Работу выполнила ученица 9 класса Шубина Светлана Руководитель учитель географии Куклева О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
Advertisements

Тема урока: Золотое кольцо России. Цели урока: 1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми достопримечательностями. 2. Развивать.
Презентация к уроку окружающего мира "Город Суздаль"
СУЗДАЛЬВпервые Суздаль был упомянут в летописи в 1024 году. В середине XI века Суздаль стал крупным торгово-ремесленным центром, т.к. находился на реке.
Почему поселения древних славян стали называться городами? Они были огорожены рвами и бревенчатыми стенами.
Золотое Кольцо России. Золотое кольцо России семейство туристически х маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные.
Суздаль-Владимир- Боголюбово Фотоотчет подготовил 8 б класс Осень 2011 г.
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля собирательное название, под которым с 1992 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО фигурируют восемь памятников.
Искусство Древней Руси Церковь Покрова на Нерли Работу выполнила ученица 9 класса б ученица 9 класса б Маскальчук Валентина.
Культура древней Руси Храмовое строительство во Владимиро-Суздальском княжестве.
Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир.
Золотое кольцо России
Заочное путешествие с Машей по городам России. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по Золотому.
Древнерусская архитектура Церкви, соборы, монастыри.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
Составитель: Васильева Н.М., учитель начальных классов МАОУНШДС 25, г.Златоуст.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Золотое кольцо России.. Содержание: Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Суздаль Владимир Углич Плёс Юрьев-Польский Москва.
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля. НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь.
Транксрипт:

Работу выполнила ученица 9 класса Шубина Светлана Руководитель учитель географии Куклева О.А.

город в России, административный центр Суздальского района Владимирской области. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Суздаль город-заповедник, входит в Золотое кольцо России. Население 10,9 тыс. чел. (2010).

Город Суздаль сегодня смело можно назвать городом – заповедником, так как именно здесь чувствуется древнерусский дух. В этом городе нет высоких домов, ведь согласно местному законодательству постройки такого типа просто-напросто запрещены. В Суздале можно прогуляться по узким тихим улочкам, увидеть старые деревянные избушки, посетить достопримечательности Суздаля - древние монастыри и церкви. В Суздале проживает всего около четырнадцати тысяч человек. Дома в Суздале построены вдоль реки Каменки. И как правило, все суздальские дома окружают различные храмы, монастыри и церкви Суздаля. В Суздале очень много старинных памятников архитектуры, которые помогают окунуться в историю Древней Руси. Город Суздаль – это поистине необыкновенный город. Суздаль можно даже назвать городом – музеем. Примечательно то, что в этом русском городе нет промышленных предприятий, отчего воздух не загрязняется и можно дышать полной грудью.

находится на торговой площади Суздаля, прямо напротив городских торговых рядов. Воскресенская церковь была воздвигнута в восемнадцатом столетии на месте сгоревшей старой деревянной церкви, от которой остался только колокол. Если судить по надписи на колоколе, то деревянная Воскресенская церковь имеет многовековую историю, ведь первые упоминания о ней появились в шестнадцатом веке. Воскресенская церковь славится своей колокольней, которая пристроена к северо-западному углу паперти. Колокольня представляет собой высокий восьмигранник, который стоит на низеньком четверике, кончающийся сферической кровлей с высоким шпилем. Как раз благодаря такому строению, колокольня Вознесенской церкви становится похожей на колокольню собора Петропавловской крепости. Удачное расположение церкви в самом центре современного Суздаля позволяет очень быстро добраться от нее до суздальского Кремля и других достопримечательностей города Суздаль

расположена высоком берегу живописной речки Каменка. В двенадцатом столетии на этом месте был построен христианский монастырь, названный в честь Козьмы и Дамиана. Холм, где стоит памятник, испокон веков назывался Яруновым. По древнерусским преданьям, название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы. Архитектурный ансамбль Козьмодемьянской церкви довольно интересен и уникален. Основное здание летней церкви выстроено в виде куба, с южной стороны к нему прилегает зимняя церковь, с запада между ними находится маленькая колокольня, которая заканчивается стройным восьмигранным шатром. Еще до революции вокруг храма была возведена низкая каменная ограда с лестницей, которая спускалась к реке.

Строительство Никольской церкви было начато в восемнадцатом веке. Эта церковь была перевезена в Суздальский Кремль из села Глотово. Церковь находится точно между Архиерейскими палатами и земляным валом, кстати, на том месте, где семнадцатом веке находилась деревянная церковь, которая пострадала от пожара. Никольская церковь в представляет собой необычайный образец клетских храмов. Стилистически церковь можно напоминает деревенскую избу. С точки зрения архитектурной композиции Никольской церкви удачно подчеркивает общий вид Суздальского Кремля, превосходно вписывается в ансамбль.

Петропавловская церковь находится около южной стены Покровского монастыря. Петропавловская церковь была построена в 1694 году. Церковь представляет собой величественное здание поздней суздальской архитектуры. Эта церковь была возведена под влиянием ансамбля Покровского монастыря. Петропавловская церковь больше похожа на собор, а не на стандартную церковь. Петропавловская церковь отличает широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, который завершается пятью главами. Фасады Петропавловской церкви увенчаны поясом подковообразных кокошников, расчлененные узкими лопатками, с окнами с нарядными наличниками. С западной стороны к Петропавловской церкви примыкала одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера ной стороны придел. Раньше у северо-западного угла храма была шатровая колокольня, две стороны четверика которой примыкали к паперти, а две наружные открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб.

Смоленская церковь находится на слободке Скучилих. Это место раньше принадлежало Спасо- Евфимиеву монастырю. Архитектура Смоленской церкви очень похожа на многие строения того времени. Не исключено, что зодчий Смоленской церкви работал с известными суздальскими мастерами, а именно Маминым, Грязновым и Шмаковым. Как бы там ни было, мастер сильно интересовался работами этих мастеров. В Смоленской церкви примечательна архитектура северного портала церкви, который кажется словно лепным. Колокольня Смоленской церкви относится к поздней эпохе рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков.

была возведена в Суздале в конце восемнадцатого столетия. Церковь была построена на месте Андреевского монастыря, который был основан в тринадцатом веке. Монастырь сгорел во время пожара во времена польского нашествия. Еще до строительства Тихвинской церкви на ее месте были две деревянные церкви, а именно церковь Андрея Первозванного и Петропавловская церковь. Эти церкви заменили каменной церковью, которую сегодня мы называем Тихвинской. В Тихвинской церкви уже нет алтарной части и высокой шатровой колокольни, такой же, что и колокольня в церкви Вознесения. Под карнизом с кокошниками Тихвинской церкви можно увидеть тройни, которые представляют собой большие окна, включенные по три в общий киот наличника. По углам высокий массивный куб Тихвинской церкви украшен парными полуколонками. На боковых фасадах можно видеть единственные для суздальских памятников троечастные наличники, которые служат оформлением двух окон вместе и киота посередине.

Успенская церковь представляет собой удивительный храм. Успенская церковь находится между главной Торговой площадью и Кремлем, прямо у подножия высокого крепостного вала. Первые упоминания о деревянной Успенской церкви датируются шестнадцатым веком. В конце семнадцатого столетия на месте пострадавшей в результате пожара деревянной церкви была возведена каменная. После революции храмовые сооружения сильно пострадали, однако, сегодня шатровая колокольня, придел Сергия и Никона Радонежских, а также ограда с воротами восстановлены. Успенская церковь – это один из немногих каменных храмов, которые прославили древнерусскую архитектуру. Успенская церковь отличается красивыми обрамлениями окон на более низкой части церкви, верхней восьмигранной частью. Суздальская Успенская церковь считается отличным образцом архитектурного стиля московского барокко, что доказывает изящно украшенный восьмерик на четверике, широкий купол церкви, увенчанный небольшой главкой на высоком барабане.

находится недалеко от Никольской церкви. Христорождественская церковь была построена в восемнадцатом столетии. Христорождественская церковь вкупе с Никольской церковью и колокольней, которая венчается вогнутым шатром, являет собой безупречный архитектурный ансамбль. В стародавние времена церковь находилась у южных ворот Суздальског Кремля. Христорождественская церковь считалась первым из кремлевских храмов, который открывался взорам гостям, прибывшим в Суздаль водным путем - по рекам Клязьма-Нерль- Каменка. Архитектура Христорождественской церкви сходна с жилым одноэтажным домом - прямоугольный избяной сруб с типичной двухскатной кровлей. Маленькая главка на тонком резном барабане, которая венчает церковь, придает всему храму определенную высоту и стройность. В девятнадцатом столетии у Христорождественской церкви появилась паперть.

Цареконстантиновская церковь, которая находится в восточной части посада, была возведена в семнадцатом веке вместе с Крестовоздвиженской церковью. Церковь строилась на сборы, полученные от жителей этих мест. Обе церкви сначала строились из дерева. Зимнюю церковь освятили в честь Воздвижения креста, а летнюю в честь царя Константина. Цареконстантиновская церковь не похожа на типичные суздальские храмы. Отличительной особенностью церкви является необычная форма куполов, которые посажены на тонкие высокие барабаны, а также уникальные пять глав фигурной формы, которые удлинены в купола, шейки, шпили и даже кресты. Стены основного объема храма украшены кокошниками, дыньками и резными наличниками на окнах. Необычный в этой церкви и пышный декоративный карниз с арочками подковообразной формы с поребриком. В начале девятнадцатого века к храму был пристроен типичный круглый притвор, который превосходно сочетается с основным объемом. Кстати, Цареконстантиновская церковь стала последней пятиглавой церковью, которая была воздвигнута в Суздале.Суздале

(или по другому ее называют церковь Александра Невского) находится в Михалях прямо за церковью Михаила Архангела и церковью Флора и Лавра. Александровская церковь – это невысокое краснокирпичное строение, которое было построено в начале двадцатого столетия. Александровская церковь является одной из двух имеющихся в Суздале храмов, построенных в псевдорусском стиле. Церковь Александра Невского богато украшена наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками, что дает право отнести это строение к древнерусскому узорочью. Венчает церковь маленький широкий шатер с небольшой главкой на высоком расписном барабане. Александровская церковь очень долго была заброшена, однако, в двадцать первом веке была проведена ее реконструкция, церковь обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.

была возведена в то же время, что и кремлевская Никольская церковь. Церковь Иоанна Предтечи была построена в восемнадцатом столетии. Архитектурный стиль роднит эту церковь со многими строениями того века, а именно колокольня с запада, притвор-трапеза, храм. Куб храма напоминает о простых клетских рубленых храмах семнадцатого века. Фасады без карнизов, обрезает горизонталь четырехскатной кровли, формы оконных наличников довольно примитивны. Крыльцом храма является низ колокольни с двумя большими столбами. Верхняя часть четверика обработана угловыми лопатками, простоту строения подчеркивают теневые пятна маленьких окон. Вверху можно увидеть короткий восьмерик со звоном, который оформлен рядом тонких полуколонок. Архитектура церкви Иоанна Предтечи довольно примитивна, однако, портал, сделанный из лекального кирпича, достаточно необычен. Церковь расположена на улице Ленина на пути от центра Суздаля, на котором находятся торговые ряды и Воскресенская церковь, к Спасо Евфимиеву монастырю.

Церковь Михаила Архангела, иначе летняя церковь с колокольней, располагается в районе Михали города Суздаля и была построена в конце восемнадцатого столетия. После реставрации церковь Михаила Архангела являет собой необыкновенный храм с возвышающимися сверкающими золотыми куполами и сказочным внутренним убранством. Эта церковь считается самой высокой церковью в этой части Суздаля. Церковь Михаила Архангела представляет собой красно-белое здание с богатым декором. Ее отличают темно-красные стены, белые узорчатые наличники окон. Над вторым ярусом окон церкви Михаила Архангела можно увидеть поясок, а под кровлей – карниз. На кресте церкви выполнен сложный рисунок. К церкви пристроена трапезная, которая соединяет основной объем с высокой колокольней, выполненной в классическом стиле. Украшает колокольню стройный острый шпиль, который стоит на сферическом куполе.

Строительство Никольской церкви было начато в восемнадцатом веке. Эта церковь была перевезена в Суздальский Кремль из села Глотово. Церковь находится точно между Архиерейскими палатами и земляным валом, кстати, на том месте, где семнадцатом веке находилась деревянная церковь, которая пострадала от пожара. Никольская церковь в представляет собой необычайный образец клетских храмов. Стилистически церковь можно напоминает деревенскую избу. С точки зрения архитектурной композиции Никольской церкви удачно подчеркивает общий вид Суздальского Кремля, превосходно вписывается в ансамбль.

Церковь Покрова на Нерли отнесена к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Церковь Покрова Богородицы на Нерли считается одним из самых красивых русских храмов. Церковь была выстроена в двенадцатом веке по указу Андрея Боголюбского. Говорят, что сын Андрея, Изяслав похоронен или на нерлинском холме, или в самой церкви. Также бытует мнение, что камень, который использовался при строительстве церкви, был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским булгарского царства. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Церковь Покрова Богородицы на Нерли является первой церковью Покрова на Руси. Церковь Покрова Богородицы на Нерли располагается не на традиционном месте, то есть Покровская церковь построена в низине, на заливном лугу, приблизительно в месте впадения Нерли в Клязьму. Церковь выстроена на рукотворном холме. Стены Церковь Покрова Богородицы на Нерли украшены резным рельефом, главная фигура в композиции трёх фасадов храма это восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Кроме того, во внутреннем убранстве можно увидеть рисунки львов, птиц и женские маски.

Сказать наверняка, когда был построен Рождественский собор, не может ни один историк. Многие сходятся к тому, что храм был воздвигнут в период с двенадцатого по шестнадцатый век на территории суздальского Кремля. суздальского Кремля Рождественский собор представляет собой самую древнюю постройку города Суздаля. Раньше храм являл собой великолепное шестистолпное здание с одной главой из тонкого кирпича – плинфы. Стены в храме были расписаны руками лучших византийских мастеров. Вскоре фундамент собора стал разрушаться, и его разобрали.города Суздаля На месте старого собора был построен новый храм, который стоял на мощном фундаменте, врытый в глубокий котлован. В пятнадцатом столетии своды Рождественского собора в результате пожара обрушились. Через одно столетие храм разобрали до аркатурно - колончатого пояса и опять надстроили. В 1635 году Рождественский собор обзавелся Соборной колокольней – это массивный восьмерик с широкими арками звона, венчающийся шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. На Соборной колокольне есть часы с боем, которые отбивают каждый час и каждую четверть часа. Кроме того, на колокольне можно увидеть два престола и алтарную часть.

Свято-Покровский монастырь в Суздале был возведен в четырнадцатом веке. В те далекие времена храм являлся местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов. В этих местах жила жена Василия III и супруга Петра Великого. В Покровском монастыре монахинями могли стать только дворянки и боярыни, причем очень часто они это делали не по своей воле, а по приказу князей и царей. Можно сказать, что женский монастырь в Суздале в те времена являлся духовной тюрьмой.Суздале К нашему времени женский Покровский монастырь в Суздале утратил свой первоначальный облик. Сегодня это здание, которое было реконструировано в первой половины шестнадцатого столетия. В семнадцатом веке оградой Покровского монастыря служила каменная стена. Сегодня ограда монастыря представляет собой части укреплений семнадцатого и восемнадцатого столетия. Ансамбль Покровского монастыря потрясает уцелевшими в серверной половине храма старыми шатровыми башнями, которые были построены в семнадцатом столетии. На башнях нет узорчатых уборов. Однако, башни восемнадцатого века очень красивые, их восьмигранные столпы расчленены на ярусы горизонтальными тягами.

Со строительством женского Ризоположенского монастыря связана необычная история. Одна известная суздальская святая, а именно преподобная Евфросиния, находилась в Ризоположенском храме прямо до своей смерти. Евфросиния, дочь Черниговского князя Михаила, пошла в монастырь после смерти любимого человека. Евфросиния, благодаря своим подвигам и дару исцеления, помогла многим людям. Вот почему церковь причислила ее к лику Святых. Раньше поговаривали, что Ризоположенский монастырь устоял во времена монголо-татарского ига, благодаря молитвам святой Евфросинии Суздальской. Ризоположенский монастырь находится на холмистой местности Суздаля. Строительство монастыря было окончено в 1207 году. Ризоположенский монастырь – это трехглавое здание с тремя апсидами, ложные закомары и лопатки на боковых фасадах которого частично соответствуют его внутренней организации. Стены Ризоположенского собора поделены пилястрами на три части, в центре можно увидеть перспективные порталы. Южный портал украшен полуколоннами с дыньками, северный – белокаменными вставками. В семнадцатом столетии у Ризоположенского монастыря появилась паперть с изразцовыми вставками, которая украшена красивейшим перспективным порталом. Окна паперти обрамлены узорчатыми наличниками, что являлось верхом мастерства семнадцатого столетия.

Раньше Васильевский монастырь в Суздале являлся форпостом городской крепости. Сегодня же этот монастырь можно смело назвать одним из самых красивых и уникальных храмом в Суздале. В восемнадцатом столетии на дороге, которая соединяла Суздальский Кремль и Кидекшу, было построено укрепление, позднее преобразованное в монастырь. Согласно поверью то место, где сегодня находится храм, связано с прославленным князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси. Васильевский монастырь в Суздале стоял и во времена правления Екатерины II, а впоследствии утратил свои земельные владения и был приписан к Спасо-Евфимиевскому монастырю. В дальнейшем уникальность монастыря была подмечена историками, после чего Васильевский храм снова приобрел свое имя. Облик Васильевского монастыря выделяется из других соборов в Суздале. В те времена монастырь украшало трехглавие, однако, в настоящее время можно увидеть только одну главу. Стилистическое оформление Васильевского храма довольно скромно и лишено каких-либо архитектурных изысков. Однако, маленькие порталы входов в собор и узкие амбразуры окон делают Васильевский монастырь похожим на старинную крепость.

Александровский монастырь можно назвать самым древним монастырем города Суздаль. Александровский монастырь был построен в 1240 году по указу Александра Невского. Храм возвышается на берегу речки Каменки. В семнадцатом веке к монастырю была пристроена деревянная церковь, которая не сохранилась до наших дней. Суздаль Сердцем Александровского монастыря является Вознесенская церковь. Архитектура этой церкви наполнена классическими чертами тех времен. Церковь являет собой высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. На окнах Вознесенской церкви можно увидеть резные наличники, что является типичной чертой суздальских храмов и соборов. Ансамбль Александровского монастыря был бы не полон без колокольни, которая, находится немного дальше от храма. Колокольня Александровского монастыря- это единственная колокольня в Суздале, на стенах которой вы не увидите декора, узоров и украшений. Колокольня Александровского монастыря представляет собой высокий восьмигранный столп звонницы и очень низенький четверик, сбоку от которого пристроена деревянная лесенка. Арочные проемы и наличники над слухами колокольни украшены шатром с узкими высокими окнами-слухами.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был построен в четырнадцатом столетии по указу суздальского и нижегородского князя Константина Васильевича. Монастырь находится неподалеку от северной части города Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь – это место, которое славится поистине впечатляющими пейзажами. Монастырь расположен прямо у обрывистого берега речки Каменки. В стародавние времена месторасположение храма считалось очень выгодным, его считали защищенным. С самого начала Спасо-Евфимиев монастырь строили из дерева. До наших дней от этого древнего храма ничего не сохранилось, так как в семнадцатом веке Спасо- Евфимиев монастырь был уничтожен в огне. Вскоре Спасо-Евфимиев монастырь оброс крепостными стенами с оборонными башнями. Главная постройка Спасо-Евфимиева монастыря - это Спасо-Преображенский собор, который являет собой самое старое строение монастыря. Стены храма поделены пилястрами с закомарами с живописью. Украшают собор пятиглавые купола. В восточной части Спасо-Преображенского собора можно увидеть глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон. Перед храмом расположена звонница и Успенская трапезная церковь. Успенская трапезная церковь была построена в шестнадцатом веке. Церковь – это образец искусного мастерства зодчих тех времен. Ансамбль Успенской церкви увенчивает шатер, который опирается на два яруса кокошников.

Прославленный русский город – музей Суздаль считается уникальным городом, ведь здесь можно найти огромное количество старинных музеев, монастырей и заповедников. Многие туристы со всех стран мира стремятся посетить Суздаль, чтобы прочувствовать древнерусский дух. Суздаль входит в Золотое кольцо России. В городе Суздаль можно встретить архитектурные памятники различных веков, начиная от двенадцатого, и заканчивая двадцатым столетием. Многие из храмов, церквей и монастырей не раз перестраивались по причине пожара войн. Однако, общая архитектура Суздаля осталась практически нетронутой. Многие культурно-исторические памятники города и сегодня не утратили свой старинный стиль и текстуру. Вам несомненно будет интересно пройтись и по историческому центру города с посещением суздальского Кремля, так и посетить монастыри Суздаля, которые в годы становления Руси служили оплотом и крепостями города - Покровский монастырь и Спасо Евфимиев монастырь.

Архиерейские палаты расположены на территории суздальского Кремля и представляют собой огромный комплекс каменных строений, строительство которых относится к периоду с пятнадцатого по восемнадцатое столетие. Архиерейские палаты находятся в кольце невысокой каменной стены с воротами и земляного вала. суздальского Кремля К Архиерейским палатам относятся жилые и хозяйственные постройки, трапезная и епископская церковь. В восемнадцатом веке все постройки объединили галереями, потайными лестницами и переходами.

Дом крестьянина-середняка расположен на территории суздальского Музея деревянного зодчества на берегу реки Каменка, на противоположном берегу которой находится суздальский Кремль. Дом представляет собой необычный музей, с типичной для девятнадцатого века планировкой. Изба в стародавние времена считалась главным жилым помещением крестьянского дома. Отличительной особенностью этого жилища считается наличие в интерьере избы встроенной мебели, то есть лавок, полати, полок. Музейный дом крестьянина - это стандартный быт суздальца девятнадцатого столетия, то есть слева от входа мы видим по традиционную печь, справа от двери - коник – это мужская лавка, где работал и столярничал хозяин. Дом крестьянина-середняка отличается живописным так называемым красным углом, где стоит стол, над которым висят иконы. Музейный дом крестьянина-середняка являет собой комплекс подсобных хозяйственных построек. Тысячи туристов приезжают сбда, чтобы посмотреть на оплот древней христианской жизни. В Доме крестьянина-середняка можно увидеть привезенные в Суздаль из села Мошок Судогодского района ветряки, датируемые семнадцатым веков. Здесь можно прикоснуться к одежде мельника, старому фонарю. Интерьер музея создан в соответствие с литературным памятником, то есть в основе архитектурной работы лежат воспоминания старожилов Суздаля.

Дом купца Лихонина представляет собой купеческий дом, построенный в восемнадцатом веке. Дом купца Лихонина принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Дом купца Лихонина - это необычная музейная гостиница, которая находится в отреставрированном доме. Дом купца Лихонина – это двухэтажный, с каменным низом и бревенчатым верхом. По сравнению со средневековыми усадьбами Дом купца Лихонина превосходно передает атмосферу христианской Руси, мещанский быт.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта находится на живописном берегу речки Каменка. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта – это уникальное строение. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта был составлен из построек периода с семнадцатого до девятнадцатого веков. Постройки были привезены в эти места из различных уголков Суздальского района и всей Владимирской области. В конце двадцатого столетия впервые появилась мысль о подобном музее. Благодаря усилиям В.М.Анисимова, сотрудника реставрационной мастерской, был разработан настоящий проект Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. В соответствие с проектом, на окраине Суздаля, в редкостном по своему культурно- историческому значению регионе, должна была появиться экспозиция, куда бы входили постройки древнерусского зодчества Владимирской области. Помимо зданий, в музее должна была присутствовать сама атмосфера деревенского быта. Вот почему в музейной экспозиции есть и деревянные постройки, но и домашняя утварь и предметы быта.

Варганов, Алексей Дмитриевич искусствовед, архитектор, реставратор памятников города. Виноградов, Дмитрий Иванович учёный, основоположник производства российского фарфора. Гастев, Алексей Капитонович революционер-большевик, профсоюзный деятель, один из теоретиков НОТ. Лебедев, Алексей Алексеевич поэт-маринист, офицер-подводник. Лопухина, Евдокия Фёдоровна жена Петра I, монахиня Покровского монастыря. Маклаков, Николай Алексеевич государственный деятель, с 1894 по 1898 год податной инспектор в Суздале. Пожарский, Дмитрий Михайлович князь, полководец, государственный деятель. Пожарский, Роман Петрович князь, полководец. Паулюс, Фридрих Вильгельм Эрнст немецкий военачальник, в 1943 году заключённый суздальской тюрьмы. Сабурова, Соломония Юрьевна (София Суздальская) жена Василия III, монахиня Покровского монастыря местночтимая святая. Фирсова, Вера Михайловна солистка Большого театра СССР лирико- колоратурное сопрано, народная артистка РСФСР. Флоринский, Сергей Фёдорович священник, расстрелян в 1918 году, в 2002 году причислен Русской православной церковью к лику священномучеников.1918 году

Ополье - ласковое слово! - Опалового света дня. Монастыри встают сурово. А осень – как сестра огня. Однако, клёны не сгорают. И в старый женский монастырь Туристов тропы проникают. Небесная открыта ширь. Кот дремлет возле георгинов. А часть монастыря музей. И садик по тропинке минув, Заходит в церковь ротозей. Потом уже кремлёвский, старый Мир объяснит экскурсовод. Насколько лист занятен палый Ты у речных изведай вод. Проулки тихие, овраги. И медовухи выпил я, Оттенком золотистой браги Украсив прелесть бытия.