтение Лекция- монолог
Эффективность работы памяти 10% - читает глазами; 26% - слышит; 30% - видит; 50% - видит и слышит; 70% - обсуждает; 80% - опирается на опыт; 90% - говорит и делает совместно; 95% -обучает других;
Групповая динамика 1) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями группы (неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т. д.); 2) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся. Эти закономерности, сформулированные французскими учёным, объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.
Элементы продуктивности учебного процесса при групповом взаимодействии УЧАЩИЙСЯ приобретает Коммуникативные способности Достаточные речевые способности Высокая мотивация на выполнение заданий « Свобода» от авторитета учителя Высокая продуктивность коллективного ума ПЕДАГОГ имеет возможность Обеспечить каждому посильный уровень обучения; Высвободить время для работы со слабыми; Каждый учащийся становится видимым для педагога; Учащиеся контролируют процесс обучения совместно с педагогом; Материалы можно готовить не для каждого, а для группы; Активизация учащихся происходит автоматически;
Самостоятельная работа Диагностика и контроль Тренинг и усвоение Применение навыков Получение индивидуальной дополнительной информации Замедление темпов Отсутствие коммуникативных связей Ослабление управления учебным процессом + Индивидуальная деятельность -
Групповая деятельность предполагает Взаимное обогащение учащихся; Организация совместных действий; Распределение начальных действий и операций; Коммуникативное взаимодействие; Обмен способами действий и обогащение информацией; Получение совокупного продукта; Взаимопонимание; Рефлексия.
Разновидности традиционных групповых технологий Групповой опрос Общественный смотр знаний Учебная встреча Дискуссия Конференция Учебное заседание СУД (совместная учебная деятельность)
Алгоритм групповой деятельности в РО Распределение по группам Проговор проблемы Формулировка учебной задачи Участие в работе группы с использованием её потенциала Предъявление результатов классу Анализ, обобщение, критика Организация деятельности по применению результатов.
Методика Ривина (пары сменного состава) 1.Простые вопросы и задания для проверки понимания маленьких смысловых частей текстов ( абзацев) 2.Более сложные вопросы и задания ко всей изучаемой теме 3. Наиболее важные вопросы и задания, к которым обращаются в течение всей изучаемой темы. Или наиболее сложные
Алгоритм самостоятельной работы ученика по Ривину 1. Читает и разбирается в первом абзаце, озаглавливает его в специально отведённом месте и пишет к нему подпункты. 2. Выполняет задания к первому абзацу, записывая их против заглавия абзаца. Затем работает также со всеми другими абзацами текста. 3. После выполнения задания приступает к заданиям второй группы (ко всему тексту). Отвечают на вопросы, делают практическую работу. 4. Сдают тетрадь на проверку учителю или ученику. 5. Берут задания третьего уровня (самые сложные) делают их в оставшееся или свободное время.
Название всего учебного текста Заголовки абзацев Подпункты Ответы на вопросы…….. Выполнение заданий……..
Действия при проработке абзаца > чтение текста; > выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания; > осмысление отдельных предложений; > определение главной мысли абзаца; > выделение аргументаций и выводов; > рассмотрение частных примеров; > целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами; > выражения своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца; > письменная фиксация главной мысли.
Заголовок абзаца Озаглавить абзац (короткий смысловой кусок текста) можно через несколько слов или предложений, а также и через вопросы. Главное, чтобы заглавие в точности отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно собой представлять конспект абзаца или условное обозначение.
Пары сменного состава. Иванов А Объясняет 1 абзац Петров Б Проверяет по вопросам и заданиям Объясняет 1 абзац Проверяет по вопросам и заданиям Вопросы и задания первой группы сложности Решение задач второй и третьей групп сложности В?
Фиксация результатов первого уровня ФИОТ1 Иванов Т2 Петров Т3 Сидоров Т4 ? Иванов * + Петров + * + Сидоров + *
Мурманская методика Отработка терминов, понятий. обязательного материала. Распределение заданий по карточкам В каждой карточке 2 задания Отработка карточки учащимся, поиски партнёра с другими заданиями. Совместная деятельность по обучению Фиксация результатов в бланке. Индивидуальное тестирование (диктант)без записей.
Алгоритм деятельности по технологии ДЖИГСО (сложить из кусочков целое). Организация учебной деятельности. Общие сведения о материале. Создание групп обучения. Групповая деятельность по подготовке докладов. Работа в группах обучения. Изучение докладов членами групп. Коллективная коррекционная работа. Индивидуальная проверочная работа.
Модель урока по ДЖИГСО Мотивация на изучение темы, сообщение целей и задач Общие сведения о материале Организация разноуровневых групп Доклад Изучение и корректировка докладов друг друга Индивидуальная уровневая работа
Модель группового самостоятельного обучения Учитель Лидер-консультант Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Лидеры составляют вместе с учителем Задания для групп Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Группа постоянного состава от 3 до 7 человек Совет лидеров
Основные подходы к групповому самостоятельному обучению 1) количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; 2) в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; 3) в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы; 4) количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание в зависимости от цели, содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности учащихся; 5) при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.
Примерные задания для самостоятельного группового обучения учащихся 1) разработать опорный конспект содержания учебной статьи; 2) подготовить краткий пересказ содержания статьи; 3) сконструировать репродуктивные вопросы с целью взаимопроверки усвоения базовых (основных) знаний статьи; 4) сконструировать проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на занятии; 5) ответить на вопросы учителя (предлагается 2–3 вопроса разного уровня сложности для письменной работы учащихся (по выбору); 6) подготовить рассказ, используя дополнительную литературу как дополнение к тексту учебной статьи; 7) разработать свой вариант домашнего задания по теме учебного занятия.
« Хождение в гости» Работа в проблемных группах « Хождение в гости» первой, второй, третьей т.д. групп Фиксация результатов Индивидуальная проверочная работа.
Иллюстрации для практической работы 1. Никуда без традиций 2. Весь Париж как на ладони 3. Думаю только об адидас
Иллюстрация 1 Никуда без традиций
Иллюстрация 2 « Весь Париж как на ладони»
Думаю только об «адидас»
Коллективно- распределённая деятельность. Выполнение задания передача другому лицу для проверки и дополнения Выполнение задания, передача другому лицу для проверки и дополнения Выполнение задания передача другому лицу для проверки и дополнения
Тема группового взаимодействия Чебурашка. Кто, зачем, откуда?
Затруднения при коллективно- распределённой деятельности. 1.В случае возникновения противоречий: группа совещается, если ответ не найден 2. Просит о консультации педагога, если проблема важная 3. Работает весь коллектив полностью.