РАСПОЗНАВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Академия управления при Президенте Республики Беларусь Шибут М.С.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследование состояния навыка словоизменения.. Изменение имен существительных по падежам.
Advertisements

4. Что пишется на конце существительных женского рода после шипящих? а) и б) ы в) ь 5. Склонение- это... а) изменение существительных по числам б) изменение.
1 скл. 2 скл.3 скл. 1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительны е мужского и женского рода с окончаниями - а - я Имена существительны е.
Склонение имен существительных Имена существительные.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Существительные. Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Существительное называет предметы.
Тема: Части речи Составила учитель начальных классов Красильникова М. Ю.
-часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто?Что?
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Выполнила: Агзамова Умиа пед.
Лексика – Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. – Понятие лексемы и парадигмы словоформ. – Системность и структурность в лексике.
Построение правил для автоматического извлечения словосочетаний из текста Загорулько Максим Юрьевич Научный руководитель н.с. ИСИ СО РАН, к.ф.-м.н. Е.А.Сидорова.
Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручки, книги и тетрадки?
Команда, футбольный, хоккейный. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов. добрый, солнце, веселый, злой. побеждать, радоваться, играть, молодёжь. Найдите «лишнее»
Склонение имен существительных Имена существительные.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Русский язык 3 класс Тема: Склонение имён существительных (общее понятие)
Три склонения имен существительных 1 склонение2 склонение3 склонение Род мужской, женский Род средний, мужской Род женский - а, - я согласный, - - о,
Имя существительное 4 «В» Демлер Дмитрий 4 «В» Демлер Дмитрий 2015 г.
Русское название падежа ВопросыПредлоги Окончание Единственное число Множественное число 1-е склонение 2-ое склонение 3-ье склонение ИменительныйКто? Что?
Транксрипт:

РАСПОЗНАВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Академия управления при Президенте Республики Беларусь Шибут М.С., Яковишин В.С.

Задача оперативного формирования специализированных баз знаний Специализированные базы знаний: - ограниченные некоторой предметной областью - полученные на основе обработки определенного вида электронных ресурсов – материалов форумов, блогов … Особенность – индивидуализированные языки участников диалогов: -использование ненормативной и эрративной ненормативной лексики (языков в стиле эрратива) В таких условиях использование статичных лингвистических знаний (универсального грамматического словаря) затрудняется

1. Словарь окончаний - 1 f 1 -f 7 (f 1,, f 7 ) – склонение существительных женского рода; m 1 –m 12 (m 1,, m 12 ) - склонение существительных мужского рода; n 1 - n 8 (n 1,, n 8 ) - склонение существительных среднего рода; a 1 –a 7 (a 1,, a 7 ) – адъективное склонение; c 1 –c 12 (c 1,, c 12 ) – спряжение ОкончанияТипы словоизменения af 1 -f 4, m 1 –m 7, n 1 -n 4 aмaмf 1 –f 5, m 1 –m 7, n 1 -n 4 амиf 1 -f 5, m 1 –m 7, n 1 -n 4 атc7c7 ахf 1 -f 5, m 1 –m 7, n 1 -n 4 аяa1–a6a1–a6 еf 1 -f 4, f 8, f 9, m 1 -m 11, n 1 -n 3, n 5 –n 7 егоa 3, a 6, a 7 ееa 3, a 6, a 7 ейa 3, a 6, a 7 емa 3, a 6, a 7, c 1 –c 6, m 5 –m 12, n 3 -n 8 емуa 3, a 6, a 7 етc1–c6c1–c6 ……

2. Алгоритм выявления коррелятивных пар 1.i: 1 ; 2.j: i+1 ; 3.если a i s-P, шаг 4; иначе шаг 5; 4.если s I(a j ), шаг 8; иначе - шаг 11; 5.выделение предполагаемой основы I(a i, a j ) и окончаний F(a i ) и F(a j ) ; 6.если I(a i, a j ) 2; F(a i ), F(a j ) 3, шаг 7; иначе – шаг 11; 7.если для F(a i ) получено множество парадигм P(a i ), шаг 8; иначе - шаг 11; 8.если для F(a j ) получено множество парадигм P(a j ), шаг 9; иначе - шаг 11; 9.если P i P j, шаг 10; иначе шаг 11; 10.a i : s-P; удалить элемент a j ; 11.j: j+1 ; 12.если j n, шаг 3; иначе шаг 13; 13.i: i+1 ; 14.если j n, шаг 2; иначе КОНЕЦ работы алгоритма. a 1,, a n - массив словоформ I(a i, a j ) – предполагаемая общая основа ; F(a i ) и F(a j ) – предполагаемые окончания словоформ P(a i ) и P(a j ) – множества парадигм словоизменения s-P – общая основа s, снабженная множеством общих типов парадигм P

3. Преобразование столастол-m2 столбец столетийстолетии-n 7, n 8 столетию столов столовогостолов-a 2 столовый столы a i = стола, a j = столов, P(a i ) {f 1 -f 4, m 1 –m 7, n 1 -n 4 } P(a j ) {m 1 -m 3 }; P(a i ) P(a j ) {m 1, m 3, m 3 }

4. Выявление согласования a(f 1 -f 4 )1.113 окончание –а, используемое в типах женского склонения f 1 -f 4, заменяется значениями «существительное», «именительный падеж», «единственное число», «женский род» (карта, книга); а(m 1, m 6 )1.211/120 окончание –а, используемое в типах мужского склонения m 1, m 6, заменяется значениями «родительный падеж», «единственное число», «мужской род» (дома, мастера, сторожа) или значениями «именительный падеж», «множественное число» (домá, мастерá, сторожá) Правила согласования: X 1 и X 2 большие дома, новые книги 3.51.X 1 и X 2 большим домом, новым столом

5. Алгоритм распознавания значений управления 1.морфологический анализ (кодирование значений согласования); 2.выявление и свертывание синтагм, основанных на согласовании; 3.выделение в оставшихся словосочетаниях гипотетических синтагм; 4.верификация гипотетических синтагм и пополнение списка новыми элементами; 5.обработка списка синтагм (кодирование значений управления).

5. Алгоритм распознавания значений управления Писатель подарил ученикам новую книгу с дарственной надписью ПИСАТЕЛ ПОДАРИ УЧЕНИК НОВ КНИГ- С ДАРСТВЕНН НАДПИС- ПОДАРИ- 3.УЧЕНИК- 4.КНИГ- С5.НАДПИС ПИСАТЕЛ ПОДАРИ, НОВ КНИГ, ДАРСТВЕНН НАДПИС- ; ПОДАРИ- 3.УЧЕНИК-, ПОДАРИ- 4.КНИГ-, ПОДАРИ- С5.НАДПИС-, УЧЕНИК- 4.КНИГ-, КНИГ- С5.НАДПИС- ПОДАРИ- 4.КНИГ-, КНИГ- С5.НАДПИС- ПОДАРИ - 4. КНИГ - ПОДАРИ - 3. УЧЕНИК - КНИГ - С 5. НАДПИС - ПОДАРИ - 3 / 4 КНИГ - С 5,

РАСПОЗНАВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Академия управления при Президенте Республики Беларусь Шибут М.С., Яковишин В.С. Спасибо за внимание ( )

7. Типы управления прилагательного Тип управ- ления ОбъектыПримеры о1о1 о2о q1q1 1.G Достойный уважения q2q2 1.D в 1.P Покорный судьбе q3q3 1.I Сильный духом q4q4 на 1.A Лицом похож на мать q5q5 в 1.P Сильный в арифметике q6q6 для 1.G Интересный для всех q7q7 до 1.G Жадный до денег q8q8 к 1.D Склонный к размышлениям q9q9перед 1.G Беззащитный перед судьбой q10 с 1.I Почтительный со всеми

7. Типы управления существительного Тип управ- ления ОбъектыПримеры о1о1 о2о2 s1s1 в 1.A Превращение в сахар s2s2 1.I Заражение энтузиазмом s3s3 в 1.P Превосходство в силе s4s4 за 1.A Оплата за труд s5s5 к 1.D Готовность к подвигу s6s6 на 1.A Реакция на свет s7s7 перед 1.I Восхищение перед картиной s8s8 против1.G Борьба против войны s9s9 с 1.I Интервью с писателем s10 1.D Гимн труду; памятник герою s11 в 1.P Помощь отцу в работе s12 между 1.I Дружба между народами s13 на 1.A Материал на костюм s14 над 1.I Победа над противником s15 о 1.P Отзыв о работе

7. Типы управления глагола Тип управ- ления ОбъектыПримеры о1о1 о2о2 v1v1 1.G Добиваться успеха v2v2 1.D Радоваться удаче v3v3 1.I Грозить врагу войной v4v4 в 1.P Подражать мастеру в работе v5v5 за 1.A Заплатить автору за статью v6v6 1.A Видеть дом v7v7 1.G Удостоить работу внимания v8v8 1.D Вручить награды героям v9v9 1.I Наполнить стакан водой v10 в 1.A Ввернуть лампочку в патрон v11 в 1.P Изобличить свидетеля во лжи v12 за 1.A Благодарить коллег за помощь v13 из 1.G Извлечь корень из числа v14 к 1.G Прикрепить ручку к двери

7. Типы управления глагола-2 Тип управ- ления ОбъектыПримеры о1о1 о2о2 v15 1.A на 1.A Вдохновить народ на подвиг v16 о 1.P Знать правду о событиях v17от 1.G Беречь имущество от пожара v18 с 1.G Взыскать налоги с населения v19 с 1.I Поздравлять воинов с наградой v20 у 1.G Просить внимания у слушателя v21 1.I Руководить работой v22 без 1.G Обходиться без помощи v23 в 1.A Верить в удачу v24 за 1.A Радоваться за товарища v25 за 1.I Наблюдать за событиями v26 к 1.D Готовиться к подвигу v27 на 1.A Сердиться на соседей v28 над 1.I Властвовать над миром v29 о 1.A Споткнуться о порог

7. Типы управления глагола-3 Тип управ- ления ОбъектыПримеры о1о1 о2о2 v30 о 1.P Заботиться о детях v31 от 1.G Воздержаться от суждений v32 перед 1.I Благоговеть перед красотой v33 по 1.D Тосковать по родине v34 против 1.G Восстать против зла v35 с 1.P Воевать с пережитками