Номинация «Игры и игрушки моих предков» Игра в кости «Асык» МБОУ Оравская СОШ
Цель: Познакомиться с национальной игрой казахов «Асык»; Сохранить историю и традиции своей семьи, народа; Научиться самому и научить других играть в «Асык».
Так сложилось в моей жизни, что у меня нет бабушек. Мои бабушки Канаева Тлеулес Амедовна и Жаналиева Раиса Михайловна рано умерли. Но каждую я помню и люблю. О них мне напоминают вещи, которые хранятся в нашей семье: фотоальбом, ёлочные игрушки, жилетка, сшитая бабушкой Раей, мешочек с молитвами апа Тлеулес, игральные кости. А сейчас о них мне напомнил конкурс «Наши семейные реликвии». Выполняя работы в номинациях «Наш семейный фотоальбом» и «Игры и игрушки наших предков», я вновь соприкоснулся с дорогими мне людьми, с историей своей семьи и своего народа.
Апа Тлеулес часто мне рассказывала о том, кто такие казахи. Как наши предки оказались в Сибири. Знакомила меня с казахским языком, пела мне красивые казахские песни, рассказывала легенды, сказки. Однажды, когда мне было 5 лет, у апа Тлеулес в ящике для игрушек я нашёл мешочек с костями. Кости были разные по цвету, но по форме одинаковые. Их было около 20. С вопросами зачем и для чего я, конечно, обратился к апа. Она сказала, что это асык – игральные кости. Ими можно играть в разные увлекательные игры. Некоторым играм она меня научила и разрешила забрать домой мешочек с косточками.
После смерти апа прошло уже 5 лет, и я немного подзабыл некоторые правила игры. Поэтому я обратился с просьбой помочь мне вспомнить игру свою учительницу по краеведению Белялову Хатиру Галиевну. Она с удовольствием показала мне и моим друзьям, как играли в «Асык» наши предки. Научила нас играть. Рассказала много интересного…
Рассказ учителя Казахи –кочевое племя. В летнее время они со стадами коров, овец и лошадей выбирались в жайлау ( сочные степные луга) на север и оказывались на территории современной Новосибирской и Омской областях. В зимнее время кочевники уходили на юг, в Казахстан. Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым ковром, не только дети, но и взрослые выходили на прогретую весенним солнцем землю и начинали свои состязания в ловкости, меткости. Проявить эти качества помогала игра «Асык».
Суть игры заключается в следующем. Играют 2 или 4 человека. Собирают бараньи косточки численностью штук ( кратные 2). Одну кость красят в алый цвет (это Хан). Бросают жребий, кому начинать. Первый игрок выбрасывает кости из мешочка. Они ложатся на пол. Начинающий игру должен движением пальца «выбить» одну косточку другой, стоящую в таком же положении. или «Выбить» можно или
При этом надо постараться не задеть рядом стоящих косточек. Если задел или не выбил нужную косточку, то право продолжать игру переходит следующему игроку. Хана выбивают последним. Игрок, выбивший хана, является абсолютным победителем. Игра развивает глазомер, вырабатывает ловкость и находчивость, вырабатывает мелкую моторику рук.
Заинтересовавшись игрой в кости, я решил узнать о них побольше. Сходил в библиотеку, «покопался» в интернете, расспросил папу. И вот что я ещё выяснил. Игра зародилась в те далекие времена, когда по степям бродили скифы, саки, массагеты, гунны и прочие прародители нынешних азиатских народов. Мужчины пасли скот и размахивали акинаками, женщины шили одежду и готовили еду, а озорные мальчишки чертили круг и выбивали из него асыки. Никто из ученых не задавался вопросом, сколько веков существует эта игра. Лишь вскользь упоминается, что при раскопках древних городов и стойбищ, существовавших три тысячи лет назад до нашей эры, находили бараньи косточки, залитые свинцом или оловом. Первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических ритуалов – гаданий и предсказаний. Жрецы Древнего Египта, маги Вавилона, оракулы Эллады и степные шаманы использовали для определения воли богов кости жертвенных быков или овец. Они имеют различные поверхности: одна гладкая, другая – с ямкой, третья – выпуклая, четвертая – с маленьким острым рожком. Мистики усматривали в этом указания божественного провидения, которое нужно только правильно истолковать. Немного из истории игры
Первое письменное упоминание об игре в асыки появилось в жизнеописании Чингисхана. Именно за игрой в асыки он подружился со своим побратимом и главным врагом Джамухой. Этот эпизод хорошо описал писатель Исай Калашников: "Первым бил Джамуха. Он долго целился, щуря глаза с длинными, загнутыми вверх, как у девушки, ресницами. Бросок получился слишком слабым. Бита, прискакивая, шла по льду, на глазах теряя скорость, в круг она еле вползла. Джамуха, неловко улыбаясь, полез за пазуху доставать проигранную бабку. Настала очередь Тэмуджина. Он сбросил овчинные рукавички, потер руки, прошептал: "Мать-земля, вечное небо, помогите мне!". Бита заскользила по льду и кувырком ушла в сторону. Тэмуджин, не скрывая досады, зло пнул биту носком гутула. Хучар кинул свою биту, почти не целясь. Большую часть расстояния она пролетела по воздуху, плавно опустилась на лед и, быстро вращаясь, врезалась в ряды бабок. Сухо щелкая, они разлетелись, три штуки оказались за чертой – выигрыш Хучара. Ну что за бита, что за рука у этого Хучара!".
Игры в кости Существует огромное количество разных игр в асык. Вот некоторые из них. Игра «Хан»: играющий подбрасывает один асык, и пока тот летит, участник должен подхватить несколько асыков из круга, не задевая остальные, тогда выигрыш он забирает себе. Если при этом игрок все же задеёт 2-3 асыка, то ровно столько же своих асыков он должен поставить в круг, а игра переходит к другому участнику. Игра длится до тех пор, пока в кругу не заканчиваются асыки. «Хана» забирают в последнюю очередь.
1. На земле чертится круг диаметром два метра. 2. В центре круга проводится линия, длина которой зависит от количества игроков и асыков. Она называется "кон". 3. Каждый игрок ставит на кон свой асык на ребро "алче" или "таган". Нельзя ставить подряд два асыка одной стороной. 4. У каждого игрока должна быть своя "сака" (биток), или "сочка", которая имеет ценность нескольких простых асыков – в зависимости от размера, окраски и заливки свинцом. 5. Право первого броска разыгрывают по жребию: игроки одновременно подбрасывают свои сака. Эта процедура называется "юриться". Игрок, чей асык первым встанет на ребро "алче" или "таган", будет играть первым и вторым. Если же асыки встанут на ребро у нескольких игроков, то они между собой снова "юрятся". Если выпадает "алче" и "таган", то преимущество за "алче". Асык ату
6. В пяти метрах от круга рисуют мелом линию, с которой игроки будут прицельно метать свои сака, пытаясь попасть в асыки, стоящие на кону. 7. Все игроки бросают свои сака с исходной черты до тех пор, пока кто-нибудь не попадет в асыки, стоящие на кону. 8. Если игрок попадет в асык на кону и тот будет выбит из круга, то игрок забирает его и снова бросает сака в асыки, стоящие на кону, уже с линии круга. 9. В случае промаха ход переходит к следующему игроку в порядке очередности. 10. Если есть хотя бы одно попадание в асыки на кону, все игроки бросают сака с линии круга. 11. Если игрок попал в асык, стоящий на кону и не выбил его из круга, ход переходит к другому игроку, который должен выбить поваленный асык из круга. 12. Если игрок попал в асык и не выбил его из круга, но сака станет на "алче", то игрок получает дополнительный ход и снова кидает с линии круга. 13. Если ты проиграл все свои асыки, то можешь разменять сака на несколько обычных альчиков.
В Алматы перед зданием Республиканского музея спортивной славы стоит на "алче" огромный асык, который называют "Асыком удачи". Это старая казахская примета: бросался асык – если он становился на ребро "алче", то человека ожидала непременная удача. Так что прикоснитесь к огромному "Асыку удачи" и тогда сбудется пожелание, написанное на постаменте: "Асыгыныз алшысынан турсын!" ("Пусть вам улыбнется удача!"). Памятник Асыку
Источники: Белялова Хатира Галиевна, учитель МБОУ Оравской СОШ Канаев Еркен Рамазанович, житель деревни Оравка.
Спасибо за внимание! Работу выполнил: Канаев Руслан, ученик 5 класса МБОУ Оравской СОШ Руководитель: Канаева Бакытгул Манатбековна, учитель русского языка и литературы МБОУ Оравской СОШ