Тема : «Употребление фразеологизмов в речи современными школьниками и учителями». Выполнил:Иванов Сергей, ученик 5 А класса Руководитель: Муравьева М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева.
Advertisements

Урок по теме «Фразеологизмы» 5 класс Учитель русского языка и литературы Верейская Светлана Николаевна.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Учебный проект по теме «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится». Проектная деятельность на уроках русского языка.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Её Величество Фразеология. Знаете ли вы?... Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, близких по значению одному слову, поэтому фразеологизм можно.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
Фразеологизмы в загадках и ответах.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория.
Транксрипт:

Тема : «Употребление фразеологизмов в речи современными школьниками и учителями». Выполнил:Иванов Сергей, ученик 5 А класса Руководитель: Муравьева М.В. 1

Определить, как часто и с какой целью люди употребляют фразеологизмы в речи.

НАШИ ЗАДАЧИ: Изучить теоретический материал по теме «Фразеология» (значение термина, происхождение, особенности употребления в речи). Провести необходимые исследования в разных возрастных группах. Проанализировать результаты, сделать выводы

« Термин «фразеологизм » имеет несколько определений. Фразеологизм или фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей (заколачивать деньги, остаться с носом, собаку съел). » Устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица. Например, сыграть в ящик (умереть)…… Вывод: фразеологизмы –несвободные сочетания.

Пускаться наутёк Смазать пятки Уносить ноги Быть на седьмом небе Кожа да кости Можно рёбра пересчитать Рад сквозь землю провалиться Заварить кашу

6 Разговорная речь в чем мать родила, гол как сокол, тертый калач. Профессиональная среда Ткачество: тянуть канитель Столярное дело: снять стружку, разделать под орех. Музыкальное искусство: играть первую скрипку Транспорт: дать задний ход. Металлургия: довести до белого каления Заимствования из других языков Старославянск ого: второе пришествие, запретный плод. Античная мифология: яблоко раздора, ахиллесова пята, И СКОННО - РУССКИЕ

Фразеологические синонимы (близкие по значению фразеологизмы). В два счёта В мгновение ока Одна нога здесь, другая там Во весь дух ОЧЕНЬ быстро Что есть духу Что есть силы 7 Рис. Во весь дух

Фразеологические антонимы (противоположные по значению фразеологизмы). Кот наплакал (очень мало): Куры не клюют (очень много) Как кошка с собакой (недружно-) Душа в душу (дружно) 8 Рис. Кот наплакал

9

Мы убедились, что при помощи разных значений одного и того же фразеологизма можно выразить мысль по-разному. Фразеологизмы делают нашу речь более интересной, эмоциональной и живой.

11 УЧАСТВОВАЛИ 56 5 КЛАСС 8 КЛАСС Учителя КЛАСС 13

12 5 класс(22чел.)8 класс(10чел.) 11 класс(13) Учителя(11чел.) фразеологизмЗнаю значение Употребляю в речи Знаю значение Употреб ляю в речи Знаю значение Употребл яю в речи Знаю значение Употребляю в речи Мухи не обидит Море по колено Во всю Ивановскую Тянуть кота за хвост Не разлей вода Плясать под чужую дудку Сесть на шею Точить лясы Кот наплакал Бить баклуши Реветь белугой Дело в шляпе Троянский конь Душа в пятки ушла Яблоко раздора Ахиллесова пята Через пень- колоду Авгиевы конюшни Остаться с носом На лбу написано % 41%13%68%24%87%40%94%65% Таблица 2. Уровень понимания значения фразеологических оборотов и их употребления в речи

13

1. Чем старше ученики, тем больше понимают важность употребления фразеологизмов. 2. Школьникам необходимо в полной мере интересоваться историей языка и происхождением слов и выражений. 14

Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями ( анкета) употребляемые учителями ( анкета) Мы опросили 11 учителей нашей школы, чтобы выяснить, какие фразеологизмы употребляются ими в речи. Следующие фразеологизмы назывались чаще всех: Как белка в колесе, ворон считать, собаку съел, сидеть сложа руки, валять дурака, медвежья услуга, дубина стоеросовая, индюк гамбургский, коломенская верста, рыцарь печального образа, краса ненаглядная.

яблоко от яблони недалеко падает ума палата; вешать лапшу на уши; работать, засучив рукава; на козе не подъедешь; седьмая вода на киселе; кончил дело – гуляй смело; ум хорошо, а два – лучше; тьма- тьмущая; сытый голодного не разумеет; ни свет ни заря; не зги не видно; как рыба в воде; работать спустя рукава; сердце в пятки ушло; бежать сломя голову. 16

Мы пришли к выводу, что, для того чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы. Поэтому, следующий шаг- разработка своего словаря фразеологизмов с рисунками и интересных заданий по фразеологии. 17

Спросили у лентяя как-то раз: "Наверное устал ты бить баклуши? Как белая ворона среди нас, Горазд ты только спать и сытно кушать. Витаешь в мыслях где-то в облаках, О блюдечке с каёмочкой из злата Всё грезишь ты в заоблачных мечтах, Пройдут года и будешь горько плакать!" Но все наказы тот лентяй отверг: "Вы словно белены объелись дружно! Работать после дождичка в четверг Я буду, ну а раньше мне не нужно! Перчатку бросить вздумали? Ха-ха! Лентяя совесть взять ли на поруки? Известно всем, чего таить греха,- Не сделать вам слона из малой мухи." 18

1) Близнецы были похожи как... (две капли воды). 2) Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой). 3) От волнения он был бледный, как... (полотно). 4) Этот район я знаю как... (свои пять пальцев). 5) Целый день он занят, кружится как... (белка в колесе). 19

Также мы выступили перед учащимися 5-6 классов с презентацией по фразеологии. После опроса учащиеся 5 класса лучше объяснили ранее представленные фразеологизмы. Мы рады, что ребята стали лучше разбираться в этой теме. Надеемся, что мы заинтересовали их, и они будут употреблять фразеологизмы в своей речи. 20

Карточка 1(исследователи) Объяснить значение предложенных фразеологизмов. 1. Водой не разольешь. 2. Как в воду опущенный. 3. Толочь воду в ступе. Карточка 2(писатели) Закончить фразеологизм 1. Дрожит, как Катается, как Выводить на... Карточка 3(художники) Подберите к рисункам фразеологизмы. 21

22 Голова Человек с головой Вскружить голову Потерять голову Отвечать головой Как снег на голову Голова идет кругом С больной головы на здоровую Язык Язык без костей Острый на язык Тянуть за язык Язык проглотить Найти общий язык Держать язык за зубами Язык до Киева доведет

Бить баклуши Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «баклуши бить». Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой - баклуши бьют. 23

Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит очень уж громко. Возникает закономерный вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. А вот он действительно ревет очень громко. 24

Это выражение употребляют, когда говорят об уже почти улаженном, решенном деле или вопросе. Есть две версии происхождения этого выражения. 1. В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, дележе земли, долгах, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашенному чиновнику. Он клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом получалось, что дело просителя оказывалось в шляпе – считай, уже было решено. 2. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьевкой: в шляпу бросали монеты, шарики или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится его вытащить – у того «дело в шляпе». 25

1. Выражение возникло в среде лесорубов. Первоначально фразеологизм употреблялся в форме сравнения - [делать что-л.] как через пень колоду валить; валить, как через пень колоду, т. е. так же неудобно, как тащить через пень толстое бревно. 2. Связано с хождением по буреломам, где идешь "через пень в колоду", т. е., перешагнув через очередной пень, можешь попасть ногой в трухлявую колоду. 26

Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально "точить лясы" означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше. Что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню. 27

Греки на заре своей истории осадили малоазиатский город Трою, или Илион. Десять лет Троя сопротивлялась врагам. Хитрец Одиссей дал данайцам совет взять крепость обманом. Был построен пустотелый огромный конь, внутри которого спрятались отборные воины греков. Оставив статую на берегу в виде подарка, греческое войско погрузилось на корабли и отплыло прочь от берега. Ночью они тайком выбрались из чрева коня, открыли городские ворота и вступили подоспевших товарищей, вернувшихся на кораблях. Отсюда же возникло выражение «Троянский конь», употребляемое в значении: «тайный, коварный замысел». 28

Авгиевы конюшни: По легенде, царь Авгий был заядлым коневодом: в его конюшнях стояли 3000 коней. Однако, по какой-то причине, в течение 30 лет конюшни никто не чистил. А когда Геракл пытался сделать себе имя в сфере подвигов, ему и было поручено их почистить. Геракл отвёл в конюшни русло реки Алфеи и потоком воды вымыл весь навоз. С тех пор, выражение авгиевы конюшни применяется ко всему запущенному или загрязненному до последнего предела. 29

Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. 30

Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета. Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях. 31

24 ! 32 Взять себя в руки Витать в облаках