КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ Из опыта работы учителя биологии Пятихатской ОШ I-III ступеней Шевчук Наталии Сергеевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по теме: Активные формы контроля и оценки знаний учащихся
Advertisements

Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений,
ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМА 13. Понятие о педагогической диагностике и ее функции в обучении. Этапы и методы диагностирования. Основные понятия: диагностика,
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ. Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко: (в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент.
МКОУ «Рыбниковская средняя общеобразовательная школа» Педсовет Контрольно–оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации обучающихся.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Тестирование как система оценки и контроля знаний, умений обучающихся.
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Значение контроля и оценки знаний обучающихся.. Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Транксрипт:

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ Из опыта работы учителя биологии Пятихатской ОШ I-III ступеней Шевчук Наталии Сергеевны

Что такое контроль? Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко: (в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогиче­ский срез и др.; (в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соот­ветствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию про­цесса, помощь учителю и учащимся.

Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова) Контроль в системе образования представляет собой систему проверки знаний и умений учащихся.

Основная цель контроля знаний и умений обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.

Функции контроля Прогностическая Ориентирующая Обучающая Диагностическая Воспитывающая Развивающая

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Ориентирующая функция контроля заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группе в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся; помогает выявить причину и выбрать наиболее интенсивную методику обучения.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Принципы контроля НаглядностьОбъективностьВсесторонностьСистематичность

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ (ГЛАСНОСТИ) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглаше­ния и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ Объективность заключается в научно обоснованном содер­жании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.

Виды контроля Контроль Предварительный Текущий Тематический Итоговый

ВИДЫ КОНТРОЛЯ Вид контроляКраткая характеристика Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся Периодический (тематический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы Итоговый Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) графические; 4) практические; 5) программированные; 6) тесты.

Формы опроса: 1.Устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом. Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником". ( устный опрос у доски или с места, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, защита реферата, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, доклад на заданную тему, устный зачет по теме)

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются: обращение с вопросом ко всему классу, конструирование ответа, рецензирование ответа, оценка ответа и ее обоснование, постановка вопросов ученику самими учащимися, взаимопроверка, самопроверка.

Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих. используется для: выяснения готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, проверки домашних заданий, поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. ( участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ), викторина и др.)

Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

2. Письменная работа часто используется и до настоящего времени является самой объективной формой проверки знаний по биологии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения. (биологический диктант, самостоятельная работа, заполнение рабочей тетради, решение биологических задач, письменное заполнение дидактических карточек; написание «сочинения-фантазии», «сказки с биологическими ошибками» на заданную тему, написание реферата, составление модельной схемы ответа, контрольная работа)

3. Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

Закрытые: задания альтернативных ответов; задания множественного выбора; задания на восстановление соответствия; задания на установление правильной последовательности. Открытые: - задания свободного изложения; - задания-дополнения.

Контрольные задания тестового типа - это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами.

Преимущества тестов Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование Тестирование более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам. Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний только из 12. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен не менее четырёх часов. Тестирование это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестирования Разработка качественного тестового инструментария длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. В тестировании присутствует элемент случайности.

Графический метод вычерчивание графиков, диаграмм, схем, гистограмм; составление и заполнение матриц, таблиц ; составление опорных конспектов.

Методы графической диагностики знаний характеризуются высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всего класса и каждого ученика в отдельности

Положительные стороны графической диагностики знаний: 1.Ею можно охватить одновременно всех учащихся; 2.Гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Отрицательные стороны графической диагностики знаний: 1.Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме; 2.Домашние письменные работы, опорные конспекты, рефераты, позволяя экономить время урока, не дают учителю возможности установить степень самостоятельности выполнения их учащимися, что снижает ценность этих работ для контроля

Практические занятия метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы. 1.Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

2. Метод практических работ - углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов. Практические работы могут носить характер учебно- тренировочных или опытно-конструкторских

Наглядные и практические приемы контроля знаний - монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков, магнитных карточек и пр.); - выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; - самостоятельное выполнение лабораторной работы; - узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой; - узнавание объекта по рисункам, фотографиям.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ. Выделенный признакФорма контроля знаний Количественный состав учащихся Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа Технология проведения и характер изображения Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование Интенсивность проверки Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль Уровень познавательной самостоятельности учащихся Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования

Нетрадиционные формы учета знаний: Письмо Незнайки. Найдите и исправьте ошибку в тексте Слушай, не зевай! Одновременно 3 ученика перед классом поднимают свою карточку, если вопрос - утверждение учителя кажется им правильным. Пока не звенит колокольчик или Оратор. Сообщение, подготовленное учеником, звучит в течение 1 минуты. За одну минуту надо сказать много и интересно. Ты мне, я тебе. Вопросы по домашнему заданию. Что бы это значило? На картинке, слайде какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ. Горячий стул. Один ученик садится перед классом. Остальные задают ему вопросы по домашнему заданию В кабинете у врача. Один ученик изображает пациента, который с жалобами обращается к «врачу». «Врач» задает вопросы, ставит диагноз и дает рекомендации.(9 класс)

Третий лишний. Тренировка логического мышления. 7 класс. Разнообразие и значение плодов. Плоды: слива, фасоль, абрикос, персик. Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) Объясните выражение: «Долго жуешь – долго живешь». «Аппетит приходит во время еды» (9 кл. Пищеварение ), «Тише едешь – дальше будешь» (Влияние ритма и нагрузки на работу мышц). Установи последовательность. (10 класс Митоз) Закончи предложение. Рассказик или сказка с биологическими ошибками. Загадки. Верите ли вы, что… (прием новизны) 11 класс. Моногибридное скрещивание. У праворуких родителей может родиться ребенок левша? Мозговая атака (штурм) Напиши все, что ты знаешь по этой теме или напиши как можно больше представителей семейства или отряда. Групповая атака. Я думаю так...(прием создания проблемной ситуации) Вставь пропущенные слова(с неизвестными для учащихся терминами). «Амнезия» или Угадай, кто ты!

Оценка Результаты контроля учебно- познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Оценка – это характеристика ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов (словарь Ожегова) Оценка в образовании представляет собой установление качества приобретенных знаний, умений и навыков.

Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования познавательных интересов, положительных качеств личности. Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса. Принципы оценки ОбъективностьГласность

Способы выражения оценки. Словесные Количественные (отметка) Молодец, хорошо, можешь лучше и т.д 1, 2, 3, 4,…11,12

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ОЦЕНОК ОЦЕНОК

Диагностическая функция Измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоения материала и глубины понимания Реализация Использовать отметку и словесную оценку: отметка измеряет результаты обучения, словесная оценка измеряет старательность, вселяя в ученика уверенность Использование различных форм контроля: тесты, к.р., самооценка, оценивание другими учащимися и т.п.

Обучающая функция Определение при контроле прироста знаний, умений и навыков Реализация Осуществление быстрой обратной связи: показать, что сделано правильно, а где есть неточности. Использование различных приёмов проверки ЗУН.

Развивающая функция Определение прироста психических операций в определённых психических процессах Реализация Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, мышления: логического, креативного, интуитивного.

Воспитывающая функция Определение, на сколько реализуется процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм проведения контроля Реализация Во время контроля у учащихся должны развиваться сотрудничество, законопослушание, старательность, ответственность, позитивная Я – концепция.

Стимулирующая функция Определение, насколько ученики готовятся к уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом Реализация Контроль должен стимулировать желание ребёнка заниматься данным предметом. Для этого необходимы: Объяснение критериев оценки; Разумные требования; Принцип открытых перспектив; Вселение успеха; Частота контроля; Словесное одобрение.

Корректирующая функция Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и преподавателя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса Реализация Опрос должен стимулировать учащихся к изменению своего стиля занятий. Регулярная информация об успеваемости учащихся. На основании результатов опроса педагог корректирует свою деятельность.

Принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:

Формы рефлексии Продолжи предложения На занятии для меня было важно_________________________ Занятие помогло задуматься о ___________________________ Я научился___________________________________________ К моим достижениям можно отнести_____________________ Выбери Превзошёл сам себя Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди Не ударил лицом в грязь Бил мимо цели Язык плохо подвешен Из кожи вон лез

1. Задание эмоционально-ценностного характера: Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?

Анкетирование Уважаемые преподаватели! Для выявления стиля, применяемого при оценивании знаний учащихся, просим вас ответить на предложенную анкету. Прочтите ряд суждений. После каждой фразы даны 3 суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Пожалуйста, подчеркните те суждения, с которыми вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.

1. 1. Отметка выражает мнение преподавателя о знаниях ученика. 1. Да, только мнение преподавателя. 2. Оценка может отражать и мнение группы. 3. Не знаю. 2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, преподаватель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь. 1. Согласен. 2. Не обязательно. 3. Не знаю. 3. Учащемуся нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами. 1. Нужно. 2. Не обязательно. 3. Не нужно.

4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметки за всю сделанную работу. 1. Согласен. 2. Не согласен. 3. Не знаю. 5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость. 1.Согласен. 2.Не согласен. 3.Не знаю. 6. Во время опроса преподаватель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли. 1.Как правило. 2. Редко. 3. В этом нет необходимости.

Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом. 1. Согласен. 2. Не согласен. 3. Не знаю. 8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа. 1. Да, это справедливо. 2. Нет, это не верно. 3. Это спорный вопрос. 9. Можно использовать умение учащихся оценивать свою работу и работу товарищей. 1. Регулярно. 2. Изредка. 3. Нет, на это никогда не остается времени.

10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания. 1.Да, это достижение результата – объективный критерий оценки. 2.Нет, важно учесть и нестандартные способы решения. 3.Не знаю. 11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга. 1.Да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями. 2.Нет, положительных оценок должно быть больше. 3.Нет, полезнее преобладание отрицательных оценок. 12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь. 1. Обязательно. 2. Не обязательно. 3. Помогать во время опроса не нужно.

13. Активность учащихся на уроке – еще не показатель продуктивности их работы. 1.Нет, это взаимосвязанные моменты. 2.Да, поэтому видимую активность не стоит высоко оценивать. 3.Да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают. 14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу. 1.Это нужно делать только в школе. 2.Такой учет необходим везде. 3.Не знаю, нужно ли это делать вообще. 15. В условиях современного образования щадящие отметки исключены. 1.Да, это проявление процентомании. 2.Нет, это гуманно по отношению к детям. 3.Трудно сказать.

16. Если из-за отметки возник конфликт, авторитет преподавателя предполагает сохранение выставленной отметки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно. 1. Согласен. 2. Не согласен. 3. Не знаю. 17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению. 1. Не согласен. 2. Согласен. 3.Не знаю. 18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение преподавателя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в группе. 1. Да. 2. Нет. 3. Не всегда.

19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена. 1. Да, всегда. 2. Да, иногда. 3. Нет, это ученик должен понимать сам. 20. Преподаватель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках. 1. Изредка. 2. Всегда. 3. Практически это недостижимо.

Таблица перевода ответов в баллы

Сумма баллов является количественным показателем оценочных ситуаций и стиля общения преподавателя и учащихся. Сумма менее 28 баллов. Стиль общения оценивается как авторитарный. Учителя этого типа создают оценочные ситуации, имеющие отрицательный эмоциональный фон, и редко используют содержательную оценку. Этот стиль нуждается в коррекции. Сумма 28 – 33 балла. Стиль общения квалифицируется как демократический. Ориентация преподавателя (мастера) на результативность обучения сочетается с ориентацией на личное развитие учащихся. Есть основания считать такой стиль общения с учащимися оптимальным в условиях современного образования, что, безусловно, не гарантирует от ошибок преподавателя (мастера) в отдельных оценочных ситуациях. Сумма 34 – 40 баллов. Стиль общения считается либеральным. У преподавателя (мастера) преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что стиль дает прекрасные результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.

Спасибо за внимание!