Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МОУ – Теренгульская СОШ.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Воспитательный потенциал ФГОС начального общего образования»
Транксрипт:

Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, неверие в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования Ключевые компетенции (Совет Европы): политические и социальные компетенции компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; компетенции в области коммуникаций; компетенции, связанные с информацией; компетенции, связанные со способностью к самообразованию. применительно к России этот перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина.

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН. Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Факторы и тенденции комплексной модернизации: ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора; переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и меж-конфессионального взаимодействия; глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть решены только на основе международного сотрудничества;

развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда; возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран; радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики В России формируются ориентиры развития, определяющие ценностные и целевые установки системы общего образования. «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.) уже не в полной мере являются стратегическим ориентиром для развития российской системы общего образования.

Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе Социальные установки, обеспечивающие формирование личности как идеального представителя гражданского общества: приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях; готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; готовность содействовать росту конкуренто- способности и процветания своей Родины - Российской Федерации

Портрет будущего выпускника – гражданина России выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

ФГОС определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании» «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (Закон РФ «Об образовании» ст.9, п.6)

Согласно требованиям ФГОС в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процес- са в современной школе.

В них формулируются: - цели и задачи воспитания и социализации обучающихся; - раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно- воспитательного процесса; - определяются основные формы и методы духовно- нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Стандарт как общественный договор: ориентиры развития СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …

Содержание современного воспитательного идеала определяют два важнейших источника: - Закон РФ «Об образовании» (ст. 14, п. 1-2), где сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования; - отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте, с учетом необходимости сохранения преемственности по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох

Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Ценность человеческой жизни Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Семейные ценности Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования Концепция определяет: - характер современного национального воспитательного идеала; - цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; - систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; - основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

усвоение социально-культурного опыта ЧЕЛОВЕК участие в жизни общества СОЦИАЛИЗАЦИЯ = воспитание + образование + адаптация ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. социализация общество объект общественного воздействия субъект общественной жизни

Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий НРАВСТВЕННОСТЬ = МОРАЛЬ (от лат. moralitas «традиция, народный обычай, нрав-характер») – ценности и нормы, соответствующие представ- лениям о добре и зле и регулирующие поведение людей. Нормы морали основаны на общественном мнении, на традиционных представлениях о добре и зле, являются внешними ограничителями поведения человека в обществе, т.е. импульсами, воспринимая и усваивая которые он строит свои отношения с миром людей, обществом в целом.

Понимание морали в обществе различно: как опыт житейской мудрости; как исполнение Божественных заветов; как инструмент сохранения порядка в обществе; как честность во взаимоотношениях; как высший смысл человеческой жизни; как внутренний голос совести; как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой

Помимо внешних, существуют внутренние ограничители поведения человека в обществе: СОВЕСТЬ – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла. Способность личности оценить с нравственных позиций свое поведение, а также поступки и мнения других людей. ДОЛГ – нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственными представлениями о правильном поведении. «Золотое правило нравственности» (универсальный нравственный закон): поступайте во всем с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. ДУХОВНОСТЬ проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др. - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль)

Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение.

Таким образом, духовно-нравственное воспи- тание -- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно-нравственного воспита- ния - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: укрепление нравственности основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование морали осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие нравственного самосознания личности (совести) способности школьника форму- лировать собственные нравственные обяза- тельства, осуществлять нравственный само- контроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию. укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущими поколениями

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: сформированность идентичности гражданина России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную, социальную преемственность поколений.

Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий ГРАЖДАНИН - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.

Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствую- щая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Ступень российской гражданской идентичности – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников в системе общего образования обеспечит достижение следующих результатов: -осознание учащимися себя в качестве граждан России; -укрепление Российской государственности, -повышениe эффективности российского общества и его институтов; -уменьшение рисков распада России на отдельные территории.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями: усилия общества и государства направлены на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, … является педагогический коллектив общеобразо- вательного учреждения;

содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобра- зовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

Базовые национальные ценности: ПАТРИОТИЗМ (любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей "малой Родине"; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое) СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (свобода личная и на- циональная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство) ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания) СЕМЬЯ (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода) ТРУД И ТВОРЧЕСТВО (творчество и созидание; целеустрем- ленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость)

Базовые национальные ценности: НАУКА (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание) ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ (* учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира) ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие) ПРИРОДА (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля) ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество)

Образовательное учреждение при разработке собственной программы воспитания школьников может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога социально-педагогическое партнерство индивидуально-личностное развитие интегративность программ духовно-нравственного воспитания социальная востребованность воспитания

Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования. А. Эйнштейн