Федосюк Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры ПОиР НГГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ общие методические аспекты.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Транксрипт:

Федосюк Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры ПОиР НГГУ

Особенности игры как деятельностиПсихолого - педагогические возможности игры Игра - это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека - это состояние деятеля, инициатора собственного развития Человек включается в игру целиком : всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами Игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии " максимальной готовности " к этому Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки Игра является " экспериментальной площадкой " личности, позволяет чувствовать себя свободным от всех ограничений ( стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы ) Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть ( почувствовать ) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по - другому относиться к миру и себе Игра - это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого

– моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д.

жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры ; регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры ; конфликтность и скрытые резервы ( отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию ); отсутствие полной информации, т. е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия ; влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты ; действующие лица : участники и ведущие ; наглядность последствий принимаемых решений ; определенные правила и регламентация игры.

1. « В игре воссоздаются основные закономерности профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций ». Процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалистов за счет использования в деловых играх моделей реальных социально - экономических отношений. 2. « Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой - то сферы человеческой реальности »

1. Условность игры : ее участники полностью осознают, что они действуют в рамках условий реальности, которая имеет свои законы ( игровой кодекс ). 2. Символический, неутилитарный характер игровой деятельности и ее продукта. В игре снимается такое важное ограничение свободы деятельности, как материальная и частично моральная ответственность за совершенную ошибку. Каждый участник игры получает объективную возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений. Личностная вовлеченность игры в процесс обучения. 3. Неопределенность игры. Игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы и вынуждены проявлять находчивость и инициативу. 4. Пространственно - временная особенность игры. В игре время и пространство как бы « сжимаются », обнажая узловые точки имитируемого процесса. Это делает игровую деятельность динамичной и насыщенной событиями. Деловая игра расширяет круг мотивов человека и содержит в себе возможности изменения их иерархии : формирования и выдвижения на первый план мотива освоения имитируемой в игре деятельности ( т. е. собственно познавательного мотива ) и перехода на второй план мотивов, связанных с групповыми взаимоотношениями.

По мнению Н. С. Пряжникова, благодаря деловой профориентационной игре подросток из объекта постепенно превращается в субъект своего профессионального самоопределения. В деловой профориентационной игре происходит моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых выпускникам для успешной адаптации и последующего профессионального обучения. Цель деловых профориентационных игр – в игровой форме помочь старшеклассникам осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и оказание помощи в осознанном выборе профессии. Цель деятельности может быть достигнута только совместными усилиями либо группы в целом, либо отдельной подгруппы ( но никогда участником деловой игры в одиночку ); выработка и распределение средств и задач деятельности могут осуществляться только коллективно.

принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции ; принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также деятельности и отношений, занятых в нем людей. Иными словами : моделирование двух реальностей – процессов производства и профессиональной деятельности специалистов ; принцип проблемности содержания деловой учебной игры. Деловая игра служит дидактическим средством развития творческого ( теоретического и практического ) профессионального мышления, которое выражается в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству новых ( для обучающихся ) профессиональных задач ; принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия « должностных » лиц ; принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности ; принцип двуплановости ; Суть двуплановости учебной игры заключается в том, что « серьезная » деятельность по развитию личности происходит в « несерьезных » игровых условиях. Достижение условных ( игровых ) целей с помощью условных ( игровых ) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей ( целей обучения и воспитания ).

Специфика профориентационной игры в ее соотнесении с общей схемой ( моделью ) выбора профессии, которую и должна имитировать игра. Схема может стать основой типологии игр в зависимости от решения конкретных задач профессиональной ориентации. Как один из вариантов модели деловой игры можно предложить общую схему построения личного профессионального плана, являющегося интегрирующим показателем учета « основных факторов выбора профессии ». Эта схема включает : 1) выделение дальней профессиональной цели, установление степени ее соответствия другим жизненным целям. Полноценное построение профессионального плана на всех его этапах и уровнях невозможно без учета других жизненных целей. Профессиональный план выступает как важнейшая часть жизненного плана.; 2) определение ближних профессиональных целей как путей к реализации дальних планов ( знание требований профессий к человеку, особенностей соответствующих учебных заведений ) и их резервных вариантов ; 3) работу по самопознанию для оценки своих возможностей в будущей трудовой деятельности ; 4) сопоставление своих возможностей с требованиями профессиональных целей ; 5) определение путей развития и саморазвития для подготовки к выбору профессии и трудовой деятельности ; 6) выбор других профессиональных целей в случае явного несоответствия своих возможностей и требований профессии ( или учебного заведения ). Профориентационная игра может имитировать либо всю предложенную схему, либо отдельные ее части.

Введение в игру. Этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения. Разделение участников на группы. Оптимальный размер группы – 3-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы. Изучение ситуации. Участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией ( например, правовыми или экономическими документами ). Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей ( ассистентов, консультантов ), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать. Важным моментом является фактор времени ( кабинете, где проводится игра должны быть часы ).

Игровой процесс ( анализ ситуации, принятие решения, его оформление ). Продуцирование участниками возможных решений поставленной задачи, их анализ, выработка общего заключения. Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т. д. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений. Разбор оптимального варианта. Вынесение единого, правильного ( эффективного ) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения. Общая дискуссия. Закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна : до игры – он инструктор, в процессе игры – консультант, по ее окончании – судья, и, наконец, – руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра – это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра ( по сюжету и правилам ) проходит иначе, и главная роль в этом – роль ведущего. Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

Этап игрыСоциально - психологические задачи руководителя Этап 1. Участники деловой игры знакомятся с игровыми правилами. Ввести участников в игровые ограничения. Предотвратит нарушения игровой деятельности, возникающие в связи с привнесением в игру жизненного опыта участников, не соответствующего или даже противоречащего игровому кодексу. Наблюдение за поведенческими реакциями участников игры и складывающимися в группе взаимоотношениями с целью сопоставления данных социометрии с реальными отношениями, внесения изменений в распределение ролей, а также составление прогноза развития групповых взаимоотношений. Этап 2. Участники начинают применять усвоенные правила. Анализ решений участников игры. Противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой и противостояние групповому давлению. Работа руководителя деловой игры на этом этапе должна вестись преимущественно индивидуально : с отдельными участниками игры и небольшими подгруппами и состоять в своевременном детальном, конструктивном разъяснении причин возникающих трудностей и помощи в их преодолении. Этап 3. Участники игры начинают понимать смысл и последствия своих решений, использовать возможности разработки и опробования стратегии действий. Руководитель должен предоставить максимум инициативы участникам игры, выполняя главным образом функции консультанта и наблюдателя, мягкими, недирективными воздействиями предупреждая возможные нежелательные отклонения в групповом процессе.

Социально - психологические сложности и проблемы, возникающие в деловой игре, можно разделить на два класса : 1) проблемы, объективно возникающие в ходе деловой игры в силу противоречивого характера развития групповых взаимоотношений ; а ) личные отношения вне игры переносятся в игру, что приводит к нарушениям игрового кодекса или к конфликтам. Подобные сбои желательно предупреждать на этапе отбора и распределения ролей, не принимая в игру одного из членов конфликтующей диады, а также не назначая в разные подгруппы участников игры с явно выраженной взаимной симпатией. Но если сбой все - таки возник и принял угрожающий характер, руководитель может пойти на перераспределение ролей в игре или, в крайнем случае, на изменение игровых правил ; б ) конфликт, возникающий в рамках игровых ролей, затрагивает и отношения вне игры. Чтобы этого не произошло, руководитель должен вовремя вмешаться, подчеркивая условность игры и игровой ситуации, а если это не помогает, то принять волевое решение, устранив объект конфликта и предупредив тем самым опасность личностной конфронтации между участниками игры ; в ) кто - либо из участников игры « использует » игровые ситуации и взаимоотношения в группе для « решения » своих внутренних, глубоко личных проблем ( например, проблемы доминирования ), случай, когда сверхзначимые личностные мотивы человека полностью подавляют его деятельностную мотивацию в игре. Появление такого участника в деловой игре результат ошибки, совершенной при отборе. Единственная возможность сгладить ее разрушительные последствия « замкнуть » такого участника на руководителя игры, по мере возможности минимизировать его контакты с группой и опосредствовать их через руководителя. 2) сложности, порожденные самим руководителем деловой игры, его психологически неграмотным вмешательством ( или, наоборот, невмешательством ) в игровой процесс. Причины сбоев в деловой игре, происходящих по вине руководителя, заключаются, во - первых, в том, что руководитель предоставляет излишнюю свободу участникам игры, ограничиваясь позицией наблюдателя. Процесс развития групповых взаимоотношений становится неуправляемым ( это особенно опасно на втором этапе игры ), конфликты в рамках игровых ролей перерастают в личную неприязнь, двуплановость игры нарушается. Во - вторых, руководитель излишне часто и излишне жестко вмешивается в ход игры. Вместо того чтобы инициировать процессы самоорганизации в группе, он подавляет их, навязывая участникам определенные решения проблем или предлагая их в готовом виде.

рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени ; повысить интерес к изучаемой проблематике ; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем ; работать групповым методом при подготовке и принятии решений ; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно - следственные связи ; развивать взаимопонимание между участниками игры.

1. Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников " Твой выбор ". - СПб.: Речь, Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб., Питер., с. 3. Вербицкий А. А. Психолого - педагогические особенности деловой игры как формы знаково - контекстного обучения. // Игровое моделирование : Методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск : Наука г. С Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников : Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение : теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении 7. Пряжников Н. С. « Игровые профориентационные упражнения » ( Академия педагогических и социальных наук Московский психолого - социальный институт, Москва – Воронеж 1997) 8. Твоя жизнь - твой выбор : Психолого - педагогические рекомендации для преподавателей и родителей Развитие ценностей здорового образа жизни школьников : Жирова Т. В. Глобус Панорама Профориентационный тренинг для старшеклассников " Твой выбор " Афанасьева Н. В. Речь Профориентационная поддержка старшеклассников. Учебно - методическое пособие Черникова Т. В. Глобус 2006 Профильная школа 11. Скорая помощь в выборе профессии : Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - Резапкина Г. В. М : Генезис,