Обобщающий урок-семинар Тема: Селекция животных, растений и микроорганизмов. Учитель биологии МКОУ СОШ 17 г.Артем, Приморский край Мищенко Лилия Витальевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Селекция Презентация для 9 класса Подготовил Вадим Налимов.
Advertisements

Селекция Презентация для 10 класса Проценко Л.В., учитель биологии.
Центры происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову)
Понятие селекции В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И. Вавилова, «представляет.
«Задачи и методы селекции растений, животных, микроорганизмов» Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ 2 Ткаченко Светлана Николаевна.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан ГАОУ СПО «Зеленодольское медицинское училище/техникум» Презентация по биологии «Основы селекции» Выполнила:
Николай Иванович Вавилов ( ) Центры происхождения культурных растений 1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________.
Селекция растений, животных и микроорганизмов. Селекция,,, В основе –гибридизация и отбор. Одомашнивание (20-30 тыс. лет) Домашний кролик –средневековье.
Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. МОУ Баженовская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: Кормина Ирина ученица 10 класса.
. Селекция – наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку.
Селекция это наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с необходимыми человеку.
Селекция- как наука. Основные методы селекции. Понятие селекции В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений,
СЕЛЕКЦИЯ Выполнила: Козодерова Анна Ученица 11 класса «А» Проверила: Шарова М.А.
Задание: отгадайте ключевое слово кроссворда – наследственное изменение генотипа 1 – процесс передачи «наследственных задатков» от поколения.
Преподаватель биологии МОУ лицея 11 Волкова М.П..
Основы селекции организмов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 3» Учитель : Горваль Т. Н. учитель биологии первой квалификационной категории.
Селекция учитель биологии И.И.Иванченко МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Селекция растений. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ОТБОР гибридизация МАССОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РОДСТВЕННАЯ (ИНБРИДИНГ) НЕРОДСТВЕННАЯ (АУТБРИДИНГ) ВНУТРИВИДОВАЯОТДАЛЕННАЯ.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Генетические основы селекции.
Задачи селекции Создание новых пород домашних животных и сортов культурных растений Улучшение ранее известных пород и сортов.
Транксрипт:

Обобщающий урок-семинар Тема: Селекция животных, растений и микроорганизмов. Учитель биологии МКОУ СОШ 17 г.Артем, Приморский край Мищенко Лилия Витальевна

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов». План урока: I.Вводное слово учителя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара. II. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы. III. Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам). IV. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений). V. Домашнее задание. VI. Рефлексия.

1.Что называют селекцией?

1.Селекция наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

2.Вследствие чего стало возможным создание новых пород животных и сортов культурных растений?

2. Создание новых пород животных и сортов культурных растений стало возможным вследствие существования у диких видов комбинативной наследственной изменчивости как результата полового размножения и отбора, применяемого человеком.

3.Как называют процесс превращения диких животных и растений в культурные?

3. Процесс превращения диких животных и растений в культурные называют одомашнивание.

4.Как называют предполагаемые места одомашнивания животных?

4. Предполагаемые места одомашнивания животных называют центры доместикации.

5.Назовите диких предков некоторых домашних животных.

5.Каждый сорт, каждая порода имеют особого дикого предка. Все породы кур происходят от дикой банкивской курицы, домашние утки – от дикой кряковой утки, породы кроликов – от дикого европейского кролика предки крупного рогатого скота – два вида диких туров, собаки – волк.

6. Чем отличаются культурные растения и домашние животные от своих диких предков?

6. а) размеры и продуктивность культурных растений выше, чем у родственных диких видов; б) культурные растения лишены средств защиты от поедания: горьких и ядовитых веществ, шипов, колючек; в) так же у культурных форм сильно развиты отдельные признаки, бесполезные или вредные для существования в естественных условиях, но полезные для человека.

7.От чего зависит успех селекционной работы?

7. Успех селекционной работы зависит главным образом от генетического разнообразия исходной группы растений или животных. Между тем генофонд существующих п.ж и с.р менее разнообразен по сравнению с генофондом исходного дикого вида. Поэтому при выведении новых п.ж и с.р важны поиски и выявление полезных признаков у диких предков.

8. Кто создал учение о центрах происхождения культурных растений? Перечислите их.

Дата рождения: 13 (25) ноября 1887 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 26 января 1943 (55 лет) Место смерти: Саратов, СССР (умер в саратовской тюрьме от истощения) В 1955 году посмертно реабилитирован Научная сфера: биология Место работы: ВАСХНИЛ, Всесоюзное географическое общество, Всесоюзный институт растениеводства, Институт генетики АН СССР Учёная степень: доктор биологических наук Учёное звание: профессор

Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) Название центраГеографическое положение Культурные растения Южноазиатский тропический Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго- Восточной Азии Рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, черный перец (50% к.р) ВосточноазиатскийЦентральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные- слива, вишня, редька (20% к.р) Юго- Западноазиатский Малая и Средняя Азия, Афганистан, Юго- Западная Индия Пшеница, рожь, бобовые, лен, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша(14% к.р) СредиземноморскийПобережье Средиземного моря Капуста, сахарная свекла, маслины, кормовые травы(11%к.р) АбиссинскийАбиссинское нагорье Африки Твердая пшеница, ячмень, кофе, бананы Центральноамерикан ский Южная МексикаКукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник, арахис, фасоль ЮжноамериканскийЮжная Америка вдоль западного побережья Картофель, ананас, хинное дерево

9. Дайте формулировку закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

9. Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.

10. Какое значение для селекции имеет закон гомологических рядов в наследственной изменчивости?

10.Закон успешно используется в селекционной практике: а) обнаружение спонтанных или индуцированных мутаций у одного вида дает основание для поисков сходных мутаций у родственных видов растений или животных; б) некоторые наследственные заболевания и уродства, встречающиеся у человека, отмечены и у некоторых животных, животных с такими болезнями используют в качестве модели для изучения дефектов у человека. Пр. катаракта глаза бывает у мышей, крыс, собак, лошадей; гемофилия - у мыши и кошки; диабет у крысы и т.д.

11. Что называют породой, сортом?

11. Порода, сорт -это искусственно созданная человеком популяция, характеризующаяся специфическим генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.

Породы собак

Сорта капусты

12. Какова цель с/х производства?

12. Цель с/х производства: получение высокопродуктивных пород животных и сортов культурных растений.

13.Какие методы используют в селекции растений?

13. Методы селекции растений гибридизация отбор подбор родительских пар (географически удаленные, генетически удаленные) близкородственная инцухт неродственная аутбридинг массовый индивидуальный Самоопыление у перекрестноопы ляющихся путем искусственного воздействия для получения чистых линий Внутривидовое, межвидовое, межродовое скрещивание, ведущее к гетерозису Отбор единичных особей с нужными признаками у самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии Отбор по фенотипу у группы особей, для перекрестноопыл яющихся растений (многократно)

14.Как называют явление гибридной силы, в чем оно проявляется?

14.Гетерозис- явление гибридной силы. В первом поколении гибридов повышается жизнеспособность и наблюдается мощное развитие (более крупные размеры), более высокая урожайность, более активный синтез органических веществ.

15. Чем можно объяснить явление гибридной силы?

15. Объясняется гетерозис переходом многих генов в гетерозиготное состояние и взаимодействием благоприятных доминантных генов. При последующих скрещиваниях гибридов между собой гетерозис затухает вследствие выщепления гомозигот.

16.Как можно преодолеть бесплодие межвидовых гибридов?

16.Необходимо создать нормальные возможности для мейоза, чтобы каждая хромосома имела себе пару, а это достигается путем аллоплоидии – объединения разных геномов, а затем их кратного увеличения. Впервые это удалось осуществить в 1924гсоветскому генетику Георгию Дмитриевичу Карпеченко.

Георгий Дмитриевич Карпеченко Дата рождения: 21 апреля (3 мая) 1899 Место рождения: Вельск, Вологодская губерния, Российская империя Дата смерти: 28 июля 1941 (42 года) Место смерти: расстрельный полигон «Коммунарка»,Московская область, РСФСР, СССР Учёная степень: доктор биологических наук

Это растение не было похоже ни на редьку, ни на капусту. Стручки занимали как бы промежуточное положение и состояли из двух половинок, из которых одна напоминала стручок капусты, другая- редьки.

Николай Васильевич Цицин Дата рождения: 6 (18) декабря 1898 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 17 июля 1980 (81 год) Место смерти: Москва, РСФСР, СССР Научная сфера: ботаника, генетика, селекция Учёная степень: доктор сельскохозяйственных наук (1936) Учёное звание: академик АН СССР (1939), академик ВАСХНИЛ (1938) Известен как:основатель Ботанического сада имени Н. В. Цицына, и как директор ВСХВ

Тритикале (от лат. triticum пшеница и лат. secale рожь) злак, гибрид ржи и пшеницы. Тритикале обладает повышенной морозостойкостью (больше чем у озимой пшеницы), устойчивостью против грибных и вирусных болезней, пониженной требовательностью к плодородию почвы, содержат много белка в зерне.

17.Перечислите особенности селекции животных.

17.Особенности селекции животных: Только половое размножение. Небольшое количество особей в потомстве. Затруднительно выведение чистых линий, так как животные не способны к самооплодотворению.

18. Что такое экстерьер, и каково его значение в селекции животных?

18. Экстерьер - это вся совокупность наружных форм животных, их телосложение, соотношение частей тела. Экстерьер крупного рогатого скота мясного направления (шортгорнская порода) Экстерьер крупного рогатого скота молочного направления (джерсейская порода) Высокая продуктивность по тому или иному признаку связана с определенными экстерьерными особенностями.

19. Какие методы используют в селекции животных?

19.Методы селекции животных гибридизацияотбор подбор родительских пар (по экстерьеру и хозяйственным признакам) близкородственная инбридинг неродственная аутбридинг индивидуальный Скрещивание внутри одной породы между близкими родственниками для сохранения качественно важных признаков. Может привести к вырождению породы Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. Потомство бесплодно Жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру испытание родителей по потомству Наиболее точная оценка племенных качеств у производителей осуществляется по потомству

20. Для чего производят испытание производителей по потомству?

20.Испытание производителей по потомству производят для подбора самцов у которых не проявляются некоторые качества Например: молочность у быков, яйценоскость у петухов.

21. Возможно ли применение отдаленной гибридизации в животноводстве?

21. Межпородные гибриды: лигр = лев + тигр лошак = ослица + жеребец мул = кобылица + осел зеброид = зебра + пони(лошадь, осел) архаромеринос = архар + овца кама = лама + верблюд хонорик = хорек + норка индоутка = индюк + утка бестер = белуга + стерлядь

зубр + американский бизон = зубробизон Порода была создана, чтобы объединить характеристики обоих животных и с целью увеличить производство говядины.

архар(горный баран) + меринос (тонкорунная овца) = архаромеринос Стада их круглогодично пасутся на высокогорных пастбищах в таких условиях, при которых не могут существовать тонкорунные овцы - мериносы

самец осла + самка лошади = мул Мулы более терпеливы, устойчивы, выносливы и живут дольше, чем лошади, и менее упрямые, более быстрые и умные, чем ослы.

як + корова = дзо (хайнак) В Монголии и Тибете этих животных используют для получения молока и мяса.

зебра + любые другие лошади = зеброид Зеброиды обычно очертаниями тела больше похожи на мать и имеют отцовские полоски на ногах или частично на шее и туловище.

лев + тигр = лигр Лигры крупнейшие кошки на Земле. Самый большой лигр по имени Геркулес, весом как два льва, проживает в парке «Остров джунглей» в Майами. В отличие от самок лигры-самцы обычно бесплодны, поэтому их нельзя разводить.

африканский сервал + домашняя кошка = саванна Саванны гораздо более общительные, чем обычные домашние кошки, и их часто сравнивают с собаками благодаря их преданности хозяину. Их можно обучить ходить на поводке и даже приносить брошенные хозяином предметы.

22.Что такое микробиология?

22.Микробиология (от греч. mikros малый, biosжизнь, logos наука), наука о строении и жизнедеятельности мельчайших живых существ, называемых микроорганизмами. Микроорганизмы БактерииВирусы ГрибыПростейшие Сине-зеленые водоросли Микроорганизмы– это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных организмов, различаемых только под микроскопом. Кокки - возбудители бактериального менингита Герпес-вирус 6-го типа Дрожжеподобные грибы вида C.albicans Paramecium, род простейших одноклеточных Цианобактерии

23.Приведите примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

23. Примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов: хлебопечение; пивоварение; виноделие; приготовление молочных продуктов; производство кормового белка; производство ферментных и витаминных препаратов используемых в пищевой промышленности, медицине, животноводстве.

24.Что такое биотехнология?

24.Биотехнология – это технология получения из живых клеток или с их помощью необходимых человеку продуктов.

25.Что такое генная инженерия?

25. Генная инженерия - комплекс технологий, методов, посредством которых получают рекомбинантные (созданные благодаря биотехнологии на основе ДНК) РНК и ДНК, а также гены из клеток организмов, осуществляют различные манипуляции с генами и вводят их в другие организмы. Перенос генов дает возможность преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные признаки одних организмов другим.

Достижения генной инженерии 1978 г - создан генно-инженерный инсулин, который практически полностью идентичен естественному белку. Это открытие позволило спасти миллионы жизней больных диабетом г - синтезирован генно-инженерный гормон роста человека - соматотропин г - рождение в Англии Луизы Браун, первого ребенка «из пробирки» г в. учеными США, Бельгии, Германии получены первые трансгенные растения г - создана генно-инженерная вакцина против гепатита В и генно-инженерный интерферон против различных вирусных заболеваний и злокачественных новообразований г - Я. Уилмут и К. Кэмпбелл в институте Рослин Эдинбурга из эмбриона клонируют животное - шотландская «овечка Долли».

Домашнее задание: Подготовиться к тесту по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов».

Рефлексия Закончите любое из предложений Сегодня я понял… Сегодня я научился… Сегодня я задумался… Больше всего мне понравилось… Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным для меня сегодня было…