Читатели Metro пересказали классику
В Общественной палате состоятся слушания о возможности создания единого учебника по литературе. В преддверии этого события читатели помогли газете Metro составить народное пособие. В нем оказалось много интересного.. Мы решили помочь специалистам и создать собственный «народный» учебник. Обычные россияне, пусть и с ошибками, но от чистого сердца поделились своими знаниями об известных произведениях...
Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) Евгений Онегин от пенсионерки Галины Сергеевны Краткое содержание:начнем с того, что жила- была Татьяна. «Итак, звалась она Татьяной». У нее была сестра Ольга – веселая, задорная, а Татьяна – так... чего-то все ждала. И встретила она Онегина, влюбилась, письма ему писала. Он как бы ее игнорировал, хотя и понимал, что она влюблена. Он больше был хозяйственником, обычным, заурядным человеком, хотя и строил из себя всякое... Татьяна вышла замуж, и, когда он наконец воспылал к ней любовью, она уже была замужем. Как там было? Люблю, но другому отдана и буду вечно ему верна. Положительные герои: все. Отрицательные герои: плохих нет, даже Ольга, хотя она прожигала свою жизнь. О Пушкине: помню его стихотворение «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись». Жизненное. Любимое стихотворение Путина, между прочим. Он как-то раз читал это на корейском языке. В каком веке Пушкин жил, не знаю. Лет сто назад, наверное.
Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) "Горе от ума" от логиста Леонида Краткое содержание: Чадов приехал после долгого отсутствия в Москву, в дом Фамусова. Когда-то он очень любил Софью, дочь Фамусова. Софушка – как-то ее так называли. Чадов... а, простите, Чацкий начал общаться с ней как всегда, как раньше, но потом понял, что нравы Москвы никак не изменились, а его нравы как раз-таки поменялись, стали более западными, более прогрессивными. Смесь парижского с нижегородским – все это осталось в Москве, и это его не устраивало. Был Молчанов, он был совсем недалекий, но тоже подбивал клинья к Софье. И все это общество, в котором они вращались... Чацкий не смог принять их нравы и решил уехать. Мораль: развитым людям тяжело в Москве. Положительные герои: Чацкий – это идеальный герой для меня. Отрицательные герои: Молчанов. О Грибоедове: мало чего помню. Знаю, что он погиб в Грузии, знаю, что он служил, воевал, много времени проводил на Кавказе, там и умер.
Толстой Лев Николаевич (1828–1910) "Война и мир" от художника Берингарьи Краткое содержание:Москва, бал, Пьер Безухов. И вот идет эта чиновничья возня. Толстой показывает, как в этом чиновничьем мире важны деньги, однако во время баталий войны обретаются истинные человеческие ценности. И иногда приходится пострадать, чтобы их понять, осознать, что на самом деле важно. Лев Николаевич показывает Наташу Ростову. Наташа влюбляется в Болконского – чистейшая любовь. А затем... погибает их ребенок. Болконский защищал Отечество, но не защитил ее и ребенка. Он ее бросил, и она не смогла ему это простить. А потом вышла замуж за Безухова, потому что он смог понять ее душу, душу женщины. Положительные герои: всех можно назвать в каком-то смысле хорошими. Отрицательные герои: нет плохих. О Толстом: он отказывался от мяса, от военных баталий, потому что стремился к мудрости. А от женщин не смог отказаться до конца жизни.
Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) "Преступление и наказание" от Павла, работника стройки Краткое содержание: главный герой Раскольников совершает двойное убийство. Он студент, живет в Петербурге и убивает от безысходности. Убивает богатую купчиху и ее племянницу Анну. Грабит их, забирает их пожитки и уходит оттуда. А еще Анна была его любимой девушкой, но оказалась случайной свидетельницей, поэтому он ее тоже убил. И вот мучает его совесть за содеянное, поэтому он сам пошел и сдался следователям. Потом он попадает в ссылку и в ссылке пишет роман-раскаяние о своей жизни. Раскольников вообще был за справедливость, он не ожидал, что так все получится. Какая мораль – не помню. Положительные герои: Раскольников. Отрицательные герои: Раскольников. О Достоевском: великий писатель. Он был немного сумасшедшим, болел какой-то болезнью – не помню.
Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) "Ревизор" от студентки Елизаветы. Краткое содержание: чиновник должен был приехать в город, но никто не знал, как он выглядит. Приехал какой-то человек, хорошо одетый, но на самом деле нищий. И все приняли его за ревизора. Началась суматоха, все ему начали нести какие-то взятки, преклоняться перед ним, какие-то почести ему оказывать. Он еще захотел жениться на дочке кого-то главного, рассказывал, что дружит с Пушкиным, и все ему верили. А когда приехал настоящий ревизор, все поняли, что тот, предыдущий, всех обманывал. Обман раскрылся. Не помню, чем все закончилось. Вроде бы он уехал в не очень хорошем расположении духа. Мораль... сложно сказать. Может быть, не стоит строить из себя того, кем ты не являешься, надо быть тем, кто ты есть. Положительные герои: нет таких. Отрицательные герои: даже не знаю, все по- своему отрицательные. О Гоголе: про Гоголя помню, что он родился 1 апреля.
Эксперт: Я за единый стандарт Metro побеседовало с инициатором создания единого учебника по литературе – членом совета Общественной палаты РФ Павлом Пожигайло. Почему родилась такая идея? Я считаю, что литература крайне важна для воспитания детей. Поэтому, когда я прочел три самых известных учебника по литературе, я ужаснулся. Один – какой-то языческий, другой – марксистский, в третьем написано, что в русской литературе смысл не главное, главное – форма. В общем, нормального учебника нет. Поэтому я и сказал, что было бы здорово, если бы в России была организация, объединяющая учителей литературы и литературоведов, по принципу Союза писателей. Она могла бы публично провести ревизию и выработать некий единый подход к преподаванию литературных произведений. Некоторые учителя говорят, что им не нужен учебник... Этого мнения обычно придерживаются преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга. Но учителя из регионов, особенно из национальных республик, поддерживают мою идею. И методички им нужны. Я считаю, стандарт нужен, но я не за то, чтобы его навязывать
Мнение учителей: Петербург «В новом учебнике должна присутствовать классика, но подавать ее нужно по-новому. Идеалом учебника считаю «Тайны словесного искусства», выпущенные в 1996 году для 5–6-х классов». Елена Грузина учитель литературы гимназии 11 «Такой учебник не должен готовить учеников к сдаче ЕГЭ. Его предназначение – учить нравственности и морали, а создавать его должны прежде всего учителя-практики». Татьяна Дружинина учитель русского языка и литературы лицея 395 «Нынешний учебник вполне приемлем, только дело в том, что дети все равно книг не читают, ограничиваясь «Гарри Поттером» и другой ерундой». Елена Цивьян учитель русского языка и литературы школы 204 «Безусловно, нужен современный учебник, основанный на русской классике. Еще, на мой взгляд, в нем необходимо напечатать статьи наших замечательных литературоведов – Андронникова, Лотмана». Майя Пильдес, директор гимназии 56
Спасибо за внимание!!!