Национальные особенности журналистики и процессы глобализации Профессор Е. Л. Вартанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.. Лекция 6. Национальные особенности журналистики и процессы глобализации.
Advertisements

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.. Лекция 7. Национальные особенности журналистики и процессы глобализации.
СМИ и журналистика в современном обществе Проф., д.ф.н. Е.Л. Вартанова Доц. д.ф.н. Г.Г. Щепилова.
Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности Профессор Елена Вартанова.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса Проф. Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
1.Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа? а) Великобритания; б) Исландия; в) Швеция; г) Дания; д) Финляндия.
И НДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан.
Тест по теме «Зарубежная Европа». 1. Найдите ошибку в перечне главных черт экономико-географического положения стран Европы: соседское положение; соседское.
Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
Северная Америка Латинская Америка Восточная Европа Западная Европа Ближний Восток Африка Азиатско- тихоокеанский регион Индивидуальное.
Социальные модели государства. «Социальное государство» - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную.
Информационное общество Информационное общество это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний.
СМИ в меняющейся России: экономическое измерение Проф. Е.Л. Вартанова.
Исследования СМИ в России: интернационализация научных парадигм Профессор Вартанова Е. Л. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Отделение деловой и Заведующий Р.И.Батыршин политической журналистики.
Логистика Сбытовая логистика. Предмет и объект сбытовой логистики Предмет - организация и управление рациональным процессом продвижения продукции от продуцента.
Читальный зал литературы на иностранных языках представляет периодические издания на английском языке.
Вопросы на логику: Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ поясните. Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ поясните. * Объясните.
Транксрипт:

Национальные особенности журналистики и процессы глобализации Профессор Е. Л. Вартанова

Глобализация Глобализация должна определяться как процессы, которые вплетают национальные государства в деятельность транснациональных авторов и подчиняют их властным возможностям, ориентации и идентичности последних. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Глобализация Увеличивает взаимосвязь между людьми, регионами и странами в мире, одновременно убивая (сокращая) расстояния (Э. Гидденс) Означает одновременно присутствие и отсутствие, переплетение социального, имеющего глобальный масштаб, с личным (Т. Рантанен) Процесс, означающий рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни (Ф. Уэбстер)

Глобализация и СМИ Глобализация – многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и, конечно, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Именно она обеспечивает беспрепятственное круглосуточное движение не только финансовых потоков, но и потоков новостей, включая глобальную рекламу. Понятие информация имеет широкий смысл и включает в себя символы, образы, понятия, единые для всего человечества

Глобальное содержание Источники новостей: Рейтер, АП, Франс Пресс, Си-эн-эн Трансграничные сети ИКТ: спутники, интернет, мобильная телефония Общая повестка дня международных событий Глобальная логика рынка Универсальность распространение потребительского стандарта Потеря национально-информационной независимости Примеры: смерть папы Иоанна Павла II, смерть принцессы Дианы, свадьбы королевских особ, Олимпийские игры

Производство глобального содержания Адаптация наиболее успешных форматов в различных национальных контекстах Адаптация эффективных форм организации труда (производство сериалов или создание мультимедийных редакций, нацеленных на вторичное и многократное использование содержания в разных формах, организация работы редакции на основе непрерывной обработки потока новостей из Интернета) Адаптация общих стандартов журналистской культуры

Глобальное распространение Массовость и широта охвата аудитории Глобальное распространение глобальное содержание Новые социальные и коммуникационные практики: научные интернет-форумы, коллективное художественное творчество в Сети, онлайновые базы данных, открытые для исследователей в различных областях знаний, виртуальные музеи Наднациональный контент: наука и высокая культура

Глобальная экономика Глобальные медиаконцерны: «Ньюс корпорейшн», «Бертельсманн», «Сони», «Дисней», «Вивенди Юниверсал» США – наиболее развитая и эффективная медиаиндустрия Привлекательность менее информационно развитых рынков: Азия, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа

Глобальная медиасимволика и массовая культура Восприятие в разных национальных, языковых, культурных, религиозных контекстах – проблема ли? В последние десятилетия двадцать самых кассовых фильмов формируют фильмы только американского производства «Титаник», «Звездные войны», «Властелин колец», «Аватар» Глобальное восприятие мифологии массовой культуры Синтетичность и гибридность ценностей и образов СМИ, их усредненность

Flat earth news (1) Люди считали, что земля плоская, пока кто-то не проверил, действительно ли это так. В 2007 году вашингтонский репортер Daily Telegraph Тоби Гарнден написал материал, в котором предсказывал смерть Саддама Хусейна и описывал, как это произойдет. На следующий день, когда состоялась реальная экзекуция иракского лидера, кто-то из Telegraph переписал материал корреспондента, переводя некоторые детали в прошедшее время. Таким образом, предположения корреспондента выдавались за репортаж. Позже в Интернете появилось видео, которое показало, что некоторые предсказания Тоби Гарндена не сбылись, и Саддам Хусейн умер не так, как описывал корреспондент. Однако материал уже был в печати. Журналист объяснил ситуацию в своем блоге. Это не понравилось руководителям издания, и они стерли его пост. Ему сказали, что он не должен выдавать трюки, которые используют журналисты, чтобы продать информацию Ник Дейвис

Flat earth news (2) За несколько недель до начала Чемпионата мира по футболу 2006 года Британская ассоциация прессы опубликовала материал о футбольном фанате, который так боялся поражения Англии в турнире, что заплатил 105 фунтов и застраховал себя на случай эмоциональной травмы. В материале было написано, что фанат может получить 1 миллион фунтов, если докажет, что он пережил серьезное психологическое потрясение после поражении английской сборной. Однако, как оказалось, история представляла собой PR-трюк, который призван был раскрутить страховую компанию. В интернете Ник Дейвис нашел информацию о том, что фанат под тем же именем сделал страховку и перед чемпионатом 2002 года. История, опубликованная в Sun, рассказывала о том же человеке, но было указано другое место его проживания. Т.е. журналисты взяли старую непроверенную информацию, немного изменили ее и опубликовали еще раз.

Глобализация + локализация = глокализация Глокализация - термин изначально основан на культурологической теории устойчивости и сопротивляемости локальных культур, противопоставленной теории глобализации, модернизации и американизации. Сегодня активно используется в экономике, социологии и в исследования СМИ. Значение термина определяется сочетанием двух слов - глобализация и локализация - и означает адекватное заданной культуре присутствие на локальном географическом рынке международного продукта. Более ранним термином с синонимичным значением является «интернационализация». Впервые понятие «глокализация» прозвучало в статьях японских экономистов в Harvard Business Review в 1980-е гг. Популяризировал термин британский социолог Р. Робертсон в 1997 г. на конференции «Глобализация и культура коренных народов», где озвучил мысль о «закаливании» местных условий под воздействием глобальных давлений.

Разнообразие медиасистем Северная Европа: дотации государства в целях обеспечения плюрализма Италия: политическая вовлеченность Россия: от непропорциональной глобализации (сериалы из Латинской Америки) через адаптацию западных форматов («Поле чудес», «Как стать миллионером», «Фабрика звезд») к становлению новой профессиональной культуры (пример «Русского Newsweek»)

Культуры «глаза» и «уха» «Газетные страны» – европейские страны, где число газет на 1000 чел. наиболее высоко, а доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20% (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия, Германия). В эту же группу наряду с перечисленными европейскими странами входит и Япония, где на долю прессы приходится более 50% рекламного рынка «Газетно-телевизионные страны» – европейские страны, в которых пресса и ТВ имеют менее 50% рекламного рынка (Великобритания, Австрия, Испания, Бельгия, Франция). К этой же группе можно причислить и неевропейские страны – США, Канаду, Австралию «Телевизионные страны» – европейские страны, где на долю ТВ приходится более 50% рекламного рынка, а ежедневным газетам достается менее 20% национального «рекламного пирога» (Португалия, Италия, Греция)

Критерии классификации медиасистем Развитие массовой печати. Одним из наиболее показательных отличий медиасистем разных стран являются тиражи печатных изданий. Так, в Норвегии на 1000 чел приходится 720 экз. газет, в США – около 260, в Греции – около 80. Авторы предлагают дифференциацию между системами, в которых пресса ориентирована на массовую аудиторию, и системами, в качестве аудитории в которых выступает образованная, политически активная часть населения, его элита Политический параллелизм, т.е. степень и природа связей между медиа и политическими структурами, или, говоря более широко, - то, каким образом и на каком уровне информационная система отражает существующие в обществе основные политические разделения Степень развития журналистской профессионализации. В данном случае речь идет о таких показателях, как степень журналистской автономии, соблюдение журналистами норм и стандартов своей деятельности и т.д. Профессионализация журналистской деятельности может быть выражена также в наличии в стране формальных институтов, таких как союзы и профессиональные ассоциации журналистов Роль государства. Данный фактор отражает степень и природу государственного вмешательства в информационную систему общества Д. Халлин, П. Манчини

Comparing MediaSystems: Three Models of Media and Politics Модель поляризованного плюрализма или средиземноморская (Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания) Модель демократического корпоративизма или модель Центральной и Северной Европы (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария) Модель либерализма или англосаксонская модель (Канада, Ирландия, Великобритания, США) Смешанный тип (Франция, Великобритания, Бельгия) Д. Халлин, П. Манчини

Европейская модель журналистики Важность общественных функций журналистики Предпочтение отдается «мнению», точке зрения автора Внимание к эффектам журналистского воздействия на аудиторию, теории жанров, приемы диалога и полемики Журналистика как часть общелитературного процесса

Американская модель журналистики Коммерчески ориентированная Предпочтение фактам Внимание к навыкам журналистам, умению «добыть факты» Принцип «перевернутой пирамиды» Анонимность репортеров Журналистика как один из каналов коммуникации, используемый в целях распространения через СМИ важной для коммуникатора информации В основе образования – стандарты журналистики, фундаментальная профессионализация

Задание на лекции Каковы, на ваш взгляд, характерные черты российской модели журналистики?