ТЕХНИКА ГРАФИКИ специальность 07.0601.65 Дизайн (Графический дизайн) ИСМД, кафедра Дизайна Вахрушева Людмила Львовна Буквицы и инициалы. курс лекций Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы шрифтовой графики Лекция 6. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Древнегреческая письменность.
Advertisements

Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основы шрифтовой графики Лекция 2. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основы шрифтовой графики Лекция 3. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основы шрифтовой графики Тема 5. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. Гражданский петровский шрифт. Лекция 11.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
ТИПОГРАФИКА специальность Дизайн (Графический дизайн) ИСМД, кафедра Дизайна Вахрушева Людмила Львовна Введение. Типология культурно-исторический.
Основы шрифтовой графики Тема 8. Группы шрифтов. Современная специальная терминология. Лекция 14. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основы шрифтовой графики Тема 6. Современные шрифты. Некоторые принципы построения шрифтов. Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом. Лекция.
Основы шрифта и технологии графики Основы шрифта и технологии графики Построение шрифта Антиква Дюрера Построение шрифта Антиква Дюрера Специальность
Тема 5. Статичные раппортные композиции Специальность «Дизайн» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна старший преподаватель Н.Н. Личманюк.
На Востоке писали на бамбуковых дощечках, на Руси – на бересте, в Египте, Греции и Риме – на папирусных свитках.
«Детская площадка на основе комбинаторного элемента» Лабораторная работа 5 Разработка комбинаторных элементов. Клаузура «Проектирование в дизайне среды»
Транксрипт:

ТЕХНИКА ГРАФИКИ специальность Дизайн (Графический дизайн) ИСМД, кафедра Дизайна Вахрушева Людмила Львовна Буквицы и инициалы. курс лекций Лекция 7

План лекции 2 История появления и применения буквиц. Понятие инициала и область применения. Старинные традиции сегодня. Их место в жизни общества.

Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 Студенты должны: 1.получить фундаментальные понятия о истории и традициях в мировой графики; 2.научиться различать графические произведения, выполненные различными способами; 3.уметь оценить и применить на практике полученные теоретические знания, выбирать технику исполнения, наиболее подходящую для воплощения их идей.

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

8 БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV начала V века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики. В те годы книга уже приняла форму кодекса стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком. Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber красный).

11 БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком... Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу.

14 БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы. Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу.

Вопросы для самопроверки Назовите основные виды древнерусского письма. 2. Чем отличаются буквицы от инициала? 3. Чем занимались иллюминаторы, скрипторы и рубрикаторы? 4. Как связан дизайн литеры с технологией и техническими возможностями своего времени?

Рекомендуемая литература 18 1.Р. Клеминсон. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. 45 проектов с пошаговыми объяснениями / Р. Клеминсон, Ф. Грехэм-Флинн, К. Маккинтон и др.; под общ. Ред. Р. Клеминсона ; пер. с англ. К. И. Молькова. – М. : Контэнт, – 221 с. : ил способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, , [30] c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец Дизайн. / С. С. Водчиц. - М. : Техносфера, с. : ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна). 4. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографскаго искусства: в 2 т.. Т. 1.: С изобретения книгопечатания по XVIII век включительно / Ф. И. Булгаков ; Гос. Публичная Истор. Б-ка России, Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М. : ГПИБ, CD- ROM - (Электронный запасник Государственной публичной исторической библиотеки России). - Электронный аналог печат. издания 1889 г.

19 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.