Стяжение, элизия, удвоенные показатели в тувинском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОЗА.
Advertisements

Вот это место.
Мой класс Мои друзья.
Безударные гласные к корне слова. 2 класс Разработал учитель начальных классов Аракчеева Ирина Викторовна школа-интернат 19 ОАО «РЖД»
Игра «Посчитай слово.» 1.лак+ но + уп –а – лу + ка =.н..к. 2.ф + ок + р –о +ы- ф + ло =..ы.о 3.о + гом + ру – ум + од = о…р.д 4.бо + у + з + ма – зо +
\ НОВЫЙ ГОД ИДЕТ ПО СВЕТУ. ФИНСКИЙ ДЕД МОРОЗ Финский Дед Мороз кормит оленей.
Презентация к занятию (младшая группа) на тему: Интегрированное занятие: «Как называют Деда Мороза в разных странах мира?» Вторая младшая группа. Воспитатель: Котюжанская Ольга Игоревна.
Я хотел бы рассказать о своей семье. Это мой папа Саша.
Дед Мороз раздал детям 7 подарков. У него осталось 2 подарка. Сколько подарков было у Деда Мороза? =…
{ Родина – это Отечество, отчизна. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон.
hppt://rus.ruvr.ru/data/058/941/1234/Ustug.jpg-резиденция Деда Мороза hppt:// gb.ru/doska/ind.php?ph=6&id-categ=23 –Дед Мороз на тройке.
БА-БО-БУ-БИ ПА-ПО-ПУ-ПИ ВА-ВО-ВУ-ВИ ФА-ФО-ФУ-ФИ ГА-ГО-ГУ-ГИ КА-КО-КУ-КИ ДА-ДО-ДУ-ДИ ТА-ТО-ТУ-ТИ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗИ СА-СО-СУ-СИ ША-ШО-ШУ-ШИ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ НА-НО-НУ-НИ.
Начало путешествия. Остановка «Школа». А вот и моя семья!!!
мой класс
Урок разработали: Тайметова Л.А. – учитель технологии Полуэктова И.Н.- учитель информатики г. Кемерово, 2014 г Муниципальное автономное общеобразовательное.
Я учитель и это моя жизнь… Мазурова Екатерина Владимировна учитель начальных классов в МОБУ «Ирбейская сош 2»
Урок письма СИСТЕМА ЗАНКОВА. БУКВЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. СИСТЕМА ЗАНКОВА. БУКВЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Казакова Л.А. Идентификатор:
Дед Мороз приглашает вас на зарядку!
Рисование!!!. Мой любимый предмет! Да это все я!
Новый год наверно не наступит, если не будет Деда Мороза и Снегурочки. А где же они живут?
Транксрипт:

Стяжение, элизия, удвоенные показатели в тувинском языке

боыйнаан «вот это, наверно»

бо[ы]й[н]аан [boja:n]

ийинаан ыйнаан

ол-лаыйнаан «этот, наверно, без сомнения»

ол-ла[ы]й[н]аан [ollaja:n]

ыйнаан [ña:n] Сен нян сен «ты, наверно» Бээр йян мен «дам, наверно»

ол-дур ийин ол «вот так вот»

ол-д[ур] и[й]ин ол [ol di:n ol]

тавак « тарелка » - таваам (тавак+ым) « моя тарелка » суг « вода » - суум (суг+ум) « моя вода » өрге « суслик » - өргеге « суслику »=өргээ, шала « пол » - шалага « на полу »=шалаа сана « считать »+ган= санаан « считал », биживе « не пиши »+ген=биживээн « не писал » сана « считать »+гаш= санааш « посчитав » и т.д.

SgPl аът 1 аъд-ымаъд-ывыс «лошадь» 2 аъд-ыңаъд-ыңар 3аъд-ы 1 идиимидиивис идик 2 идииңидииңер «обувь» 3 идии уруг1 уруумуруувус «ребенок» 2 урууңурууңар 3уруу

өшкү «коза» SgPl 1 өшкү-мөшкү-вүс 2 өшкү-ңөшкү-ңер 3 өшкү-зү

идик « обувь » - идии « его обувь » уруг « ребенок » - уруу « его ребенок » 1) көкидии-зи синийобувь.poss3-poss3 его синий ботинок 2) чашуруу-зу маленькийребенок.poss3-poss3 его маленький ребенок

Sg Pl 1 идиимидиивис идик 2 идииңидииңер «обувь» 3 идии-зи уруг1 уруумуруувус «ребенок» 2 урууңурууңар 3уруу-зу

даштыгаа « наружу » дашты « наружность, внешность »

3) Мээ соок-ирейкамбет-ти 1sg.datдед-морозконфета-acc даштыгаа-габер-ип каап-ты наружу-dat давать-cv1класть.prf-pst1 Я уже получил на улице конфеты от Деда- Мороза.